Добавлено: 12.10.2016

Им возрождать нашу страну

«Пренебрежение воспитанием есть гибель людей,
семей, государств и всего мира».

Я.А. Коменский


Сегодня всё больше ученых, аналитиков, экспертов, политологов и просто здравомыслящих людей осознают, что самые болезненные явлений привнесены в современную жизнь глобализацией. Этот факт обязывает педагогическое сообщество России осознавать какие вызовы несет она с собой и как их следует учитывать в учебно-воспитательном процессе любого вуза.

Вызовы глобализации многочисленны, комплексны, неоднозначны и проявляются в различных сферах общественной жизни, но наиболее опасными для человека и человечества являются её вызовы в духовно-нравственной сфере. Цели глобализации, как они предстают перед нами на основе анализа действий правительства Великобритании, администрации США, НАТО, ЕС, ПАСЕ, ОБСЕ, других руководящих структур западного сообщества полностью игнорируют духовно-нравственную сферу. Как следствие этого глобализация безжалостно уничтожает традиционные духовно-нравственные ценности, исторические и национальные традиции и смыслы существования народов, наций, обществ, государств, цивилизаций и это самый главный вызов процесса глобализации.

25 мая 2011 года выступая перед британским парламентом Барак Обама заявил: «Наступило время нашего лидерства. Мы – США, Великобритания и наши демократические союзники – формируем мир, в котором могут образоваться новые нации(!)».

На достижение этой цели брошены все силы и ресурсы информационных и финансовых империй Запада. Анализируя доступные материалы, можно понять, что сверхзадача их стратегии – продиктовать и навязать (если потребуется, то и военной силой) всему миру свои правила поведения и создать условия для «цветных революций», «революций достоинства» и смещения с их помощью под лозунгами «продвижения демократии» неугодных режимов и руководителей, отстаивающим суверенитет и национальную самобытность своих народов и стран. Сказанного вполне достаточно, чтобы сделать вывод: мы живем в эпоху грубого насильственного перелома, радикальной перестройки (переформатирования) мировоззрения, сознания и психики человека и человечества.

Это ясно сформулировал Президент России В.В. Путин в выступлении на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи 12 сентября 2012 года: «духовные, нравственные ценности, ценностные коды – это сфера жёсткой конкуренции, …объект открытого информационного противоборства, …хорошо срежиссированной пропагандистской атаки.

И это никакие не фобии, …так оно и есть на самом деле. …Попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий – это абсолютная реальность, …с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша страна».

Сегодня эти слова Президента убедительно подтверждаются. В процессе глобализации и под видом глобализации Запад во главе с Великобританией и США ведет жестокую борьбу за доминирующее влияние на планете, за её ресурсы, за торжество исповедуемых им принципов жизнеустройства, а Россия с её традиционными духовно-нравственными ценностями и принципами ему мешает. Именно поэтому против России ведется широкомасштабная и разноплановая война: идеологическая, информационная, психологическая, экономическая, война в киберпространстве, война «консциентальная», от латинского слова conscientia - «сознание», «совесть», т.е. война на поражение и полное переформатирование сознания человека, общества, народа.

Целью и предметом поражения в консциентальной войне являются определенные типы сознаний. Ближний Восток превращен в лабораторию, где традиционный ислам целенаправленно превращают в исламский экстремизм и терроризм. На Украине целенаправленно уничтожается русский, православный тип сознания, основанный на базовом евангельском законе «возлюби ближнего своего, как самого себя». В Европе повсеместно ведется борьба против европейской христианской само идентичности, против христианских ценностей и, прежде всего, против семейных.

В обстановке широкомасштабной информационно-психологической агрессии и почти тотальной информационной зависимости современному молодому человеку трудно дается самоопределение своей духовно-нравственной сущности. К сожалению, современная высшая школа плохо помогает ему в этом. Практически все изучаемые в вузах «человековедческие» науки рассматривают человека в рамках естественнонаучной, а точнее психофизиологической парадигмы и мало учитывают её духовно-нравственную, религиозно-историческую составляющую.

Сегодня господствует взгляды, полагающие что психика наиболее общее понятие, а сознание - частное и оно (сознание) есть высший уровень развития психики человека. Приверженцы таких подходов убеждены, что не пристало высшей школе и особенно психологии рассуждать о душе, духе и духовности, а тем более учитывать эти «ненаучные» явления при подготовке различного уровня специалистов, в том числе и военных. Это неправильно, ошибочно и вредно.

Все глобальные вызовы нашего времени рукотворны и направлены они в первую очередь на радикальные изменения в области духа и сознания человека, на уничтожение религии, разрушение духовной самоидентичности народов, ликвидацию суверенных государств, на изменение духовной сущности человека и человеческой цивилизации. Именно этот вызов глобализации создает смертельную опасность для суверенитета, национальной и государственной безопасности России.

31 декабря 2015 года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Согласно п. 78. «Стратегии…» к традиционным российским духовно-нравственным ценностям отнесены: приоритет духовного над материальным, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали, преемственность истории нашей Родины и др. В качестве угроз традиционным ценностям в п. 79 указаны: размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии, попытки фальсификации российской и мировой истории и др.

Впервые в документах такого рода в п.82 «Стратегии…» говорится о культурном суверенитете России и ставится цель защитить российское общество от внешней идейно-ценностной экспансии и от деструктивного информационно-психологического воздействия. Очень важно, что помимо утверждения приоритета духовного над материальным, «Стратегия…» указывает на необходимость внедрения принципов духовно-нравственного развития в систему образования, в молодежную и национальную политику.

Это требование «Стратегии…» глубоко закономерно. Для того чтобы противостоять вызовам глобализации система высшего образования РФ должна готовить специалистов, особенно военных, с учетом не только особенностей современного развития, но и исторических особенностей становления российской государственности и быть глубоко связана с историей, культурой, религией народов России, их духовно-нравственными, трудовыми и боевыми традициями. Это подразумевает смену приоритетов и ценностно-смысловых ориентиров системы высшего образования в пользу приоритета духовного над материальным, как этого требует «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации».

Сегодня в России нет единой общественно-государственной установки о содержании воспитания как научно-педагогического явления и существует множество его определений. Научно-педагогическая категория «воспитание» постоянно уточняется и наполняется новым содержанием, но одно в нем остается неизменным, ведущим и упорно пробивающимся через века, несмотря на конъюнктуру времени, его духовно-нравственная составляющая.
Неоспоримой истиной большинства концепций воспитания являются утверждения, что воспитание не существует без обучения и образования, но имеет перед ними неоспоримый приоритет, что всякое обучение воспитывает, а всякое воспитание обучает.

Видимо, для продолжения наших дальнейших рассуждений следует хотя бы конспективно сказать о самих понятиях дух, духовность, нравственность, мораль. Дать полные и исчерпывающие определение этих понятий трудно (а по мнению автора, невозможно) настолько они многомерны, подвижны и изменчивы, но все же очень коротко их рассмотрим.

Начнем с понятия мораль. Почему с морали, а не нравственности? Если мы заглянем в словари, энциклопедии, учебники и другие источники, то обнаружим, что в большинстве из них нет определения понятия нравственность, и почти все они рассматривают её феномен через понятие мораль и часто ограничиваются ссылками:
«нравственность – см. мораль». Многие авторы не делают различия между понятиями мораль, нравственность и считают, что различия между ними определяются языковой принадлежностью термина. По мнению автора, это неправильно, т.к. соотношение и различия понятий нравственность и мораль вполне очевидная, хотя и очень тонкая, вещь.

Для большинства людей мораль это прежде всего то, что правильно и неправильно, что хорошо и плохо, что можно и что нельзя делать. Мораль выражает и диктует нормы поведения человека извне, т.е. те, которые приняты в корпорации, клане, социальном слое, обществе, племенем, народностью, народом.

Нравственность выражает и диктует человеку внутренние нормы поведения, определяемые им самим, его внутренними регуляторами поведения и, прежде всего, наличием у него совести. Нравственные нормы и требования человек устанавливает и предъявляет к себе сам в соответствии со своими внутренними убеждениями. К. Д. Ушинский писал: «нравственно только то действие, которое проистекает из моего свободного решения, и всё, что делается не свободно,… есть если не безнравственное, то, по крайней мере, не нравственное действие». Следует подчеркнуть, что нравственность не является и не может быть самостоятельной сущностью, она всегда обусловлена духом, духовностью человека, которая определятся его верой, причём это может быть и атеистическая вера, т.е. вера в то, что Бога нет.

Что же такое человеческий дух, духовность? Определений тысячи, а ответа нет. Это великая тайна. Сущность духовности не поддается рациональному осмыслению.

Человеческая духовность не просто неосознанна, а неизбежно бессознательна, «человек вообще является человеком тогда и постольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия», утверждал австрийский психиатр и философ Виктор Эмиль Франкл (1905–1997). В работе «Человек в поисках смысла», он пишет, что духовное в человеке «это то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке». И говорил он это не только как выдающийся ученый, но и как человек, успешно противостоявший своему телесному и даже психическому началу в условиях немецкого концлагеря. Выдающийся хирург, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Сталинской премии за 1946 год, святитель Лука Войно-Ясенецкий говорил, что дух есть сумма нашей души и части её, находящейся вне границ нашего сознания.

Можно привести другие определения, но очевидно, что феномен духовности, так же, как и нравственности, не имеет и не может иметь исчерпывающего определения. В то же время, говоря о духовности люди самых разных мировоззрений и убеждений вкладывают в него положительный смысл, подразумевая при этом господство Духа человека над животными влечениями его души и тела.

Ещё в Ветхом Завете, в Моисеевых заповедях, данных ему Богом на горе Синай, были сформулированы основные духовно-нравственные постулаты человечества: «Почитай отца своего и матерь свою, да благо тебе будет, и да долголетен будешь на земли», «не убий», «не прелюбодействуй», «не укради», «не произноси на другого ложного свидетельства», «не желай ничего чужого, вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему» и др. В дальнейшем всё вращалось вокруг этих заповедей, их или искажали и опровергали, или дополняли и интерпретировали, но обойти их ещё не удавалось никому.

Иногда говорят, что слова Библии относятся только к верующим и ссылаться на них нецелесообразно. Это не так. Почти для двух с половиной миллиардов людей, в том числе для очень многих авторитетных и всемирно известных ученых Библия есть реальный исторический документ, и они считают её сокровищницей тысячелетней мудрости. Изучая историю и философию науки, саму науку XVII–XIX вв., мы видим ее живую связь с христианским мировоззрением. Галилей, Ньютон, Декарт, Паскаль, Лейбниц, Фарадей, Максвелл, Планк, Мендель, Коши основываясь на христианских положениях, применяя их к познанию мира, создали современную науку. «Наука и религия в распрю прийти не могут... разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет», утверждал М.В. Ломоносов. Обратите внимание на весьма примечательный мотив, по которому, по мнению М. В. Ломоносова, некоторые пытаются поссорить религию и науку, это «тщеславие и показание своего мудрования». Французский химик, лауреат Нобелевской премии, Поль Сабатье (1854–1941), писал: «Естественные науки и религию противопоставляют друг другу лишь люди, плохо образованные как в том, так и в другом». Видимо вышесказанное может служить аргументом в пользу того, что мы не можем отмахиваться от Библейских истин, особенно, когда ведём речь о духовных категориях и понятиях.

Это та непростая исходная ситуация, которую мы должны учитывать, решая проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся высшей школы в условиях глобализации. Нам есть на что опираться. Россия имеет богатства неизмеримо более ценные, чем газ, нефть, золото – это история и культура России, это духовно-нравственные ценности и традиции русского и других её народов.

Веками деятельность устроителей и защитников России, их мораль и нравственность опирались на Евангельскую мудрость: «... люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона». (Послание апостола Павла римлянам, гл. 13, параграфы 9,10).

Этой мудростью пронизаны «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI в.) и «Повесть временных лет» летописца Нестора, «Поучения Владимира Мономаха» (XI в.), требующие жить честно, по совести, по правде, уважая других и принося им пользу, быть великодушным и милостивым, творить добро, трудиться не только для себя, а, прежде всего, на благо своего народа, общества и Отечества. Невозможно найти в древнерусской литературе произведения, которое не было бы направлено на укрепление духовно-нравственного здоровья народа, возвышение семьи, воспитание любви к Отечеству.

Обращаясь к нашей истории, мы видим, что именно эти высокие идеалы и ценности явились главным условием превращения разных племен и этносов в единый русский народ, стали основой его духовно-нравственного объединения. Общественно-полезный труд, строительство, сохранение и защита единого Отечества, стремление к внутреннему духовному совершенствованию – вот столпы, на которых возрастали Киевская Русь, Московское Царство, Императорская Россия и, до определенного времени, Советский Союз. Только на них сможет возрастать и развиваться и современная Россия.

Каким же в итоге всех наших рассуждений нам видится в духовно-нравственном плане выпускник современного вуза, способный успешно противостоять разрушительным вызовам глобализации?

Очень условно мы можем сформулировать это следующим образом, у него должны быть сформированы, и он должен иметь:

духовно-нравственные качества и чувства: совесть, стыд, честь, трудолюбие, желание трудиться не только для себя, но и для блага других людей, общества, Отечества; любовь к ближнему, отсутствие зависти, сопереживание, т.е. способность сочувствовать боли, горю, беде, несчастью другого живого существа и не только человека; чувство собственного достоинства, не имеющего ничего общего с гордыней; осознание долга и ответственности перед другими народами, обществом, страной и т.д.

духовно-нравственную позицию: способность отличать добро и зло, неумение лицемерить, врать и воровать, уважение к истории и традициям своего народа, страны, самоотверженное служение Отечеству, стремление к приумножению достижений своих предков, способность оказать бескорыстную помощь людям, преодолевать житейские тяготы и лишения и т.д.

духовно-нравственный облик, предполагающий: порядочность, доброту, милосердие, скромность, добросовестность, верность, надёжность, сострадание, умение прощать, достоинство и самоуважение, но не самовлюблённость, уважение старших, заботу о родителях, невозможность обижать и бросать без помощи слабых, неправедно наживаться, бездельничать и т.д.

Сегодня самые широкие слои российского общества всё лучше понимают несостоятельность утверждений, звучавших в начале и средине 90-х гг., что высшей школе следует не о духовности рассуждать, а помочь гражданам России стать конкурентоспособными работниками на свободном рынке труда, и что главная задача современного образования сформировать человека, способного интегрироваться в современное общество, не уточняя при этом в какое именно.

Особенно радует, что сегодня уже мало кто оспаривает, что в основе существования и развития народа, общества и государства лежит не только и не столько экономика, сколько дух, духовность, нравственность и мораль, духовное здоровье человека, народа, нации, что без опоры на традиционные духовно-нравственные ценности, историю, религию и культуру народов России, она не возродится и никакие реформы, кроме разрушительных, в ней невозможны.

Неплохо бы и всему педагогическому сообществу высшей школы как можно быстрее понять, что система высшего образования, должна иметь неразрывную связь с духовно-нравственным воспитанием и видеть в вузах не «ремесленные училища» по обучению и подготовке высокопрофессиональных и конкурентоспособных специалистов, а центры духовно-нравственного воспитания и подготовки высоко просвещённой нации и духовно здоровой элиты российского общества, способной противостоять разрушительным вызовам глобализации.

Высшая школа была, есть и в обозримом будущем будет (должна быть) важнейшим общественным, социальным, культурным и государственным институтом образования и воспитания граждан России, её устроителей и защитников.

Образование, и его сердцевина – воспитание, должны быть пронизаны духовно-нравственным началом. В этом и только в этом должна быть вся суть всего учебно-воспитательного процесса в высшей школе.

Для военных вузов это требование является приоритетным. Учебно-воспитательный процесс любого военного вуза должен быть духовно-нравственно оплодотворен и возвышен, чтобы подготовить и воспитать высокопрофессионального и умелого военного специалиста, с высокими духовно-нравственными и моральными качествами, настоящего защитника Отечества, способного сражаться за него, не щадя своей жизни.
Честь имею!

А.В. Черкасов,
кандидат военных наук,
профессор ВУ МО РФ
от 23.11.2024 Раздел: Октябрь 2016 Просмотров: 2440
Всего комментариев: 0
avatar