Добавлено:

Какой быть дальше России

Наш собеседник - митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий

- Дорогой Владыка! Мы беседуем с Вами в знаменательные дни, как для жителей Воронежа, так и для всего православного мира, когда после десятилетий безбожия воссоздан из небытия порушенный кафедральный собор Воронежа - Благовещенский.

Я вспоминаю сейчас слова губернатора Воронежской области Алексея Васильевича Гордеева о том, что это своеобразный акт покаяния народа за разрушенные святыни.

Мне, как человеку, который жил в юности в этом городе, часто приходилось ходить мимо Петровского парка, где были летний кинотеатр и цирк шапито, и никогда не приходило в голову, что будет на этом месте стоять красавец Собор.

Во время праздничной литургии подумалось: «Какое чудо свершается у всех нас на глазах!» И очень огорчает, что не все люди понимают, какие грандиозные события происходят сегодня на нашей земле.

- Не только Вы, многие не представляли, что такое может произойти. Но Господь - сердцеведец. Он готовит и людей, и уголки Земли для приятия таких свершений.

Как вспоминают очевидцы, в период коллективизации в прошлом веке в этом парке были размещены крестьяне - кулаки, как их тогда называли, враги народа, вместе с семьями. Их готовили к депортации. Они жили там несколько дней. Им не давали ни воды, ни хлеба - ничего. Многие из них умирали. Эти крестьяне сами рыли могилы и хоронили своих братьев, сестер и матерей и отцов. Земля эта освящена страданиями наших земляков. Потом это место превратилось в парк развлечений, где проводили свой досуг люди, порабощенные недугами пьянства, наркомании, блуда…

Но Господь благословил это место. И не случайно возникла и победила идея - построить на этом месте храм Божий.

Святейший Патриарх Алексий во время визита в Воронеж освятил закладной камень будущего храма.

Собор поражает не только снаружи, но и внутри каким-то своим духовным гостеприимством, как бы напоминает о былом духовном величии Воронежского края. Люди здесь всегда были очень верующими, это был оплот православия. И недаром борьба с религией была здесь очень ожесточенной. Наша Воронежская земля дала сотни новомучеников. И, наверное, не случайно и на Соловках стал известным мучеником за веру архиепископ Воронежский Пётр Зверев.

Могилы многих соловецких мучеников до сих пор неизвестны. По решению лагерного начальства владыка Пётр был погребен в отдельной могиле. И то, что этот новомученик соловецкий покоится частью мощей здесь, у нас, в Воронеже (глава его покоится на Соловках), это, наверное, тоже особое благословение Божие нашему краю, который и впредь, в будущем, должен хранить те традиции, которыми жила наша Россия, которыми жил наш Воронежский край.

Сейчас очень остро стоит вопрос о том, какой быть дальше России? Эта невидимая работа, - я бы ее назвал борьбой, - осуществляется ежедневно, ежечасно. Идеологи - они не видны, но исполнители - они всегда на виду. Они общительные, они популярные. Это и ведущие теле- и радиопрограмм, известные журналисты, которые усердно трудятся, но, к сожалению, прививают они народу лжекультуру, лжегероизм. Они сместили все акценты.

Недавно в телепередаче Малахова о том, что произошло в Челябинске, где шестиклассники плохо повели себя в отношении девочек, было интересно посмотреть на реакцию зала. Люди нового искусства противостояли заслуженному учителю, заслуженной артистке России, простым людям. Они буквально навязывали свою точку зрения, говорили о том, что ничего страшного не происходит, что так, мол, и нужно поступать с девочками - ведь они для этого и предназначены. Это ужасно! Это борьба, которую ведут не популярные личности, не политики. Они развлекают нас, скрашивают наш досуг. Но скрашивают они наш досуг с определенным уклоном, размывая тысячелетнюю твердыню духовности, на которой стояла наша Россия. Бессовестность и убежденность в своей лжеправде, умение энергично отстаивать свои ошибочные аргументы зачастую производят на аудиторию убедительное впечатление. А простые, скромные люди, которые не учились владеть публикой, проигрывают в споре. Хотя мы с вами на их стороне. И этого, конечно же, не должно быть в нашем обществе. Это должно исключаться. Правда должна побеждать.

Строительство Собора востребовано и своевременно. И не только для Воронежа. Мы перенесли в Собор мощи святителя Митрофания, святителя Петра и часть мощей святителя Тихона Задонского. Это всколыхнуло абсолютно весь город. Я не знаю, сколько тысяч человек участвовали в Крестном ходе, но это было, как Пасхальное торжество, всенародный праздник. Многие люди вышли на главную улицу Воронежа и стояли, не двигаясь, по обочинам. Шли военные с оркестром. Из истории известно, что нечто подобное было в 1919 году, тогда Крестный ход хотел пройти по городу для возвращения закрытых храмов. Этот Крестный ход был расстрелян большевистскими властями и захлебнулся в крови. Сейчас, слава Богу, все по-другому. Несмотря на сложные времена, мы можем свободно свидетельствовать о вере.

В Собор к святым мощам воронежских святителей потянулись люди. Они шли до поздней ночи, выстаивая в огромнейшей очереди. Эти мощи и раньше находились в Воронеже, в километре от Благовещенского собора, в Покровском храме. Но люди почувствовали какой-то новый призыв, чтобы припасть к святыням. В эти дни находится в Воронеже и чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая чаша» из Серпуховского монастыря. К нему тоже потянулись люди. Можно было видеть людей верующих и неверующих, страдающих недугом алкоголизма. Они молились и просили Матерь Божию об очищении внутреннем, об исцелении от тяжкого недуга.

Воронеж никогда не страдал тем, что храмы были пустыми, всегда они заполнялись людьми. Я думаю, что и Благовещенский собор будет посещаемым верующими. В первый вечер, когда перенесли мощи, в Собор вошли семь тысяч человек. Это не может не радовать нас.

- Владыка, я вспомнил сейчас те уже сейчас далекие годы, когда при Вашем участии и в Вашем присутствии строился Храм Христа Спасителя. Был горячий энтузиазм в народе. Были и силы противодействия, кампания в прессе против строительства. Зачем-де нужен Москве новый Собор в такое тяжелое время, лучше отдать деньги бедным и нищим… В этой связи хорошо помню слова Святейшего патриарха Алексия о том, что именно в трудные времена всегда русские люди созидали храмы Божии. Время такое сейчас и есть. Благовещенский Собор, несмотря на трудности кризиса, воссоздан с помощью Божией, с помощью светских властей и народа. Хорошо сказал вчера владыка Светогорский Арсений: «Все ищут сейчас национальную идею, а я увидел ее воочию: симбиоз светской и церковной власти и высокие благие результаты этого тесного взаимодействия».


- Вы абсолютно правы. Это хороший пример сотрудничества. Но, с моей точки зрения, история строительства Благовещенского собора неоднозначна. Были всплески энтузиазма и периоды, когда строительство замирало. Когда я пришел на Воронежскую кафедру, это как раз был период абсолютного охлаждения. И я нигде не встречал внимания и поддержки этого строительства. Это был трудный период отчуждения, недоверия, концентрации каких-то нездоровых сил, всяческих интриг. Были люди, которые мешали строительству Собора. Мы создали специальный фонд святителя Митрофания Воронежского. Но пожертвования шли в основном от простых людей. Люди, которые могли бы существенно помочь строительству, воздерживались от этого. А ведь, по сути дела, если бы каждый воронежец пожертвовал на храм хотя бы сто рублей, он был бы уже давно построен. Но, видимо, не нашлось у людей этих ста рублей. На улицах города собирали пожертвования студенты вузов. Но мы увидели, что никакими призывами ситуацию не изменить. Нужно просто молиться, чтобы помог Господь. И через какое-то время мы стали ощущать, что появляются люди, которые стали проявлять интерес к этому богоугодному делу.

И администрация стала подключаться. С приходом Алексея Васильевича Гордеева в губернаторы области был сделан существенный рывок, и за полгода было сделано очень много - примерно столько, сколько было сделано до этого за три года.

Это, конечно, милость Божия. Мы не должны забывать о духовной составляющей нашей жизни. На этом примере Господь показал нам: в условиях экономического кризиса наш Собор вступил в действие. И это не потому, что были в связи с этим отложены какие-то важные дела. Были найдены благотворители, которые помогли закончить строительство. Именно в трудные времена Собор начинает свою историю.

Мне как архиерею кажется, что нужно рассматривать эти трудные времена только лишь так, как рассматривали их наши предки. Была ли моровая язва или иноземное нашествие - люди, прежде всего, обращались к Богу. Объявлялся по всей Руси трехдневный пост. В один день все причащались Христовых тайн, обращались с горячей молитвою к Господу, выносились из храмов иконы Богородицы: Владимирская и Казанская или Тихвинская и… побеждали!

Люди признавали помощь свыше, но они не могли объяснить, почему своими силами они не в состоянии одержать победу. А молитва и присутствие иконы Божией Матери делали чудеса. Враги убегали, болезни исчезали - и жизнь начинала опять расцветать. Посмотрите, наши иконы - живые участники нашей российской истории.

И сейчас должно быть так. Мы не должны сидеть и размышлять, что там наши политики и финансисты придумают, когда кризис кончится. Во-первых, нужно посмотреть: нет ли у тебя самого кризиса внутри? Посмотрим и скажем: действительно есть! Нужно покаяться, изменить свою жизнь, стать более добродетельными, активными, замечать людей, которые нуждаются в нашей помощи, стараться самим не быть нахлебниками ни у государства, ни у людей, постараться найти какую-то работу. Пускай, может быть, на данный момент она и не престижная. Но не превращаться в человека, который всем недоволен, готов бастовать, кричать на митингах, искать негатив у властей. И ничего самому не делать - только сидеть и ждать. Наша задача - ощутить себя хозяином, прежде всего, в духовном плане. А сколько у нас земли пустует, сколько вакансий невостребованных! Не должны люди опускать планку своей души.

Человек должен оставаться человеком. И вы почувствуете рост, если восстановите духовное здоровье. Вы будете счастливы. И это счастье не будет призрачным - оно будет реальным. И в этом сила России. И в этой силе всегда была правда.

Казалось бы, всегда с трудом переживала кризисные явления наша страна. Возьмем период Великой Отечественной войны. Откуда было что брать! Страна нищая. Одни женщины остались, которые и кормили, и работали. Но все были полны оптимизма, верили, что одерживается победа, что идут люди к миру. Каждый считал, что он должен продолжать стоять за правду, и его работа должна приносить пользу. Вот этой силой Россия и победила фашистскую Германию и ее союзников. Об этом часто забывают. Но эта сила - духовная, это религиозная сила, которая дает основу духовности человеку. Духовность сама по себе - она ценна, но она не имеет никакого фундамента, платформы. А вера в Бога эту платформу дает.

Если мы победим свой духовный кризис, если мы скажем: нет разложению нравственности наших детей и нас самих, я думаю, Господь нам поможет.

- В сентябре этого года я был с делегацией нашего Союза писателей России в Южной Осетии и Беслане. В разрушенную безжалостными убийцами школу в Беслане мы приехали на пятую годовщину трагедии, в которой погибли более 160 детей. Горе родителей до сих пор не утихает. Слезы непроизвольно накатывались на глаза. И неожиданно пришла мысль: за что Господь попустил такое злодеяние, которое сродни разве только убиению младенцев в Вифлееме? Мы настолько уже привыкли видеть убийства по телевизору, что уже не можем по-настоящему воспринимать чужое горе, чужую боль. Если бы каждый из нас хотя бы раз побывал в этом месте, он бы понял, что происходит с нашими душами, задумался бы наконец над тем, как мало он делает для своего спасения. Тогда, наверное, Господь и не попускал бы таких ужасных бедствий. То же самое, как мне кажется, произошло и в Перми, когда в период Рождественского поста, да еще и в пятницу, молодые люди устроили праздник в «Хромой лошади». Название тоже символично звучит. В результате более ста человек погибли в огне. Как мне кажется, это такой сигнал, над которым надо задуматься всем, а не только верующим.


- Безусловно, всем надо задуматься. Такие места массовых трагедий - они призывают к действию. Я в прошлом году тоже был в Беслане, несколько раз бывал в Цхинвале, сопровождая гуманитарную помощь, которую наша Церковь доставляла пострадавшим людям. Для меня трагедия Беслана и война в Цхинвале - все это связано с большой ложью. Меня это просто поразило. Цхинвал - трагедия и Беслан - тоже трагедия. Но находятся люди, политики, которые начинают лгать - и лгать сознательно. И мы становимся заложниками этой лжи, не вникая в суть, не разбирая, где правда, а где неправда. И поддерживая злые политические силы своих правительств, мы, православные люди, связываем себя со злом. Этим мы огорчаем Бога.

Мы должны разбираться, знать знамения времен, как говорит Священное писание. Необходимо разбираться, куда мы должны идти. Мы должны уже реально понимать, когда наша деятельность ведет к злу, и должны уходить оттуда, как бы хорошо там ни платили. И не переступать порог этого учреждения или офиса. А в место, где меньше платят, но там святое дело - накормить людей, обеспечить медикаментами… множество возможностей - мы туда должны устремлять наши пути. И тогда людей, которые сеют зло, станет меньше. Возьмите, к примеру, работу любой типографии. Они печатают все что угодно. Напечатают и Библию, и развратный журнал. Но если бы рабочие этой типографии сказали, что Библию напечатаем, а то, что развращает, не будем, уже все было бы по-другому.

Я глубоко убежден, что эти тревожные звоночки - Беслан и Цхинвал, и пермская трагедия, и тот же «Невский экспресс» - народ должен наконец услышать, понять ту глубину пропасти, куда он скатывается. Человек должен сказать себе: я больше туда не пойду. Нужно понимать, что этим несчастным юношам и девушкам, которые отмечали юбилей этого печального заведения, даже если им суждено погибнуть, то гораздо лучше погибнуть в храме Божием во время какого-то доброго дела или на поле битвы - ведь есть такое мнение, что погибшие воины сразу в рай идут. Или же ты погибаешь в месте, которое явно является преддверием ада, и лучше не ходить в подобные места. Нужно искать себе развлечения не те, которые дает нам современная жизнь, которая изобретает все новые и новые пороки. Мы становимся экспертами этих пороков. И это приводит, в конце концов, к истощению нервной системы, к истощению нашего интереса к жизни. С нами начинают заниматься врачи самых разных специальностей: невропатологи, психиатры, которые стараются помочь нам вернуться к нормальным человеческим ценностям, вернуть нам желание жизни.

А не проще ли обратиться сразу к вечным ценностям? Вера - она ответит на все вопросы. Но если ты человек неверующий, то живи хотя бы по совести, питай себя вечными принципами нравственности, искусства, читай книги, которые тебя развивают и дают тебе понятие, что ты - царь Вселенной, а уж земли-то - однозначно. Что ты не случайно живешь на земле. И тогда твоя жизнь пойдет по-другому.

Никогда не обвиняйте в трагедиях Бога. Это безумие, глубокое заблуждение. Мы так устроены, что Господь дал нам свободу воли. И если я - епископ, то и мне, как любому из нас, никто не запретит вступить на путь греха и развратиться до того, что ни мои собратья меня не узнают, ни мои прихожане. И Господь меня не поразит. Он будет ждать моего обращения. И только в случае, если я не откажусь от этого гибельного пути, Он и накажет меня для примера другим.


Господь дает возможность для развития личности каждого. И здесь мы развиваемся, кто куда хочет. В сторону зла или в сторону добра. И часто зло - оно вызывает смерть. Почему? По одной простой причине: ангел смерти, сатана, всегда ищет, чтобы человек окончил свою жизнь в грехе. И поэтому состояние греховности очень приближает человека к смерти, чтобы человек умер нераскаянным. И поэтому сатана просто создает через людей такие ситуации, как, по всей видимости, и случилось в Перми. Или же в том же Беслане, когда возбуждает сатана злобу людей, и она направлена на все что угодно. И такому человеку ничего немило. Маленькие дети ему кажутся исчадием ада. Он приходит и убивает их… Берет их в заложники, ставит условия. Люди хотят создать основу какой-то новой государственности - не важно с какой религиозной философией: исламской, христианской...

Но никогда им не создать ничего на неправде, на зле. Это исключено и приведет этих людей самих к смерти. Это закон духовной жизни. И люди, которые теряют духовные ориентиры, собираясь вместе, собирают много зла, и вызывают реакцию носителя зла. Мы сами себя убиваем с помощью темных сил. Потому что если мы сеем этот огонь, то мы и пожнем его. Надо подумать о будущем, подумать о настоящем, о прошлом и сделать для себя вывод: «Пускай все сходят с ума, а я не буду. Пускай надо мной смеются, что я такой. Я не буду последователем этого учения, потому что это страшно, жутко». А у нас, вы посмотрите, при таком попустительстве какая ведется пропаганда.

С одной стороны, скинхедов осуждают - я их не оправдываю. А с другой стороны, средства массовой информации поощряют всякого рода неформальные собрания и сборища молодежи сатанинского или оккультного характера. И эти люди, молодежь преимущественно, вступают в контакт с темными силами. И если они вовремя оттуда не убегут, эти контакты приведут к погибели каждого из них. Мы должны над этим задумываться. На фоне ложного понимания нашей истории появляются всевозможные нео-языческие формирования типа: «Мы живем жизнью наших предков», - заявляют адепты этих сектантских групп. А языческие боги, к которым они обращаются, это не что иное, как воплощение темных сил. Нужно ясно дать себе отчет, кому ты служишь, водя хоровод или прыгая через костер, занимаясь какими-то ритуалами. Какое возрождение духовной России? Подумайте, кто самый главный враг у этих новых адептов? Православная Церковь! Ненавидят, призывают к уничтожению. Потому что Русская Православная Церковь, несмотря на все бедственное духовное состояние общества, имеет в себе живительную силу - Святого Духа, который направляет людей к покаянию, к святости и мешает темным силам приближать конец мира.

И мы должны все происходящее вокруг рассматривать с этих позиций. И тогда все будет по-другому. Отношение к работе, отношение к семье, к правительству. Мы будем уважать себя и будем уважать других. Никто не сможет нас сделать рабами.

- В Богоявленский собор Москвы 5 декабря, в день первой годовщины кончины Святейшего Патриарха Алексия, пришли первые лица нашей страны - Президент Дмитрий Медведев и Премьер-Министр Владимир Путин. Они пришли помолиться вместе со Святейшим Патриархом Кириллом о упокоении души покойного Патриарха Алексия и упокоении душ молодых людей, погибших во время пожара в Перми. А ведь никто не заставлял наших руководителей приходить в храм. Это очень добрый знак!


- Если бы мы эти знаки принимали как должное! А то ведь мы только возмущаемся, показываем пальцем и говорим, что это все показуха и лицемерие. И если в эти трудные времена наши главы государства подают нам пример, наверное, надо и нам задуматься о вышнем, о нашем предназначении, о Боге, о своей душе, о жизни, которую мы сейчас проживаем. Она является лишь уроком, задачей, которую мы решаем на пути к вечности. После нашей смерти будет жизнь вечная, нескончаемая. Мы должны готовить себя к этой вечной жизни. Тогда многое мы бы увидели совершенно иначе.

Такой прекрасный пример, как общение и молитва Святейшего Патриарха Кирилла с Дмитрием Анатольевичем и Владимиром Владимировичем. Это показатель для всей страны. Это поднятие религиозного чувства и вместе с тем чувства ответственности, чувства патриотизма. Наши руководители показали свою боль за тех людей, которые так бесславно окончили свою жизнь. Я думаю, что в основной массе погибшие были не плохими людьми, не бедными, которые могли бы работать, созидать... Так нужно и внутри себя созиданием заниматься, чтобы никогда не опускаться до того, чтобы бесцельно проводить время на подобных вечеринках.

- Недавно во время поездки в Оптину пустынь я отметил, как мне кажется, вдохновляющую большой оптимизм картину. Храм во время службы был заполнен, и уже не пожилыми людьми, как бывало прежде, а преимущественно молодежью. С чистыми, одухотворенными лицами, ясными глазами. И было видно, что это не случайно. Ведь в Оптину пустынь мимоходом не зайдешь, нужно приехать, надо потрудиться. Что-то, наверное, сдвинулось в душах нашей молодежи. С одной стороны, посетители дискотек и прожигатели жизни, а с другой - люди искренне идут к вере. Это будущие воины Христовы, которые будут защищать Родину и Церковь нашу православную. Убили недавно в Москве священника. Прямо в храме. Наверное, должны православные люди объединиться, защищать свои семьи, свою Церковь.


- Нам нужно по-хорошему осознать, что мы русские. Не обязательно по крови. По воспитанию, по принадлежности к православной вере. Надо вспомнить, что мы - носители великой идеи, носители государственности. Мы - государствообразующая нация. Мы принадлежим к истинной ветви христианства - Православию. Осознание всего этого сделает нас теми людьми, которые будут переживать чужое горе, как свое. Не пожелал бы только каждому из нас расслоения: одни идут в храмы, ведут праведную жизнь, а другие ее бездумно прожигают. Мы должны нести ответственность за всех людей, должны их любить, найти к ним подход, чтобы они поняли свою ответственность за происходящее. Чтобы они не были тем материалом, который могут использовать в своих интересах силы зла. Не превращаться в послушных баранов, которые, не задумываясь, пойдут на необдуманные, а то и экстремистские поступки.

И для государства, и для Церкви важно, чтобы каждый осознавал свое место, чтобы каждый был личностью. Посмотрите на дореволюционные фотографии. Как правило, это физически и духовно здоровые люди. Осмысленный взгляд, осанка… Этот человек себя уважает независимо от профессии и сословия. Ученый, политик или крестьянин. Достоинства национального у них было не отнять. Они горды за свою Родину.

Революционная пропаганда смешала все, война сделала свое дело, бездарная политика правительства привела к тому, что люди приняли с восторгом отречение царя, поверили в новые идеи и обрекли себя на миллионные жертвы, которых могли бы избежать…

Вот к чему приводит размывание нации. Этого не должно быть. Должна быть боль за судьбу народа, за свою семью, за Отчизну. Этим мы должны наполнять свою жизнь. Это христианские добродетели, которые мы должны нести в мир, проповедовать их, быть цельными людьми. Иначе мы все погибнем.

Нас в Воронеже очень радует, что в храмах появляется все больше молодежи. Но вместе с тем священники, которые посещают высшие школы города и вступают в какие-то дискуссии, отмечают, что находятся люди, которые говорят: «Батюшка, Вы к нам больше не ходите, живете один раз, имейте это в виду»…

Так идет работа и позитива, и негатива. Казалось бы, высшая школа живет своими законами, люди получают знания, и вместе с тем их тут же начинают воспитывать негативные силы, и приход священника оценивается ими как отрицательное явление. А к священнику тянутся люди, и он хочет проповедовать Христа, отвечать на вопросы, потому что народ ищет истину.

Разрушительная работа идет разными направлениями: кого-то приучают к потреблению наркотиков и алкоголя, бездумному времяпрепровождению на вечеринках. А кого-то кормят ложными идеями. Ведется мощнейшая, колоссальная работа. Нам нужно самим себя обезопасить от всего этого и быть бдительными. Надо сознавать, что мы - великая нация, великий народ, носители великой культуры. И мы можем многое дать другим, даже Соединенным Штатам Америки или той же Европе. Мне больно, когда я слышу: а что может дать Россия? Кому нужен Достоевский? Кому нужен Пушкин? Это все то, что делает осмысленной жизнь. Все то, что способствует тому, чтобы мир не загнил, чтобы он не разрушился, чтобы он не превратился в ничто.

Сейчас мы должны своих Достоевских выращивать, чтобы они были цветом нации, чтобы их слушали. Не только проповедников, не только священнослужителей. И в светской жизни у нас должны быть такие писатели как Распутин, Белов, которые должны нам указывать путь вперед.

- По сути, владыка, идет духовная война, и нельзя сказать, что победа уже за нами. На стороне темных сил сильнейшие информационные источники, прежде всего телевидение, которое попросту буквально по всем каналам убивает души людей. И, наверное, не случайно Святейший Патриарх Кирилл одним из своих первых указов организовал новый синодальный отдел - информационный, чтобы скоординировать усилия православных изданий. Пока мы, конечно, проигрываем, и я сам вижу, что зачастую трудно выйти на тот уровень, который нужен сейчас народу.

- Я с Вами абсолютно согласен. Мы с Вами всю беседу посвятили этой проблеме. Но мы должны осознавать, что большая часть средств массовой информации находится в частных руках. Хотелось бы пожелать, чтобы больше было у нас меценатов, которые поддерживали бы нравственную точку зрения в искусстве, литературе, журналистике. Иначе ничто нас не спасет. Будем только утешать себя словами Христа: «Не бойтесь, малое стадо». Дай Бог, чтобы больше было у нас таких ответственных людей, которые бы не жалели своих денег на здоровье нации.

Истина - она и есть истина, она самодостаточна. И я верю в то, что человечество на данном этапе найдет в себе силы, чтобы принести покаяние Богу и стать на нормальный путь развития. И это не значит, что надо отказаться от телевидения и Интернета. Нужно, чтобы все это работало на благо человечества.

- Этот год, владыка, юбилейный в Вашей жизни. Прошу Вас еще несколько слов в адрес наших многочисленных читателей.

- Я хотел бы пожелать нашему народу счастья, благословения Божиего и помнить, что все в наших руках: и продление жизни, и истории человечества, и ее конец. Поэтому мы, исходя из этого, и должны строить свою жизнь. Счастливо, радостно и богоугодно.

Беседу записал Андрей ПЕЧЕРСКИЙ

Фоторепортаж о. Алексия Воронко

от 22.12.2024 Раздел: Январь 2010 Просмотров: 808
Всего комментариев: 0
avatar