Весьма кратко, с Божией помощью, думаю ответить на один вопрос, который просят разрешить некоторые верующие, среди коих и монахини. Их вопрос в том, что их Духовники, а порой и Игумении не благословляют им причащаться по Воскресеньям, чего они очень желают и причащаться почаще хотели бы.
Общаясь с паломниками, я понял, что Духовники в большинстве своем не благословляют причащаться по Воскресеньям, ссылаясь на Апостольское Правило № 64, которое запрещает по субботам (кроме Великой Субботы) и Воскресеньям поститься, а поэтому раз не постились, то и не причащайтесь. Но так ли это?
Дорогие мои отцы-Духовники и дорогие Игумении, пересмотрите все церковные каноны и вы нигде не найдете, чтобы Церковь обязывала особые посты перед Причастием, кроме тех, которые учредила мать-Церковь, то есть среда, пятница и все посты, о которых все верующие знают.
Первые века христиане причащались на вечерях, во время еды, или же после еды, которые назывались Агáпи. Также Сам Спаситель наш не преподал Святое это Таинство после трехдневного поста, но после вечери, то есть после вечерней трапезы, о чем мы читаем в Св. Евангелии.
Как известно, первые христиане причащались за каждой Божественной литургией, каждый день. Когда же они постились? – Постились, когда повелевала Церковь, то есть среда, пятница и посты.
Святой Иероним, например, говорит, что Христиане Рима в его время причащались каждый день. Раз они причащались каждый день, то что же, они постились всю свою жизнь?!
Святитель Василий Великий говорит, что христиане Каппадокийской его Епархии причащались четыре раза в неделю, а монахи каждый день, имея при себе Святые Дары. Раз причащались каждый день, то и постились каждый день? Нет.
Св. Иоанн Златоуст говорит, что причащались три раза в неделю, а иногда и четыре. Что же, они постились каждый день? Конечно же, нет.
Св. Тимофей Александрийский, отвечая на вопрос, может ли причащаться бесноватый и как часто, говорит, что если бесноватый не богохульствует и не хулит Святые Дары, то достаточно ему причаститься каждое Воскресенье.
Дорогие отцы-Духовники, если бесноватые имеют право причащаться каждое Воскресенье, как же вы лишаете Источника Безсмертия монашествующих и психически здоровых своих чад?!
А Святые Отцы-Фессалоникийцы Григорий Палама и Симеон утверждают, что христиане обязаны причащаться Тела и Крови Христовой на каждое Воскресенье и на праздники. Праздники же порой совпадают 3-4 в неделю. Где же трехдневный пост, который вы требуете от духовных чад своих?
Спрошу и вас о. Духовники: вы поститесь по субботам, чтобы причаститься в Воскресенье? Нет. А почему? Да потому что нет такого Церковного Правила, которое бы повелевало вам поститься. Может есть такое правило, которое бы гласило, что Священники могут причащаться без поста, а вот мирские обязаны поститься и тогда только Причащаться?
Напрашивается вывод: если грешно не держать поста перед причастием, то обязаны были бы, во-первых, соблюдать это служащие Клирики и не вкушать скоромной пищи даже на Пасху.
Если же допустим, что Священники не согрешают тем, что вкушают накануне Причастия скоромную ищу, а мирские же, вкушая, весьма грешат, то тогда Священники не согрешают по той логике, если будут даже и воровать, и пить, и пр., ибо они священники, а мирские же грешат, делая тоже, что и они!!!
Итак, то, что в данном случае не грешно для Клириков, то стало быть, то не грешно и для мирских, да к тому же Св. Иоанн Златоуст говорит, что во время причастия и священник, и мирские равны и ничем не отличаются, ибо вкушают Одного и Того же Агнца Божиего, вземлющего грехи мира.
Есть ли такое Правило Церковное, которое бы гласило, что Клирики могут кушать скоромное и причащаться, а мирские же не могут, но согрешают?
Верующие, которые соблюдают посты, установленные Церковью, в году постятся: Среда – 50 дней, Пятница – 50 дней, Великий пост – 50 дней примерно, Рождественский пост – 40 дней, Успенский пост – 15 дней, Св. Апостолов – примерно 20-25 дней, а там на Воздвижении Креста, а также 29 августа и сочельники, итого выходит примерно 230 дней в году, а монашествующие еще постятся и по понедельникам. И то, которые часто причащаются и желают причаститься в Воскресенье, должны отпоститься и остальные дни года?!
На вопрос, как часто можно причащаться, Святой Никодим Святогорец отвечает, что если духовник не наложил за грехи епитимию, то не чаще одного раза … в сутки!
А вот что на эту тему вещает Вселенский учитель, Св. Иоанн Златоуст. Как часто надо приобщаться Святых Таин? По его мнению, чем чаще, тем лучше, но с одним условием: приступать всегда предварительно приготовившись, с истинным раскаянием в своих грехах и с чистою совестью, в противном случае, без покаянного чувства и очищения собственного сердца, лучше никогда не дерзать приступать. «А ныне, – говорит Св. Златоуст, – многие из верующих дошли до такого безумия и пренебрежения, что, преисполняясь множеством грехов и нисколько не заботясь о себе, нерадиво и как случится приступают в праздники к этой трапезе, а того не знают, что время приобщения определяется не праздником и торжеством, но чистою совестью и безукоризненною жизнью. Как человеку, не знающему за собою ничего худого, – можно приобщаться каждый день, – так, напротив, погрязшему во грехах и нераскаявшемуся небезопасно приступать к этой трапезе и в праздник…» В другом месте он, Св. Иоанн Златоуст говорит следующее: «Приступать к Святым Тайнам недостойно, – хотя бы это случилось однажды, – значит оскорблять святыню, а приступать достойно, хотя бы и часто, спасительно. Не в том состоит дерзость, что часто приступают; но в том, что приступают недостойно, хотя бы даже кто один раз во всю жизнь сделал это. А мы до того бываем безсмысленны и жалки, что в течение всего года, совершая тысячу беззаконий, не только не заботимся о том, чтобы освободиться от них, а думаем, что довольно и того, если мы не часто дерзаем приступать к Телу Христову с оскорблением для Него, не помышляя о том, что и распинатели Христовы распяли Его только один раз. Ужели грех становится меньше от того, что случился только однажды? И Иуда предал Христа однажды. Что же? Разве это спасло его? И отчего мы измеряем это дело разстоянием времени? Пусть чистая совесть составляет для нас то время, в которое мы должны приступать к Святым Тайнам. Ничего большего не содержит в себе Таинство, совершаемое в Пасху, перед тем, которое совершается теперь (будний день). Оно одно и то же, та же Благодать Духа, она есть всегда – Пасха. Знают это те, которые посвящены в тайны. И в пятницу, и в субботу, и в Воскресный день, и в день мучеников – совершается одна и та же Жертва.
Как видите, Св. Иоанн Златоуст не требует трехдневного поста от своих духовных чад, а смиреннаго и кроткаго сердца, очищенного покаянием от грехов.
Более чем уверен, что многие в мой адрес скажут, что все это так, но это было давно, а вот нам наши Старцы наказали по-другому, - не допускать до Христа людей по Воскресеньям. И чем же заниматься по Воскресеньям? Ехать на дачу, смотреть футбольный матч, пьянствовать, развратничать и т.д. Помню, когда я был еще иподиаконом, то в Кафедральном нашем Соборе, а он один был на весь город в 1,5 млн человек, по Пасхам, разумеется, народ не причащали, а водитель владыки, фронтовик, всегда надевал свои медали и причащался как бы тайком в Алтаре, а мы все на него смотрели, как на человека в прелести, а когда приехал на Афон, то сам увидел и сам причащал на Пасху всю Церковь, то есть всех верующих. В какие проходили общие исповеди? – это просто пародия на исповедь. Можно понять и Архиерея, и отцов: их мало, храм один, а верующих десятки тысяч.
Если бы я не приехал на Афон, то, наверное бы, принял бы как предание Старцев то, что и на Пасху нельзя причащаться и самая лучшая исповедь – это общая исповедь.
Что-то уж много преданий развелось на Руси Святой: один, например, как слышал я на корабле, говорил, что для православного христианина достаточно в году причаститься шесть раз и что он сам поэтому редко служит, так как Таинство сие великое есть. И кто сказал, что сие Таинство малое? Но откуда он «почерпнул» такое предание?! А это говорил на корабле с Церковного Амвона богослов и в великом сане человек. Другое предание: я посетил некоторую страну, где есть русский приход. Русские люди узнали о моем приезде и пришли побеседовать, а потом и поисповедались у меня, и оказалось, что они ни разу не исповедались, а причащаются.
Их батюшка, видимо, имея предание Старцев, но не Церкви, разрешительную молитву им читает и они причащаются, но не чаще одного раза в год. Этот дальше всех пошел. У другого маститого батюшки я спросил, как он поступает с грехами смертными, в которых каются его чада, и он мне добродушно ответил, что он исповеди не слушает, ведь они Богу каются, а не ему. Вот тоже врач, а о болезнях и не слушает. Скоро, как видно, начнем говорить и о том, что ходить без рясы – это предание Старцев, ведь уже скоро 100 лет как Священство ходит без рясы на улице, а там глядишь и подоспеет новое предание – экуменизм, ведь все экуменисты, эти современные Иуды, которые продают веру Христову и все святое, тоже действуют по «преданию» своих Старцев, как вл. Никодима, вл. Владимира Петерб. и других Старцев.
Хороши предания Старцев, но если они согласны с учением матери нашей Церкви и Святых Отцов, а если нет, то надо поступать, как повелевает Церковь.
Прошу прощения, если что не так написал, или грубо написал, а если кто-то найдет в этом для себя пользу, то Слава Богу! - цель моей писанины достигнута.
Боюсь одного: чтобы наши Духовники и Игумении, соблюдая предания Старцев, а презирая Предания Церкви и Святых Отцов, не оказались виновными перед очами Божиими, чтобы не было им сказано Господом, что вы имели ключи от Царствия Божия, но и сами не вошли, и другим запретили входить.
Есть много и других вопросов на эту тему, но, увы! Леность не дает всерьез заняться этим делом, да и знаний должных нет, ибо нигде я не учился, но вашими Святыми молитвами, Господь может и меня, грешнаго, умудрить и вразумить, лишь бы то было на пользу души.
Помолитесь.
С любовию о Христе, недостойный иеромонах Николай.
Святая Гора Афон