К Дню славянской письменности и культуры
Вначале было Слово… Значение подвига святых Кирилла и Мефодия неоценимо. Это исток всего – нашего языка, мышления, восприятия мира, письменности, нашей культуры, нашего общения с Богом и, не будет преувеличением сказать, нашей государственности. В будущем году весь русский и культурный мир будут праздновать 1000-летие памяти Крестителя Руси святого равноапостольного великого князя Владимира.
В Дни славянской письменности и культуры мы вновь вспоминаем, какой это неоценимый, неоскудевающий, стратегический золотой запас нашей культуры и нашего государства, сильнейшее оружие в нарастающей всемирной невидимой духовной войне и видимой огневой брани – наша славянская азбука и основанные на ней язык, письменность и формула нашего поведения в мире. О значении подвига святых равноапостольных Кирилла и Мефодия размышляют один из старейших архиереев нашей Церкви митрополит Псковский и Великолукский Евсевий; первый лауреат Патриаршей литературной премии, выдающийся писатель современности Владимир Крупин; известный предприниматель и общественный деятель Борис Сергуненков.
Церковнославянский язык – язык глубокий, емкий, возвышенный. Любые естественные изменения в языке происходят органично и медленно. В этом процессе сотворчески участвует весь народ. Следовало бы нашим духовным школам больше обращать внимания на изучение славянского языка, на его красоту и глубокую духовность и прививать студентам духовных школ особую любовь к церковнославянскому, своему – родному языку, не считая его чем-то второстепенным. Славянский язык является той самой духовной скрепой, связующей наши славянские народы в единстве Православной Веры.
Наше Богослужение ни с чем несравнимо по своей музыкальной красоте и своему возвышенному, глубокому содержанию. Оно раскрывает всю полноту нашего вероучения догматического, исторического и нравственного значения. Славянский язык – это наш язык, язык наших предков славян. Мы русские – славяне, и наш язык – славяно-русский, он еще и церковнославянский, способствующий уже более тысячи лет делу нашего спасения. Русская Православная Церковь, наш народ приобщился к святому Православию и получил учение от Восточной Православной Кафолической Церкви посредством церковнославянского языка через святых братьев Кирилла и Мефодия, а они – особо чтимые святые Христовой Церкви. Просветители славян своей молитвой, богоугодной жизнью освятили славянскую письменность, поэтому нужно признать, что славянский язык – это не только церковнославянский язык, но он язык Святой Церкви нашей, он святой и потому, что он составлен, рожден от святых святителей и учителей. Церковнославянский язык более понятен сердцу и душе, может быть не всегда понятен нашему разумению, как и многое другое из нашего вероучительного содержания, как, например Единица в Троице и Троица во Единице. Но мы веруем, что это истина. Поэтому для понимания Богослужения необходимо приобщиться и сердцем, и душой, и разумом к его содержанию, проявив усердие, настойчивость и труд к его изучению. Наш славянский язык требует относиться к нему с благоговением и любовью. Богослужение и церковный язык имеют притягательную жизненную силу и благодатно действуют на душу и разум в отличие от языка, которым мы пользуемся в повседневной жизни.
Сочетание святоотеческих богослужебных текстов и святоотеческих славянских слов и предложений, возвышенных церковных музыкальных произведений в совокупности слилось во единый гимнографический строй, создало неземную красоту, надмирную гармонию, которая умиляет и поднимает душу до небесных высот. Это поистине дар Божий. Надмирное, Небесное, неземное – все это сочетание в совокупности являет богатство нашей Церкви, что духовно обогащает дух, душу и тело христианина. Это же торжество нашей святой Русской Православной Церкви, которое удивляет всех, кто посещает наши храмы в эти великие праздники. Церковнославянский язык, богослужебные тексты святых подвижников и музыкальные произведения церковных композиторов никого не оставляют равнодушными. Эта благодатная сила, которая трогает наше сердце и душу, вызывает в нас дух сокрушения о грехах, умиление в молитве, радость в торжестве и печаль в покаянии. Это все слилось во единую сокровищницу Православного Церковного нетленного богатства, откуда черпает православная душа все необходимое и спасительное для своей земной и небесной жизни. Церковнославянский язык вошел в саму природу музыкальных произведений. Язык, текст и музыка нашей Церкви стали одним организмом и эти три отдельные природы стали одной душой.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своей проповеди 10 июня 1990 года в день интронизации на первосвятительский престол Святейшего Патриарха Алексия II донес до нас завещание Святейшего Патриарха Пимена. Вот слова старца Иоанна:
«...И вместе с жезлом патриаршим новому Патриарху вручается и завет его предшественников и заветы, хранящиеся Церковью уже на протяжении тысячелетия. И так случилось, дорогие мои, что я могу высказать эти заветы не из книг, но слышанные мной лично из уст Патриарха Пимена. Они прозвучали в частной беседе моей с Патриархом, но сказаны были так значительно, так категорично и со властью. Вот что было сказано милостью Божией Святейшим Патриархом Российским Пименом:
Россия как зеницу ока призвана хранить Святое Православие во всей чистоте, завещанное нам святыми нашими предками.
Свято хранить церковнославянский язык – святой язык молитвенного обращения к Богу».
Митрополит Псковский и
Великолукский Евсевий
+ + +
Мир стоит молитвой, а она произносится Богодухновенными словами. Славянское единство хранится церковным языком. При всех наших разногласиях, мы – славяне – братья по вере, ибо в основе у нас единый язык.
Церковно-славянский… На нём молились предки, с ним рождались, с ним жили, шли на бой и на труд, с ним уходили в жизнь вечную.
Нельзя не охранять святыни. Надо готовиться к отражению штурма на язык Православия, главной словесной иконы.
Молитва Господня дана нам самим Иисусом Христом, Богородичная состоит из приветствия Архангела Гавриила и святой праведной Елисаветы. Как на это посягнуть? Католическая «Аве, Мария» – это не «Богородице Дево» – это стихотворение Вальтера Скотта, положенное на музыку Вальтером Шубертом. Да, красиво, да, трогательно, его и слушают в филармонии.
Язык нашего Богослужения дан нам Кириллом и Мефодием. Молились на этом языке Сергий Радонежский, Серафим Саровский и все другие. Осеняя себя крестом, шли войска А.В.Суворова и молились они так же, как мы молимся доселе. Эту традицию надо продолжать. Нет абсолютно ничего сложного в церковно-славянском языке для русского человека. Он высок, торжественен и глубоко молитвеннен. Это язык такой необыкновенной силы. Да и разве так трудно выучить церковнославянский язык? Он ведь не труден совершенно. Ведь учат же английский, немецкий язык, чтобы ускакать из России и хорошо жить! Так почему же трудно выучить церковнославянский язык, который сам по себе учится? Его даже не надо специально учить, надо просто читать молитвы и ходить в Церковь, и он войдет в тебя… Церковнославянский язык – это икона нашей словесной молитвы.
Почему русская литература – ведущая в мире? Потому что стоит на основе устной и книжной письменности Древней Руси, которая глубоко православна. Главная её мысль: Русь жива, пока живёт Православие.
Писатель Владимир Крупин
+ + +
Во время паломничества по святым местам Северной Фиваиды делегация в составе 200 человек обсудила важнейшую для православного мира тему: «Церковнославянский язык – вчера, сегодня, завтра». К дискуссии были привлечены лучшие специалисты, ученые, преподаватели. Отрадно, что голос наш был услышан, символично, что нашу соборную встречу открывал епископ Городецкий и Ветлужский Августин в Городецком Федоровском монастыре (место блаженной кончины святого благоверного Великого rнязя Александра Невского), а завершилась она молебном в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре у мощей святого благоверного князя, который возглавил епископ Выборгский Назарий.
«Пора не просто вернуть преподавание церковнославянского языка в начальную, среднюю и высшую школы, но и сделать его для русского человека первым главным и обязательным предметом для изучения. Необходимо создать институт церковнославянского языка! И это дело, на наш взгляд, ближайшего будущего. Тот, кто не стремится постигать основы церковнославянского высшего стиля, строго говоря, не знает ни русского языка, ни русского духа. Без него нет ни русских школ, ни русского мира», – важнейшая мысль, высказанная нашими ведущими специалистами, учеными, преподавателями.
Борис Сергуненков,
председатель Совета предпринимателей
сообщества «ДелоРус»