Добавлено: 09.10.2024

К 300-летию святителя Тихона Задонского

Празднование на Воронежской и Липецкой земле

26 августа 2024 года, в праздник 300-летия со дня рождения святителя Тихона, епископа Воронежского, а также день памяти преставления Задонского чудотворца в 1783 году и второго обретения честных мощей в 1991 году, праздничные богослужения состоялись в Благовещенском кафедральном соборе Воронежа — главном храме Воронежской митрополии.

В канун праздника собор архипастырей и духовенства совершил всенощное бдение с литией. Позднюю Божественную литургию в день торжества возглавил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Григорий. Его Высокопреосвященству сослужили духовенство многих епархий, благочинные церковных округов Воронежской епархии, игумены епархиальных монастырей, клирики Благовещенского кафедрального собора, сонм духовенства епархий Воронежской митрополии.

За богослужением молились игумении епархиальных женских обителей, преподаватели и воспитанники всех отделений Воронежской духовной семинарии, множество воронежцев и богомольцев из различных регионов России. Разделить с верующими духовное торжество прибыли губернатор Воронежской области Александр Гусев, член Совета Федерации ФС РФ Сергей Лукин, заместитель губернатора Дмитрий Маслов, заместитель председателя Воронежской областной Думы Александр Солодов и другие представители государственной власти.

Богослужебные песнопения исполнил смешанный митрополичий хор Благовещенского кафедрального собора под управлением регента Ильи Ижогина.

На сугубой ектении были произнесены прошения «...о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую...» и прошение «о Преосвященных архипастырях, пастырях, монашествующих и мирянах земли Украинския, о единстве Церкви Христовы ревнующих, в заточении и гонениях сущих». Затем митрополит Григорий вознес молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес благочинный Семилукского церковного округа протоиерей Василий Попов.

В этот же день митрополит Липецкий и Задонский Арсений возглавил Божественную литургию в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност, схимитрополит Никон (Васин), епископ Елецкий и Лебедянский Максим, епископ Железногорский и Льговский Паисий, епископ Валуйский и Алексеевский Савва, епископ Усманский Евфимий, викарий Липецкой епархии, клирики Липецкой митрополии.

По окончании Литургии состоялся крестный ход с мощами святителя Тихона вокруг храма Владимирской иконы Божией Матери.

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству зачитал приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

По материалам Воронежской и Липецкой митрополий



Покайся, христианин!

Поучения святителя Тихона Задонского


Грех

Великое зло есть грех. Ибо грех есть преступление и разорение вечного и неизменяемого закона Божия. Грех есть беззаконие (1 Ин. 3, 4). Что Бог повелел и узаконил, то через грех разоряется, и Богу повелевшему и узаконившему в противность делается, и непослушание оказывается.

Великое есть зло грех. Потому что всяким грехом Великий и Безконечный Бог оскорбляется, и прогневляется Тот, Который нас создал из ничего, создал по образу и по подобию Своему; Тот, Который промышляет о нас, печется нас, благодетельствует нам, питает нам, одевает нас, сохраняет и упокоевает нас; Тот, Который так нас возлюбил, что и Сына Своего Единородного в мир послал для нас, и наследие вечной жизни и Царствия уготовал нам, и прочие безчисленные блага подает нам. Так возлюбившего нас Высочайшего нашего Благодетеля мы грехом оскорбляем и прогневляем.

О какое лютое зло — грех! Создателя и Отца нашего мы им оскорбляем и прогневляем. Воистину лучше умереть, нежели хотя бы легко согрешить! Бог Святой и Праведный грехом прогневляется. Ангелы Его поют, славят, почитают и поклоняются Ему со страхом и благоговением; но бедный человек, земля и пепел (Сир. 10, 9), дерзает грехом оскорблять и прогневлять Его.

Сколько в мире ни есть болезней, бед, напастей и зол — всему грех причиной. Легко человек согрешить может, но нелегко может грех очистить. Надо очищать его горькими слезами и Кровью Единородного Сына Божия. Иначе узнает человек на себе горький его плод — вечную смерть, ибо возмездие за грех — смерть (Рим. 6, 23).

Христианин! Ничего не остерегайся так, как греха, как всепагубного зла, если хочешь истинным христианином быть и не погибнуть навечно. Лучше выбирай, когда нужда того требует, умереть, чем согрешить.

Покаяние

Всякий христианин на покаяние позван от Христа Господа, Который говорит: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13). А так как все мы грешники — потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3, 23), — то все на покаяние и призваны. Звание христианское, к которому от Христа призваны, — это истинное покаяние, на это Христос и призвал.

Для всякого человека звание его — первейшее дело, пока он в звании своем находится. Первейшее дело судей — истину изыскивать и по законам судить до тех пор, пока они в этом звании находятся. Так и первейшее дело христиан — быть в покаянии, так как к этому их Христос призвал. Смотри, христианин, к чему ты призван? Не богатства, не чести, не славы в мире искать, не банкеты устраивать, не в гости ездить и гостей принимать, но, от всего этого отвратившись, быть в покаянии и тем вечное спасение, к которому призван ты, во Христе Иисусе получить.

Не только в том покаяние состоит, чтобы от внешних великих грехов отстать, а в изменении ума и сердца и в обновлении внутреннего состояния. То есть нужно отвратиться от всей суеты этого мира, так как она всякому желающему спастись препятствует; рассматривать различную душевную немощь, то есть гордость, гнев, зависть, нечистоту, сребролюбие и прочее, и жалеть и сокрушаться о том, что такое зло вошло через змеиный яд в нашу душу, которая была создана чистой и непорочной. И с таким сожалением и сокрушением молиться ко Христу, чтобы силой Своей нас исправил и исцелил. А когда сердце или внутренне состояние изменится и исправится, тогда и внешняя жизнь, и внешние дела добрыми будут.

Покайся, христианин, и начни новую жизнь, прежней беззаконной жизни противоположную — и будет Христос твоим со всеми заслугами Своими и вечными благами.

Молитва

Молитва — всех благ ходатаица нам. Поэтому без молитвы невозможно исправить себя, жить по-христиански и творить добро. Всякое добро нужно у Бога просить. Будучи злыми, без Бога добрыми быть не можем.

Поскольку молитва бывает нам причиной всяких благ, то сатана, враг наш, зная эту великую пользу, исходящую нам от молитвы, всячески препятствует нам — то мысли о мирских вещах предлагая, то злыми помышлениями докучая нам, то уныние влагая. Потому благочестивым нужно в молитву осторожными быть, врагу противиться, мыслям не допускать рассеиваться, и Богу одному внимать, чтобы как телом, так и духом перед Богом стоять, чтобы то, что говорит язык, о том ум м сердце молчали бы, — словом, чтобы внутренность молящегося с наружностью согласна была.

И пусть не устрашает нас величие Его, чтобы приступать к Нему с молитвой, но пусть ободряет благость и человеколюбие.

Везде и всегда готов Он слушать нашу молитву. Ночь и день, вечер и утро и всякое время и час удобны для молитвы. Также в любом месте удобно к Нему приступать, ибо везде и всегда со всеми нами находится. Можем к Нему приступать с прошением нашим в церкви, в доме, в собрании, в пути, при делах, на ложе, идя и сидя, трудясь и отдыхая, и в любое время. Ибо везде и всегда можем ум и сердце к Нему возводить, и прошение сердца Ему приносить, и с коленопреклонением сердечным падать перед милосердными Его очами, и милости от Него ожидать. Ведь к Богу не ногами, но сердцами приступаем. Приступай, христианин, везде и всегда к Милосердному Создателю твоему, исповедуй и признавай нищету твою, бедность и окаянство, и получишь богатство благости от Него. Молитвы, каноны и стихи церковные, со скоростью и без рассуждения и внимания читаемые, не что иное, как только один шум, как сам видишь, христианин; и они, таким образом читаемые, Бога более раздражают, нежели умилостивляют. Таковые, хотя часто мнят, что молятся, однако же, никогда не молятся. Лучше пред Богом сказать от сердца и со смирением и благоговением два или три слова, нежели много прочитать молитв и канонов без рассуждения и со скоростью. Бог внимает внутреннему, а не внешнему, и слушает воззвания сердечные, а не устные.

+ + +

Истинная молитва состоит не в одних наружных словах и устном говорении; но истинная молитва состоит в духе и истине (Ин. 4, 23). Когда молимся Богу, то должно пред Ним стоять не только телом, но и духом; и молитву говорить не только устами, но и умом и сердцем; и не только голову и колени преклонить, но и сердце наше пред Ним; и к Нему умные наши очи возводить с смирением.

Всякая молитва должна от сердца происходить; и что язык говорит, ум и сердце говорить должны. Посему ничему так обучаться не должно, как истинной молитве. Бог смотрит на сердце (1 Цар. 16, 7)., а не на слова наши, и внимает воздыханию сердечному, а не говорению устному.

Господи! Научи нас молиться (Лк. 11, 1).

Таковая молитва, то есть в духе и истине совершаемая, на всяком месте может твориться. Ибо духом везде и на всяком месте, в доме и вне дома, в явном и тайном месте, при народе и без народа, ходя, и сидя, и лежа, и на пути, и на торжище; и всегда и на всяком месте пред Богом свободно стоять и поклоняться, и молиться можно. Ибо дух всегда свободен, и везде и всегда может к Богу приступать, и с Ним беседовать., и Ему поклоняться. И к Богу, как Вездесущему, и на всех нас взирающему, и о всех нас промышляющему, везде и на всякие время доступ свободен; и всякого везде и всегда Он готов слышать.

К человеку не всегда можно приступать с прошением нашим; к Богу всегда двери открыты. И хотя бы все люди, по лицу всей земли рассеянные, к Нему в духе и истине приступили и молились, — всех бы услышал. Услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и сущих в море далеко (Пс. 64, 6)!

Пост

Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Хороший постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Хороший постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Хороший постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает себя от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Хороший постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое — от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла. Видишь, христианин, каков пост душевный.

Полезен нам пост телесный, так как служит к умерщвлению наших страстей. Но пост душевный нужен непременно, потому что и телесный пост без него — ничто.

Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов — и какая им от того польза?.. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают — и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но простирают их на мздоимство, хищение и грабеж чужого добра — и какая им от того польза?

Истинный и прямой пост — воздержание от всякого зла.

Щит

Видим в мире, что люди в битве щитом себя от стрел вражиих охраняют. Христианин! Наша жизнь не что иное есть, как битва, и битва против различных врагов. Битва против дьявола и Ангелов его; битва против плоти со страстями и похотями; битва против злого и враждебного мира; битва против лжебратьев, битва против тайных и явных врагов. Битва непрестанная и страшная. Каким щитом нам от стрел врагов наших защищаться в страшный день? Святое Божие слово указывает нам на веру и имя Господне, и всех святых примеры показывают это, и все истинные христиане в день скорби своей к этому щиту прибегают и тем защищаются от лица вражьего. Господи! Ты нам прибежище (Пс. 89, 2).

Скорби и кресты

Все хотят со Христом царствовать, но не все хотят со Христом скорби терпеть. Видим написанное о Христе: Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою (Лк. 24, 26)? Но видим написанное и о христианах: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22).

Христиане не на оперы, не на танцы, не на банкеты, не на увеселения мира сего позваны, но на покаяние, и скорби, и кресты. Надо всякому свой крест нести и за Христом, понесшим крест, последовать, и так за Ним и через Него в Царствие Божие войти.

Здоровье и болезнь

Великим люди считают здоровое, крепкое и доброцветущее тело иметь. Но для христиан велико иметь здоровую, крепкую и благоцветущую душу. Добро есть и телесное здравие. Но что пользы иметь тело здоровое, а душу немощную и расслабленную? Какая польза человеку-христианину, что тело его хорошо видит, а душа слепа в знании Бога и воли Его святой и себя самой; тело его слышит хорошо, а душа глуха и не слышит слова Божиего; тело прямо, а душа крива и сгорблена; тело не хромает, а душа хромает; тело крепко, и двигается, и ходит, а душа расслаблена и ни на какое дело доброе неподвижна; тело не трясется в лихорадке и его не жжет горячка, а душа гневом и яростью сотрясается и опаляется; тело не мучается насилием бесовским, а душа страстями и грехами беснуется. Лютый бес есть страсть и грех.

Что пользы, что тело чисто, а душа прокаженная и вся от ран греховных смердит; тело красиво и благообразно, а душа гнусна и безобразна? Тело смертно, а душа безсмертна. Телесное здоровье до смерти нам только служит, а после смерти рассыплется в прах, как немощное. Тут смотри, человек, каковы красоты и благообразие телесное! Воистину не узнаешь, здоровым или немощным было тело. Но здоровье души неотлучно от души бывает, и в тот век с нею отходит, и сопутствует ей, и перед Богом является с ней, и благоприятна святым очам Его бывает.
от 22.10.2024 Раздел: Октябрь 2024 Просмотров: 553
Всего комментариев: 0
avatar