Добавлено:

"Какая вера!"

Об истории и духовности Руси XVII ВЕКА

Как никогда актуально в наше время пристальнее вглядываться в историю: церковную и светскую. Размышлениям над взаимоотношениями государства и Церкви в истории и современности был посвящён научно-практический семинар "История и культура Руси. Государство и Церковь в XVII веке". В семинаре, прошедшем в Московском государственном объединённом музее-заповеднике, приняли участие преподаватели и семинаристы Николо-Угрешской духовной семинарии и сотрудники музея.

О значении древнерусской грамматики для становления отечественной филологической науки прозвучал доклад Е.А. Верховской, заместителя директора МГОМЗ по просветительской работе, кандидата филологических наук. Доклад "Значение "Грамматики" Мелетия Смотрицкого 1648 г. в историко-культурном контексте преобразований царя Алексея Михайловича" высветил значение этого произведения. В нем воплотились основные черты раннего варианта русского барокко, считает Е.А. Верховская.

М.В. Первушин, преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии, кандидат филологических наук и богословия, познакомил слушателей с докладом, касающимся прижизненных чудес патриарха Никона. Оценки личности патриарха неоднозначны, но невозможно не признать его подвижнической жизни. Вопрос о его канонизации спорный, не закрытый. Канонизация не должна быть производством, как в католической церкви, - утверждает молодой учёный, - к ней должны прийти путём осмысления и глубокого анализа жизни и деятельности человека. Однозначно то, что служение всей жизни патриарха Никона есть пример подвижничества для многих верующих.

Невозможно представить культурное пространство Руси без архитектуры рассматриваемого времени. В.В. Зуйков, руководитель методического отдела МГОМЗ, провёл исторический экскурс по загородным резиденциям царя Алексея Михайловича. Идеология и эстетика устроения царских резиденций в его докладе представлены в свете того, что в XVII веке Россией управляла богомудрая двоица: царь и патриарх. Идеальное устроение монастыря, воссоздающее образ райского сада, как Саввино-Сторожевский и Новоиерусалимский монастыри, в конце XVII века переносится на устроение царских резиденций.

Заключительное выступление иеромонаха Филарета, учёного секретаря Совета Николо-Угрешской духовной семинарии "Русская Церковь и Московское царство глазами путешественника XVII в. архидиакона Павла Алеппского", представляется своеобразным обрамлением исторической картины Руси XVII века. "Некоторые греки рассказывали нам, что ежегодный доход турок - двадцать четыре миллиона золотом, и эту сумму они вымогают неисчислимыми беззакониями, а ежегодный доход московского царя, по закону справедливости и правильно собираемый, составляет тридцать шесть миллионов… от торговли пшеницей и рожью…". Так жила Россия. "Служба была большая, продолжительная и торжественная… Бог свидетель, что душа чуть не покинула нас… Я хотел выйти и убежать из алтаря, но не мог, ибо царь стоял перед южными дверьми, а царица перед северными… Какая вера!".

Ирина УШАКОВА

от 20.04.2024 Раздел: Февраль 2009 Просмотров: 592
Всего комментариев: 0
avatar