Вопрос старчества - вопрос не только Православной Церкви, как обычно принято у нас понимать. Вопрос старчества - это вопрос существования всего человечества. Потому что все, что мы имеем в нашей православной вере, это то, что было не только от начала христианской веры, все это своими корнями уходит в глубочайшую древность, это то, что существовало от сотворения мiра.
Редакция "Руси Державной" поздравляет протоиерея Валериана Кречетова, старшего духовника Московской епархии с 40-летием священнической хиротонии.
Предлагаем читателям в сокращении интервью отца Валериана о старчестве, которое вошло в сборник "Как жить по вере сегодня в России?", подготовленный издательством храма Державной иконы Божией Матери пос. Кратово Московской обл.
- Скажите, пожалуйста, отец Валериан, откуда пришло к нам понятие старчество?
- Вопрос старчества - вопрос не только Православной Церкви, как обычно принято у нас понимать. Вопрос старчества - это вопрос существования всего человечества. Потому что все, что мы имеем в нашей православной вере, это то, что было не только от начала христианской веры, все это своими корнями уходит в глубочайшую древность, это то, что существовало от сотворения мiра. Человечество существует от сотворения мiра в своих ветвях в разных народах. Старчество, можно сказать, в общечеловеческом смысле, - это как Предание.
Старчество существовало во всех временах во всех народах. Ну, например, можно сказать, что это старческие изречения - мудрость восточных народов - такие, как: "Живи днем так, чтобы ночью твой сон был спокоен. Живи в молодости так, чтобы в старости совесть твоя была спокойна". Или еще прекрасное изречение: "Если тебе кто сделал добро - запомни это. Если ты кому-то сделал добро - забудь это". Можно было бы к этому прибавить еще одно изречение - пожалуй, очень насущное: "Если ты сделал кому-нибудь зло, кого-нибудь обидел, - запомни это (чтобы каяться: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть). А если тебе кто-нибудь сделал какое-то огорчение или причинил какое-то зло - забудь это". Вот это, можно сказать, те старческие изречения, те советы, которые старшие давали младшим во всех народах. Потому что истина - это то, что есть в жизни всего человечества. Просто она сформулирована и ясно представлена в полноте только в Православной вере. Здесь - полнота истины.
- В чем именно заключается смысл старческого служения?
- Главный вопрос существования каждого человека и существования всего человечества - это вопрос, для чего человек живет, вопрос смысла жизни. Вот, в сущности, вопрос, который возникает у людей во все времена, который является самым главным - ну, конечно, у тех, кто, как говорится, задумывается над этим, а не живет бездумно.
А один из близких к нам по времени старцев, преподобный Силуан Афонский, говорит: "Самое главное - познать волю Божию о себе".
И вот старцы именно есть проводники воли Божией к вопрошающим об этом. И истинный старец - это тот, кто имеет этот дар: разуметь волю Божию о человеке.
Все дело в том, что это очень не просто - человеку самому расставить на места главное и неглавное. - А вот это-то и самое сложное! Это значит - стремиться к тому, чтобы человек как-то приобретал строй душевный, способный воспринять это.
Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) когда-то привел мне замечательное изречение: "Когда Небо молчит, не надо ничего предпринимать". То есть нужно стараться по обстоятельствам почувствовать, чего Господь от тебя хочет.
- Человеку необходимо как-то готовиться к встрече со старцем? От него что-то зависит в этой встрече?
- Прежде всего, в основе всего, и всякого обращения к старцу, и к кому бы то ни было лежит молитва. Потому что ведь всё управляется Богом. Господь человеку нечто открывает... И поэтому нужно молиться, чтоб Господь и старцу-то открыл. Именно в этом устроении-то и старец только и может ответить. Больше того, в Ветхом Завете прямо сказано: "Если приступит человек с сердцем сумнящимся, колеблющимся, то ошибется пророк". И Господь говорит: "Я прельстил пророка". Даже пророк может ошибиться в ответе, если ты не с соответствующим устроением приступишь.
- Могли бы вы определить случаи, в которых прибегают за советом именно к старцу?
- Ну, есть, во-первых, вопросы избрания жизненного пути. Семейная жизнь или несемейная. Если семейная, то конкретно: с каким лицом. Вопрос выбора специальности…
Сказано: Слыши, сыне, наказание отца твоего и не отрини заветов матере твоея (Притч. 1,8).
Мамино воспитание… Я помню всегда эти ее слова: "Валюшка, молчи!" Сколько раз мне помогало, меня спасало послушание в молчании!
Моему отцу говорил его отец, а отец говорил нам: "Не ходи в тот дом, в котором есть девушка, на которой ты не собираешься жениться". Такое должно быть отношение к девушке.
Вот это и есть те заветы, которые передавали старшие поколения. Так что почитание старших, заветов поколений, старцев - это, конечно, святое дело.
- То есть, стоит хотя бы один раз - в кризисный момент, переломный - обратиться за советом к старцам: спросить волю Божью?
- Да. Обязательно даже. Потому что часто бывают даже какие-то указания: что-то не совсем то - не спеши, не торопись: то ли это? А человек: "Да нет!" - отбрасывает это, а потом… Много горя…
Часто, к несчастью, люди перекладывают свои проблемы на плечи священника. Не старца, просто даже священника. Потому что им не хочется решать вопросы самим - пусть батюшка отвечает. "Вот, батюшка, мне ехать туда или не ехать?" Или: "Куда мне ехать?" Ну, старцы на это отвечали, конечно, блестяще! Господь сподобил меня общаться, я даже ездил причащал батюшку отца Николая Гурьянова. Вы знаете, какие вопросы иногда задавали? Вот записку передают: "Кем мне работать?" Ни кто он, не пишут, ни что… Старец отвечает: "Пионером". То есть, ты ничего не умеешь, где ни начнешь - везде будешь пионером…
- Ну, и чтобы был понятен старческий ответ, нужно тоже иметь духовное рассуждение…
- Да, это точно. Человек должен понимать, что он испрашивает у Бога - через старца - волю Божию.
Иногда спрашивают: "А куда ребенку поступать?" Или: "Кем быть?" А он вообще не хочет учиться…
Один из самых сложных и ответственных вопросов - так же, как и вопрос выбора жизненного пути - это вопрос, который задают часто: "Делать или не делать операцию?" Ответ на него иногда возлагают на священника. Это очень тяжелая ответственность. Что будет с этим человеком? Как сказать ему: "да" или "нет"? Мне пришлось в свое время дать молодому священнику ответ: "Нет, не делать". И человек этот прожил в два раза больше всех, кому были сделаны такие операции. Все равно ж когда-то умирать… Но все-таки получилось так. Но это было очень трудно…
Спрашивают: "Как лечиться и где лечиться?" Я помню ответ старца, когда его спрашивали об этом: "Нужно найти хорошего врача". Врачи-то бывают разные. Значит, нужно искать хорошего врача… И тут нужно молиться, чтобы Господь послал такого врача и дал бы ему разумение.
- Как опытный духовник, могли бы вы сказать, в чем основная ошибка людей, которые приходят за советом к старцу или просто к приходскому священнику?
- Пожалуй, основное заключается в том, что люди часто рассматривают жизнь только в земном смысле, а не в духовном. Ведь сущность всей жизни - духовная. И поэтому и смысл всего, что совершается, он только духовный. Ищите прежде Царства Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф. VI, 33). А вопросы задают о смене жилья, о смене работы - и нужно дать ответ. И здесь, конечно, надо как-то человеку пояснить: ну, да, хорошо, но полезно ли это будет для души?
В свое время я этот вопрос задал своему духовнику: "Стоит ли мне переходить на другую работу, чтобы как-то лучше обезпечить семью?" Все-таки семья у меня росла: тогда детей было трое, потом стало семеро… А старец мне сказал:
- Нам, христианам, не пристало бегать с места на место.
- Многие говорят, что после разговора со старцем на душе становится легче…
- Дело в том, что когда ты знаешь, что такова воля Божия, то это уже легче. Значит, так нужно. Ведь трудно когда? Когда начинается ропот: "Для чего это всё?" Значит, для чего-то нужно. Как говорит Господь: "Что делаю сегодня, не знаешь, уразумеешь после…"
- А кто такой "младостарец" и как его отличить от настоящего старца?
- Это, видимо, когда человек изрекает и уже считает, что его изречения непреложны.
Как старчество часто не связано с сединой, так "младостарчество" тоже не обязательно связано с отсутствием седины. В "младостарчество" может впасть и старый человек.
Вы знаете, это вопрос очень сложный. Потому что, когда я прочитал о "младостарчестве", понял, что до него я просто не дорос - я часто не знаю, что посоветовать...
Определить, кто старец, не старец? Для меня это просто невозможно. Опять же: нужно молиться, чтобы Господь указал. Нет, ну, я знаю: отец Иоанн, отец Николай, отец Кирилл, конечно; естественно, отец Сергий, мой старец… Из тех, кого я знал близко. Никакого сомнения тут нет, потому что многое из того, что они говорили, тогда исполнилось и сейчас исполняется - точно, слово в слово даже, поразительно.
Я помню, как отец Тихон (Агриков) мне как-то сказал, и это исполнилось - слово в слово. Даже я как бы слышал его голос в то время, когда все это происходило... Это всё удивительно - но это особый дар.
Отец Тихон как-то мне сказал, что все достойны причащения, потому что все равно все недостойны.
- К чему нужно быть готовым человеку, приступающему к порогу старческой кельи? Ведь часто люди не осознают, насколько это ответственный шаг…
- Нужно быть готовым безпрекословно принять волю Божию.
Мне один батюшка интересно рассказал. "Я, - говорит, - бросил жребий - (ну, некого было спросить): - так или так поступить?"
Ну, а мне, - поскольку, видимо, духовник вроде, - Господь дал такую мысль: "А ты не думаешь, что у Господа есть, кроме твоих двух, еще варианты?"
Больше того, об этом сказано в Евангелии. Когда увидели слепорожденного, спросили Господа: Кто согреши, сей ли, или родителя его, яко слеп родися? Отвеща Иисус: ни сей согреши, ни родителя его, но да явятся дела Божия на нем (Ин. IХ, 2-3).
Но дела Божии-то неисчислимы и непостижимы, их безчисленное множество.
Так и в жизни бывает. Так или так поступить? Не так и не так, а, может быть, иначе. Для этого именно нужно ждать волю Божию.
- То есть поступать по своему разумению после того как узнал волю Божию о себе, чревато скорбями?
- Это в каждом частном случае решается отдельно: смотря чего это касается. Если воля Божия - исправить грех, а ты думаешь: "Я подожду, погрешу, а потом…" - то это пагубно. Потому что ты можешь, не исполнив эту волю, погибнуть. А если это касается просто какого-то изменения, если воля Божия есть, а ты ей не следуешь, то обстоятельства так зажмут, что никуда не денешься.
Например, я говорю человеку: "Это грех. Нужно поступать так-то и так-то". Он начинает тянуть. Это пагубно, это опасно, погибельно, может быть.
Есть такой пример старцев Горы Афонской. Приходит к одному из них некто и говорит:
- Я решил, что здесь не то место, где мне нужно спасаться, я должен уехать.
Старец помолился и говорит:
- Нет воли Божией уезжать с Афона.
Тот ушел и решил: "Ну мало ли, что нет воли Божией, а я все-таки поеду".
Приходят братия и говорят:
- Отче, ты сказал, что нет воли Божией. А он собирается.
Старец говорит:
- Собираться-то он может. Но воли Божией нет.
Приходят на другой день, говорят старцу:
- Он уже перенес вещи на корабль.
- Вещи-то он может переносить, но воли Божией нет.
- Завтра, - говорят, - корабль отплывает.
- Корабль-то, - говорит, - может, завтра поплывет. Но ему - воли Божией нет.
Утром пришли, говорят:
- Его парализовало.
- Какой совет вы бы дали тем, кто чувствует нужду в обращении к старцам?
- Есть заповеди, есть примеры святоотеческие, как нужно вести жизнь. И нужно стремиться так и жить. Когда у нас что-то не получается, или мы уже залезли куда-то, тогда нужно спросить, как из этого положения выбраться.
Вот, например, такой житейский вопрос, самый насущный. Вот уже идет семейная жизнь, а она не ладится. Как быть? Вот уже и дети - в разные стороны все… Дети или пьянствуют, или наркомания… И вот - что делать?!
Вот было у людей несчастье… И мне задали этот вопрос: "Как быть?" Я спросил:
- А как вы живете? Вы венчаны?
- Нет.
- А вы исповедуетесь, причащаетесь?
- Нет.
- Вы просите, вы хотите, чтобы что-то исправилось в жизни. Нужно ж сначала начинать с себя…
И вот когда они решились на это, всё, милостью Божией, стало становиться на свои места.
То есть сущность многих вещей очень проста. Мы делаем что-то не так… Вы знаете это юридическое положение: незнание закона не освобождает нас от ответственности? Это, собственно, из духовной жизни-то. Если мы не знаем законов гигиены, мы будем болеть, будем мучиться, потому что будем нарушать их, не ведая того. Так вот, существуют законы духовные, которые нужно соблюдать. К этому, собственно, и нужно подводить, с этого вопроса и нужно начинать.
А как? А здесь нужно молиться. И ждать, чтобы Господь как-то явил Свою волю. Господь всем хочет спастись и в разум истины прийти. Нужно эту истину помнить.
А когда? Иногда бывает даже так, что при жизни не получается, а после. Человек умирает, а потом вдруг дети его начинают исправляться. Потому что происходит в жизни что-то не тогда, когда мы хотим, а когда Господь судит этому быть.
Поэтому нужно, хотелось бы сказать, чтобы молились, прежде всего, просили помощи Божией. А Господь найдет, через кого нам открыть Свою волю. Через священника может сказать. А если угодно, через старца.
У отца Николая однажды спросили:
- Батюшка, а почему к вам ездит священник издалека и вас причащает?
Он говорит:
- А это спрашивает тот, кто ничего не понимает.
Вот как хочешь, понимай…
А потом:
- Батюшка, а почему одни к вам попадают, а другие не попадают?
Oн говорит:
- У кого воля Божия есть, тот и попадает.
Вот как просто всё, оказывается, в жизни.
В отношении старчества прошлых времен можно сказать о прекрасном примере преподобного Антония Великого. Одним из отличительных качеств истинного старчества является высота смирения. Будучи на вершине славы и духовного совершенства, они не стеснялись спрашивать "простых" своих. Когда преподобному Антонию предложили поехать в Александрию, чтобы со своим авторитетом выступить против еретиков, за истинную веру, - он спросил своего ученика: "Идти мне или не идти?" Тот ответил:
- Если пойдешь - будешь Антоний. А не пойдешь - будешь авва Антоний.
Он остался.
Кстати, в этом ответе заключен очень глубокий смысл. Потому что старцы - они были вне мiра. И к ним мiр шел. А они не шли в мiр. Мiр, желающий старческого руководства, должен был потрудиться, чтобы дойти до старцев.
- Вместе с тем русские старцы стали совершенно особым явлением: оставаясь на вершинах духовного делания, они были открыты мiру - например, оптинские старцы, преподобный Серафим Саровский… Как такое, на ваш взгляд, возможно?
- Ну, это очень просто: невозможное для человека возможно суть у Бога. Одним из примеров этого является жизнь отца Алексея Мечёва. Это был "старец в мiру", так о нем говорили оптинские старцы. Такое возможно. Но, как правило, старцы были все-таки в монастырях и вне мiра. И мiр шел к ним.
Как вообще, видимо, напоминание о том, что города должны приближаться к весям - по своему устроению, а не веси превращаться в города. Недаром еще Исайя-пророк сказал: Горе приближающим дом к дому и село к селу, как будто вам нет больше места. В больших домах, красивых, жителей не будет - они будут пусты.
Поэтому, видимо, те обители, которые старцы оживотворяли в пустынях, как раз и напоминали о возврате человека к первозданному состоянию. Ближе к земле и ближе к чистоте, к природе… Поэтому старцы-то все были в таких местах...
Было такое видение oдному из преподобных. Oн увидел, что находится в храме. Стоят люди... И вот ангел выходит и ставит им на челе кресты. А на некоторых не ставит. А иногда ставит кресты на пустых местах. "А это как же так?" - спросил oн. И получил oтвет: "Те, которые сосредоточенно, благоговейно молятся, получают благодать. Те, которые рассеянно, - хоть и бывают в Церкви, но не все получают благодать. А те, которые желали быть, но не смогли, - им все равно Господь посылает благодать, потому что они на послушании чем-то заняты".
У меня был такой случай. Мне надавали записок к батюшке. Ну, не все могли ездить, а я мог ездить к батюшке. И я забыл их. Приезжаю, говорю:
- Батюшка, я забыл!
А он говорит:
- Ну, ничего, ничего… Не волнуйся.
Я приезжаю, стал просить прощения у тех людей… А они говорят:
- Батюшка, у нас все наладилось.
Вот вам, пожалуйста, - один старец! Никто не приехал, а получили все.
Беседовала Евгения САЯПИНА.