Добавлено:

История России это солнечный луч...

В гостях у редакции «Руси Державной» – известный историк, поэт и драматург, создатель «Исторической газеты» Анатолий Парпара. С ним состоялась беседа главного редактора газеты Андрея Печерского.

– Анатолий Анатольевич, самое характерное, что свойственно сегодня нашему народу, особенно молодежи, школьникам – это плохое знание российской истории. И это, к великому огорчению, находит выражение в учебниках. С их подачи историческая тема как бы затушевывается – люди все меньше читают. Обо всем судят в основном по тенденциозным и примитивным телепередачам. Причем многие общественные деятели вроде бы научились говорить красиво и даже убедительно. Однако подлинного понимания истории, увы, не происходит.

– Конечно, необходимым условием становления личности является знание родной истории. Этим знанием молодой человек укрепляется не только в достоинстве своего народа среди других племён и наречий, но и в собственном достоинстве. В записке «О народном воспитании», сделанной для императора Николая I, наиважнейшее внимание Александр Пушкин уделяет осмыслению русской истории: «Россия слишком мало известна русским. Изучение России... должно занять умы молодых дворян, готовящихся служить отечеству верою и правдою…»

Такая же просветительская мысль звучит и в горьком замечании Гоголя: «Велико незнание России посреди России». Эти замечательные просветители сделали немалое для того, чтобы отечественная история стала нам ближе.

В начальном номере «Исторической газеты» я призывал вглядеться попристальней в прошлое, перелистать старые и новые страницы для того, чтобы возрадоваться доброму и значительному, опечалиться над сумрачным и недостойным, извлечь только радостный опыт отношения между народами нашего Отечества, чтобы далее жить в мире и согласии, избегая амбиций и недоразумений. Нам необходимо разумно и достойно выйти из захлестнувшего нас нового Смутного времени, как это сделали наши предки. А без осмысленного и внимательного изучения истории нам не продвинуться, если мы не желаем стать исполнителями чуждой Отечеству воли. История – это солнечный луч, освещающий наше будущее.

– Снова приходит на ум, что беда наша в том, что многие наигрались со словом до того, что оно как бы обесценилось, в жизни «слову произнесенному» как бы перестали верить – его зачастую превращают в бессмысленный набор фраз, в пустую говорильню или наполняют совсем иным содержанием: когда сказал одно, имел в виду другое, а подумал о третьем… Вам как писателю, наверное, особенно больно и горько…

– Действительно горько. Особенно, когда начинаешь понимать истинный смысл этого Божественного дара:

… Но забыли мы, что осияно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово это – Бог.


Слово дадено было Всевышним не для баловства и обмана или для того, чтобы «Солнце останавливали словом, // Словом разрушали города». Не случайно, что звери общаются друг с другом зыками и только человеку даден язык. А что сделал мятущийся человек? Дивный поэт Николай Степанович Гумилёв отвечал такими строками:

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.


Мы от богоносного, благолепного Слова стремительно отходим к мёртвому слову. Из-за нашего самоунижения и в результате этого – разрушение нашей личности – ад уже закрепляется на земле. Благочестивый старец Силуан советовал своим ученикам: «Погрузи свой ум во ад и не отчаивайся!». Мысль удивительная по своей глубине! Рая пока и не предвидится. Да, люди очень боятся страдания и не понимают, что оно лишь физическое ощущение болезни. На самом же деле любая болезнь – это возможность подумать над тем, как ты ведёшь себя в этом мире. И правильная мысль приведёт тебя к очищению. Что ты должен сделать? Должен войти в самую глубину этого ада – чтобы начать свою просветительскую работу. Иисус Христос нам подал живительный пример такого деяния тем, что появился с проповедью Слова среди изменившегося мира, мира наживы и обмана. И его Учительное Слово стало лечебным для миллионов.

– А как на вашей жизни сказались подобные размышления?

– Привели меня к пониманию судьбы моего Отечества, я стал постигать историю России и сопредельных стран, значение и смысл родного языка… Так подошел к идее осмысления многочисленных чужеземных нашествий на Русь и к отображению этого в своих исторических драмах. Первая драматическая поэма («Противоборство») была посвящена Великому противостоянию на Угре в 1480 году, означившему нашу независимость от золотоордынского ига. Вторая («Потрясение») рассказывает об окончании Смутного времени. Так сложилась дилогия о Московской Руси, за которую двадцать лет тому назад был удостоен Государственной премии РСФСР им. М.Горького. И уже много лет работаю над второй дилогией о двух Отечественных войнах: наполеоновском и гитлеровском вторжениях. Моя задача – на примере 500-летнего исторического пути России показать средствами драматургии, как проходило становление русского государства, как наши предки выстаивали в самых жесточайших условиях и отстояли свою свободу. А в целом это будет тетралогия под названием «Предначертание». В перспективе нашей стране грозит пятое нашествие. Возможно, с Востока. Вспомните Владимира Соловьёва: «И жёлтым детям на забаву // Даны клочки твоих знамён». И моя тетралогия – это драматическое предупреждение своим соотечественникам о том, что может произойти. И состоится оно обязательно, если мы не примем соответствующих мер.
Вот почему необходимо каждому здравомыслящему человеку познать жизнь своего народа с самого начала, искони. Любопытно, что эпиграфом журнала Павла Свиньина «Отечественные записки» были строки:

Любить отечество – велит природа, Бог;
А знать его – вот честь, достоинство и
долг.

Что же тогда говорить о необходимости знания истории своего народа, изучения своего языка! Но, к сожалению, приходится некоторым твердолобым начальникам от культуры доказывать общеизвестное.

– Наш Патриарх во многих своих выступлениях делает упор на то, что история у нас началась не с 1917 года. Она имеет более глубокие корни. Поэтому встречи с молодежью, призывы к ней, думаю, происходят именно для того, чтобы повлиять на умонастроения молодой части нашего народа, чтобы все начали понимать: вот она, наша история – Александр Невский, Кирилл и Мефодий, Сергий Радонежский…

– Дробление на периоды идёт из глубины веков. Вспомним хотя бы новый отсчёт жизни французов по решению Национального конвента от 5 октября 1793 года , отменившего христианское летосчисление и установившего новое, идущее от времен года. Так же, по мнению историка М. Покровского, следовало вести революционное летосчисление от октября 1917 года. Впрочем, и сегодня некоторые политики пытаются говорить о Новой России, ведя её начало от августа 1991 года. История любого государства может дробиться на главы и периоды, но вести её необходимо от начало государственности. Думается, что задача и «Руси Державной», и «Исторической газеты» в том и состоит, чтобы выстроить этот логический ряд. Чтобы осознать: кто мы такие, зачем пришли в этот мир, почему у России такая необычайная роль? Почему Господь разрешил ей охватить такие просторы земли? Ради чего? Об этом, к сожалению, многие не задумываются.

По окончании Первой мировой войны, когда Чехословакии еще не было на географической карте, Томаша Масарика, ее первого президента (1918-1938 гг.), спросили: «Что нужно сделать для создания государства?» Он ответил: «Учить учителей». И власти наши при всех заботах о техническом прогрессе и прочем должны, прежде всего, заняться созиданием, заботиться о сплочении общества. И заботиться надо о детях всех народов, без исключения. Советская власть такой пример давала. А начинать мы должны с самого малого – со школы. В том числе и русской. И здесь все упирается в национальную политику. Мы путаем такие понятия, как «нация» и «национализм». Национализм – это защита нации. Национализм сам по себе не страшен. Страшен агрессивный национализм. Исторический пример: Наполеон был когда-то корсиканским националистом, требовал, чтобы Корсика освободилась от Франции. Не удалось это сделать. Но, придя к власти во Франции, он показал себя именно агрессивным националистом. Гитлер тоже начинал «простым» националистом, а когда получил всю Германию, то стал «агрессивным» националистом. В обоих случаях все повело к идее мирового господства. Когда одно это качество переходит в другое, должны знать, ощущать политики. И здесь речь неизбежно пойдет о «необходимой обороне» – вовремя распознать симптомы агрессивного национализма и дать им отпор.

– Многие читатели спрашивают нас: «Что мы празднуем 4 ноября?». Как бы вы ответили на этот вопрос?

– По утверждению правительственных историков, в этот день празднуют память избавления России от поляков в 1612 году, а православные христиане чтут еще и память Пресвятой Богородицы в честь Ее Казанской иконы. Казанская икона была принесена в столицу народным ополчением Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского.
В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (ст. ст.), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)», приходящееся на 22 октября по юлианскому календарю.
24 октября 2004 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», – заявил Патриарх Алексий.

– По тому, как вы говорите, я понял, что у вас есть какое-то интересное предложение?

– Как мы знаем, у многих стран мира есть государственные праздники Дня независимости. У нас же такого нет. А мы, на мой взгляд, должны отсчитывать свою независимость от окончания Великого противостояния на Угре в 1480 году. Нам теперь известно точное место этого противостояния – земля, на которой стоит ныне село Знаменское Угранского района Смоленской области, родина моей матери. И как уже говорилось, это было не просто «стояние», а хан Ахмат встретил тогда со стороны Московской Руси ожесточенный отпор. Именно там и родилась идея моей драмы об этом великом событии русской истории. Это же подвинуло меня и на более глубокое изучение истории родного Отечества.

Когда мы говорим о значении православия для России, мы должны помнить, что именно вера выстраивала душу и укрепляла тело, именно заботой Русской Православной Церкви восстанавливалась Русская земля и принимала в своё лоно иные племена. Примеры восстановления очень важны для тех людей, которые видят, что кругом все разрушается. Ничего подобного – не все разрушается. Просто происходит период «отлива». Здесь нужно вспомнить «теорию приливов и отливов». Прилив – это строительство; отлив – разрушение. И вот наша задача, по крайней мере людей, это понимающих, передать свои душеспасающие знания поколениям как укрепляющее действо. И опять-таки надо начинать со школы. С первого класса. И здесь велика созидательная роль Церкви.

– Эта идея не затухла, а имеет развитие в многочисленных православных гимназиях и воскресных школах. Там изучают и отечественную историю, и богословские науки, которые тоже преподаются в преломлении нашей истории.

И хотя существует в обществе известное противостояние по поводу введения в школьные программы основ православной культуры, эта идея находит все большее признание. И наверху начинают понимать, что нельзя быть Иванами, не помнящими родства.

Но чтобы «поставить запятую» в нашей беседе, давайте обратимся к чуть более позднему периоду, с которым связана и наша газета «Русь Державная». Как известно, 1917 год был отмечен тем, что Николая II вынудили «отречься» на станции Дно от престола, и в этот же день произошло обретение Державной иконы Божьей Матери в Коломенском. И когда исполнилось 90 лет со дня обретения иконы, мы провели крестный ход в 2007 году и из Коломенского поехали на станцию Дно. Те события, которые там с нами происходили, еще раз убедили и нас, и людей, которые стали их свидетелями, что такое стечение обстоятельств не случайно. Более того, явление иконы Божьей Матери в наше сумбурное время не просто не случайно, мне кажется, оно промыслительно. Икона в нашей редакции уже два месяца мироточит. Что это? Почему? Отчего? Я читал, что когда наш Император отказался от престола, промыслительно и мистически власть перешла к Богородице, которая и продолжает править Россией. Недаром же в подмосковном селе Лужки под Истрой было явление иконы Державной Божьей Матери. Почему именно там? Оказывается, с XVI века в его храме было подворье Чудова монастыря. А Чудов монастырь – в Кремле. Вот такой довольно красноречивый намек дает Богородица, что именно она решает, одобрить наши поступки или не одобрить, и принимать какие-то решения нужно с оглядкой.


– Мы с вами можем смело говорить о Божьем промысле. В этом мире нет ничего случайного, а есть недопонимание. Нужно уметь различать знаки, потому что все мы связаны тончайшими духовными нитями. Многие люди со своей заземленностью как-то ушли от понимания того, что если Бог – это Творец, то мы – его, Божьи, дети, то есть твари. И в этом понятии нет ничего негативного. В основе его – творение, творчество, целый куст подобных слов. Но мы почему-то очень далеко отошли от этих слов, отошли от родного языка.
Вы говорили о том, что многие научились «красно» говорить. Мало того – многие научились говорить умело, ловко забалтывать любую проблему. Этим даже философы занимаются. Но нельзя знать историю, не зная языка. Надо возвращаться к Слову. Надо понимать, что такое «здравствуйте», «добрый день». «Добрый день» и «добрый вечер» – это констатация, а «здравствуйте» – пожелание долголетия. Только в военном языке «здравия желаю» сохраняет истинное значение этого пожелания.

Нужно уметь прислушиваться к происходящему. Много происходит разных событий, но не все они являются знаковыми. Надо начинать со школы. Надо готовить людей раскрывать свой духовный слух. И задача писательства, с моей точки зрения, состоит в том, чтобы свои отобранные временем знания давать людям. Вот почему моя тетралогия движется так медленно – почти 30 лет я ее пишу. И вот что интересно, когда я перехожу к третьей книге о Смутном времени, вдруг узнаю, что найдены летописи, ранее не опубликованные и именно об этом периоде. Из них я узнал, что когда был захвачен Смоленск, по заключенному договору осадников выселили в нижегородские области. И когда Минин и Пожарский собирали ополчение, кто первым откликнулся на призыв? Смоляне – воины откликнулись. Первое войско собиралось из них – им нужно было снова вернуться в Смоленск и вернуться с флагом!

Только начинаешь глубоко вникать в поиск как тебе открываются удивительные вещи. Я задумался, были ли какие-то династии, которые на протяжении всех этих восьми столетий из поколения в поколение передавали свое знамя? Есть же род воинов? Так я занимался родословной Ляпуновых и обнаружил поразительные вещи. Ляпуновы – потомки первого князя Костромы – Василия. Один из братьев, рязанских дворян, Прокопий. возглавил первое ополчение, а второй, Захар, участвовал в отречении от престола Василия Шуйского. Потом выясняется, что одним из героев войны 1812 года был генерал Ляпунов, прямой потомок той линии Ляпуновых. Известно также, что уже потомки генерала – четыре брата –участвовали в Великой Отечественной войне. Двое из них погибли. А двое жили в Москве и имеют своё потомство. Вот такая генеалогическая линия, тянущаяся из глубокой древности.

Работая над книгой «Державные строители России», я проследил путь некоторых сподвижников Александра Невского и пришел к выводу, что из потомков членов дружины Александра Невского вышла практически вся наша элита: Кутузов, Тютчев, Пушкин…

– Да, это очень интересно. Но мы знаем, что, кроме всего прочего, вы возглавляете фонд имени Лермонтова. Почему именно Лермонтова? С чем это связано?

– Опять все не случайно. Так получилось, что я приехал лечиться в Железноводск. К тому времени уже занимался глубоким изучением судьбы Лермонтова: в Железноводске поэт провел два своих последних дня жизни. И именно во время моего пребывании там было 150-летие памяти поэта, на которое не приехали ни из Москвы, ни из Санкт-Петербурга. Директор государственного музея имени М.Ю. Лермонтова Людмила Ивановна Морозова попросила выступить меня. После этого выступления и пришла мне в голову мысль, что Музею, лермонтоведению надо помочь.

Так был создан фонд, задача которого заключалась в пропаганде творчества Лермонтова за границей. Михаила Юрьевича хорошо знают славянские страны, но Европа его практически не знает. На итальянском языке Лермонтов предстаёт банальным поэтом. Почему? Да оттого, что у него, к примеру, движение речной воды передаётся при помощи 20-30 глаголов (у нас она может двигаться, струиться, блистать, волноваться, трепетать и т.д.), а на итальянском языке есть только два глагола, передающие это движение. И потому перенести это метафорическое многообразие русского языка на итальянский практически невозможно.

Я провел два международных фестиваля поэзии. Последний был в 1996 году. Мне удалось пригласить в Железноводск и Расула Гамзатова, и Давида Кугультинова, которые, кстати, много переводили Лермонтова. Участниками фестиваля были представители 15 стран (Китай, Испания, Сирия и др.) Россию представлял дивный поэт Владимир Соколов. Этот праздник, осуществленный фондом им. М.Ю. Лермонтова при поддержке администраций Ставропольского края и города Железноводска, был уникальным. Сегодня такого не провести – нет уже в живых больших поэтов. А последние 20 лет я каждый год приезжаю на Кавказ и там провожу в день рождения Лермонтова поэтические праздники. Кроме того, создаю там лермонтовский музей, когда мне дарят гравюры, его книги (у меня большая библиотека лермонтовских дореволюционных изданий), я все передаю туда.

Сейчас готовлю уникальное издание, посвященное стихотворению Михаила Юрьевича «Выхожу один я на дорогу». У меня уже есть 44 перевода его поэзии на разные языки мира. Издание планирую выпустить к 200-летию поэта.

С моей точки зрения, Лермонтов – один из наших провидцев, поэт-космист. Михаил Юрьевич многое предвидел. И предсказания лермонтовские о судьбе России, так же как и предсказания святых о судьбе России, очень позитивные, серьезные и основательные.

– Поскольку вы – известный поэт, то, может быть, прочтете что-нибудь из новых стихотворений.

– С удовольствием:

Я жил во времена безверия,
Когда в приливе дерзких сил,
Презрев народное доверие,
На трон Мамона восходил.

И так преподносили главные
Льстецы неведомое зло,
Что даже ангелы державные
К Мамоне льнули под крыло.

Мы позабыли зовы рая,
Спасая призрачную плоть.
А с высоты, нам сострадая,
Смотрел и верил в нас Господь.



И еще: о планах на будущее. Мною уже давно владеет мысль создания первого в стране музея Независимости России в селе Знаменском и, конечно, строительства церкви, посвященной этому событию, произошедшему 530 лет назад на Угре. Может быть, через год я смогу посвятить себя этому полностью. Как мне передали друзья-смоляне, Владыка Смоленский-Вяземский поддерживает эту мысль.

– Я надеюсь, что и среди наших читателей найдется немало неравнодушных людей, которые поддержат вашу идею.
от 19.04.2024 Раздел: Март 2011 Просмотров: 908
Всего комментариев: 0
avatar