«Пренебрежение воспитанием есть гибель людей,
семей, государств и всего мира».
семей, государств и всего мира».
Я.А. Коменский
Сегодня всё больше ученых, аналитиков, экспертов, политологов и просто здравомыслящих людей осознают, что самые болезненные явлений привнесены в современную жизнь глобализацией. Этот факт обязывает педагогическое сообщество России осознавать какие вызовы несет она с собой и как их следует учитывать в учебно-воспитательном процессе любого вуза.
Вызовы глобализации многочисленны, комплексны, неоднозначны и проявляются в различных сферах общественной жизни, но наиболее опасными для человека и человечества являются её вызовы в духовно-нравственной сфере. Цели глобализации, как они предстают перед нами на основе анализа действий правительства Великобритании, администрации США, НАТО, ЕС, ПАСЕ, ОБСЕ, других руководящих структур западного сообщества полностью игнорируют духовно-нравственную сферу. Как следствие этого глобализация безжалостно уничтожает традиционные духовно-нравственные ценности, исторические и национальные традиции и смыслы существования народов, наций, обществ, государств, цивилизаций и это самый главный вызов процесса глобализации.
25 мая 2011 года выступая перед британским парламентом Барак Обама заявил: «Наступило время нашего лидерства. Мы – США, Великобритания и наши демократические союзники – формируем мир, в котором могут образоваться новые нации(!)».
На достижение этой цели брошены все силы и ресурсы информационных и финансовых империй Запада. Анализируя доступные материалы, можно понять, что сверхзадача их стратегии – продиктовать и навязать (если потребуется, то и военной силой) всему миру свои правила поведения и создать условия для «цветных революций», «революций достоинства» и смещения с их помощью под лозунгами «продвижения демократии» неугодных режимов и руководителей, отстаивающим суверенитет и национальную самобытность своих народов и стран. Сказанного вполне достаточно, чтобы сделать вывод: мы живем в эпоху грубого насильственного перелома, радикальной перестройки (переформатирования) мировоззрения, сознания и психики человека и человечества.
Это ясно сформулировал Президент России В.В. Путин в выступлении на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи 12 сентября 2012 года: «духовные, нравственные ценности, ценностные коды – это сфера жёсткой конкуренции, …объект открытого информационного противоборства, …хорошо срежиссированной пропагандистской атаки.
И это никакие не фобии, …так оно и есть на самом деле. …Попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий – это абсолютная реальность, …с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша страна».
Сегодня эти слова Президента убедительно подтверждаются. В процессе глобализации и под видом глобализации Запад во главе с Великобританией и США ведет жестокую борьбу за доминирующее влияние на планете, за её ресурсы, за торжество исповедуемых им принципов жизнеустройства, а Россия с её традиционными духовно-нравственными ценностями и принципами ему мешает. Именно поэтому против России ведется широкомасштабная и разноплановая война: идеологическая, информационная, психологическая, экономическая, война в киберпространстве, война «консциентальная», от латинского слова conscientia - «сознание», «совесть», т.е. война на поражение и полное переформатирование сознания человека, общества, народа.
Целью и предметом поражения в консциентальной войне являются определенные типы сознаний. Ближний Восток превращен в лабораторию, где традиционный ислам целенаправленно превращают в исламский экстремизм и терроризм. На Украине целенаправленно уничтожается русский, православный тип сознания, основанный на базовом евангельском законе «возлюби ближнего своего, как самого себя». В Европе повсеместно ведется борьба против европейской христианской само идентичности, против христианских ценностей и, прежде всего, против семейных.
В обстановке широкомасштабной информационно-психологической агрессии и почти тотальной информационной зависимости современному молодому человеку трудно дается самоопределение своей духовно-нравственной сущности. К сожалению, современная высшая школа плохо помогает ему в этом. Практически все изучаемые в вузах «человековедческие» науки рассматривают человека в рамках естественнонаучной, а точнее психофизиологической парадигмы и мало учитывают её духовно-нравственную, религиозно-историческую составляющую.
Сегодня господствует взгляды, полагающие что психика наиболее общее понятие, а сознание - частное и оно (сознание) есть высший уровень развития психики человека. Приверженцы таких подходов убеждены, что не пристало высшей школе и особенно психологии рассуждать о душе, духе и духовности, а тем более учитывать эти «ненаучные» явления при подготовке различного уровня специалистов, в том числе и военных. Это неправильно, ошибочно и вредно.
Все глобальные вызовы нашего времени рукотворны и направлены они в первую очередь на радикальные изменения в области духа и сознания человека, на уничтожение религии, разрушение духовной самоидентичности народов, ликвидацию суверенных государств, на изменение духовной сущности человека и человеческой цивилизации. Именно этот вызов глобализации создает смертельную опасность для суверенитета, национальной и государственной безопасности России.
31 декабря 2015 года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
Согласно п. 78. «Стратегии…» к традиционным российским духовно-нравственным ценностям отнесены: приоритет духовного над материальным, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали, преемственность истории нашей Родины и др. В качестве угроз традиционным ценностям в п. 79 указаны: размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии, попытки фальсификации российской и мировой истории и др.
Впервые в документах такого рода в п.82 «Стратегии…» говорится о культурном суверенитете России и ставится цель защитить российское общество от внешней идейно-ценностной экспансии и от деструктивного информационно-психологического воздействия. Очень важно, что помимо утверждения приоритета духовного над материальным, «Стратегия…» указывает на необходимость внедрения принципов духовно-нравственного развития в систему образования, в молодежную и национальную политику.
Это требование «Стратегии…» глубоко закономерно. Для того чтобы противостоять вызовам глобализации система высшего образования РФ должна готовить специалистов, особенно военных, с учетом не только особенностей современного развития, но и исторических особенностей становления российской государственности и быть глубоко связана с историей, культурой, религией народов России, их духовно-нравственными, трудовыми и боевыми традициями. Это подразумевает смену приоритетов и ценностно-смысловых ориентиров системы высшего образования в пользу приоритета духовного над материальным, как этого требует «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации».
Сегодня в России нет единой общественно-государственной установки о содержании воспитания как научно-педагогического явления и существует множество его определений. Научно-педагогическая категория «воспитание» постоянно уточняется и наполняется новым содержанием, но одно в нем остается неизменным, ведущим и упорно пробивающимся через века, несмотря на конъюнктуру времени, его духовно-нравственная составляющая.
Неоспоримой истиной большинства концепций воспитания являются утверждения, что воспитание не существует без обучения и образования, но имеет перед ними неоспоримый приоритет, что всякое обучение воспитывает, а всякое воспитание обучает.
Видимо, для продолжения наших дальнейших рассуждений следует хотя бы конспективно сказать о самих понятиях дух, духовность, нравственность, мораль. Дать полные и исчерпывающие определение этих понятий трудно (а по мнению автора, невозможно) настолько они многомерны, подвижны и изменчивы, но все же очень коротко их рассмотрим.
Начнем с понятия мораль. Почему с морали, а не нравственности? Если мы заглянем в словари, энциклопедии, учебники и другие источники, то обнаружим, что в большинстве из них нет определения понятия нравственность, и почти все они рассматривают её феномен через понятие мораль и часто ограничиваются ссылками:
«нравственность – см. мораль». Многие авторы не делают различия между понятиями мораль, нравственность и считают, что различия между ними определяются языковой принадлежностью термина. По мнению автора, это неправильно, т.к. соотношение и различия понятий нравственность и мораль вполне очевидная, хотя и очень тонкая, вещь.
Для большинства людей мораль это прежде всего то, что правильно и неправильно, что хорошо и плохо, что можно и что нельзя делать. Мораль выражает и диктует нормы поведения человека извне, т.е. те, которые приняты в корпорации, клане, социальном слое, обществе, племенем, народностью, народом.
Нравственность выражает и диктует человеку внутренние нормы поведения, определяемые им самим, его внутренними регуляторами поведения и, прежде всего, наличием у него совести. Нравственные нормы и требования человек устанавливает и предъявляет к себе сам в соответствии со своими внутренними убеждениями. К. Д. Ушинский писал: «нравственно только то действие, которое проистекает из моего свободного решения, и всё, что делается не свободно,… есть если не безнравственное, то, по крайней мере, не нравственное действие». Следует подчеркнуть, что нравственность не является и не может быть самостоятельной сущностью, она всегда обусловлена духом, духовностью человека, которая определятся его верой, причём это может быть и атеистическая вера, т.е. вера в то, что Бога нет.
Что же такое человеческий дух, духовность? Определений тысячи, а ответа нет. Это великая тайна. Сущность духовности не поддается рациональному осмыслению.
Человеческая духовность не просто неосознанна, а неизбежно бессознательна, «человек вообще является человеком тогда и постольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия», утверждал австрийский психиатр и философ Виктор Эмиль Франкл (1905–1997). В работе «Человек в поисках смысла», он пишет, что духовное в человеке «это то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке». И говорил он это не только как выдающийся ученый, но и как человек, успешно противостоявший своему телесному и даже психическому началу в условиях немецкого концлагеря. Выдающийся хирург, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Сталинской премии за 1946 год, святитель Лука Войно-Ясенецкий говорил, что дух есть сумма нашей души и части её, находящейся вне границ нашего сознания.
Можно привести другие определения, но очевидно, что феномен духовности, так же, как и нравственности, не имеет и не может иметь исчерпывающего определения. В то же время, говоря о духовности люди самых разных мировоззрений и убеждений вкладывают в него положительный смысл, подразумевая при этом господство Духа человека над животными влечениями его души и тела.
Ещё в Ветхом Завете, в Моисеевых заповедях, данных ему Богом на горе Синай, были сформулированы основные духовно-нравственные постулаты человечества: «Почитай отца своего и матерь свою, да благо тебе будет, и да долголетен будешь на земли», «не убий», «не прелюбодействуй», «не укради», «не произноси на другого ложного свидетельства», «не желай ничего чужого, вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему» и др. В дальнейшем всё вращалось вокруг этих заповедей, их или искажали и опровергали, или дополняли и интерпретировали, но обойти их ещё не удавалось никому.
Иногда говорят, что слова Библии относятся только к верующим и ссылаться на них нецелесообразно. Это не так. Почти для двух с половиной миллиардов людей, в том числе для очень многих авторитетных и всемирно известных ученых Библия есть реальный исторический документ, и они считают её сокровищницей тысячелетней мудрости. Изучая историю и философию науки, саму науку XVII–XIX вв., мы видим ее живую связь с христианским мировоззрением. Галилей, Ньютон, Декарт, Паскаль, Лейбниц, Фарадей, Максвелл, Планк, Мендель, Коши основываясь на христианских положениях, применяя их к познанию мира, создали современную науку. «Наука и религия в распрю прийти не могут... разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду восклеплет», утверждал М.В. Ломоносов. Обратите внимание на весьма примечательный мотив, по которому, по мнению М. В. Ломоносова, некоторые пытаются поссорить религию и науку, это «тщеславие и показание своего мудрования». Французский химик, лауреат Нобелевской премии, Поль Сабатье (1854–1941), писал: «Естественные науки и религию противопоставляют друг другу лишь люди, плохо образованные как в том, так и в другом». Видимо вышесказанное может служить аргументом в пользу того, что мы не можем отмахиваться от Библейских истин, особенно, когда ведём речь о духовных категориях и понятиях.
Это та непростая исходная ситуация, которую мы должны учитывать, решая проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся высшей школы в условиях глобализации. Нам есть на что опираться. Россия имеет богатства неизмеримо более ценные, чем газ, нефть, золото – это история и культура России, это духовно-нравственные ценности и традиции русского и других её народов.
Веками деятельность устроителей и защитников России, их мораль и нравственность опирались на Евангельскую мудрость: «... люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона». (Послание апостола Павла римлянам, гл. 13, параграфы 9,10).
Этой мудростью пронизаны «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI в.) и «Повесть временных лет» летописца Нестора, «Поучения Владимира Мономаха» (XI в.), требующие жить честно, по совести, по правде, уважая других и принося им пользу, быть великодушным и милостивым, творить добро, трудиться не только для себя, а, прежде всего, на благо своего народа, общества и Отечества. Невозможно найти в древнерусской литературе произведения, которое не было бы направлено на укрепление духовно-нравственного здоровья народа, возвышение семьи, воспитание любви к Отечеству.
Обращаясь к нашей истории, мы видим, что именно эти высокие идеалы и ценности явились главным условием превращения разных племен и этносов в единый русский народ, стали основой его духовно-нравственного объединения. Общественно-полезный труд, строительство, сохранение и защита единого Отечества, стремление к внутреннему духовному совершенствованию – вот столпы, на которых возрастали Киевская Русь, Московское Царство, Императорская Россия и, до определенного времени, Советский Союз. Только на них сможет возрастать и развиваться и современная Россия.
Каким же в итоге всех наших рассуждений нам видится в духовно-нравственном плане выпускник современного вуза, способный успешно противостоять разрушительным вызовам глобализации?
Очень условно мы можем сформулировать это следующим образом, у него должны быть сформированы, и он должен иметь:
– духовно-нравственные качества и чувства: совесть, стыд, честь, трудолюбие, желание трудиться не только для себя, но и для блага других людей, общества, Отечества; любовь к ближнему, отсутствие зависти, сопереживание, т.е. способность сочувствовать боли, горю, беде, несчастью другого живого существа и не только человека; чувство собственного достоинства, не имеющего ничего общего с гордыней; осознание долга и ответственности перед другими народами, обществом, страной и т.д.
– духовно-нравственную позицию: способность отличать добро и зло, неумение лицемерить, врать и воровать, уважение к истории и традициям своего народа, страны, самоотверженное служение Отечеству, стремление к приумножению достижений своих предков, способность оказать бескорыстную помощь людям, преодолевать житейские тяготы и лишения и т.д.
– духовно-нравственный облик, предполагающий: порядочность, доброту, милосердие, скромность, добросовестность, верность, надёжность, сострадание, умение прощать, достоинство и самоуважение, но не самовлюблённость, уважение старших, заботу о родителях, невозможность обижать и бросать без помощи слабых, неправедно наживаться, бездельничать и т.д.
Сегодня самые широкие слои российского общества всё лучше понимают несостоятельность утверждений, звучавших в начале и средине 90-х гг., что высшей школе следует не о духовности рассуждать, а помочь гражданам России стать конкурентоспособными работниками на свободном рынке труда, и что главная задача современного образования сформировать человека, способного интегрироваться в современное общество, не уточняя при этом в какое именно.
Особенно радует, что сегодня уже мало кто оспаривает, что в основе существования и развития народа, общества и государства лежит не только и не столько экономика, сколько дух, духовность, нравственность и мораль, духовное здоровье человека, народа, нации, что без опоры на традиционные духовно-нравственные ценности, историю, религию и культуру народов России, она не возродится и никакие реформы, кроме разрушительных, в ней невозможны.
Неплохо бы и всему педагогическому сообществу высшей школы как можно быстрее понять, что система высшего образования, должна иметь неразрывную связь с духовно-нравственным воспитанием и видеть в вузах не «ремесленные училища» по обучению и подготовке высокопрофессиональных и конкурентоспособных специалистов, а центры духовно-нравственного воспитания и подготовки высоко просвещённой нации и духовно здоровой элиты российского общества, способной противостоять разрушительным вызовам глобализации.
Высшая школа была, есть и в обозримом будущем будет (должна быть) важнейшим общественным, социальным, культурным и государственным институтом образования и воспитания граждан России, её устроителей и защитников.
Образование, и его сердцевина – воспитание, должны быть пронизаны духовно-нравственным началом. В этом и только в этом должна быть вся суть всего учебно-воспитательного процесса в высшей школе.
Для военных вузов это требование является приоритетным. Учебно-воспитательный процесс любого военного вуза должен быть духовно-нравственно оплодотворен и возвышен, чтобы подготовить и воспитать высокопрофессионального и умелого военного специалиста, с высокими духовно-нравственными и моральными качествами, настоящего защитника Отечества, способного сражаться за него, не щадя своей жизни.
Честь имею!
А.В. Черкасов,
кандидат военных наук,
профессор ВУ МО РФ
кандидат военных наук,
профессор ВУ МО РФ