Добавлено:

Камни Косово

 В центре Европы в мирное время продолжаются кровопролития, в результате которых исчезла Югославия. Более 360 тысяч сербов изгнаны из своих домов, сотни людей убиты или похищены албанскими экстремистами. Сербы ждут помощи, но международные силы ничего не делают: в присутствии армии НАТО и гражданской миссии ООН разрушается вековая сербская культура.
 После американских бомбардировок Белграда в 1999 г. в мировом сообществе воцарилась полная тишина, все молчат, будто нет никакого геноцида. 4–8 января 2004 года компактные поселения сербов – современные гетто – посетила российская делегация представителей Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, Центра Национальной Славы России (ЦНСР) и средств массовой информации.
 – Горько вспоминать о том, как над тобой зависает вертолет сопровождения, как охрана, инструктируя тебя, предупреждает: «Вы ничего не бойтесь, но ни от нас, ни от автобуса не отходите», – сказал 13 января член Совета Федерации Сергей Щеблыгин на пресс-конференции, посвященной итогам поездки.
 Свидетельством тому, что инструктаж не был излишним, стал камень, о котором уже успели рассказать многие СМИ и который журналисты, не ездившие в Косово, тоже смогли подержать в руках. Кто-то из стоявшей вдоль дороги толпы албанцев бросил в автобус с российскими журналистами, которые выехали в Косовскую Митровицу, два камня. Один из них просвистел над головой Ольги Липич (РИА «Новости») и, по счастливой случайности никого не задев, плюхнулся возле Руслана Пухова (Первый телеканал). Так, несмотря на мощную охрану, сопровождавшую делегацию в течение всей поездки, албанцы при первой же возможности выказали русским свое отношение к их гуманитарной миссии. А ведь вместо камня могла быть граната...
 – Отмороженная дикость, – прокомментировал ситуацию известный телеведущий Михаил Леонтьев. – К потаканию, к избалованности бандитов приводит отсутствие какого-либо ответа на подобные действия. Силы, призванные наводить в Косово порядок, предпочитают не конфликтовать с албанцами.
 Держа в руках довольно тяжелый камень с выщербленным краем, я вспомнила другие камни, привезенные в сентябре прошлого года из Косово на греческий остров Родос, где проходил тогда Мировой общественный форум «Диалог цивилизаций», инициированный Грецией, Индией и Россией (ЦНСР и Фондом Андрея Первозванного). Именно с тех камней – экспонатов фотовыставки «Распятое Косово» – началось мое понимание того, что проблема сербов касается каждого из нас.
 Но разве можно назвать экспонатами материализованную в предметах чужую боль – обломки кирпичей, собранные на руинах взорванных, поруганных и разграбленных православных храмов, запечатленных на сотнях цветных фотографий, иконы с соскобленными ликами Христа или ликами святых с выколотыми глазами?
 Выставка обожгла, задела за живое даже тех, кого раньше не волновали проблемы косовских сербов. Воочию увидеть эти разрушения было невыносимо. Не зря же некоторые участники форума вышли из зала. Может быть, кто-то из них хотя бы косвенно, но причастен к этой трагедии? Одно дело смотреть новости по телевизору, попивая чаек или пиво, другое – видеть реальные камни разрушенной алтарной стены, где молились люди. Почему у них отняли это право? И кто возведет новые храмы? Ломать – не строить…
 4 января российская делегация встретилась со Святейшим Патриархом Сербским Павлом, которому в апреле прошлого года во время Всеправославной молитвы Фондом Андрея Первозванного была вручена икона «Просите мира Иерусалиму». Его Святейшество благословил проведение международной программы «Православное Рождество в Косово и Метохии» и поблагодарил всех ее участников. 34 года возглавлял он Рашско-Призренскую епархию, которая находится на этих землях, и его не покидает надежда на то, что вопль косовских сербов будет услышан, и люди не смогут отныне оставаться пассивными наблюдателями происходящей на их глазах трагедии.
 Один из старейших Архипастырей православного мира Святейший Павел (в 2004 году ему исполнится 90 лет) утром 6 января служил во всемирно известном монастыре Печская Патриархия, который почти 700 лет является резиденцией Патриархов Сербской Православной Церкви. Это одна из последних сохранившихся сегодня сербских святынь, где в тройном кольце охраны продолжают служить 23 монахини.
 – Это самое запоминающееся Рождество в моей жизни, – сказал сотрудник Миссионерского отдела РПЦ о. Сергий (Попов), член правления ЦНСР. – Меня поддержал духовный опыт этих стойких людей. Они не раздавлены внутренне, не отчаялись. Несмотря на отсутствие элементарных удобств (тепла, света, медицинского обслуживания), люди, живущие в гетто на осадном положении, способны веселиться, радоваться, рожать детей.
 Запомнится этот праздник не только российской делегации, но и главе миссии ООН в Косово Харри Холкери, который получил приглашение стать участником программы «Диалог цивилизаций», задуманной ЦНСР как альтернатива войне цивилизаций.
 Делегация встречалась со многими жителями Косово, в том числе с детьми деревни Гораждевац, на которых в августе 2003 года была устроена чудовищная «охота» (албанские террористы выпустили по купающимся в реке ребятам более 200 пуль), и с родителями одного из погибших подростков. В городе Обилич до 1999 г. проживало 6000 сербов, сейчас оставшиеся там сто человек могут передвигаться по городу только в сопровождении военных сил КФОР.
 Прибегать к их защите вынуждены не только обычные люди, но и епископ Рашско-Призренский Артемий, по словам которого сегодня церковь выступает фактором, объединяющим сербов. Им остается лишь молиться, уповая на Бога: несмотря на пребывание в крае, где царят месть и беззаконие, сил ООН, за четыре года польскими, русскими, индийскими и французскими полицейскими не был найден и наказан ни один бандит, виновный в преступлениях против сербов.
 Можно ли говорить о диалоге цивилизаций, когда мусульмане не идут на диалог с христианами? Наоборот, албанцы согласно своему плану стремятся навсегда стереть с лица земли следы пребывания сербской и христианской культуры в Косово и Метохии. А этих следов много, ведь более 1200 лет билось сердце сербского народа на этой земле. По документам, почти вся земля в Косово принадлежит Сербской православной церкви.
 Нашим журналистам разрешили сфотографировать лишь один из взорваннных за время пребывания здесь сил КФОР храмов, да и то из окна автобуса. Зато в цветном иллюстрированном издании «Распятое Косово: оскверненные и уничтоженные православные сербские храмы и монастыри в Косово-Метохии (июнь 1999 г. – май 2001 г.)» описан каждый из 107 пострадавших от рук албанских экстремистов храмов (сейчас их уже 117!). В уцелевших пока церквах служба начинается с того, что украинские кинологи ищут взрывчатку с помощью собак.
 – Так что же это: борьба православной и мусульманской религий или борьба двух национальностей – албанцев и сербов? – такой вопрос был задан на пресс-конференции.
 – Идет борьба варварства с культурой, – ответил Сергей Щеблыгин, – ведь уничтожаются не просто культурно-исторический ландшафт, не только православные христианские святыни, но памятники мирового значения, фантастической красоты фрески XIII-XV веков...
 20 января в Москву приехал один из главных организаторов поездки в Косово сербский архитектор Любиша Фолич, построивший на родине за последние годы семь храмов. Пять из них уже лежат в руинах... Как должно болеть его сердце при виде того, что творится в Приштине, где он родился и где до сих пор прописан? В 1976 или 1977 году, будучи студентом, он работал реставратором в подмосковной Истре, и теперь искренне рад, что Новоиерусалимский монастырь, который долгие годы был музеем, вновь стал действующим.
 – Я восхищаюсь русской душой, прекрасной и широкой, как степь, – сказал профессор Любиша Фолич во время нашей встречи на Родосе. – Моего любимого Достоевского в Сербии читают, как Евангелие, каждый день. У него можно найти все, он на все времена. Сколько кругов ада прошел писатель, чтобы прийти к Богу?! Достоевский для меня как литургия!
 После такого признания я не могла не поддержать разговор о своем любимом писателе:
 – Помните в рассказе «Сон смешного человека»: «Святая кровь лилась на порогах храмов»? Это словно эпиграф к Вашей выставке «Распятое Косово». Могут ли, на ваш взгляд, мирно сосуществовать разные религии?
 – Могут, если в любви. Нужно видеть друг у друга доброе, то, что нас объединяет, а если замечать плохое, то каждый раз будем брать пушки и убивать...
 Л. Фолича – автора уже побывавшей в Париже, Праге и Москве фотоэкспозиции – на Родос пригласила известная актриса Ивана Жигон – председатель Общества Сербско-Русской дружбы. По ее инициативе состоялась и поездка россиян в Косово. По признанию Иваны, игравшей и Нину Заречную в «Чайке», и Настасью Филипповну в «Идиоте», восемь лет тому назад она пригласила на премьеру спектакля по роману Достоевского его правнука Дмитрия. «Он смотрел и плакал», – вспоминала актриса, которая, как и Любиша Фолич, выросла на книгах Достоевского.
 – В поэме о распятой Сербии, которую Вы прочитали на открытии фотовыставки в Греции, речь идет о женском образе, а близок ли вам герой «фантастического рассказа» Достоевского? – спросила я Ивану.
 – Нет, ведь он уничтожил счастье людей на другой планете, принеся им свои обычаи. «Сон смешного человека» относится ко всем нам... Так что все мы смешные люди, по-моему.
 В рассказе «Сон смешного человека» на 15 страницах «в разрезе одного момента» показана вся история человечества – до грехопадения и после него. Здесь ни разу не упомянута ни одна национальность, ни одна религия, ведь речь идет об извечной борьбе Добра и Зла, которое привыкло рядиться в одежды национализма, фашизма, религиозного фанатизма и других «-измов».
 И в наше время находятся «смешные люди», которые едут в Грецию и в Косово, свято веря в то, что наш мир можно сделать хоть немного лучше. Именно с этой целью ЦНСР и Фонд Андрея Первозванного осуществили в 2003 году принесение мощей Андрея Первозванного в Россию, Украину и Беларусь, форум «Диалог цивилизаций» и поездку в Косово, где сербы получили подтверждение того, что о них не забыли, а их дети – рождественские подарки и надежду приехать в Россию на отдых и реабилитацию.
 Если бы любить других как себя было легко и просто, тогда одни не стреляли бы в других, не бросали бы в них камни, а третьи не писали бы (из якобы дипломатических соображений), что это были вовсе не камни, а просто албанские дети закидали русских снежками. Именно такая информация появилась на сайте ООН, когда делегация возвращалась на самолете в Москву.

Ирина АХУНДОВА

от 15.09.2024 Раздел: Февраль 2004 Просмотров: 939
Всего комментариев: 0
avatar