«Божие благословение на всех, желающих поддержать святое дело сохранения среди юношества истинного благочестия и распространения высших образцов христианский нравственности. Таким примером для всех учителей может стать незабвенный создатель концепции церковно-приходских школ, сельский учитель Сергей Александрович Рачинский. Пусть его пример вдохновит всех тружеников образовательной нивы на самоотверженный, часто незаметный, но столь значимый труд по воспитанию молодёжи в духе любви к Матери-Церкви, что составляет основу нашей национальной идентичности», — такое напутствие этой книге и её читателям дал в своём предисловии митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.
В книге рассматривается система образования в церковно-приходских школах Российской империи. Автор книги убеждён, что церковная школа, имея иное, чем западно-европейская культура мировоззренческое основание, отвечала национальному своеобразию русского народа и служила сохранению его культурной идентичности, национальной идеи и государственности.
Священник Алексей Лихачёв уже три десятилетия занимается исследованием истории дореволюционного образования, подробно разбирает причины организационного успеха церковно-школьного строительства, предпринятого Святейшим Синодом и всей Православной Российской Церковью за период 1884–1902 годов. Далее уже следовало время развития системы церковно-приходских школ.
Причины такого успеха и распространения церковно-прихолских школ, по мнению о. Алексия, состояли в большой активности духовенства и православной общественности на местах, тесном сотрудничестве духовенства и патриотично ориентированной интеллигенции, в умелой поддержке местных инициатив центром, в продуманной образовательной и кадровой политике, проводимой попечителем и «соавтором» ЦПШ Константином Петровичем Победоносцевым, при минимальной финансовой государственной поддержке.
Исследования, приведённые в этой книге, дают понять, что успех советской системы образования во многом базировался на кадрах, подготовленных министерскими училищными семинариями и церковно-учительскими школами. Эти учебные заведения направили на учительскую деятельность тридцать тысяч воспитанников из крестьян.
В книге автор обращается и к проблемам современной образовательной деятельности, не учитывающей духовную сущность человека, а следовательно — неполноценной.
Воссозданная в книге картина учебно-воспитательного процесса царской России, безусловно, поможет осмыслению преобразований в современной педагогике. Священник Алексий Лихачёв первостепенной задачей своего труда ставит выработку системы взаимодействия Церкви с педагогическими вузами, а также налаживание неформальной работы с будущими учителями, пробуждая их вниманиние к духовной сфере.
«Мы не должны уповать на какие-то «образовательные механизмы», пусть даже совершенные (хотя должны ими пользоваться), — пишет о. Алексий Лихачёв, — потому что от каждого участника педагогического процесса, — и руководителя, и учителя, и ребёнка с родителями — взыскивается собственное духовное усилие. Дух создаёт соответствующие себе формы, но сами по себе, без нашего усилия и встречной благодати Божией они духом не наполняются, — вот, что надо учитывать при создании столь восстребованной национально-ориентированной парадигмы образования».
Книга проиллюстрирована картинами художника Николая Богданова-Бельского, которого по праву считают бытописцем детского мира, а также фотографиями дореволюционных школ и гимназий, к примеру, церковно-учительской школы при Леснинском
Богородице-Рождественском монастыре. Представлены в фотографиях и современные школы, среди которых Казачья общеобразовательная школа в пос. Текос близ Геленджика.
Презентация книги «Училища благочестия» прошла на образовательной секции ВРНС в зале Церковных Соборов, а также на культурных площадках Ржевской епархии.
Соб. инф. «Руси Державной»