В Россию возвращается Православие. Теперь это видно всё отчетливее — по восставшему из водяных паров бассейна на Кропоткинской Храму Христа Спасителя, по набирающему силу православному книгоизданию, по открывающимся в разных городах России духовным училищам и богословским университетам, по восстанавливаемым монастырям и храмам. По ставшим уже традиционными ежегодным Рождественским чтениям, по проводимым каждую осень в Самаре в память о митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанновским чтениям, по укрепляющимся Иринарховским и целому ряду других чтений, а также по возрастающему с каждым годом авторитету Всемирного Русского Народного Собора, во главе которого стоит Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II…
Одним из закономерных звеньев этой цепи явилось и возвращение на колокольню Свято-Троицкой Сергиевой Лавры трёх её главных колоколов-благовестников — сначала, в июле 2002 года, «Первенца» (27 тонн, прототип «Годунова») и «Благовестника» (35 тонн, прототип «Корноухого»), а буквально на днях — 16 апреля нынешнего года — и самого большого из всех действующих ныне колоколов мира — «Царя» (72 тонны). «Восстановление былого звона Троице-Сергиевой Лавры — это дело благое и богоугодное. Господь да споспешествует решению этой задачи», — сказал, благословляя в конце 2000 года идею воссоздания лаврских колоколов Святейший Патриарх, и сегодня мы можем видеть, как эта задача обретает своё практическое завершение.
А начиналась эта история ровно 260 лет назад с подписанного императрицей Елизаветой Петровной в 1744 году указа об именовании первостепенного мужского Свято-Троицкого монастыря Лаврой и сделанного ею при этом распоряжения отпустить для отлития большого благовестного колокола меди и олова из государственных запасов. Металл был отпущен и 12 сентября 1748 года «Царь-колокол» весом 66,5 тонн был отлит. В 1750 году его привезли в Лавру и установили на Соборной площади, а в декабре 1759 года усилиями 300 человек подняли на второй ярус лаврской колокольни, где он и благовестил в течение целых 160 лет, вплоть до закрытия Лавры большевиками. А в 1930 году (кстати, как ни игнорируй приметы, а именно на 13-м году советской власти!) в России разразилась антирелигиозная кампания, во время которой по стране прокатилась волна повсеместного закрытия храмов и сбрасывания церковных колоколов. Не минула эта беда и Сергиеву обитель, где в том году было сброшено, разбито и увезено на переплавку около двадцати пяти колоколов, включая знаменитых «Царя», «Годунова» и «Корноухого».
«Я был свидетелем гибели редчайшего, даже единственного в мире музыкального инструмента растреллиевской колокольни… Это было похоже на зрелище публичной казни», — писал в те дни присутствовавший при сбрасывании колоколов с колокольни и последующем разбивании их молотами известный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин.
И вот история закольцевалась — и свидетелями возвращения самого могучего из лаврских колоколов на своё место на звоннице снова оказались русские писатели. Благодаря предоставленному директором издательства «Классика» Владимиром Николаевичем Кузиным автобусу, целая группа представителей Союза писателей России во главе с его председателем Валерием Николаевичем Ганичевым смогла 16 апреля посетить Сергиев Посад и принять участие в триумфальном возвращении «Царя» на своё законное место. Новый благовестник был отлит в прошлом году в Санкт-Петербурге, он на 5,5 тонн тяжелее своего казнённого прототипа и его поверхность украшают изображения всех Радонежских святых и выдающихся иерархов Русской Православной Церкви, вписавших свои духовные деяния и подвиги в 600-летнюю историю Лавры. На гладком боку колокола имеется рельефная надпись на церковнославянском языке, сообщающая, что он «отлит в правление Президента России Владимира Путина и в патриаршество Алексия II».
В течение нескольких дней и ночей 72-тонный гигант транспортировался специальным автопоездом из Санкт-Петербурга в Сергиев Посад, куда он благополучно прибыл ещё 14 января. Как рассказывали участники этой уникальной транспортной операции, на радиоволну водителей автопоезда постоянно выходили услышавшие о колоколе шофера-дальнобойщики, которые, узнавая, где в данный момент находится транспортируемый исполин, меняли свои маршруты и приезжали, чтобы высказать своё восхищение профессиональным мастерством везущих его водителей, а главное — поклониться возвращающемуся в Лавру «Царю».
На следующий день по прибытии в Сергиев Посад чудо-колокол протолкнули бульдозером через заранее расширенные ворота на территорию Лавры, а затем протащили волоком на специальных огромных санях к подножию звонницы, где он и дожидался всё это время своего торжественного подъёма.
Сама же церемония возвращения «Царь-колокола» началась с Божественной Литургии, которую отслужил в Трапезном храме сам Алексий II. Во время совершения службы Патриарх возвёл в сан архимандрита настоятеля храма Живоначальной Троицы отца Павла, а также удостоил права ношения креста, камилавки и палицы большую группу священников. После завершения таинства Причастия и окончания Литургии Богослужение перенеслось на улицу, где Алексий II в сопровождении большого количества священнослужителей Троице-Сергиевой Лавры совершил водосвятный молебен, а затем возглавил Крестный ход, во время которого состоялось освящение приготовленного к подъёму колокола.
И только после этого заработала техника. В течение целого часа 400-тонный подъемный кран поднимал «Царя» на высоту второго яруса, где бригада Загорского монтажного управления под руководством бригадира Сергея Божкова ожидала его на подготовленной приёмной площадке. Несмотря на довольно сильный ветер, рабочим удалось благополучно установить 72-тонного исполина на специальные салазки и приготовить его к дальнейшему подъёму. По предварительным подсчетам, окончательные работы займут еще около трёх недель, а первый раз «Царь-колокол» возвестит о себе на празднование Троицы, которая будет отмечаться в этом году 30 мая. Говорят, что голос прежнего «Царя» было слышно даже в Мытищах. До каких рубежей долетит благовест нынешнего, мы узнаем через полтора месяца. Но главное, чтобы он был услышан сердцем каждого русского человека…
Николай ПЕРЕЯСЛОВ, секретарь Союза писателей России