Добавлено: 29.07.2023

Какая школа нам нужна?

Опыт Царской школы

Все мы хотим для своих детей — лучшую школу. А какая она, эта лучшая школа? Школьная система, которую удалось выстроить скромному сельскому учителю Сергею Александровичу Рачинскому в 1870-е годы, точно была — лучшей в тогдашней стране, на 80 процентов крестьянской.

Протоиерей Георгий Флоровский в 1927 году писал о С. А. Рачинском: «В эпоху великого общественного возбуждения и подъёма, в эпоху великих реформ прошлого века он удалился в своё сельское уединение. И здесь вложил всю волю свою и всю душу в единое и живое дело, в дело создания церковной школы, школы церковного духа, школы под сенью Церкви.

Это был творческий опыт. Вскоре он был повторен сверху и во Всероссийском размахе, через учреждение церковно-приходских школ. Смута снесла и разорила церковно-народную школу. Живое преемство дела прервалось. Но замысел остался жив и с новою силою оживает, должен ожить теперь, как творческое задание в предстоящей борьбе за народную душу, за подлинную и Святую Русь».

С. А. Рачинский (1833–1902), сменивший профессорскую кафедру Московского университета на стул учителя сельской школы, без лишнего шума стал исполнять народные чаяния, по сути — родительский запрос. С годами им была сформирована система начального народного образования, которая дала реальные плоды как по количеству и качеству распространившихся школ, так и в лице конкретных учеников Рачинского — художника Николая Богданова-Бельского; законоучителя царских детей протоиерея Александра Васильева, врача-инфекциониста И. Л. Богданова и многих других.

Заглянем в расписание уроков школы Рачинского: русское чтение, русское письмо, церковнославянское чтение, математика — устный счёт, Закон Божий, рисование с начальными навыками иконописи, церковное пение, экспериментальная физика, история, география. Ну что там какая-то «цэпэша» — говорили в советское время. А я вот, с университетским образованием, не знаю церковно-славянского языка, как знал мой прадед, а это — фундамент для изучения любого славянского языка.

У нас всё ещё твердят о 75-процентной безграмотности в дореволюционной России. Но это цифры на 1870-е годы. С момента реформы 1884 года в церковно-приходском образовании за три десятилетия деятельности обер-прокурора Святейшего Синода и члена Государственного Совета К. П. Победоносцева, а также его соратников, первым из которых был С. А. Рачинский, изменилось представление о начальном образовании в масштабах целой страны, и это время является началом становления системы всеобщего образования. В Смоленской епархии насчитывалось 563 школы, в них 18056 учеников. Не было у нас 18 тысяч дворянских детей. В Полтавской епархии 920 школ. В Вятской епархии тоже высокий показатель — 880 школ. И в Саратовской — 727 школ при 28 с лишним тысячах учащихся. Вот вам и — «в деревню, в глушь, в Саратов». С цифрами не поспоришь.

Именно поэтому опыт царской школы, и конкретно опыт Рачинского возник как град Китеж из глубинных вод народного самосознания в 1990-е годы.

Об одном таком успешном опыте — о своей, известной на всю Россию и за её пределами Ивановской на Лехте школе в Ярославской области, — рассказал приехавший на нынешние Татевские педагогические чтения в школу им. С. А. Рачинского Владимир Сергеевич Мартышин. Сегодня он — заместитель директора организованной им школы и протоиерей Русской Православной Церкви.

Отец Владимир убеждён, что без опыта С. А. Рачинского и К. Д. Ушинского не может состояться современная школа.

Об Ивановской на Лехте школе говорят, что это — чудо. Но вообще — это самое обыкновенное муниципальное образовательное учреждение. Разница лишь в том, кто и как в нём работает.

Ещё двадцать лет назад в школе училось 56 человек, сегодня — 180, во всей начальной школе было 20 человек, в нынешнем году только в первый класс идут 20 человек. В окрестных деревнях было по два ребёнка, сегодня — по 30–36 в каждой деревне. Это целый остров возрождённой русской земли. Владимир Сергеевич, показывая фотографии на большом экране, рассказал, что к ним в село и окрестности переехали жить семьи из Мурманска, Калининграда, даже из Швейцарии и Франции. У самого отца Владимира 17 внуков, все они живут в своих домах — рядом.

Ивановская на Лехте школа стала школой целостного и непрерывного развития ещё и потому, что в её программу ввели 1700 дополнительных часов различных занятий за счёт факультативов и дополнительной компоненты, как говорит отец Владимир Мартышин. Пополнили обычный стандарт каллиграфией, красноречием, ввели церковнославянский язык, десять музыкальных направлений — почти всё бесплатно. Создана хоккейная команда. Проходят ледовые балы на хоккейном корте. Хор ивановской школы выступал и в Колоном зале Дома союзов, и в Архиерейском доме. Участники театральной студии при школе не раз становились лауреатами конкурсов. На базе школы работает четыре научных кафедры, одна из учениц написала научную работу о болезнях пчёл, т.е. взяла тему, которой ещё не занимались учёные.

Мне доводилось бывать в этой школе и наблюдать такое необычное явление, как погружение в эпоху. Школа на время преображается: по стенам в коридорах вывешиваются портреты, картины, к примеру, на тему войны 1812 года, проходят семинары и Круглые столы, посвящённые этому событию. Разве не здорово видеть, как школьники, проживая, например, эпоху XII века, выезжают на лошадях в поле в костюмах того времени. Ивановская на Лехте школа также славится балами, в которых дети участвуют в пошитых ими самими костюмах всех народов, входивших в Российскую империю. В Ивановской на Лехте школе, как и в школе Рачинского, возрождена дореволюционная традиция вручения выпускникам Евангелия.

А ещё: Иринарховский крестный ход (как поход в Нилову пустынь в школе Рачинского), Иринарховские чтения, празднование Ильина дня… Надо отметить и то, что Владимир Мартышин — автор первого учебника «Моя родословная», сегодня по этой книге занимаются многие школы страны.

387 дней Владимир Сергеевич провёл со своими учениками в поисковом отряде, в том числе и подо Ржевом. За десятилетие школьники подняли 600 бойцов, останки многих из них передали родственникам. Школьниками создан синодик, куда внесено 5200 имён воинов Борисоглебской земли, начиная с XII века до сегодняшних дней.

Отчасти Ивановская на Лехте школа — адаптированная к современности и развитая модель школы С. А. Рачинского.

А в начале нынешнего года — Года учителя — нами был организован Круглый стол в Московском доме национальностей. На той встрече ещё об одном успешном педагогическом опыте рассказывала директор Русской школы в Твери Е. А. Суворина. Создание такой школы, где изучается народная и церковная культура, было ответом культурному безвременью 1990-х. В нынешнем году школа отмечает четверть века существования.

«Эта начальная школа осуществляет синтез светского и религиозно-народного образования. Воспитательный уклад школы базируется на трёх принципах К. Д. Ушинского: научность, православие и народность», — говорит Елена Александровна. В Русской школе в Твери есть предмет народоведение. И в школьной программе, созданной В. С. Мартышиным для Ивановской на Лехте школы, много лет изучаются предметы Добротолюбие и Отечествознание.

Русская школа в Твери живёт по народному календарю в контексте православного. Учителя работают по развивающим программам общего образования, дополнительно изучаются хор, сольфеджио, русская борьба, работает театральная студия. «Путь в родную культуру лежит через праздник и традицию его проживания», — цитирует Елена Суворина слова Рачинского. Школа переняла и опыт Зарубежной Церкви, в том числе скаутское движение.

Задачу воспитания Елена Александровна видит в пробуждении ребёнка к духовной жизни. При школе есть храм, где проводится общешкольная литургия, дети полностью сами поют литургию, даже на архиерейской службе. С 2014 года школьники молятся соборно: «Господи, спаси Россию! Господи, спаси Украину! Господи, спаси страдающих от войны детей». Директор школы убеждена, что детская молитва очень важна в нынешней ситуации. Ученики пишут письма на фронт, отправляют солдатам поделки.

Представила Елена Александровна и свои авторские прописи, а потом разложила на столе странички из детских тетрадей — у всех без исключения детей каллиграфический почерк. Показала и журнал «Задругу», который ученики пишут сами, отражая события своей школьной жизни.

После развала Советского Союза и, следовательно, советской системы образования многие педагоги озаботились: какую школу нужно формировать на новом витке нашей истории? Так, с 1991 года ряд школ в разных концах страны, независимо друг от друга, взяли за основу методики Рачинского. Эти школы и сегодня — лучшие в стране. Свято-Алексеевская гимназия в Ярославской области; Русская школа в Твери; Школа народного искусства императрицы Александры Фёдоровны в Санкт-Петербурге…

Имя Рачинского звучит всё звонче в разных регионах, по разным темам и поводам — педагогика, музыковедение, русская философия…

Вот и молодёжь подхватывает интуитивно эти направления. Выпускник исторического факультета МГУ Фёдор Павлович Отто на днях защитил магистерскую работу «С. А. Рачинский и К. П. Победоносцев. Идейный поиск в их переписке. 1878–1888 годы». Аспирант философского факультета МГУ Пётр Андреевич Пантуев пишет кандидатскую работу о философских воззрениях С. А. Рачинского, недавно на Татевских чтениях он рассказал о своей находке в архиве РГАЛИ черновика письма С. А. Рачинского Николаю II, написанного в ответ на благодарственное письмо Государя татевскому учителю. Магистрант кафедры педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Мария Константиновна Бежевец также готовится к защите магистерской работы по теме использования наследия Рачинского в современном образовательном процессе.

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа равных возможностей» в г. Химки Московской области Мерзлякова Илария Николаевна отчасти обращается к методике Рачинского, с помощью которой он устранял заикание у своих учеников и даже у взрослых людей. Есть и обоснованные научные работы по теме занятий церковнославянским чтением и пением с детьми с нервными и психическими отклонениями. Иеромонах Иоанн (Заяц), руководитель Центра им. С. А. Рачинского в Петропавловске-Камчатском уже много лет использует опыт татевского учителя и помог многим людям, в том числе семинаристам и священникам, избавиться от заикания.

Разговор о Рачинском — это не ностальгия по вчерашнему дню, а вдумчивое обсуждение нашего настоящего и будущего. И это — разговор о русской культуре, потому что дворянский род Рачинских связан родственными узами с Боратынскими, Потёмкиными, Огонь-Догановскими, все они созидали и хранили высочайшую культуру. В усадьбе Рачинских в селе Татево с XVIII века собирали архив документов, среди которых и подорожные грамоты, выдаваемые то одним, то другим Государем кому-то из Рачинских, автографы поэтов Золотого века, среди которых три рукописи Лермонтова, великолепная библиотека, которая теперь частями находится в РГБ и РНБ.

С. А. Рачинского при жизни не относили к славянофилам. Но сегодня очевидно, что он воплотил в жизнь, осуществил практически те идеалы, которые излагали в своих философских трудах А. С. Хомяков, Аксаковы и Киреевские.

С. А. Рачинский и сам был член-корреспондентом императорской Санкт-петербургской Академии наук, надворным советником (чин соответствовал званию подполковника в армии, капитана в гвардии, войскового старшины у казаков, капитана II ранга на флоте).

Оставив созданную им университетскую кафедру — нынешний Биологический факультет МГУ, С. А. Рачинский в 1872 году навсегда переехал в своё родовое имение Татево и тридцать лет жизни посвятил созданию школ для крестьянских детей. По сути он создал кафедру уже в своей школе, в этом церковно-педагогическом пространстве, которое притягивало цвет русской интеллигенции того времени. К Рачинскому приезжали князья Голицыны, граф С. Д. Шереметев, графиня Екатерина Ефимовская, которая долгое время набиралась опыта создания общины и школы, а затем создала монастырь в Лесне. Богородицкий Леснинский русский монастырь, прошёл сполна испытания в горниле войн и революций XX века, два десятилетия сёстры несли свой подвиг в Сербии, где считается, что матушка Екатерина (Ефимовская) возродила женское монашество. Сегодня этот русский монастырь существует в Провемоне на северо-западе Франции, а матушка Екатерина причислена в Сербской Православной Церкви к лику святых.

Сегодня пришло время для национальной школы, для возврата к отечественному педагогическому наследию, которому нет аналогов в мире и цены нет. Ведь наш президент В. В. Путин не раз говорил в высоких собраниях о том, что мы — «самобытная российская цивилизация». Значит, пришла пора говорить и о самобытной русской школе. «Сделать русские школы русскими», — взывал К. Д. Ушинский, основоположник отечественной теории педагогики. Он сетовал на то, что швейцарский школьник гораздо больше знает географию своей страны, чем русский школьник своей. А сегодня каково незнание России посреди России — вспомним уже мысль Н. В. Гоголя!

«Вопрос о современной русской школе не есть вопрос технический и частный, зависящий от более или менее успешной деятельности того или другого правительственного ведомства, не есть вопрос программ и более или менее практически устроенного надзора. Это — вопрос роковой и грозный. От качества ныне подрастающих русских поколений зависят судьбы миpa. Ныне начинает слагаться умственный и нравственный облик самого многочисленного, самого сплошного из христианских народов вселенной. Ныне колеблется духовная связь этого народа с другими народами, кровным сродством и единством веры, всем ходом истории призванными дополнить этот облик, окрепнуть, опираясь на нашу силу», — писал Рачинский в своей книге «Сельская школа».

А разве не о педагогике говорил святитель Иоанн Златоуст: «Кто небрежен к своим детям, тот хотя бы в других отношениях и порядочен, понесет крайнее наказание за этот грех. Всё у нас должно быть второстепенным в сравнении с заботой о детях».

Пусть же этот опыт подвижников послужит нам примером несгибаемости и веры в то, что дело учительства — святое дело.

Ирина УШАКОВА


От редакции:
Вспомним приписываемые канцлеру Германии Бисмарку слова: войну выигрывают не генералы, а школьный учитель. Поэтому состояние школы — это вопрос особой государственной важности, вопрос безопасности государства.
В издательстве «Русский мир» готовится к выходу составленная И. В. Ушаковой книга статей и писем С. А. Рачинского, в которую войдут почти все опубликованные в разных изданиях до 1917 года статьи выдающегося педагога и многое из непубликовавшейся его переписки с К. П. Победоносцевым, архиепископом Николаем Японским, архиепископом Никоном (Рождественским), протоиереем Александром Васильевым, Иваном Тютчевым, педагогом Александрой Штевен и многими другими замечательными деятелями Церкви, культуры и образования.
от 09.09.2024 Раздел: Июль 2023 Просмотров: 738
Всего комментариев: 0
avatar