Беседа главного редактора газеты «Русь Державная» Андрея Печерского с предпринимателем и благотворителем Игорем Любченковым
– Дорогой Игорь Владимирович, так получилось, что мы с Вами познакомились на Святой Горе Афон. Как я понял, Вы туда приезжаете уже не впервые. Почему у Вас возникло желание часто ездить на Афон?
– В первый раз Господь сподобил посетить Святую Гору в 2003 году с моим духовным отцом архимандритом Иеронимом (Шурыгиным). Мы пробыли на Афоне 10 дней. Для меня это была первая паломническая поездка в жизни. Она произвела на меня такое невероятное впечатление, что я буквально «летал». Это было незабываемо… Даже моя супруга, встретив меня в аэропорту в Москве, сказала: «Ты прямо светишься!» В то время Афон был другой. И мы были другими. Там мы много ходили пешком, вокруг все такое простое было, скромное, никакого насаждения современности. Это, безусловно, впечатлило.

Ещё Афон открыл для меня Свято-Пантелеимонов монастырь. Раньше получалось так, что мы, забежав туда, только кланялись святыням и шли дальше, больше времени проводили в греческих монастырях. Но потом именно наш русский монастырь стал моим духовным домом, где мы познакомились с удивительными близкими по духу людьми – игуменом Евлогием, Игорем Валентиновичем Фроловым, с Вами. Чудные времена! А чего стоит общение с отшельниками на Карули, которое открывает понимание: для чего мы живём и что такое вечность… В ритме земной светской жизни это сложно понять. Мы постоянно спешим и ничего не успеваем, уже с утра суета начинается и так до вечера, целый день спешка. И в итоге день пролетел, а что в духовном плане сделано? Ничего.
Практически ежегодно, пока был жив мой духовный отец, мы посещали с ним Афон и Святую Землю. И только спустя время я понял истинное значение паломничества… Все поездки отличались друг от друга, и каждая была особенной. Если на Афоне все строго, закрыто, пропитано духом молитвы и тишиной, то в Иерусалиме, мне показалось, напротив, очень шумно, многолюдно, все спешат куда-то. Тогда по своим первым впечатлениям я не сразу мог понять, что это значит? Наша группа состояла из людей разного достатка, профессий, социального статуса. Это тоже добавляло суеты. Батюшка просто приводил нас в монастыри, мы прикладывались к святыням, уходили. Мне тогда казалось, что надо какие-то экскурсии проводить, рассказывать об истории тех или иных мест. А спустя годы пришло осознание, что тем самым он сплачивал нас, показывал любовь, доброе отношение друг к другу. Это было главным в наших паломнических поездках. Мы наполнялись этой благодатью. Конечно, паломничество – это не просто экскурсия, а, прежде всего, молитва, духовное проникновение. Понимание этого пришло спустя годы, десятилетия.
– Отец Иероним провел достаточно долгое время на Афоне?

В этом монастыре, кстати, в начале прошлого века подвизался известный архимандрит Гавриил с Валаама, он возрождал обитель после пожара. В то время количество насельников достигло ста человек.
Неизгладимый и вечный след в моей жизни, конечно, оставил мой духовный отец архимандрит Иероним, который явил любовь к Богу и людям через возрождение святой обители. И, что интересно, возрождая монастырь и пробуждая в нас эту решимость, на самом деле, он объединял нас, раскрывая лучшие стороны наших душ. Сначала мы поражались тому, зачем он строит не просто храмы, но старается их украсить? А ведь наши предки все лучшее отдавали Богу, жертвуя порой последнее на строительство храмов, написание икон, украшение иконостасов, помогали друг другу на приходах, которые и объединяли всех. Это теперь практически забыто. Вот и у меня первое впечатление было такое: «Как можно, ничего не имея, начинать такую стройку?» А потом постепенно наши души созревали для этого понимания и открывались Богу. И приходила радость от того, что ты отдаёшь, а не берёшь! По такому духовному закону и жил отец Иероним. Я начал это понимать спустя годы.
Конечно, на пути к Богу, в том числе на поприще храмостроительства, враг всегда искушает. Он пытается нас разобщить, чтобы мы опять служили маммоне, предали Господа. Ведь как бывает. Ближних осуждаем, а своих грехов не замечаем. Бороться со своими страстями тяжело. На то мы и православные. Эта борьба с собой, наверное, самое трудное, но главное дело в нашей жизни.

Конечно, духовник сыграл важнейшую роль в моей судьбе. Под руководством дорогого батюшки, по его молитвам стали происходить поразительные события. Меня до сих пор удивляет, почему он выбрал именно меня. Он старался раскрыть в нас духовный потенциал, пробудить любовь к Богу, к ближним, а главное, веру, которая и невозможное делает возможным и укрепляет тебя в желании созидать, помогать, жертвовать, как бы порой это ни было тяжело. Как батюшка смог разглядеть, что мы на Ниве Христовой трудиться будем? Ведь в жизни я был никчемный, пустой в сравнении с истинно духовными людьми, которых потом встретил на своем пути.
А потом митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан благословил меня возрождать Спасский женский монастырь в Симбирске. Не скрою, что были сомнения, и я, понимая, насколько это ответственно и затратно, осознавал, какие большие искушения ждут впереди. Но все-таки по молитвам духовника сердце подсказало, что нужно действовать. А раз обещал, надо выполнять. И вот с 2015 года мы восстанавливаем женский Спасский монастырь, который издревле являлся сердцем нашего Симбирска. Он был построен одновременно с основанием города – в 1640-1660 годах — и находился в самом центре, вся жизнь вокруг него строилась. Так было до октябрьского переворота. 7 апреля 1920 года монастырь закрыли. Кого-то из насельниц изгнали, а кого-то расстреляли. Среди последних – монахиня Екатерина, прославленная ныне в лике святых как преподобномученица. Сейчас в игуменском корпусе в ее честь возводится храм. Когда я подхожу к ее иконе и другим святыням, прошу сил и помощи, то ощущаю незримое присутствие тех, кто молился здесь задолго до нас. И они помогают! Вот уже святая обитель и колокольня радуют горожан и гостей города. Видя, как люди, проходя мимо нового храма, восхищаются, интересуются, понимаю, что тем самым в сердцах их все равно закладывается зерно Истины. Как это происходит, понять, живя в современном суетном мире, тяжело, но Господь рядом и всегда нам помогает. Вот такая получается у меня интересная незримая связь: Алатырь – Афон – Симбирск.
Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, Алатырский мужской Свято-Троицкий монастырь и женский Спасский монастырь в Симбирске очень много значат для меня… Молитва в этих святых обителях даёт мне духовную силу, большую радость и вдохновение. И я благодарен Богу, что сподобился потрудиться в деле их возрождения, благоукрашения. Это Божий дар и большая ответственность. Все, что дал Господь, нужно отдавать Богу. Не жалеть своих сил, служить Христу и людям. Этим путем шел мой духовный отец, так он учил и меня. Он исключительный пример для меня и его молитва только удваивает мои силы.

– Вечная ему память. А мы остаёмся жить в современном мире, который, кажется, совсем не похож на те времена, когда нравственные ценности и семейные устои были связаны, прежде всего, с Православием. Как Вам удается в этом мире выживать, выстоять духовно? Что помогает?
– Тут, на мой взгляд, важно выстроить иерархию ценностей в своей жизни, что мне удалось далеко не сразу. На первом месте должен быть только Господь. Без Бога не до порога. Затем идет семья. Я – русский, и семья для меня имеет огромное значение. Она – моя опора. В семье мы учимся любить, прощать друг друга, думать не о себе, а о благе ближнего. У мужчины, на мой взгляд, также должно быть настоящее дело. Господь всем дал таланты, дары. Важно их раскрыть и использовать правильно. В моем случае такое дело – это предпринимательство, или, как сейчас говорят, бизнес. Он забирает много сил, средств, времени и требует вложений не только физических, материальных, но и духовных. А ещё работа воспитывает и дисциплинирует. Для верующего предпринимателя это обретает особый смысл. Недавно у меня состоялся разговор с игуменом Евлогием на Афоне на эту тему. Он говорит: «А ты сядь, на листочке напиши все плюсы и минусы жизни духовной, семейной и других всех дел своих, и тогда поймешь, что действительно важно и нужно тебе, а что нет». Мы же порой столько сил тратим на временное, материальное, что отвлекает от молитвы и духовной жизни, а в вечной жизни не пригодится.
Быть руководителем – это нелегкий крест. Руководить большим коллективом вдвойне тяжелее. Ты постоянно находишься под пристальным вниманием окружающих тебя людей, общества. Это налагает на тебя, на твою семью большую ответственность. Если ты считаешь себя православным христианином, то должен понимать, кому много дано, с того много спросится. Мы отвечаем за свои слова, поступки не только перед людьми, но перед Богом в первую очередь.

Любовь вообще – это самое трудное и в то же время самое яркое проявление Православия. Возлюби ближнего своего, как самого себя… А как полюбить самого себя? Это значит, полюбить тех, кто вокруг тебя. Вот как спортсмен бежит и понимает, что ему нужно финишировать, он все усилия к этому прикладывает. Так и здесь – тебе надо прийти к финишу с чистым сердцем, тогда Господь явит чудо. Есть к чему стремиться!
Господь хочет спасти каждого человека, всех любит одинаково. Мы все Его чада, независимо от того, кто мы есть в этой земной жизни. Чтобы познать себя и смысл происходящего с тобой, надо открыть Евангелие, надо молиться и искать духовного наставника, кому можно открыться, довериться. Как тренер для спортсмена, так и духовник важен для христианина, как наставник в духовной жизни. Но если духового отца нет, то в каждом человеке есть голос Божий – это наша совесть, которая помогает нам правильно жить.
– Да, я помню, когда мы были у отца Кирилла (Павлова), со мной был один священник. Он спросил: «Батюшка, как мне с неверующими людьми разговаривать?» А тот так просто ответил: «А ты с ними о совести говори. Совесть-то у каждого есть».
– Совесть обличает нас по каждому поводу, оценивая наши поступки, слова и даже мысли: неважно, верующий ты или нет. Но когда Господь призовет тебя на Суд, тогда всё откроется, и станет понятно: соответствуешь ты высокому званию христианина или нет. В отличие от неверующих, у православных есть возможность исправить положение, очистить совесть через Таинство Исповеди (Покаяния). Одно дело обличить себя самому, а затем легко и быстро «понять и простить», другое дело – покаяться при свидетеле, коим является батюшка, которому Господь доверил отпускать грехи. И тут важно не просто верить в Бога, а доверять Ему, потому что Он любит нас и все делает правильно.
Кажется, что может мешать довериться Богу? Ты же верующий! Он зовёт тебя: «Иди за Мной, не бойся ничего, не привязывайся к земному!» А это уже тяжело. И тут на помощь приходит молитва. Ее великая сила. Я много раз испытал такую помощь в самые тяжелые моменты жизни. Так учил меня духовный отец: «Постоянно молись». Ведь когда молишься, Господь открывает многое и, прежде всего, твое духовное состояние. Ты понимаешь, что ты слаб, что без Бога не справишься, и Он утешает, защищает, наполняет силой. Тревожно на сердце, трудно тебе – благодари Бога, молись, проси Его помощи. Хорошо тебе, радостно, все получается – благодари Бога и снова молись. И как бы тяжело ни приходилось, не теряй веры, не унывай, молись крепко. Даже страдания во благо и самая темная ночь – всегда перед рассветом. Господь милостив и всегда поможет нам!
– Согласен с Вами. Вспоминаю свои поездки в Дивеево, тогда я искал эпиграф для нашей газеты, ответы на свои вопросы… И неожиданно нашел в житии преподобного Серафима Саровского высказывание: «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе». Это, по сути дела, подтверждает и Ваши слова. Действительно, если бы мы правильно понимали, для чего в жизни происходят те или иные события, у нас, наверное, могла быть совсем другая жизнь.
– Все в руках Божиих… Но и от нашего произволения многое зависит. Как сказал преподобный Серафим Саровский: «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Все просто, так мы и являем свою любовь к Богу.