Добавлено:

«Я солдат-христианин»

К 75-летию памяти архиепископа Владимира (Соколовского)

«Русь уходящая» – рождается грандиозный замысел запечатлеть на полотне реальных духовных лиц российской истории, и художник Павел Дмитриевич Корин начинает двенадцатилетнюю подготовительную работу. Первым героем его картины становится архиепископ Владимир (Соколовский).

На знаменитом эскизе картины (художник не успел ее написать) владыка изображен на втором плане, в самом центре композиции, вблизи от трех патриархов. Он стоит на подобающем ему архиерейском возвышении, и его высокая фигура выделяется на фоне целого сонма духовных лиц, стоящих за ним. От всего его облика веет торжественным и в то же время трагическим величием. Его лицо изборождено, как шрамами, глубокими морщинами, на нем не только печать пережитых страданий, но и та мудрость, которая рождена крепостью веры. Это не столько портрет архиепископа Владимира Соколовского, сколько обобщенный образ русского архиерея первой половины XX века, прошедшего вместе со своей паствой через жестокое горнило репрессий богоборческого режима.

Двадцать седьмого ноября исполнилось 75 лет со дня упокоения архиепископа Владимира (Соколовского), замечательного миссионера и ревнителя Православия, память о котором, увы, предана забвению.

Это был сомолитвенник Святейшего Патриарха Тихона. В свое время он много потрудился в духовной миссии великого просветителя равноапостольного Николая Японского. Возглавлял ряд епархий в России и за рубежом. Был истинно русским православным архиереем, патриотом своего Отечества, искренне преданным Государю. Обладал исключительным литературным даром, его письма, путевые заметки читаются с нескрываемым интересом. Владел восемью языками.

Родился владыка Владимир (в миру Василий Григорьевич Соколовский) 31 декабря 1852 года в семье священника села Сенковки Полтавской епархии. В 1878 году окончил Казанскую духовную академию. В январе 1879 года назначен членом Японской духовной миссии, и с этого времени началась полная неожиданных поворотов духовная жизнь молодого монаха Владимира.

Уже имевший за плечами солидный опыт зарубежной миссионерской работы, иеромонах Владимир был возведен в сан епископа и направлен в Америку, где он пробыл шесть лет. С подорванным здоровьем и после тяжелой борьбы с врагами Православия, в начале XX века он возвращается в Россию, где последовательно по 5-7 лет возглавляет кафедры Воронежской, Оренбургской и Екатеринбургской епархий. Незадолго до революции епископ Владимир назначается управляющим известного московского Спасо-Андроникова монастыря.

Хранящиеся в архиве откровенные письма владыки Владимира из Японии, Америки, Оренбурга, Екатеринбурга ярко рисуют и незаурядную личность русского архиерея, ученого-миссионера, неутомимо боровшегося с интриганами, революционерами, и отображают драматические события тех лет.

Очередной православный апостол Америки принял новую епархию не в лучшем состоянии. Первые успехи православной миссии на Аляске, строительство православных храмов, слава первых миссионеров из России – все это трудно и медленно растимое, стало быстро исчезать после 1867 года, когда Россия неожиданно продала Аляску с православными церквами, школами, русским населением и крещеными туземцами. На Аляску хлынули иностранцы-коммерсанты, а также миссионеры-протестанты. Православным епископам Америки и Аляски требовались немалые усилия и мужество противостоять напору дельцов и сектантов.

Картина неприкрытого грабежа аляскинских жителей дельцами из американских компаний не давала новому епископу покоя, и он решил объявить борьбу с зарождавшейся тогда мафией.

Несмотря на постоянные угрозы убить, отравить, взорвать динамитом, преосвященный заявил, что его не запугать, в Россию он не убежит, а будет продолжать защищать православных в Америке. «Я солдат-христианин», – писал о себе владыка в те годы. Одиннадцать судов выдержал он, и его клеветники в конце концов были посрамлены.

Авторитет владыки и Православной Церкви во время этой борьбы с богоотступниками еще больше возрос. В архиерейской церкви и в Америке крестились в православную веру многие сотни и тысячи униатов и старокатоликов. Архиерейский дом в Сан-Франциско стал признанным центром Православия в Америке.

В России он был назначен в Воронежскую епархию викарным епископом. Здесь судьба свела его со многими замечательными людьми, в том числе с будущим духовником преподобной великой княгини Елизаветы о. Сергием Сребрянским (в постриге о. Митрофан), которого он рукополагал в священники.

В декабре 1896 года Св. Синод переводит владыку Владимира на Оренбургскую кафедру. Помимо чисто миссионерской деятельности, владыка энергично занимался здесь и храмоздательством, по его инициативе сооружается огромный кафедральный собор в Оренбурге. По мнению современников, размерами и благолепием он выделялся даже среди самых больших храмов России.

Энергия и прямота епископа Владимира не всегда нравились местной администрации. Зато паства очень любила владыку. Когда в конце 1903 года стало известно о переводе архиерея в Екатеринбург, народ в Оренбурге плакал при прощании с ним.

Управление Екатеринбургской епархией выпало на тяжелые для России годы: война с Японией и 1-я русская революция. Волна революционного насилия охватила и промышленный Урал. Он бесстрашно ездит в самые горячие, зараженные революционным брожением местности, на фабрики и заводы, беседует с рабочими.

Во многом благодаря очень активной деятельности епископа Владимира кровопролития на заводах и открытого столкновения с властями здесь удалось избежать.

Он занял крайне резкую позицию в отношении образовавшейся секты (как тогда выражались) социал-демократов, увлекавших в свои ряды учащуюся молодежь. Выступал против либеральных тенденций среди интеллигенции, ведущих к охлаждению в отношении к вере и Церкви. Революционеры, не сумевшие продвинуться политически, всю свою разрушительную силу направили тогда на Церковь. В Екатеринбурге епископу не раз угрожали, покушались на его жизнь, подсылали наемных убийц, клеветали на него в прессе, но он твердо держался своих взглядов.

В эти тяжелые для страны дни Екатеринбург посетил о. Иоанн Кронштадтский, оставивший о совместном служении с владыкой дневниковые записи: «Божий он человек. Кроткий, стойкий в правде, благолепный».

В 1910 году владыке суждено было стать последним настоятелем Спасо-Андроникова монастыря, этой древней московской обители, основанной в XIV веке святителем Алексием, митрополитом Московским, преподобными Сергием Радонежским и Андроником.

После октябрьского переворота 1917 года судьба епископа, как, впрочем, и всего русского народа, круто изменилась. Осенью 1919 года Спасо-Андроников монастырь был закрыт. Епископ Владимир был вынужден жить в бараках при строившемся храме Александра Невского на Миусской площади в Москве. В 1921 году Патриарх Тихон возвел владыку Владимира в сан архиепископа. Сохранились воспоминания об их совместном служении 14 мая 1922 года в храме преподобного Сергия Радонежского (это было последнее служение литургии Святейшим Патриархом перед его арестом): «Здесь в маленьком храмике, в присутствии немногочисленных молящихся, Патриарх… совершил Божественную литургию – просто…и, как всегда, молитвенно. По окончании богослужения молившийся в алтаре – пребывающий на покое престарелый архиепископ… Владимир, замечательный старец, в прошлом ревностный архипастырь-миссионер… приблизился к Святейшему, только что разоблачившемуся, чтобы приветствовать и одновременно проститься... Взглянув в глаза друг другу и поняв в этом взаимном взоре более того, что смогли бы выразить обильные слова и длинные речи, они облобызались, и непрошеные слезы оросили их глаза, выражая взаимную любовь, уважение и сострадание… После сего безмолвно и поспешно архиепископ Владимир покинул алтарь и вышел… чтобы никогда здесь уже не появляться».

Воспоминание архимандрита Андроника, его духовного сына, который наблюдал владыку во время богослужения в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря: «Посмотрите на него… Никогда не шелохнется, никогда не повернет головы, никогда рукою не коснется лица, лишь пальцы левой руки шевелят четками, и тихо поклоняется голова, гнетомая тяжелою сверкающею митрою. Это ангел молитвы... Глядя на него, хочется жарко молиться. При нем ощущается веяние Божества».

«С приходом владыки... тихая обитель Андрониковская воспрянула, оживилась. Владычная служба привлекла богомольцев. Златоструйное слово владыки Владимира спасло многих. Его чудный архиерейский хор усладил небесной пищей гладные сердца... И поныне богомольцы андрониковские не могут без слез говорить о той радости, какую принес владыка Владимир своим пришествием в Андроников».

К 1927 году это был самый старейший из здравствовавших тогда владык. Казалось, имя его должно было поминаться по всей Руси…

Сохранилась заполненная рукою владыки Владимира «Анкета на служителя религиозного культа». Среди своих наград владыка указал пять орденских звезд: Анны, Владимира, Александра Невского, а также Греческую и Сербскую (последние две он получил в Америке). В графе о службе владыка написал: «Смотритель духовного училища в Японии - 8 лет 4 месяца; в Китае - 2 года; в [слово неразборчиво] - 2 года инспектором и ректором семинарии; епископом Американским - 6 лет; епископом Воронежским - 5 лет; епископом Оренбургским - 7 лет; епископом Екатеринбургским - 7 лет; управляющим Андроникова монастыря -12 лет. Краткий, но весьма впечатляющий послужной список, как бы подводящий итог жизни 70-летнего русского архиерея».

27 ноября 1931 года в день апостола Филиппа закончился его земной путь. Погребли владыку в селе Всехсвятском у алтаря храма Всех Святых. В 80-е гг. XX века все надгробия и кресты над могилами были уничтожены, а места захоронений залиты асфальтом.

Остались его интереснейшие письма, отдельные архивные документы, проливающие свет на драматическую жизнь русского архиерея, столь много сделавшего для дела Православного миссионерства в Азии и Америке и истории целого ряда епархий России.

В настоящее время приход Храма Спаса Нерукотворного Образа в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве (настоятель храма – протоиерей Вячеслав Савиных) начал собирать и издавать материалы, посвященные его деятельности, предпринимает попытки восстановления могилы архиепископа Владимира, готовит установку креста над могилой.

Вечная память архиепископу Владимиру.

(По материалам сборника «Хоругвь», издаваемого Храмом Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре. Авторы публикаций: В.Ф.Козлов, О.В.Никифорова, Л.Ф.Трускова)

Всех, кому известно что-либо об архиепископе Владимире (Соколовском), просим обращаться в приход храма Спаса Нерукотворного Образа Андроникова монастыря. Адрес храма: 105120, Москва, Андроньевская площадь, 10. Тел. (495) 911-45-02.
Хоругвь
Сборник статей В сборнике (составитель – о. Вячеслав Савиных) публикуются уникальные материалы, посвященные древнерусскому знаменному распеву, расшифровке крюков, ноты, а также прориси икон; воспоминания, материалы об укладе жизни наших предков.

от 07.10.2024 Раздел: Декабрь 2006 Просмотров: 690
Всего комментариев: 0
avatar