Местом сбора участников торжеств стал подмосковный Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь. 16 июля в полдень многотысячный крестный ход во главе с Предстоятелем Русской Православной Церкви Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом направился из г. Хотьково в Сергиев Посад. В праздничном шествии принимали участие 60 иерархов, более 400 священнослужителей, монашествующие, делегации от епархий Русской Православной Церкви, казаки, паломники из разных регионов России. Главные святыни крестного хода — икона с мощами преподобного Сергия Радонежского и икона с мощами преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия.
В Свято-Троицкую Сергиеву лавру прибыли архиереи и духовенство большинства епархий Русской Православной Церкви, делегации Поместных Православных Церквей, многочисленные гости и паломники.
!8 июля Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение праздничной Литургии на Соборной площади обители. Богослужение совершалось перед престолом, установленном на помосте с сенью у врат Успенского собора.
После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву о мире на Украине.
В этот же день на Красногорской площади Сергиева Посада состоялся концерт, посвященный празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. К участникам торжеств обратились Президент Российской Федерации В.В. Путин и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Празднование этого великого юбилея стало выдающимся событием в жизни нашей Церкви, нашего Отечества, всего православного мира.
Духовный хранитель России
Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на Красногорской площади Сергиева Посада
18 июля 2014 года на Красногорской площади Сергиева Посада состоялся праздничный концерт, посвященный празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. К участникам торжеств обратился Президент Российской Федерации В.В. Путин.
Ваше Святейшество! Дорогие друзья!
Сегодня наша страна отмечает 700-летие преподобного Сергия Радонежского — величайшего подвижника и духовного хранителя России, основателя Троице-Сергиевой лавры.
В истории нашего государства ему принадлежит поистине судьбоносная роль. «Воспитатель и устроитель России» — так просто и ёмко народ определил высокую миссию Сергия Радонежского. Его мудрое и твердое слово наставника было духовной опорой, поддержкой в тяжелый период иноземного нашествия и внутренних раздоров. Именно тогда прозвучали его пророческие слова: «Любовью и единением спасемся». И этот призыв, наполненный непоколебимой верой, послужил объединению русских земель, навсегда вошел в душу нашего народа, в нашу историческую память.
Масштаб и влияние личности преподобного Сергия отразились не на одном поколении, не на одной эпохе. Он стал вдохновителем патриотического, национального, нравственного подъема, содействовал укреплению Православной Церкви и строительству монастырей, которые были не только духовными центрами, но и настоящими крепостями, стражами России. Среди них особая роль принадлежит Троице-Сергиевой лавре. Она по праву считается православной твердыней, чистым истоком веры и сокровищницей общенациональной культуры.
Важно, что сегодня восстанавливаются и другие досточтимые места, связанные с именем Сергия Радонежского. Они обретают второе рождение благодаря пожертвованиям многих людей, благодаря их памяти о великом святом и его духовном подвиге.
Уже семь веков жизнь преподобного Сергия восхищает и окрыляет, просветляет умы и сердца наши, открывает путь к вере, к утверждению любви и добра.
Заветы Сергия Радонежского — это ключ к пониманию России, к познанию первооснов, ее исторических традиций единства и сплоченности.
Именно в этом единстве, в правде и справедливости, в наших вековых ценностях — сила России, ее великое прошлое, настоящее и будущее.
С праздником!
Завет великого святого земли Русской
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Красногорской площади Сергиева Посада
18 июля 2014 года на Красногорской площади Сергиева Посада к участникам торжеств обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Уважаемый Владимир Владимирович! Дорогие владыки, отцы, братья и сестры!
Я хотел бы сердечно приветствовать Вас, Ваше Превосходительство, здесь, на этой предлаврской и лаврской площади, в день, когда народ наш празднует 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, и выразить слова благодарности за поддержку, которую Вы и в Вашем лице все власть имущие, кого это касалось, оказали исторической реставрации Лавры. За 700 лет не происходило ничего подобного. Была произведена тщательная научная реставрация этой национальной, духовной и культурной святыни нашей страны. И сегодня Лавра надолго обеспечила себя в полной мере безопасным существованием с точки зрения сохранения бесценных сокровищ, принадлежащих нашему народу.
В своем слове Вы процитировали слова, которые донес до нас Епифаний Премудрый — тот самый человек, который и написал житие преподобного Сергия: «Единением и любовью спасемся». Наверное, это сердцевина того послания, которое преподобный Сергий обращал к своему народу, в то время разделенному.
Многие удельные княжества враждовали друг с другом, не могли найти общий язык, не могли согласиться иногда в мелочах, а в результате теряли способность сопротивляться внешнему врагу и, как мы знаем, погубили, в каком-то смысле, Россию, загнав ее в 250-летнее владычество иноземных сил.
«Единением и любовью спасемся». А что такое единение? В другом месте, передавая слова преподобного Сергия, Епифаний говорит о единомыслии. Единомыслие — это значит согласие мыслей и, конечно, действий, подчиненных одной общей мысли, одной общей идее. А как же тогда с человеческой свободой выражать любые мысли и придерживаться любых убеждений? Как сочетать заповедь преподобного Сергия о том, что только единением, единомыслием и любовью спасемся с тем, что предлагает современное общество, которое настаивает на необходимости присутствия разных точек зрения.
Ведь что удивительно — то, над чем сегодня бьется современный человек, — как примирить единство и противоречие — давно было решено и нашло свое мирное разрешение в истории Церкви. Еще в далеком V веке преподобный Викентий Леринский, отец Церкви, говорил: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь». Именно такое единомыслие и предлагал преподобный Сергий своему народу. И мы знаем, что так оно и произошло. И когда во второстепенном мы свободно определяем свой выбор, но в главном подчиняем себя той идее, которая объединяет всех, это и обеспечивает гармонию человеческой жизни и жизнеспособность общества.
А что же сегодня для нас является главным? Народ наш, Отечество наше, историческая Русь — это самое главное, что мы должны сберечь и передать следующим поколениям. И во всем этом мы должны быть единомысленны и стоять на страже нашего единства: и духовного единства, и иного, человеческого, которое сегодня выражается многими способами и средствами. А там, где заканчивается разномыслие — там любовь, единение и любовь. Вот она глубинная национальная идея, которая выражена в категории христианской мысли.
И мы верим, что Отечество наше сегодня находится на духовном подъеме, что все то, чему учил преподобный Сергий, обретает реальность в современных категориях мыслей и действий.
Хотел бы выразить Вам благодарность, Владимир Владимирович, за то, что Вы в значительной мере отображаете в своих действиях, в своих мыслях тот самый консенсус, который сегодня присутствует в нашем обществе. Очень важно, чтобы руководитель страны умел формулировать те общие мысли и идеи, которые и объединяют людей.
Дай Бог, чтобы Россию сегодня поняли те, кто еще ее не понимает. Дай Бог, чтобы все поняли, что от России не исходит ни военной опасности, никаких других опасностей для людей. «Единением и любовью спасемся», — мы обращаем этот призыв преподобного Сергия ко всему Русскому миру и не только — ко всему миру и ко всему роду человеческому. И дай Бог, чтобы Отечество наше оставалось способным осуществлять этот завет великого святого земли Русской.
Еще раз сердечно поздравляю Вас, Владимир Владимирович. Приношу Вам сердечную благодарность за участие в этом торжестве. Мы понимаем, что после полета через половину земного шара не так просто делать то, что Вы делаете. Я когда-то имел такой опыт и знаю, как этот трудно. Пусть Господь укрепляет Вас и физически, и духовно, а Отечество наше хранит в мире, любви и единомыслии. И когда я говорю «Отечество», имею в виду всю историческую Русь. И верю, что милостью Божией преодолеем все междоусобные брани и всякое нестроение на просторах исторической Руси.
С праздником поздравляю вас!
Великий и спасительный урок
Из проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре
Отмечаемый ежегодно 18 июля праздник обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского (1422), стал в нынешнем году кульминацией торжеств, посвященных 700-летию великого русского подвижника. По окончании Литургии на Соборной площади Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к многочисленным паломникам со словами проповеди.
Преподобный угодник Божий Сергий является действительно светильником в масштабе всей своей жизни и всей истории. Как в пламени свечи концентрируется вся ее энергия, так и в личности преподобного Сергия сконцентрировались весь свет и вся духовная сила Святой Руси.
Когда мы говорим «Святая Русь», что мы имеем в виду? Некоторые считают, что это лишь мифологема, некая идея, которая была присуща нашему народу в средние века. Другие пытаются найти воплощение Святой Руси в том или ином историческом отрезке времени и, указывая на тот или иной период, говорят: вот это и была Святая Русь. Но ни то, ни другое не верно. Святая Русь — это не миф, и Святая Русь — это не историческая реальность. Святая Русь — это то, что мы называем метареальностью, то, что за границами человеческой реальности. Но если мы употребляем слово «реальность», значит, то, что находится за границей, имеет отношение к нашей повседневной жизни. И становится ясным, что Святая Русь — это неумирающий духовно-нравственный идеал нашего народа, и выражением этого идеала, его доминантой является святость.
Удивительно, но что если задать простой вопрос: а где еще святость была основным, главным идеалом жизни людей? Ведь речь идет не о монастырях, не о закрытых группах людей, посвятивших себя служению Богу, — речь идет об огромном народе. Обычно у народа другие идеалы, связанные с земной жизнью, — идеалы богатства, власти, могущества. Но идеалом нашего народа была святость, это была общенациональная идея, и потому те, кто достигал святости, кто реализовывал этот общенациональный идеал, становились героями — героями духа, подвижниками, светильниками, теми, на кого равнялись люди — и князья, и бояре, и правители, и военачальники, и простые крестьяне, и монахи, и миряне. А из всех тех, кто воплотил в себя идеал Святой Руси, на первом месте — святой преподобный Сергий, игумен Радонежский.
А почему на первом месте? Кто устанавливал такую последовательность: кто первый, кто второй? Кто-то может спросить: а что бы мы могли прочитать из того, что принадлежит перу преподобного Сергия? Ответ такой: не сможете прочитать ничего, он не оставил после себя ни строчки. Но, может быть, он сделал что-то очень важное, что можно было бы увидеть, пощупать, к чему можно было бы притронуться? Нет, он лишь построил обитель — скромную, деревянную, в непроходимых чащах. Сейчас-то летишь на вертолете из Москвы в Сергиев Посад — как много леса и как мало дорог! А что же было в то время — сплошная чаща, непроходимый лес, и вот здесь был создан маленький монастырь. Не мог он быть выразителем мощи всего народа и всей Церкви…
А вот преподобный Сергий, который явил святость жизни в простоте и смирении, в мудрости и мужестве, стал таким олицетворением Святой Руси. И не своими письменами силен святой Сергий, а своими учениками. Уже при его жизни, а затем и после кончины создается множество монастырей, которые начинают повторять духовный опыт Троице-Сергиевой лавры. А сама Лавра начинает расширяться, укрепляться, благоустраиваться и становиться не только духовным центром, но и местом сопротивления внешним врагам. И мы знаем, что когда в XVII веке началось Смутное время, и судьба страны висела на волоске, крепостные стены Лавры не сдались многократно превосходящему по численности врагу. Почему? Да потому что сила духа сопротивлявшихся монахов и стрельцов была столь велика, что невозможно было ее сокрушить.
И вот здесь мы нащупываем какую-то связь между духовным подвигом человека, между святостью и реальностями нашей жизни, нашего исторического бытия. Эта связь очевидна, потому что святость не может быть ограничена лишь одной личностью. Святость — это явление Божией благодати, а Божия благодать сильнее всякой радиации, она влияет на умы и сердца, она объединяет тысячи и миллионы людей. Всё это нельзя пощупать и увидеть, как нельзя было прочитать письмена святого преподобного Сергия, потому что их просто не существовало. Но благодать Божия через святых людей производит великое чудо преображения человеческой личности.
И мы знаем, что именно своей святостью, а не какими-то внешними дарами, какой-то особой волей или силой, — именно святостью объединил преподобный Сергий разрозненные русские княжества. Сердцем, просвещенным Божественной благодатью, он узрел в Дмитрии Донском того, кто будет способен сокрушить врага. И объединив своим тихим голосом, но горячей и сильной молитвой разрозненные русские земли, тем самым предопределил победу на Куликовом поле, с которой началось освобождение нашего Отечества.
Вот так духовное влияет на мирское, внешнее. А что же происходит, когда духовное изгоняется из жизни? Мирское становится слабым, убогим, подчас карикатурным. И чем больше напрягаются люди, чтобы умножить свою силу, не имея связи с Божественной благодатью и с духом, тем более тщетными кажутся их усилия.
История нашего Отечества в XX веке является ярким примером того, как самые мощные человеческие усилия, осуществляемые вне связи с Богом, разрушаются подобно Вавилонской башне. Поэтому, может быть, самый главный урок, который преподает нам преподобный Сергий, который преподает нам Святая Русь как немеркнущий, неумирающий идеал, — в том, чтобы мы сохраняли этот идеал, к нему устремлялись, а на пути к этому идеалу делали все возможное для того, чтобы жизнь наша становилась чище, светлее, справедливее, чтобы народ наш обретал единство, духовную силу и способность решать все проблемы, которые встают на его историческом пути. Все это возможно с Богом. И преподобный Сергий, к которому мы в таком множестве пришли сегодня в обитель, учит нас этому. Не забудем его великого и спасительного урока. Аминь.
По материалам
Kremlin.ru/
Патриархия.ru
Сергиева Пасха
Рассказ о юбилейных торжествах
Это было, конечно же, эпохальное событие в жизни России. Событие промыслительное, судьбоносное. Каждый русский человек, сердце которого не окаменело, не разучилось терпеть, милосердствовать и любить, не устало откликаться на боль своего ближнего, в эти дни славного юбилея поднял свои глаза к небу и задумался о судьбе России, которая переживает трудный период в своей истории, на которую ополчились, кажется, все силы ада, задумался о духовном смысле происходящих событий.
Крестный ход Хотьково – Сергиев Посад
Для меня он начался еще в электричке, которая отправлялась с Ярославского. Наверняка половина ее пассажиров были православные христиане, пожелавшие принять участие в великом празднике. Они были одеты по-походному, с рюкзаками, в головных уборах светлой расцветки, в легкой летней одежде, в удобной обуви. Словно чувствуя наше нетерпение, электричка шла очень быстро, останавливаясь лишь на некоторых станциях; путь занял всего один час.
– Хотьково! – прозвучал голос в динамиках.
Вместе с другими пассажирами я вышел из вагона. Невдалеке виднелся Хотьковский женский монастырь, в котором покоятся мощи родителей преподобного Сергия – схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. Дорога запружена автобусами, на них прибыли паломники из разных епархий. Чем ближе монастырь, тем гуще людской поток; паломники спешат: до начала торжественного шествия остались считанные минуты. Несмотря на многолюдство, мне удалось пройти почти к самой голове колонны.
В монастырском храме как раз закончился молебен, и на всю округу, усиленный громкоговорителями, зазвучал тропарь преподобному Сергию.
Мощно, призывно и ликующе грянули монастырские колокола – крестный ход начался. Его возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Из ворот обители вышла большая группа паломников, она влилась в нашу колонну (так Ока впадает в Волгу) – живая, колышущаяся людская река потекла вниз по дороге, плавно забирая направо.
Как легко шагается! Какая неописуемая радость поселилась в моем сердце! Какие чудные хоругви плывут над колонной! Какое лучезарное небо над нами! Появилось ощущение, что не идешь, а летишь над землей и что меня, вероятно, несет в своих ладонях сам преподобный Сергий. Впрочем, не только меня, но и каждого участника этого праздничного восхитительного шествия! Улыбки, которые цвели на лицах паломников, были лучшим подтверждением моей догадки.
Выйдя из колонны, поднялся на зеленый склон, чтобы полюбоваться крестным ходом и сфотографировать его. Увидеть его весь не было никакой возможности – голова колонны уже скрылась из глаз, а оставшаяся часть только проходила мимо монастырских стен. Я участвовал во многих крестных ходах, но такого многолюдного и грандиозного еще не видел – в нем приняло участие, наверно, не менее пятидесяти тысяч человек – вся Россия собралась, чтобы почтить память Великого Игумена Земли Русской. Урал и Поволжье, Сибирь и Забайкалье, Якутия и Чукотка – ни расстояния, ни скудость в средствах, ни грозные события на Украине – ничто не помешало паломникам прибыть на замечательный юбилей. Шагают люди разных возрастов: и молодые, и пожилые (я видел старушку, которая передвигалась с помощью костылей), много отроков и отроковиц, есть и младенцы (они едут в колясках).
Молитва не прекращается ни на одну минуту. Мы молимся не только о самих себе, но и о наших родственниках, друзьях и знакомых, которые не смогли участвовать в этом крестном ходе. Но самая главная наша молитва – о спасении России. Трудное время мы переживаем, очень трудное. Если мы будем молиться и каяться в наших грехах, то Господь помилует нас, а если будем сидеть дома и заниматься бесплодными мечтаниями, то останемся ни с чем.
Рядом со мной идут две девушки и читают вслух акафист преподобному Сергию:
«Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче».
Прочитав кондак и икос, девушка передала «эстафету» своей подруге. Путь у нас долгий, так что юные паломницы смогут прочесть акафист несколько раз.
Наконец город закончился, и глазам открылись холмистые дали с небольшими перелесками. Колонна паломников растянулась на несколько километров – не каждый может выдержать высокий темп. Впрочем, неважно, впереди ты идешь или сзади – в любом случае ты участвуешь в большом духовном делании.
Жара как будто спала; нет, она не спала, просто на небе появились большие белоснежные облака – преподобный Сергий послал нам облегчение.
Лучше всего шагать за Патриархом. За ним чувствуешь себя, как за каменной стеной, а точнее, как в ноевом ковчеге – плывешь по морской глади и даже качки не чувствуешь, а еще лучше, как в лодке с Апостолами, которые плыли по Геннисаретскому озеру со своим Учителем.
Патриарх шагает в хорошем темпе, мы от него не отстаем!
Поют два хора, состоящие из семинаристов. Вот регент (он высокого роста) взмахнул рукой – вступил правый хор:
«К Богородице прилежно ны-ы-ыне притецем,
Гре-е-ешнии и смире-е-еннии,
И припадем, в покаянии зовуще из глубины-ы ду-уши:
К кому нам обращаться в первую очередь в наших молитвах? Конечно, к Тебе, Пресвятая Дева. Кто утешит нас в скорбях? Кто утрет наши слезы? Кто покроет нас Своим омофором? Только Ты, наша верная Помощница и Заступница!»
Как хорошо, что мы знаем те песнопения, которые исполняют семинаристы; мы поем вместе с ними – разве можно не петь во время крестного хода?! Тысячеустый, громогласный хор движется по земле преподобного Сергия, и наше пение слышит, наверно, вся Русь.
В городе мы живем расслабленной, тусклой, полусонной жизнью, а здесь, во время крестного хода, оживаем, распрямляемся, начинаем дышать полной грудью, лучше понимаем суть современных событий, а самое главное, самих себя. Для меня, а также для паломников, которые шагают рядом со мною, крестный ход – это пробуждение от греховного сна, пир покаяния, теплая беседа с Ангелами и Архангелами, отсечение страстей, укрепление веры, обоняние Райского фимиама.
Осенил себя крестным знамением, а в душе родились слова: «Царица Небесная, пощади русский народ, который погибает в страшном и слепом безбожии. Вразуми его, помоги прозреть, понять причину тех бед, трагедий и несчастий, которые вот уже почти сто лет преследуют нас, – отступление от Бога и забвение православной веры. Дай нам всем спасительное покаяние, помоги русским людям прийти в храм, чтобы упасть на колени и возопить велиим гласом: «Господи, прости нас и помилуй!» Не оставь нас, Пресвятая Дево, умоли Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он простил наши великие грехи и чтобы русский народ стал тем, кем он и должен быть – народом-богоносцем, хранителем истинной веры. Потуши, Пресвятая Дево, бесовский пожар на Украине, преврати козни диавола в пыль, прах, в ничто, ту кровь, которая льется там целыми реками, обрати на его богохульную голову, а то зло, которое господствует на братской Украине, преврати в добро».
Входим в поселок Семхоз. Нас встречают сотни и сотни его жителей, которые так плотно заполнили тротуары, что не видно ни одного просвета. Вот молодцы так молодцы! Они тоже с нами, пусть на краткое время, и, конечно, тоже хоть в какой-то мере ощущают радость сегодняшнего праздника.
Дальше дорога пошла через зеленую зону, миновав которую мы вышли на открытое место и увидели окраины Сергиева Посада.
– Лавра! – воскликнул кто-то из паломников.
Вдали, на горизонте, хорошо просматривались колокольня Лавры и купола Успенского собора. Как-то веселее стало на сердце, а усталость, накопившаяся за несколько часов, куда-то бесследно исчезла. Лавра – это наш маяк до конца крестного хода; но прежде всего это маяк духовный, великий и неугасающий, не только для нас, крестоходцев, но и для каждого русского человека.
Через полчаса мы уже шагали по улочкам Сергиева Посада.
– Осторожно! Крутой спуск! – предупреждает нас один из волонтеров, стоящий на обочине дороги.
Кстати, волонтеров в крестном ходе было очень много, они быстро приходили на помощь тем, у кого возникала какая-нибудь проблема: одному паломнику вручить бутылочку воды, другому облегчить тяжелый рюкзак, третьему перевязать натертую ногу.
Слева от меня появилась немолодая паломница с сильно загорелым лицом, ей было наверняка за шестьдесят, но она шла очень бодро, не выказывая признаков усталости; в руках у нее была вышитая икона довольно большого формата, на которой был изображен преподобный Сергий (его образ нельзя спутать ни с кем).
– Сами вышивали? – обратился я к женщине.
– Да. Только вчера закончила.
– Очень удачный образ. Мне особенно понравился колорит.
– Старалась.
– Как вас зовут?
– Вера.
– Вы из Москвы?
– Нет, я приехала из Америки. Специально на праздник преподобного Сергия. Я его очень люблю и почитаю. – Паломница повернула икону ко мне, чтобы я ее получше рассмотрел. – Я родилась в Сергиевом Посаде, здесь прошло мое детство и юность. Вышла замуж за военного. К большому сожалению, он очень рано умер, ему было всего тридцать шесть лет. Он служил в ракетных войсках, на каких-то испытаниях получил большую дозу облучения и в течение месяца превратился в щепку. Я долго горевала, молилась преподобному Сергию, чтобы он меня утешил. Потом я познакомилась с американцем, вышла за него замуж и уехала с ним в Америку. Со мною уехали двое моих детей. Они закончили университет и сейчас работают каждый по своей специальности. Живут под Вашингтоном, жизнью довольны.
– А вы довольны?
– Как бы вам сказать… – Вера немного помолчала. – В материальном смысле в Америке жить лучше, чем в России. Мы с мужем живем в Техасе, у нас все есть: и дом, и машина, и сад, и разная одежда, и всякая обувь. Но… – Вера опустила голову. – Там еда какая-то не та: ешь, ешь, а никак не наешься. И другое все не то… чужое, нерусское… Страшно мучает ностальгия. Все время скучаю по Родине, по Сергиеву Посаду, по Лавре, по колокольному звону. Взяла бы да и уехала. Но… слишком много «крючков»… очень крепко держат…
Много лет мечтала приехать на Родину, да все никак, все никак. А как узнала про юбилей преподобного… думаю, сейчас или никогда… все бросила, села на самолет и прилетела…
– Прекрасный поступок!
Вера улыбнулась широкой счастливой улыбкой.
– Пришла в Лавру и как будто живой воды напилась… Ну, а про крестный ход и говорить нечего – лечу, как на крыльях… – Она поправила рюкзак за спиной.
Тем временем мы вступили на Благовещенское поле, где расположен палаточный городок для паломников.
Крестный ход завершен!
Мы преодолели семнадцать километров.
Торжественное, праздничное, радостное шествие мы совершили во славу Божию, во спасение наших душ и, конечно, во спасение матушки-России.
Акафист
На другой день главные события праздника совершались в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, на ее Соборной площади. В пятнадцать часов в Троицком соборе, где покоятся мощи преподобного Сергия, началась малая вечерня, которую возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Вместе с ним молились многочисленные архипастыри. Наблюдать за богослужением было очень удобно, так как в нескольких местах Соборной площади находились большие экраны.
Вслед за малой вечерней началось чтение акафиста преподобному Сергию:
Возбранный от Царя сил Господа Иисуса,
Данный России воеводо и чудотворче предивный,
Преподобне отче Сергие, – лаврский хор звучал очень красиво и слаженно.
Воздать искреннее и сердечное благодарение игумену земли Русской собрались тысячи и тысячи православных христиан. Нам есть за что благодарить преподобного Сергия: он не раз спасал нашу страну от неминуемой гибели, искоренял крамолу, насаждал добрые нравы, основывал новые монастыри, призывал людей к покаянию; не только словом, но и своим примером воспитывал духовных чад, ограждал Россию от чужеземных соблазнов. Его молитва пламенела, словно огонь в кузнечном горне, духом он восходил к Престолу Божию, его забота о русском народе была подобна заботе матери о своем ребенке.
Я прошелся по Соборной площади и своими глазами увидел, как молился народ: добрая половина богомольцев стояла на коленях, поклоны клались истово и часто, ни одно слово похвальной песни не было пропущено и не оценено.
Помоги, преподобне отче Сергие, и нам жить так же, как ты жил, помоги нам возненавидеть грех и по мере наших слабых сил выполнять заповеди Христовы, научи избегать зла и возлюбить Христа так, как ты Его возлюбил.
Акафист подошел к концу, и раздалось…
– Бум!
Да, это подал голос главный колокол Лавры.
– Бум!
Звук колокола нарастал, пел на могучей властной ноте, заполнял пространство всей Лавры, ему стало тесно в ее стенах, и он, этот звук, полетел дальше, по улицам и площадям Сергиева Посада и еще дальше – по бескрайним русским просторам. Мне показалось, что вся Русь слышит сейчас этот небесный голос, внимает ему с неослабным чутким вниманием, отдавая себе отчет в том, что настал час, когда надо оставить суету и подумать о Небесном.
«Это звонит не колокол, это звучит голос самого преподобного Сергия, это он обращается к русскому народу, обращается в грозный и судьбоносный час, призывая его встать на Божественную стражу, – подумал я. – Россия снова в опасности, как бы говорит преподобный, очнитесь, русские люди, вспомните, что вы чада света, а не тьмы, промедление смерти подобно, стряхните с себя бесовские чары, пока не поздно, пока коса смерти не собрала свою кровавую дань, – пламя войны вот-вот перекинется из Украины на территорию России. Принесите достойный плод покаяния, и Господь помилует вас, как это уже не раз бывало в истории России.
Вспомните жителей Ниневии – вот кто должен быть для вас лучшим примером! Покайтесь, покайтесь в своих грехах! Покайтесь сегодня, потому что завтра может быть уже поздно!»
Каждый паломник, прибывший на праздник, мечтал приложиться к великой святыне – честным и цельбоносным мощам преподобного Сергия. Очередь к мощам была очень большая... И вот я вошел в Троицкий собор.
С трепетом и благоговением я приложился к раке, где покоилась величайшая святыня. Я ничего не просил у преподобного, так как он лучше меня знал мои нужды, – я просто поблагодарил его за все.
Вскоре началось всенощное бдение под праздник преподобного Сергия – обретения его святых мощей. Служил сонм архиереев во главе с Патриархом Кириллом. Народу на Соборной площади стало еще больше – как же можно пропустить такое торжественное и праздничное богосужение? И снова я видел, как молились русские люди, благодаря преподобного за все его благодеяния и прося его новых и новых милостей.
Елеопомазание совершало много десятков иеромонахов и священников – на всем немалом пространстве Соборной площади. Я подошел к священнику, который стоял на ступеньках, ведущих в Трапезный храм. Благодать, которую я получил, нельзя сравнить ни с чем – ее можно только ощутить...
Вот и исповедь. Батюшка накрыл мою голову епитрахилью и прочитал разрешительную молитву.
– Да поможет преподобный Сергий мужественно и без ропота нести ваш жизненный крест! – сказал он, отпуская меня.
Божественная литургия
И настал третий, кульминационный день праздника. В девять часов утра, когда я, торопясь на богослужение, оказался у памятника преподобному Сергию на Красногорской площади, что рядом с Лаврой, усиленный динамиками, раздался голос диакона:
– Благослови, владыко!
На большом экране, установленном на площади, я увидел Патриарха Кирилла, который возгласил:
– Благословено Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков.
– Аминь, – откликнулся лаврский хор.
Вошел в Лавру. Соборная площадь была заполнена еще больше, чем вчера. Божественная литургия текла своим чередом. Народ молился. Все было видно и все было слышно – благодаря радиофикации и экранам.
Лавра являла собой храм под открытым небом. Между тем богомольцы прибывали и прибывали.
– Ве-е-ерую, – возгласил диакон, и мы – все верующие православные христиане, собравшиеся сегодня здесь, в Лавре, на Соборной площади (а нас было немало, около десяти тысяч), – дружно подхватили:
– Во единаго Бога Отца, Вседержи-и-ите-е-еля, Творца небу и земли, видимым же всем и неви-и-идимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Бо-жи-ия…
Такого большого, грандиозного, изу-мительного хора я ни разу в своей жизни не встречал. И не слышал, чтобы он так хорошо пел. Мы исповедовали свою православную веру. На зло всем нашим врагам. На зло духам злобы поднебесной. На зло диаволу-обольстителю.
Вскоре настала та долгожданная минута, которую мы с таким нетерпением ждали: Патриарх Кирилл (в его правой руке была Чаша со Святыми Дарами) прочитал молитву перед причастием.
Началось причащение верующего народа. На площадь, к богомольцам, вышло, наверно, не менее пятидесяти священников с чашами...
Причастие богомольцев продолжалось и продолжалось. Небесных Даров удостоилась большая часть всех христиан, пришедших на этот великий пир Веры.
После окончания Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствующим с первосвятительским словом:
«Как в пламени свечи концентрируется вся ее энергия, так и в личности преподобного Сергия сконцентрировались весь свет и вся духовная сила Святой Руси.
Идеалом нашего народа была святость, это была общенациональная идея, и потому те, кто достигал святости, кто реализовывал этот общенациональный идеал, становились героями — героями духа, подвижниками, светильниками, теми, на кого равнялись люди — и князья, и бояре, и правители, и военачальники, и простые крестьяне, и монахи, и миряне. А из всех тех, кто воплотил в себе идеал Святой Руси, на первом месте — святой преподобный Сергий, игумен Радонежский.
История нашего Отечества в двадцатом веке является ярким примером того, как самые мощные человеческие усилия, осуществляемые вне связи с Богом, разрушаются подобно Вавилонской башне. Поэтому, может быть, самый главный урок, который преподает нам преподобный Сергий, который преподает нам Святая Русь как немеркнущий, неумирающий идеал, — в том, чтобы мы сохраняли этот идеал, к нему устремлялись, а на пути к этому идеалу делали все возможное для того, чтобы жизнь наша становилась чище, светлее, справедливее, чтобы народ наш обретал единство, духовную силу и способность решать все проблемы, которые встают на его историческом пути. Все это возможно с Богом. И преподобный Сергий, к которому мы в таком множестве пришли сегодня в обитель, учит нас этому. Не забудем его великого и спасительного урока. Аминь».
Духовное солнце России
Из Сергиева Посада я уезжал вечером. К перрону подкатила электричка из Александрова. Вагон, в который я вошел, был полупустой. Я сел на свободную лавку. Через минуту рядом со мной села женщина лет тридцати трех-тридцати пяти, она была в длинной юбке и светлом платочке; лицо у нее было уставшее, но радостное; рюкзак она поставила на верхнюю полку, а бутылку с водой – на скамейку, рядом с собой. Нетрудно было догадаться, что она возвращается с юбилейного праздника.
Лариса, так звали мою попутчицу из Липецка. Все три дня она жила в палаточном городке на Благовещенском поле.
Она была переполнена впечатлениями.
– Я приезжаю к преподобному Сергию каждый год. Приезжаю из великой любви к нему. Каждая встреча с преподобным… это как будто взойдешь на гору и увидишь всё-всё. Тучи расходятся, и перед тобой ясный путь.
Преподобный Сергий – это духовное солнце России. Если обычное солнце каждое утро всходит и каждый вечер заходит, то духовное солнце светит без перерыва. Не знаю как другие люди, а я чувствую, что преподобный принимает участие в моей жизни постоянно. У меня дома есть несколько икон святого, и я каждое утро молюсь перед ними. Он для меня – живой, и я разговариваю с ним, как с живым, и он меня слышит. Все три дня было так легко, так радостно… это была как бы Пасха… Сергиева Пасха… я ее никогда не забуду…
Николай КОКУХИН
Фоторепортаж Лариса Беляева, Патриархия.ru
Игумен земли Русской
Преподобный Сергий Радонежский: что он значит для вас, вашей семьи и для России?
На этот вопрос отвечали участники юбилейных торжеств нашему корреспонденту Ларисе Беляевой.
Владимир Ростиславович Мединский, министр культуры РФ:
– Сергий Радонежский – личность, которая символизирует русскую национальную идею, это единение, взаимопомощь. Он призвал князей объединиться, сам отказывался от всех властных постов, но при этом имел колосальный моральный авторитет, как ни один его современник. Нестяжательность и, безусловно, христианская любовь – вот она русская идея, вот тот фундамент, на котором стоит наше государство. Мы сегодня считали, сколько еще государств на карте мира сохранили свой суверенитет на протяжении хотя бы семисот лет, я уже не говорю о тысяче. Знаете, пальцы одной руки остаются свободными: Великобритания, с натяжкой Китай, если покопаемся в истории, наверное, Таиланд (королевство Сиам), Швеция.
Наталья Викторовна, врач-терапевт, г. Москва:
– Сергий Радонежский – это, в первую очередь, наш молитвенник, который молится за Православную Русь, это наша опора, объединитель. Он объединил Русь еще во времена Мамая и сейчас продолжает ее сплачивать. Несмотря на то, что полыхают земли у окраины России, очень напряженная обстановка, люди сюда приехали за Божьей благодатью, заступничеством, чтобы прикоснуться к святыне.
Протоиерей Борис из Донецка:
– Он для России – оплот. Сегодня в духовной академии учатся аспиранты из Италии, Франции, Грузии, Армении, отовсюду. Это говорит о том, что Русская Православная Церковь пять континентов мира окормляет духовно, печётся о сохранении мира на нашей планете. Преподобный Сергий – это величина огромнейшая.
Анастасия Нарижная, юрист, г. Тучково Московской области:
–Для меня прп. Сергий Радонежский – очень важный святой. Именно через него я пришла в Православие, именно в Троице-Сергиевой Лавре первый раз исповедалась. И по жизни сейчас он мне помогает.
Майор Владимир Дробышевский, пресс-служба Министерства обороны России:
– Это один из самых почитаемых святых, человек, который за свою жизнь совершил очень много чудес и великих дел. Человек, который жил, когда было много междоусобных войн, нашествие инородцев. У меня дедушка, покойный, был иеромонахом. Соответственно и мое отношение ко всем святым, которые почитаются воинством, которые охраняют воинство, самое лучшее, а преп. Сергий – один из них. Для России этот святой всегда был первым после Матери Божией защитником Руси. Матерь Божия через свои иконы спасала от многих бед Россию. Люди молятся здесь, чтобы был мир на Юго-Востоке Украины и в России. И чтобы славянские народы никогда не сталкивались.
Иеромонах Трифон, храм Спас-на-водах, г. Мурманск:
– Для меня он воспитатель духовный, потому что я закончил, милостью Божией, семинарию в Троице-Сергиевой лавре. И всегда он был мне покровителем и поддержкой. Молитвы мои к нему услышаны, он исполнитель моих прошений и я ему очень благодарен за это. А для России он ориентир и показатель истинных ценностей.
Марина, учитель начальных классов, г. Сергиев Посад:
– Я ему всегда молюсь и стараюсь ему как-то подражать. Это заступник нашей семьи и меня лично, обращаемся к нему с любыми просьбами духовными и житейскими. Когда в Лавру приезжаешь, спокойно становится на душе, мысли собираются. Преп. Сергий – эталон духовности, и хочется всё время ему подражать, просить его святых молитв. Он – это Русь наша Святая. Радость, что мы здесь живем…
Иерей Константин Федяев, Кемеровская епархия:
– Мне лично преп. Сергий помог в выборе жизненного пути, благодаря преподобному я стал священником. Для моей семьи? Молился чтобы супругу мне послал, верную спутницу жизни, помощницу в деле спасения. Для нашего Отечества? Его называют игуменом земли Русской – он тот, кто объединил наш народ и объединяет до сих пор.
Данила, прихожанин Знаменской церкви с. Холмы Московской области:
– В свое время я обращался к Сергию Радонежскому за помощью. Благодаря ему сейчас живу и у меня все хорошо настолько, насколько надо. И моя семья тоже сохранилась благодаря ему. Я не могу за всю Россию говорить, но сегодня был крестный ход, было очень много людей – это же не просто в масштабах какого-то города, можно сказать, что это в масштабах России, потому что приехали люди из разных мест. Даже грузинские паломники прибыли – вот вам и Россия, и даже ближнее зарубежье. Это что-то значит.
Валентина, пенсионерка, г. Орёл:
– Для нас он самый благотворящий, праведный, очень уважаемый. Молимся, благодарим Господа, что он наши молитвы слушает, и мы его почитаем. Я сама верующая, сын был верующим, но отошел от веры и поэтому я стараюсь за всех молиться. Для России Сергий Радонежский – вы видели, какое сегодня было паломничество. Крестный ход – это что-то необыкновенное! Такого еще не было.
Вера, пенсионерка, прихожанка храма Святителя Николая с. Бужанинова, Московская область:
– Для нас, для русской земли преп. Сергий – это свет, это благодать. Я никогда не уходила неутешенной от преподобного. Во всем, о чём бы я его ни попросила, он всегда помогает, просто не сразу это замечается. Проходит какое-то время, и ты видишь, как всё управилось в твоей жизни по Божьей воле. В эти дни даже в погоде, когда слишком пригревало – солнышко скрывалось, когда было нужно тепло – оно светило. Когда мы были на крестном ходе, нас как будто Ангел нёс на руках, и когда мы уже пришли, даже не верилось, усталости не было – это всё преподобный.
Евгения, Украина, Одесская область:
– Сергий Радонежский – это святой, который много исцеляет. Для меня он большой подвижник. Ему очень молиться надо. Молимся, чтобы он всех людей вразумлял, наставлял на путь истинный. В семье он очень почитаемый, для нас он очень дорогой. Верим, что он за нас молится, чтобы мы спасли свою душу. Для Украины он большой светильник. Он молится за Россию, за нашу Украину, чтобы были доброта, милосердие, сострадание, любовь к Богу и ближнему.
Евгений, юрист, преподаватель, г. Сергиев Посад:
– Для каждого человека нужен какой-то образ, на который он бы смотрел, видел его жизнь, равнялся. Я думаю не только для меня, но и для многих русских людей образцом жизни является преп. Сергий Радонежский. Для меня лично это образец правильной и праведной жизни. Подвиг преп. Сергия – объединение русских земель, борьба с внешним врагом, да и с внутренним, потому что раздробленность, которая существовала, – это и был некий внутренний враг для Руси. Поэтому сложно переоценить роль Сергия в истории России. И для меня этот человек – образец для подражания.
Тамара Геннадьевна, г. Сургут:
– Это же наш заступник, наш целитель, наш самый великий святой. Он спасал неоднократно мою семью, помогал нам. И исцелил мою девочку, дочку Полину, от эпилепсии. И другие чудеса сотворил. Для России – он же заступник, он охраняет нашу Россию. Он же помогает нам жить!
Сергей Коновалов, художник из Благовещенского монастыря, г. Нижний Новгород:
– Сергий Радонежский являлся во сне Кузьме Минину и благословил его на освобождение Москвы, объединение Руси и защиту ее от иноземцев, от чуждой нам религии. Чтобы всех супостатов, всех захватчиков с земли русской изгнать. Освобождение Руси пошло из Нижнего Новгорода. Что значит Сергий Радонежский для нашей семьи? В 2013 году мы шли в Москву крестным ходом через Троице-Сергиеву лавру. Два дня пробыли в Лавре, здесь я вымолил внука. Долго не рождался внучёк, и по молитвам к Сергию Радонежскому он родился. Его крестили на земле нижегородской в храме Сергия Радонежского. Для России это великий святой. С нашим батюшкой Серафимом Саровским их на иконах можем видеть. Во всех русских православных храмах по всей земле мы можем видеть его иконы.
Александр Петрович Сараев, строитель, пос. Искра Александровского района Владимирской области:
– Сергий Радонежский является не просто подвижником Русской земли, он является нашим покровителем и всегда оберегает нашу семью во всяких бедах. Как бы нам ни было сложно в нашей жизни, мы всегда приезжаем в Троице-Сергиеву Лавру, прикладываемся к мощам преподобного и получаем от этого исцеление для души и тела. У меня с преподобным Сергием Радонежским связаны важные события в моей жизни, когда я от чего-то избавился. Я совершенно не пью уже 15 лет, а до этого были определенные проблемы. Благодаря преподобному Сергию Радонежскому и благодаря молитвам монахов я теперь вообще не курю. Такие вот исцеления у меня произошли.
Для России это великий подвижник, игумен Русской земли. Очень часто, приезжая в Троице-Сергиеву Лавру, я вижу, что значит для людей для России преп. Сергий. Тысячи и тысячи паломников приезжают ежедневно. А как один из священников сказал на проповеди: тысячи, миллионы людей ежегодно приезжают в Троице-Сергиеву лавру, и происходят чудеса исцелений, избавления от чего-то, и они увозят память об этом по всей России и дальше. Для русского человека это как кислород. Сила благодати, чем это движется – одному Господу Богу известно, но то, что сюда ежедневно приезжают тысячи и тысячи паломников, уже говорит о многом.
Любовь Валерьевна, Ярославская область, г. Рыбинск:
– Сергий Радонежский – духовная опора не только для моей семьи, но и для Украинской земли и для всей Русской земли. Все мы молимся ему в надежде на помощь… Я всё время в храме молюсь Сергию Радонежскому.
Александр Полозков, спортсмен, г. Балахна Нижегородской области:
– Сергий Радонежский – это спасение от напастей, которые обрушились на Россию.