Малокомплектные сельские и православные городские школы как интеллектуальный сусек современной России
А кто задумался о том - какие кадры в сельской школе
Из письма в газету "Русь Державная" читательницы Якушиной Н. В.: "Газету "Русь Державная" выписываю несколько лет… Заинтересовал меня разговор на страницах газеты о сельской школе.
Я проработала в образовании 35 лет и знаю все тонкости работы школы…
А кто задумался о том - какие кадры в сельской школе. Географии учит медсестра, биологии - экономист, истории - учитель начальных классов (педучилище), физкультуре - шофер, часы немецкого языка распределены между классными руководителями, один учитель обучает 3-4-м предметам. Работают в основном пенсионеры… Наполняемость классов от 1 до 5 человек. Количество учащихся в средних школах от 19 до 35 человек…
ЕГЭ (единый государственный экзамен):
В день проведения ЕГЭ около пункта проведения (районная школа) группа родителей, предметников (т. е. организована помощь)… Вот так получают хорошие оценки и баллы…
Пензенская область, с. Наровчат"
"На селе же детей учить некому"
Всё дело в том, что все молодые специалисты, окончив вуз, пытаются устроиться на работу в городские школы, и там на свободные вакансии уже существует серьезный конкурс. На селе же детей учить некому… Особенно не хватает преподавателей химии и биологии… В основном возраст педагогов либо предпенсионный, либо пенсионный… Есть даже 70-летние… На вакансии предметников, как на амбразуры, идут добровольцы с самыми лучшими побуждениями - не дать школьнику почувствовать себя недоучкой…
("Российская газета", 03.09.2008, стр. 6)
Родители… в тихом шоке
"На селе закрытие очередной школы - очередной крах жизни. В полузабытое село, где еще есть ребятишки школьного возраста, учителей вахтовым методом не доставишь. Всё в нашей истории мы уже проходили: закрытие отделений связи, магазинов, клубов в неперспективных деревнях, закрытие школ тоже. На заре прошлого века школы, наоборот, открывались даже при церквах на погосте. Учеников были единицы, но ради них в глушь, в том числе тверскую, ехали выпускники столичных вузов, российские подвижники, которые видели в образовании даже низших классов главную российскую заботу.
Многочисленные реформы в советское и постсоветское время изменили школу… Родители, которые платят за бесплатное среднее образование, в тихом шоке…В лидерах школы, ученики которых имеют состоятельных родителей. Такие всеми правдами-неправдами записывают свои чада в так называемые престижные школы с углубленным изучением…"
("Вече Твери" за 03.09.2008, стр. 4)
Ордена и медали выпускников православной школы (г. Тверь)
Свою историю школа ведет с 1994 года, когда она была основана попечением архиепископа Тверского и Кашинского Виктора… Начиналось всё с нуля: не было ни здания, ни педагогов, ни финансирования, однако было главное - были люди…
С первых дней школа имеет 11 классов… С каждым годом число учащихся увеличивалось, и на сегодняшний день в школе более 200 учеников… Обучение включает в себя выполнение государственного образовательного стандарта и профильных вероучительных предметов… учащиеся школы стали победителями областных и всероссийских олимпиад школьников, успешно сдают ЕГЭ, получают золотые и серебряные медали… Многие выпускники школы продолжают своё обучение в различных вузах Твери, Москвы и других городов России… ученица Марина Беговатова стала победителем Всероссийской предметной олимпиады по русскому языку и, закончив школу с золотой медалью, была приглашена для дальнейшего обучения в МГУ без сдачи вступительных экзаменов.
Выпускник школы 1998 года Андрей Ходченко, десантник Псковской дивизии, погибший при исполнении воинского долга в Чечне, посмертно награжден орденом Мужества и медалью Суворова…
Благодаря решению областной власти, основное финансовое содержание школа сейчас получает по программе развития образования Тверской области… Содержание обучения и воспитание учащихся в школе соответствует специфике современного российского общества и отвечает социальному заказу не только Церкви, но и государства в целом.
("Содружество", июнь 2007 г., стр. 9)
Комментарий от редакции:
Очень заинтересованное письмо читательницы из Пензенской области. С него и начнем.
По специальности я инженер-электрик, всю дорогу занимался то пуском и наладкой тогдашних "строек века" - волжских, уральских, сибирских, белорусских электростанций (надо бы перечислить всю их географию, от края до края той страны, которая называлась нашей Родиной), то участвовать в проектировании новых. Считался вроде неплохим специалистом в своём деле. Но случилось так, что в подшефной столичной школе вдруг посреди учебного года оказался острый дефицит предметников (то ли физиков, то ли математиков) и примерно полтора года мне, тогда еще молодому специалисту, пришлось выполнять непривычные для инженера функции. Директор школы (фамилию помню - Шапиро) на второй год моей шефской деятельности пытался уговорить бросить инженерию и перейти в педагогику и лишь штатные ограничения по зарплате (у меня не было за душой ни пединститута, ни педстажа) вынудили его смириться с моим уходом. То есть вовсе не обязательно хороший пирожник должен быть плохим сапожником.
Это - в столице и практически в наше время. Теперь взглянем на групповую фотографию начала прошлого века: все предметники в одном лице - училка с дипломом учительской семинарии (и это в лучшем случае). Ученики разновозрастные - на снимке это ясно видно. Самый маленький из сидящих в первом ряду мальчиков (как раз посередине) - мой отец. По окончании такого "беспредметного" учебного заведения в 1914 году был принят в Московский университет (правда, уже в 1916-м оказался в школе прапорщиков и затем на фронтах мировой и "гражданской").
Да и само письмо пензенской читательницы говорит о заботе тамошней школы о своих питомцах: при сдаче ЕГЭ (в райцентре) была организована родительско-преподавательская группа поддержки. И не безрезультатно: "Вот так получают хорошие оценки и баллы". На мой взгляд, стоит гордиться таким школьным коллективом.
А вот вырезка из "Вече Твери" наводит на интересные размышления и выводы. "Русь Державная" уже обращала внимание (№ 6 за 2008 год) на тот факт, что с ростом в последние годы приема в вузы среди принятых увеличилась доля выпускников сельских школ. Закономерность: средний балл по ЕГЭ выше в самых маленьких школах, где фактически ведётся индивидуальное обучение". Может, эти "самые маленькие сельские школы" с точки зрения "качества образования" (конечно, имея в виду нынешнюю ориентацию оценки этого качества на 100-процентный ЕГЭ) лучше и предпочтительнее во всех отношениях столичных "центров довузовского образования" (в разных их модификациях). Не даром "Российская газета" свидетельствует, что в сельских школах "на вакансии предметников, как на амбразуры, идут добровольцы…". Наверное, те же медсестры и сельские экономисты. Надо только радоваться такому порыву.
Вот столичный рекламный листок ("Экстра-М" за 20.09.2008, стр. 1 и 5): Кому платить за право учиться бесплатно…Цены на услуги индивидуального репетитора (за 90-минутное занятие) варьируются от 850 р. (репетитор - студент) до 2500 р. (репетитор - преподаватель вуза). Можно выбрать вузовские подготовительные курсы: в МГУ (к примеру) - от 1000 до 6000, но уже долларов.
Кстати, ни то ни другое не даёт 100-процентной гарантии для поступления в вожделенный вуз.
Думайте, папы и мамы, дедушки и бабушки. Может, стоит рискнуть и отправить заранее любимого отпрыска в малокомплектную сельскую школу с проверенной репутацией по сдаче ЕГЭ? Даже не обращая внимания на дефицит в ней учителей с "красными" дипломами.
Владимир ДЬЯЧКОВ