И вновь страна в единый строй встаёт,
Бессмертный полк, Бессмертная Россия
Уверенно в грядущее идёт!
(Из песни М. И. Ножкина
«Марш Бессмертного полка»)
Мы с вами стали свидетелями исторического события: через 75 лет после Великой Победы, как веками было принято на Руси, наш народ благодарит Бога за Великую Победу, строит величественный храм-памятник в честь Воскресения Христова.
В Подмосковье на территории Парка «Патриот» возведен Главный храм Вооруженных Сил России, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, а также ратным подвигам русского народа во всех войнах.
На Руси испокон веков ставились храмы в память о русских победах. Главный символ православной России — храм Покрова на рву (Василия Блаженного) возведен в память о присоединении Казанского ханства. Казанский собор на Красной площади — в благодарность Богу и Заступнице Усердной рода христианского за победу над иноземцами и одоление Смуты в 1612 году. Храмом Христа Спасителя возблагодарили Бога за победу над Наполеоном, «нашествием галлов и двунадесяти языков».
Храм Христа Спасителя было решено возвести в 1817 г., но окончательное строительство и освящение его состоялось в 1883-м. Поэтому не все герои войны 1812 г. успели в нем помолиться. К сожалению, и сегодня немногие уже ветераны Великой Отечественной смогут побывать в храме Воскресения Христова в парке «Патриот». Но каждый из нас может возблагодарить Бога за Великую Победу, которую добыли наши с вами родные отцы и деды, сокрушив Третий рейх.
Мы знаем, что наш Бог, не Бог мертвых, но Бог живых. И храм Вооруженных Сил собрал под своими сводами всех воинов, защищавших Отечество на протяжении столетий. А значит не только наших отцов и дедов, а и пра-, и прапрапрадедов — все поколения русских людей, защищавших Родину от вражеских нашествий, как единый Безсмертный полк безсмертной России.
Но вот что удивительно. Храм-памятник еще не был освящен и открыт, а в СМИ уже появлялись публикации, в которых его яростно критиковали. Критики были возмущены самой идеей строительства Главного храма Вооруженных сил России.
С первых же публикаций, даже не побывав в парке «Патриот» и тем более внутри храма, часто не имея даже малейшего представления о христианской культуре, архитектуре и искусстве, критики стали внушать, что храм совсем не христианский, что при строительстве нарушены все каноны и т.д. И во многих публикациях сразу же узнавался знакомый голос тех, кому ненавистна Русская Православная Церковь, ненавистна Великая Победа, кто всегда возмущается военным парадом в День Победы и особую злобу испытывает, наблюдая шествие «Бессмертного полка».
А либералы и «церковные власовцы» против!
Все 90-е российские либералы либо откровенно глумились на памятью о Великой Победе, либо пытались объяснить, что это «пиррова победа», т.к. побежденные немцы живут лучше, чем победители. И вообще пора перестать гордиться военными победами, главное построить благополучную и сытую жизнь, как в Швейцарии и других «нормальных странах». Российские либералы все эти годы усердно боролись с «милитаризацией сознания» в нашей стране.
Не отставали от них и некоторые православные, из тех, кого сегодня с полным основанием именуют «церковными власовцами». Кстати, именно один из этих «церковных власовцев» и придумал невиданный по своей подлости термин «победобесие».
Понятно, что либералы, мечтающие о церковных реформах, постоянно упрекающие Русскую Православную Церковь в сотрудничестве с государством, примут в штыки Храм, посвященный 75-летию Победы.
Но в неистовой ругани всех либералов превзошел один известный персонаж, ныне живущий в Чехии и оттуда постоянно «обличающий» Русскую Православную Церковь и Патриарха Кирилла. Надо сказать, что до этого он точно так же обличал Патриарха Алексия II. Некогда этот обличитель на страницах церковного издания возмущался тем, что протоиерей Олег Тэор, настоятель храма Александра Невского в Пскове написал на белом мраморе золотом имена всех героев-десантников 6-й роты.
Этот обличитель, зарабатывающий в то время на ниве церковной журналистики, указывал отцу-настоятелю, что эти деньги лучше было раздать неимущим. Отвечая тогда в эфире радиостанции «Радонеж», я вынужден был напомнить обличителю, что он дословно повторяет слова Иуды.
Сегодня этот борец за реформы в Церкви избрал для жизни страну Евросоюза, как и каспаровы с чичваркиными, как прочие поборники «европейских ценностей», мечтающие о том, как «цивилизованные страны», наконец, оккупируют Россию, разделят на десяток государств и научат русских жить при демократии. И узнав о строительстве храма-памятника, сей «обличитель», исполненный негодования, немедленно выдал полный набор обвинений не только в адрес Русской Православной Церкви, Патриарха Кирилла, но и «милитаристской России». Надо заметить, что в свое время этот «церковный журналист» пытался учить и покойного патриарха Алексия II, до глубины души возмущенный «косностью» и «архаичностью» Русской Православной Церкви.
Строгое следование традиции или фарисейство?
Но, к сожалению, пришлось встретить и полное неприятие храма-памятника среди части православных людей, которые, как им кажется, отстаивают красоту церковного зодчества и строгое следование канонам церковного искусства. Но если следовать их логике, то к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне должны были возвести обычный белокаменный храм. А о том, что это памятник Великой Победе напоминала бы табличка у входа. Или в подражание храму Христа Спасителя можно было золотом написать на белом мраморе имена Героев Советского Союза и название самых знаменитых сражений Великой Отечественной.
Кстати, напомню, многие из искусствоведов искренне возмущались идеей восстановить храм Христа Спасителя. Уверяли, что это будет «новодел», а потому лучше собранные народом огромные средства потратить на реставрацию сохранившихся небольших храмов по всей России.
Когда мы при советской власти собирали подписи под обращением православной общественности с требованием закрыть бассейн, замечательный художник Юрий Селиверстов предлагал из ажурных конструкций повторить лишь силуэт храма Христа Спасителя, потому что мы и не думали, что храм удастся восстановить в первозданном виде.
Но храм был восстановлен при жизни людей, которые видели, как его взрывают. Когда в Храме Христа Спасителя пребывала вернувшаяся в Россию чудотворная Тихвинская икона Матери Божией, мне довелось сопровождать Наталью Борисовну Семихатову и Милицу Владимировну, которые девочками-подростками жили на Пречистенке и видели, как сокрушали храм Христа Спасителя.
Восстановление храма — это одно из чудес, которыми наполнена жизнь России. Сегодня Москву без храма Христа Спасителя представить невозможно. И умолкли голоса тех, кто был против его возведения.
Но сегодня упреки в адрес строителей и художников, работавших над возведением главного храма-памятника в благодарность Богу за победу в Великой Отечественной войне, очень напоминают слова тех, кто искренне не желал возведения т.н. «новодела» и критически оценивал восстановление росписей храма Христа Спасителя.
Две трети своей истории России пришлось отражать вражеские нашествия
Храм Воскресения Христова в Кубинке необычный. Но ведь и Великая Отечественная война была войной, невиданной прежде в истории человечества, самой страшной и самой кровопролитной в нашей, да и мировой истории. И, надо признать, большинство воинов, отстоявших Родину в этой войне, были в то время оторваны от Церкви, многие из них считали себя атеистами. Хотя «в окопах атеистов не бывает».
Удивительно, как пытаются подвести якобы некое богословское основание своему неприятию Храма-памятника Великой Победе, посеять сомнение в душах людей. Они считают, будто этот храм может внушить людям, «что русское православие — это воинственная религия, и сама Богородица всегда покровительствовала русской и даже Красной армии». А это им, судя по всему, очень не нравится.
Хотя непонятно, почему автора этих слов, почтенного византолога, так возмущает то, что люди узнают, что Богородица на протяжении всей нашей истории покровительствовала русскому воинству? И почему он думает, что возведение главного храма Вооруженных Сил России представляет русское Православие какой-то воинственной религией?
Разве Русская Православная Церковь благословляла русских воинов в крестовые походы на латинян? Да нет, это латинский Рим собирал рыцарей со всей Европы в крестовый поход на «русских схизматиков».
Русская Православная Церковь устами своего первоиерарха митрополита Сергия благословила 22 июня 1941-го народ на Священную войну в защиту Отечества. Как и в 1612-м благословляла устами святого Патриарха Ермогена русских людей спасти Русскую землю от иноземцев, засевших в Москве.
Иван Александрович Ильин писал: «Соловьев насчитывает с 1240 г. по 1462 г. (за 222 года) — 200 войн и нашествий. С четырнадцатого века по двадцатый (за 525 лет) Сухотин насчитывает 329 лет войны. Россия провоевала две трети своей жизни».
Военная история России таким образом во многом и есть история нашей страны. Судьба России из столетия в столетие решалась в противостоянии нашествиям врагов. Так было, начиная с Куликова поля и до Сталинградской битвы. И заметим, войны русские люди вели в основном оборонительные.
Хочется спросить уважаемого византолога, а кому Царица Небесная покровительствовала в 1941-м? Гитлеру или униатам-бандеровцам? Или хорватским католикам-усташам, по благословению кардинала Степинаца уничтожившим в концлагере Ясеновац 800 тыс. сербов? Как же можно не понимать духовный смысл Великой Отечественной войны, которая началась в день Всех святых, в земле Российской просиявших, и закончилась на Пасху 45-го?
Не только Пресвятая Богородица, но и все русские святые, и живущие в то время на земле прп. Серафим Вырицкий и святитель Лука Войно-Ясенецкий молились о даровании победы Красной армии. И будущие Патриархи Сергий (Страгородский) и Алексий (Симанский) со всей паствой, верующие бабушки и матери солдат Красной армии возносили молитвы ко Господу и Пречистой Его Матери о даровании победы Красной армии.
А разве можно сомневаться, что Пресвятая Богородица была Небесной Покровительницей Русского воинства на протяжении всей истории России?
И не единство ли всей Русской истории мы видим в росписях и мозаиках храма-памятника, возведенного в благодарность Богу за Победу в Великой Отечественной войне? В память о всех воинах, защищавших Отечество на протяжении столетий.
Мы видим на мозаиках и барельефах святых Александра Невского и Дмитрия Донского, Довмонта Псковского и Меркурия Смоленского. И то, что русские святые воины и благоверные князья на барельефах Южных и Северных врат храма изображены вместе со святыми Георгием Победоносцем и Федором Стратилатом, Димитрием Солунским и другими святыми воинами-мучениками первых веков, несет глубокий смысл.
Мы видим единство Церкви Христовой на протяжении двух тысяч лет и единство русских святых воинов со своими небесными покровителями. И наши солдаты, офицеры и полководцы Великой Отечественной обретают свое место в этом едином строю.
Вход в нижний Свято-Владимирский храм начинается замечательной мозаичной иконой, о которой я рассказывал в наших передачах: «Благословенно воинство Небесного Царя».
Напомню, в этой иконе, на мой взгляд, отображен духовный смысл всей Русской истории. И прошлой, и будущей.
Икона «Благословенно воинство Небесного Царя», написана в те годы, когда Великое княжество Московское становилось Московским царством. Икона, которая находится в Успенском соборе Московского Кремля, свидетельствует о том, что в царствование государя Иоанна Васильевича Грозного русские люди видели духовный смысл земной жизни в сохранении веры, в непрестанном движении к Небесному Иерусалиму, обретении Царства Небесного.
«Полк богособран, воинство небесное, собор избранный»
Название иконы заимствовано из богослужебных песнопений, посвященных мученикам: «Благословенно воинство Небесного Царя, аще и земнороднии беша страстотерпцы, но ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесах нерадиша и страданьми бесплотных сподобишася чести» (Октоих, стихира V гласа к мученикам).
На центральной части иконы изображено шествие святых воинов под предводительством Небесного Воеводы — Архистратига Михаила на крылатом коне. Воинство пеших и конных витязей тремя полками движется к изображенному в левой части Небесному граду на горе. В Небесном граде воинов встречает Пресвятая Богородица с Младенцем Иисусом, сидящим у Неё на коленях. Богомладенец раздаёт ангелам мученические венцы для воинов.
Архистратиг небесных воинств Архангел Михаил верхом на крылатом огненном коне находится у врат Небесного Иерусалима и, обернувшись назад, призывает всех остальных следовать за ним.
Навстречу конному и пешему войскам летят ангелы, которые несут воинам венцы, благословленные Богомладенцем Христом и Пречистой Девой.
Вслед за Архангелом Михаилом впереди войска скачет молодой воин в алом плаще со стягом в руках. Всадник со стягом, как и Архангел Михаил, обращает свой взгляд к остальным воинам, тем самым призывая их следовать за собой. Над его головой изображены три ангела, держащие в руках один венец. Историки считают, что молодой воин в алом плаще — сам Государь Иоанн Васильевич. Три ангела, как ангелы трёх царств, над которыми властвует Русский царь, а венец в их руках — шапка Мономаха.
В центре среднего полка изображён величественный всадник на вороном коне в царском одеянии с крестом в руках. Некоторые исследователи считают, что всадник с крестом в руках — святой равноапостольный император Константин Великий. Другие полагают, что это Владимир Мономах, которого Грозный царь считал первым русским царем. Вслед за царем с крестом изображены три всадника в княжеских одеждах: святой князь Владимир Святославич со своими сыновьями святыми Борисом и Глебом.
Верхний ряд воинов возглавляют князь Димитрий Донской и его небесный покровитель великомученик Димитрий Солунский. Предводителями нижнего ряда выступают воин без нимба с алым стягом, святые Александр Невский и Георгий Победоносец.
Кроме них, в воинах верхнего и нижнего рядов изображены святые Феодор Стратилат, Андрей Стратилат и русские благоверные князья Михаил Черниговский и Михаил Тверской, Всеволод-Гавриил Псковский, Довмонт-Тимофей Псковский, Феодор, Давид и Константин Ярославские. Святые покровители русских воинов ведут свои полки в Небесный Иерусалим. Смысл иконы отражает мученичен 9-й песни утреннего канона среды: «Полк богособран, воинство небесное, собор избранный, святая сень явистеся, вы всехвальнии мученицы Спаса, лукавого грады разрушающе Божественною благодатию».
Единство истории. Единство подвига защитников Отечества на протяжении веков
Не только в мозаиках и росписях храма-памятника изображены великие битвы, которые определили ход всей русской истории. Но в храме находятся и списки икон, у которых молились русские воины перед сражениями, когда решалась судьба страны. Есть иконы, на которых изображены чудесные явления Пречистой Девы в то время.
Тем же, кто сомневается, что Пресвятая Богородица покровительствовала Русской армии на протяжении веков, советуем ознакомиться с историей России. Куликовская битва — Рождество Пресвятой Богородицы, Бородинская битва — Сретение Владимирской иконы Царицы Небесной. И в Сталинграде — явление в небе Казанской иконы Пресвятой Богородицы в самые тяжелые для нас дни сражения за город.
Объемы статьи не позволяют подробно рассказать о замечательно запечатленной в росписях, мозаиках и иконах храма многовековой военной истории России.
Но берусь утверждать, что литургическое пространство не нарушено, как нас пытаются убедить некоторые искусствоведы. И художники, на мой взгляд, полностью справились с задачей создать именно храм-памятник, в котором должна быть не только отражена слава русских побед, но увековечена память обо всех защитниках Отечества. Хотя понимаю, что некоторым искусствоведам эта задача кажется слишком «земной».
В храме-памятнике запечатлена бессмертная слава героев, которые на протяжении всех выпавших на долю нашего народа войн защищали Родину. На мой взгляд, лучшего воплощения единства подвига и единства всей истории России трудно представить.
Любой архитектор и иконописец может быть не согласен с некоторыми решениями, критиковать с профессиональных позиций работу коллег. Заслуженно или нет, это другой вопрос. Но зачем вы стремитесь навязать свою точку зрения, как единственно правильную, представляя это неким радением за строгое следование канонам церковного искусства?
Все же, думаю, многие согласятся, что нижний Свято-Владимирский храм, отделка которого выполнена из керамики в стиле гжельской росписи, своей изысканной красотой убранства производит очень сильное впечатление. Но лично меня больше всего поразили иконы Свято-Владимирского храма. И по мастерству, и по духовной наполненности ликов святых.
Невозможно не отметить замечательные витражи стеклянных арок верхнего храма, на которых изображены высшие ордена Российской императорской армии и Советской армии — победительницы в Великой Отечественной. Но, разумеется, чаще всего в росписях и витражах мы видим изображение высшего Ордена русского воинства — Креста святого Георгия Победоносца. Георгиевская лента не случайно стала одним из символов нашей страны.
Надо сказать, что при строительстве и отделке храма были впервые использованы новые технологии. Думаю, не обязательно быть профессионалом, чтобы оценить огромный труд архитекторов, мозаичных мастеров, создателей витражей, литейщиков и керамистов. Слышал недовольство некоторых критиков тем, что храм выполнен из металла и стекла. Не понимаю, почему это их удивляет. Еще недавно невозможно было исполнить такие огромные стеклянные своды из витражного стекла. Но не потому, что не хотели, а технологии не позволяли. В истории церковного зодчества и церковного искусства на протяжении веков всегда использовались все лучшие материалы и все лучшие технологии своего времени.
Но признаюсь, у меня, например, вызывает недоумение золотой образ Христа Спасителя в алтарной апсиде. Прежде всего не могу принять художественного воплощения идеи, заявленной скульптором. Наверное, при желании можно найти и некоторые другие недостатки. Но со временем недостатки можно будет исправить. А нас пытаются уверить в том, что якобы нарушена сама концепция православного храма. И как утверждает один из критиков: «Это храм, в котором речь идет не о Боге, а о триумфе сакральной власти, при этом власти, отнюдь не обязательно христианской, как не была христианской ни в коей мере власть Сталина».
Но при чем здесь воспевание власти? Ведь храм-памятник посвящен всем победам Христолюбивого русского воинства, и власть была совершенно разная в разные эпохи русской истории.
Победы в Полтавской битве одерживались в царствование первого императора Петра Великого. Бородинское сражение, разгром воинства двунадесяти языков и торжественный парад Русской армии в Париже происходили в годы царствования императора Александра Благословенного. Свои знаменитые победы Русский архистратиг Александр Васильевич Суворов и святой праведный адмирал Федор Ушаков одерживали в «век золотой Екатерины». Неужели эти славные победы, запечатленные в Главном храме Вооруженных сил России, являются воспеванием власти?
Или же этим критикам так ненавистна советская эпоха, что они пытаются исключить из русской истории подвиг народа в самой страшной Великой Отечественной войне и никак не могут смириться с тем, что во главе страны стоял в то время и был Верховным главнокомандующим Иосиф Сталин?
Но советская эпоха — часть единой тысячелетней истории Отечества, а не «черная дыра» русской истории, как нам с 1991 г. упорно пытаются внушить либералы.
Причины неприятия храма-памятника не в эстетических разногласиях
Но если бы все ограничивалось неприятием только советского периода русской истории. Государство в понимании таких критиков это всегда зло, которое угнетает Церковь. Исходя из своих заблуждений, они сокрушаются: «Кажется, Рим побеждает христианство, и от этого горько».
Почему же им так кажется?
«К сожалению, в нашей стране патриотизм стал религией, люди поклоняются Родине, государству, победам, а Христа — отодвинули, Он словно бы постольку-поскольку», — сокрушается о судьбах русского Православия дама-искусствовед.
Хотелось бы спросить, а разве культ золотого тельца и всеобщего стяжания, который навязывали обществу в 90-е годы, не более враждебен вере во Христа Спасителя, чем возрождение патриотизма, любви к Родине, гордости за страну?
Разве можно отрицать, что именно компрадорская элита 90-х противилась появлению священников не только в воинских частях, но и в школах? Сегодня же священники совершают богослужения в храмах в военных городках по всей России. Министр обороны, на Параде 9 мая выезжая из Спасских ворот Кремля, снимает фуражку и осеняет себя крестным знамением. При этом в храмы приказом никого не загоняют. Священники служат на наших военных базах в Хмеймиме и Тартусе, окормляют военнослужащих. Разве это означает, что «Христа отодвинули» и «Рим побеждает христианство»? Или о чем вы сокрушаетесь?
К тому же многие русские люди на протяжении столетий считали Москву Третьим Римом. И в русском православном сознании понимание Рима — это прежде всего Константинополь, Второй Рим, столица православной Восточно-Римской империи, а не Рим языческих правителей.
А некоторые даже уверены, что «военная тематика могла бы спокойно разместиться вне храмового пространства, рядом, в подклете, например. А здесь видно, что иерархия ценностей нарушена: построен не храм, а военный мемориал с идеологическими и патриотическими целями».
Это почему же в храме, посвящённом ратным подвигам нашего воинства, мы не имеем права увековечить память обо всех героях, защищавших наше Отечество? Почему из этой памяти героев Великой Отечественной должны перенести куда-нибудь в подклеть? Может быть, и из Казанского собора Санкт-Петербурга прикажете убрать военную тематику и вынести ключи от освобожденных Русской армией городов Европы и трофеи в виде «наполеоновских орлов» — штандартов французской гвардии?
Совершенно ясно, что «идеологические и патриотические цели» очень раздражают большинство критиков. А это и есть определенная идеология, плохо замаскированная заботой о следовании церковным канонам. Под видом критики исполненных в храме работ мы сталкиваемся с явным идейным неприятием храма-памятника, с попыткой навязать свой взгляд на историю взаимоотношений Церкви и государства.
Виктор САУЛКИН