Первое издание этого авторского методического пособия, практически — учебника, педагога Натальи Бухаровой (ныне монахини Анны) «Святыни Отечества. Опыт преподавания в средней общеобразовательной школе сельского региона» вышло в 2011 году в Троице-Сергиевой лавре, а в 2012-м — в одном московском издательстве.
И сегодня снова оказался востребованным данный курс факультатива в общеобразовательной школе и в целом — в социо-гуманитарном образовании.
По благословению преосвященнейшего Илариона, епископа Кинешемского и Палехского увидело свет третье издание книги «Святыни Отечества» и было представлено на нынешних Рождественских чтениях в Москве.
«…Одной частной собственностью не удержать огромные пространства, которые всегда удерживались трудом, деревнями, сёлами, церковью и малыми школами. А пока нам за деревьями леса не видно, — говорит в своём предисловии к учебнику благочинный Юрьевецкого района Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархии протоиерей Максим Верещак. — Дай Бог, на эйфории построения мегаполисов не проскочить мимо своего Отечества и своих Святынь».
Более двадцати лет на уроках факультатива «Святыни Отечества» матушка Наталья учила детей видеть за обыденными земными вещами более высокий смысл и тем самым по-иному оценивать значение своей личной жизни. Она рассказывала о наших предках, которые облагородили Русскую Землю, по масштабам не сравнимую ни с каким другим государством, удержали и отстояли её во многочисленных войнах, которым и сегодня нет конца, освятили её своими делами, отчего и именовалась она Святой Русью. Наталья Евгеньевна уверена, что «национальная идея», которую сегодня так старательно ищут, это — «духовные ориентиры народа, то, на что он надеялся, во имя чего отдавал жизнь, защищая Отечество, то, что всегда могло консолидировать весь народ, и то, что исчезнуть может только с исчезновением самого носителя идеи, т. е. всего русского народа».
В своей программе учитель Наталья Бухарова использовала тематическое прорисовывание как идеальный метод усвоения материала. Дети рисуют окружающий мир таким, каким видится он каждому индивидуально, и по рисункам учитель может понять, что у каждого ребёнка на душе и в мыслях. Такие уроки учитель проводила, объединяя несколько классов, как в дореволюционной школе, потому что количество учеников сельских школ неумолимо сокращается.
Каждый урок имеет конкретные учебно-воспитательные цели. Класс, в котором проходили факультативы, обустроен так, чтобы хоть отдалённо напоминать модель окружающего нас мира. В учебном пособии, которое вполне можно применять и в городской школе, прописано, что в классе должны быть: «иконы, изображения храмов, молитвы, карта Святой Земли, карты полушарий, Руси и России, фотографии, стихи, множество детских рисунков, уголок природы, пусть в картинках, детские книги». Автор книги советует обязательно поместить в классе фотографии дореволюционной России С. М. Прокудина-Горского. Эта запечатлённая на снимках жизнь Российской Империи восхищает нас, пробуждает гордость за своё прошлое и желание узнать как можно больше о России XIX века: о великой державе — родине множества научных открытий и величайших достижений.
Выездные мероприятия являются необходимой частью учебного материала. Занятия факультативом начинаются с посещения Свято-Введенского женского монастыря в Иванове, а выпускные классы матушка Наталья обязательно возила на Смоленское кладбище в Петербург, к могиле и часовне святой блаженной Ксении Петербургской. Кто знает, быть может, для кого-то из учеников, выходящих во взрослую жизнь, образ святой Ксении станет примером в духовной жизни, убережёт от бед. Для каждого региона можно прописать свою карту паломничеств и выбрать для посещения с детьми места, освящённые подвигами наших святых.
Книга включает в себя семь разделов, каждый по три–четыре темы: «Дом отчий», «Природа — общий дом» (нерукотворный храм), «Первый дом первых людей» (сотворение мира и человека), «Храм — дом Божий» (небо на земле)…
На этих уроках Наталья Евгеньевна объясняла детям простые понятия «дом», «еда», «лес», рассказывала, для чего Господь сотворил животных, а для чего человека, и какую удивительную силу — силу слова дал человеку. И здесь недаром приведены евангельские истории о том, как Господь в своей земной жизни мог исцелять словом и воскрешать мёртвых. Ученикам предлагается записать и запомнить слова Евангелия: «От слов своих или осудишься, или оправдаешься», «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда» (Мф. 12, 37; 36). Рассказано в книге и о таком важном понятии как совесть. И тут детям снова ставится в пример деревня, село, где человек жил «на миру», то есть на виду у окружающих, каждый человеческий поступок оценивался, а проступок осуждался «всем миром». Недаром сложились поговорки, которые приведены в учебнике: «Суда Божьего околицей не объедешь» и другие.
Наглядно, на иллюстративном материале, показаны увеличенные через микроскоп фотографии кристаллов воды. Кристаллы эти от доброго слова приобретают формы удивительной красоты, а от злого слова искажаются. Учёные доказали то, о чём две тысячи лет назад сказал Господь: «От слов своих или осудишься, или оправдаешься». В продолжение разговора о силе слова здесь же приведено высказывание одного священника: «Почему опустели поля, почему всё заброшено? Потому что хлеб — с матом — не растёт».
Органично на факультативе «Святыни Отечества» подаются и знания отечественной истории. К примеру, учитель рассказывает: «Ещё при Екатерине Великой была учреждена особая награда за храбрость и мужество — святой Георгий. Первым такой орден получил граф Пётр Александрович Румянцев: в сражении при Кагуле русских было 17 тысяч, а турок 150 тысяч, и русские победили».
В разделе «Будни и праздники» — в теме «Домашние и государственные праздники (радость праздника)» учителю предлагается так начать урок: «…Великая война, в которой победил наш народ, названа Отечественной. Почему Отечественной? Потому что решался вопрос, будет ли наше Отечество дальше жить на земле или уже не будет такой страны — Россия…». Далее дети слушают песню «Вставай, страна огромная». И следом учитель добавляет: «Музыку к этой песне написал тот же человек, который написал музыку гимна СССР (теперь России). Его звали Борис Александров. И был он не просто музыкант, а служил в Храме Христа Спасителя главным регентом до тех пор, пока храм не был взорван». Так в сознание детей входит неразрывное пространство русской культуры: и царской, и советской.
Уроки Н. Е. Бухаровой имеют простоту и полноту, и это роднит её метод с методом педагога С. А. Рачинского, а также методом известного педагога современности В. С. Мартышина, которые в разное время пришли к выводу, что главное в системе образования — это иерархия и целостность.
Конечной задачей преподавания факультатива является воцерковление детей. Продолжая известную мысль «кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец», матушка Наталья говорит: «А нет Отца, нет и Отечества. Не будет Отечества небесного, может не оказаться и земного». А что такое воцерковить? Автор книги использует для работы с учениками мысль архимандрита Евгения Шестуна: «Воцерковить — это значит преодолеть разлад между мыслью и чувством, плотью и духом, знанием и верой; обрести полноту бытия в мире материальном и мире духовном; не исправлять и формировать, а освящать и преображать личность в духе истины и любви».
И всё же нужно хоть немного сказать об авторах этой книги, из чего она рождена…
Отец Виктор Салтыков родом с Северного Кавказа, из кубанских казаков. С 1978 по 1989 годы они с супругой прожили на кордоне Пслух в Кавказском государственном заповеднике. Потом Виктор работал лесником, лесотехником, учился заочно, защитил диплом по теме «Охрана биосферного заповедника», какое-то время семья жила в Одессе, супруги занимались трудными детьми, вели детский клуб «Зубренок».
А в 1990 году, приехав в Центральную Россию, увидел будущий священник корабль спасения — старинный сельский храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Жарки Юрьевецкого района Ивановской области. И так полюбилась его семье русская деревня, что они остались здесь навсегда, вырастили дочь и внуков. Сначала Виктор служил старостой в старинном храме, потом дьяконом, а в 1994 году был рукоположен в священники.
И русская деревня, которая лежала в руинах, стала воскресать, как евангельский Лазарь, к отцу Виктору потянулись страждущие люди, трудные семьи, дети, нуждающиеся в заботе. Оказалось, что просто спала деревня, что не может умереть то, что рождает жизнь, не может стать непотребным крестьянский труд и строй жизни, которому несколько тысячелетий. Но матушка Наталья, теперь уже монахиня Анна, настойчиво говорит: «Это мы были как смердящий Лазарь, когда приехали в деревню. Это она нас приняла и воскресила. Деревня веру сохранила. Мы образ её живой и смиренный застали. Нет, не деревня спала — спали мы». А отец Виктор всегда повторял: «Не надо спасать природу — надо самим спасаться; не надо спасать церковь — это она нас спасает; не надо спасать Россию — её надо любить; не надо спасать деревню — в ней надо жить».
Наталья Евгеньевна Бухарова — из семьи потомственных военных. Она окончила филологический факультет Одесского университета, театрально-режиссёрское отделение Института культуры в Ленинграде, работала в студии киноактёра при Одесской киностудии. С 1995 года в двух школах Юрьевецкого района она вела факультатив по программе «Святыни Отечества», каждую неделю ходила за семь километров в посёлок Костяево, зимой в школу с детьми они добирались на санях. Это счастье, что у кого-то ещё есть деревенское детство, с лошадьми, сенокосами, натуральными продуктами, сельским храмом, который так естественно вписан в наши ландшафты и в наше миросозерцание. Многие ведь в 1990-е годы уезжали из городов, чтобы учить детей именно в сельской школе, открывать им красоту родной природы, знания о Божественном устройстве этого мира, о великих людях нашего Отечества, словом, дарить детям радость жизни. Разве нужно ещё что-то говорить о необходимости сельских школ?.. Эти уроки и сложились в книгу «Святыни Отечества».
Последние несколько лет отец Виктор и матушка Наталья прожили в монашестве. Таким, смиренно носившим тяготы и безконечно любящим нас, его многочисленных духовных чад, и запомнился нам иеромонах Иоаким, отошедший ко Господу в августе 2021 года. Остались, к счастью, документальные фильмы Валерия Тимощенко «Одинокий рай», «Трезвитесь!», «Русский заповедник», «Я хочу быть святым…», в которых отец Иоаким был как героем, так и соавтором. И кино это не любительское — про друзей, а, так уж получилось, оно отразило подлинную русскую жизнь, стало победителем десятков кинофестивалей и по сути — оправданием постсоветской кинодокументалистики.
А матушка Анна продолжает нести своё клиросное послушание, принимает паломников и радуется тому, что в школе есть продолжатели её дела. И учебное пособие «Святыни Отечества», сложившееся из глубокого понимания крестьянской (христианской) жизни, точно послужит подспорьем для нынешних учителей. Книгу можно заказать по Интернету.
Деревня сегодня как Ноев ковчег, она собирает и сохраняет остатки Русского Мiра.
«Верующему человеку православное мировоззрение дает место в истории, понимание, в какое время он живёт, желание жить. Это необычайно важно — желание жить. Потому что одна из острейших проблем современной цивилизации — это нежелание жить, утрата естественного вкуса жизни, подмена», — звучат слова нашего батюшки — отца Виктора Салтыкова, иеромонаха Иоакима.
«А зачем дорога, если она не ведёт к храму?» — спрашивали себя отец Иоаким и матушка Анна. И отвечали: «Мы свидетели чуда восстановления наших храмов. Может быть, наши дети будут свидетелями чуда восстановления русского образа жизни на земле».
Ирина УШАКОВА