В последнее время значительно увеличилось число почитателей памяти Святейшего Патриарха Никона в епархиях как Русской, так и Поместных Церквей, отмечается позитивное изменение оценки его роли и заслуг перед Церковью, государством и народом.
Как сказал председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев: «Более трехсот лет всячески злословится имя величайшего Святителя Божия Никона, Патриарха Московского; теперь пред всеми Бог начинает прославлять своего угодника, на посрамление и обличение всех ругателей его, ибо сказано в Священном Писании: «прокленут тии, и Ты благословиши, возстающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится» (Пс.108, 28).
Мы же с полной христианской любовью чтим Патриарха и просим молитв и заступления пред Богом, особенно в преддверии славных юбилеев его светлой памяти».
Считая монашество краеугольным камнем Православия, Патриарх Никон всячески поддерживал монастыри.
Трудами и иждивением Патриарха Никона воздвигнуты были на Руси три монастыря в прославление трех вселенских святынь: Святоезерская Иверская Валдайская обитель, в которой Патриарх поместил принесенный с Афона список с чудотворной Иверской иконы Божией Матери; Крестовоздвиженский монастырь на Кий-острове в Белом море, выстроенный в честь Креста, изготовленного в Палестине в меру Креста Господня и украшенного мощами святых; Воскресенский монастырь, созданный во образ Небесного Иерусалима и святынь Палестины с Гробом Господним, именуемый Новым Иерусалимом.
Вокруг монастыря и иных святынь Русской Палестины рос и развивался город Воскресенск, ныне Истра.
В городе Истре, фактическим основателем которого был Патриарх Никон, его почитание неизменно в течение веков.
В устных преданиях, в местных традициях почитание Патриарха Никона не прерывалось даже и в годы воинствующего атеизма.
Удивительно, что многие жители Истры прибегают к молитвенному заступничеству Великого Патриарха во всех своих бедах и искушениях.
Почитание памяти Святейшего Патриарха Никона в Новом Иерусалиме началось сразу же по его кончине.
Вскоре после его кончины архимандрит Ново-Иерусалимского монастыря Герман (+1682) написал эпитафию своему духовному отцу и учителю: «Господень образ зде и Плакидов, ту лежит вторый в терпении Иов». Архимандрит Герман в эпитафии отметил основания духовной жизни Патриарха Никона: следование Христу, крестоношение и стяжание терпения.
Далее архимандрит Герман говорит об архипастырском служении Патриарха Никона, который стоит твердо, «аки столп камен». Архимандрит Герман первым сформулировал для современников «дерзновение почившего Святителя пред Господом», иными словами – его святость.
В надписи XVII века над входом в придел, где погребен Патриарх Никон, также говорилось о нем, как о жителе горнего Сиона, предстоящем пред престолом Божиим.
Память Святейшего Патриарха Никона сугубо почиталась и в других основанных им монастырях.
О Патриархе Никоне, как о Соловецком святом, говорится в рукописи «Верное и краткое изчисление преподобных отец Соловецких…».
О нем упоминает и составитель жития преподобного Елеазара Анзерского: «Бысть же и ин ученик преподобному преславен именем Никон, иже бысть Патриарх царствующаго града Москвы и всей России. И той пречуден бысть в житии своем, и многу ревность об исправлении православия показа».
Известно, что в прошлом 6 июня, в день рождения Святейшего Патриарха Никона, в день его кончины, а также в день тезоименитства в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря традиционно совершалась Божественная литургия и, по окончании ее, — соборная панихида на гробнице Патриарха Никона в приделе Усекновения главы св. Иоанна Предтечи.
В соборной Божественной литургии участвовали священнослужители всех связанных с Патриархом монастырей.
Это Новоспасский монастырь, архимандритом которого был будущий Патриарх Никон; Иверский Святоезерский монастырь, построенный Патриархом Никоном на озере близ города Валдай; Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри, где Патриарх находился в заточении; Саввино-Сторожевский монастырь, где Патриарх Никон бывал многократно и участвовал при открытии мощей Саввы Сторожевского, Звенигородского чудотворца; Соловецкий, где в Анзерском скиту начинал будущий Патриарх свое монашеское служение, а также другие монастыри.
Почитание памяти Патриарха в Новоиерусалимском монастыре прервалось в связи с его закрытием в 1919 году, изгнанием монахов, многие из которых были расстреляны.
Не возобновилось оно и после передачи в 1994 году Новоиерусалимского монастыря Русской Православной Церкви.
Были для того объективные и субъективные причины – на все воля Божия.
В преддверии юбилея Оргкомитет Администрации Истринского района по организации празднования 400-летия со дня рождения Святейшего Патриарха Никона обратился к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II с испрошением благословения на возобновление древней традиции 6 июня 2005 года совершения Божественной литургии в храме Воскресения Христова Воскресенского Новоиерусалимского монастыря и панихиды на гробнице Патриарха.
В полученном благословении на проведение соборной Божественной литургии особенно дороги слова о «возобновлении почитания памяти Патриарха Никона в Новоиерусалимском монастыре».
Жители Истры восприняли полученное благословение как великую милость Божию, с благодарностью нашему Патриарху Алексию II за понимание и с осознанием при этом своей большой ответственности.
Ведь не умолкли еще шаблонные, несправедливые, но традиционные речи о неприятии Патриарха Никона и непризнании его заслуг перед нашей Церковью и нашей Родиной.
Торжества, посвященные 400-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Никона, начались 6 июня с.г. в 9 часов утра в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря совершением Божественной литургии, которую возглавил Преосвященнейший Алексий, архиепископ Орехово-Зуевский, наместник Патриаршего Новоспасского монастыря, в сослужении наместника монастыря и священнослужителей Истринского благочиния.
По окончании литургии в соответствии с исторической уставной традицией монастыря на гробнице Патриарха Никона была совершена панихида.
В своей проповеди Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий особо остановился на необходимости православным людям ограничить свою волю и дать совершиться воле Божией.
Дивный хор, прекрасная акустика творения Патриарха – Воскресенского собора, создавали впечатление поистине неземной красоты.
Как потом говорили между собой присутствующие на богослужении истринцы: «Не знаем, на земле мы были или на небе».
После панихиды торжественные мероприятия были продолжены в Историко-архитектурном музее «Новый Иерусалим».
Многочисленные выступающие отмечали заслуги Патриарха Никона перед Церковью и обществом.
Со словами признательности Святейшему Патриарху Никону, незаслуженно оклеветанному религиозному и государственному деятелю, выступили представители Администрации Московской области, Истринского района, видные деятели науки и культуры города Москвы.
Отмечалось расширяющееся почитание памяти Патриарха Никона в народе.
Фактически нашему городу был подарен в день рождения его основателя торжественный, замечательный и незабываемый праздник.
Многие сотни жителей Истры, несмотря на то, что 6 июня было рабочим днем, приняли участие в богослужении, а также в торжественном собрании. День завершился праздничной трапезой.
Город Истра и музей в этот день были украшены красочными плакатами в память о Патриархе.
Так жители Русской Палестины, Святой земли России, отдали дань памяти, поклонения и уважения Великому Патриарху.
Но праздничные мероприятия не закончились 6 июня.
Проведение выставок, конференций в честь 400-летия Патриарха Никона продолжится до конца 2005 юбилейного года.
21-22 июня в музее проводились «Никоновские чтения», ставшие традиционными.
Многочисленные выступающие из разных уголков России воздали дань памяти, уважения и почитания Великому Патриарху.
Замечательный хор Духовной Академии исполнил песнопения на слова архимандрита Германа, любимого ученика Патриарха Никона.
Снова, как и сто, и двести, и триста лет назад, в стенах любимого творения Патриарха Никона – Новоиерусалимского монастыря - звучали слова «Святителю Отче Никоне! Моли Бога за нас, грешных!».
Н.КОЛОТИЙ