заветы славянского единства
В последние годы у нас очень модной стала идея разделения народов, стран, социальных групп, вер и убеждений. Собственно говоря, именно эта идея оказалась причиной развала великой державы XX столетия — Советского Союза. Все вдруг захотели жить самостоятельно, независимо, обособленно друг от друга — республика от республики, область от области, народ от народа, человек от человека… Вот и делимся уже почти два десятилетия, да никак остановиться не можем. Но только вот что странно — ни одному из народов бывшего СССР от этой дележки, от которой ожидали чуть ли ни манны небесной, не стало лучше. И еще — все, что происходило и происходит до сих пор на территории бывшего Советского Союза, идет полностью вразрез с общемировыми объединительными процессами. А мы…
Да-да! Мы… Конечно, всем известно, что задача разъединения народов СССР и тем самым уничтожения самого Советского Союза была поставлена «за бугром» и самым активным образом выполнялась (да и выполняется до сих пор). Но мы-то? Мы-то сами? Что, разве нет нашей собственной вины в том, что в погоне за лишним сортом колбасы и очередными моделями новомодных тряпок мы потеряли самих себя, собственную историю, собственную культуру, забыли своих предков, проливавших кровь в борьбе за освобождение и объединение наших земель, столь бездарно разбазаренных в конце XX века? Разве не виноваты мы сами в том, что забыли один из главных заветов, переданных нам предками — хранить единство? А ведь основой единства и Российской империи и Советского Союза было в первую очередь - славянское единство, ибо именно славянские народы — русские, украинцы и белорусы — составляли тот монолит, который обеспечивал существование и процветание единой для этих и многих других народов державы. Вот и давайте вспомним: как все это начиналось и что же мы потеряли…
Славянские народы в течение VI—IX веков создали на территории Европы новую, самобытную, до того не бывавшую в истории славянскую цивилизацию, а точнее, свой славянский мир. Этот мир обладал весомым набором свойств и качеств, которые значительно отличали его от иных как соседних, так и дальних народов. Именно славяне, их свойства духовной, нравственной, социальной, хозяйственной жизни сплавляли специфику разнообразных народов в единый социум.
Но практически изначально внутри самого славянского мира тоже были различия, иногда значительные, связанные с тем, что в различных уголках Европы славяне контактировали и жили с разными этносами. Иначе говоря, возникший на исторической арене славянский мир был изначально противоречив, причем внутренне противоречив. Подобные противоречия обеспечивали славянскому миру и возможность быстрого развития, и одновременно опасность разрыва вековых внутренних связей. И не случайно внутри славянского мира сразу же возникло несколько центров, которые могли занять и на определенных этапах занимали лидирующее положение в этом мире. Одним из таких центров стало и Древнерусское государство.
История показала, что становление славянского мира оказалось невозможным без принятия христианства. В истории славянских народов есть один трагический пример того, к чему привел отказ от принятия Христовой веры. В VIII–XII веках на территории нынешней Северной Германии существовал огромный и могущественный мир балтийских славян — со своей историей, культурой, традициями, с разработанной системой языческих верований. Но именно балтийские славяне оказались одними из немногих европейских народов, которые не стали принимать христианства. Вернее, процесс этот был намного более сложным. Балтийских славян крестили неоднократно, однако они постоянно возвращались к язычеству. Причин тому было много, но выделим две. Первая — христианизация балтийских славян была чаще всего насильственной, проводившейся немецкими феодалами и католической церковью, а племена балтийских славян не терпели над собой никакого насилия. Вторая причина заключалась в том, что принципы католической веры были очень далеки от принципов исконно славянской жизни и потому не принимались балтийскими славянами. В течение нескольких веков балтийские славяне боролись за сохранение собственного мира, пока не были физически истреблены в этой страшной борьбе. Но факт остается фактом: не приняв Христа — они погибли…
Судьба других славянских народов сложилась более счастливо именно благодаря принятию христианства. В славянские страны христианство пришло в IX веке. В течение этого столетия крестились Великая Моравия, Болгария, Хорватия, Чехия и сербские княжества. В X веке — Польша и Киевская Русь. Огромную роль в крещении славян сыграли братья из греческого города Фессалоники (Солуни) Кирилл-Константин Философ (ок. 827—869) и Мефодий (ок. 815—885).
В 863 году они прибыли в Великую Моравию, куда были направлены константинопольским патриархом по приглашению великоморавского князя. Кирилл создал первую славянскую азбуку, с помощью которой братья сделали первые переводы на славянский язык основного корпуса библейских книг Ветхого и Нового Заветов, а также многих богослужебных книг.
Великие братья-просветители, «учителя словенские», как называют их древние памятники, Кирилл-Константин Философ и Мефодий принесли славянам свет великой Истины — Благую весть Христова Учения, единство Слова и Бога. И тем самым на тысячу лет определили судьбы всех славянских народов, в том числе и древнерусского народа, со временем разделившегося на русских, украинцев и белорусов.
Крещение Руси в конце X века и утверждение в русском сознании христианских истин сыграло выдающуюся роль в отечественной истории. Православие стало важнейшим духовным условием превращения разноплеменного и разноэтничного населения Киевской Руси в единый христианский народ, объединенный общим миропониманием, общими целями и общим великим духовным смыслом бытия. Именно православие позволило русским мудрецам уже в XI веке осознать то предназначение, которое было вложено в славянский мир, — обеспечение мирного сосуществования народов, обеспечение возможности нравственного и духовного совершенствования людей, внесение в земную жизнь Божией Правды ради всеобщего спасения. Дальнейшая история восточнославянского мира и станет воплощением этого завета первых отечественных правителей.
Однако различные христианские традиции, в первую очередь католичество и православие, привели к усилению внутренних противоречий между славянскими народами. Те народы, которые приняли католичество, стали все больше и больше включаться в западноевропейскую цивилизацию, постепенно отказываясь от собственной самобытности. Зато славянские народы, крестившиеся в православие обеспечили себе дальнейшее сохранение и возможность приумножения самобытных качеств славянского мира.
Именно в годы бытия Киевской Руси был заложен тот мощнейший фундамент славянского единства, который продолжает сохраняться на протяжении тысячелетия до сегодняшних дней — православная культура. Православные храмы, иконы и книги, православные святые, которые ныне почитаются у всех восточнославянских народов, — это все оттуда, из Киевской Руси… И до сих пор мы продолжаем черпать из этого неиссякаемого источника вдохновение и ободрение. Вспомните только эти великие имена: княгиня Ольга, великий князь Владимир Святой, Илларион, митрополит Киевский, преподобный Феодосий Печерский, святитель Кирилл Туровский, князья-братья Борис и Глеб, великий князь Владимир Мономах... И все, все эти названные здесь и неназванные древнерусские политические деятели и мыслители всегда призывали своих сородичей к самому главному – к сохранению единства.
Но славянские народы, принявшие православную веру и объединившиеся в единое государство, неоднократно переживали тяжкие времена. Однако именно в этих страданиях выковывался народный характер, закалялась народная душа, укреплялся народный дух, который позволял даже в самые страшные периоды истории хранить память об изначальном единстве, том единстве, которое всегда помогало славянам не просто выживать, а преодолевать все трудности. И основой этого единства, а значит, и основой народной памяти, народной жизни, народного духа была православная вера. Если внимательно прочитать памятники древнерусской литературы, то в каждом из них постоянно и целенаправленно проводится самая главная мысль – сохранив единство веры, народ спасется от разорений и сохранит единство государства.
Дикие времена монголо-татарского ига разорвали единое тело древнерусского народа, более того, разные части этого народа на долгие столетия оказались под властью совершенно разных государств. Но вот что знаменательно — именно в годы ордынского ига славянские земледельцы (составлявшие более 90% от общего числа народа), которых еще в XI—XII веках называли «смердами», станут называться «крестьянами», производя свое именование от понятия «христиане», а признаком национальной принадлежности станет понятие «православные люди». И это означало, что православное христианство превратилось в славянском сознании в традиционную, национальную религию, объединяющую разорванные части народного тела. Единство духа хранило и единство тела…
И недаром все «цивилизованные» завоеватели, приходившие в наши земли с Запада, во все времена покушались, прежде всего, на православную веру и единство Православной Церкви. Ибо все эти «просвещенные» завоеватели понимали, что по-настоящему убить наших предков можно было только тогда, когда вражеский меч поразит их дух… Так было и в XIII веке, и в XV, и в веке XVI-м…
Но славянские народы стойко хранили верность православной вере и потому сумели сохраниться сами, смогли сохранить и приумножить свою культуру. Вспомним хотя бы историю с Брестской унией. Брестской унией стали называть объединение Православной Церкви на Украине и в Белоруссии с католической, организационно оформленное в 1596 году на соборе в г. Бресте. Причиной заключения унии было стремление римско-католической церкви расширить свое влияние на православном Востоке, а также желание католической Польши укрепить свое господство на Украине и в Белоруссии. Идею единства с Римом поддержала часть высшего православного духовенства и местных помещиков, пытавшихся добиться равного с польскими магнатами политического положения. По условиям унии Православная Церковь на Украине и в Белоруссии подчинилась римскому папе и приняла католическую догматику, сохранив православную обрядность. Однако одновременно в Бресте делегаты православного духовенства и мирян провели свой собор, который отлучил униатов от Церкви. Акт унии с католицизмом был признан недействительным. Его решения поддержало большинство населения Украины и Белоруссии. И как тут ни вспомнить поистине исторический подвиг небольшого славянского народа – русинов, которые сохранили самоидентичность, находясь в разделенном состоянии, и хранят ее до сих пор. А сохранились они благодаря единству православного духа. И в результате Брестская церковная уния (или иначе греко-католическая церковь) продолжала существовать только в Восточной Галиции, в отдельных районах Северной Буковины и Закарпатья.
Но в том же XVI столетии в Российском царстве предпринимаются серьезные усилия для того, чтобы сохранить единое духовное пространство славянских народов. Недаром на знаменитых Церковных Соборах 1547 и 1549 гг., когда были канонизированы около сорока русских святых, одновременно было установлено всероссийское празднование и многих южнославянских святых — сербских и болгарских. Так было и позднее. И именно народная память, народный дух, поддерживаемый православной верой, позволили немного позднее, уже в XVII столетии, восстановить славянское единство в пределах единой Российской державы.
* * *
А сегодня мы разъединились… Неоправданно, глупо, как-то по-детски, мол, «отдавай мои игрушки…» Почему?
Хотя вопрос нужно ставить более конкретно и прямо: в чем наша вина? И честный ответ на этот вопрос только один — мы забыли уроки славянского единства, которые связаны в первую очередь с единством народного духа, покоящегося на православной вере. Разделившись духовно, мы разделили себя и безумными границами. Позабыв веру, мы позабыли и собственную историю, а значит, перестали думать о будущем.
Вот он - главный урок славянского единства, завещанный нам нашими предками, столетиями поившими потом и кровью нашу землю, — храните Веру Православную! Сохранив веру, мы сохраним и единство. Восстановив веру, мы восстановим и наше братство. Мы ведь в самом деле не хозяева, а только хранители земли и веры, доставшихся нам от пращуров. И чтобы передать потомкам в целости и сохранности нашу землю — храните Веру Православную!
Сергей ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, доктор исторических наук