«Полюби святого Сергия, он был русский в душе; полюби его искренне, и он полюбит тебя!» (Андрей Муравьев; 1806-1874).
«Ранее всех и более всех святых, явившихся в московской земле, приобрел народное уважение всей Руси преподобный Сергий, основатель знаменитой Троицко-Сергиевской лавры, получивший в глазах великорусского народа значение покровителя, заступника и охранителя государства и Церкви» (Николай Костомаров; 1817-1885).
«При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной» (Василий Ключевский; 1841-1911).
«Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям, значит, он живой, значит, жив и я» (Михаил Нестеров; 1862-1942).
«Андрей Рублев явил в красках... молитву, выразившую и печаль, и надежду св. Сергия о России» (князь Евгений Трубецкой; 1863-1920).
«Величие этого произведения [«Троицы» святого Андрея Рублева] лежит не в одной его формальной красоте, не только в его живописи, рассчитанной на передачу «неземного» момента и действительно его передающей, и не только в чарующем ритме, в музыке линий, но и в одухотворенности, вдохновенности всего замысла» (академик Игорь Грабарь; 1871-1960).
«Будто теперь и скушно, без Преподобного... а он... незримый... с нами» (Иван Шмелев; 1873-1950).
«Как святой, Сергий одинаково велик для всякого. Подвиг его всечеловечен. Но для русского в нем есть как раз и нас волнующее: глубокое созвучие народу, великая типичность — сочетание в одном рассеянных черт русских. Отсюда та особая любовь и поклонение ему в России, безмолвное возведение в народного святого, что навряд ли выпало другому» (Борис Зайцев; 1881-1972)
«Историческое значение Сергея Радонежского в том, что он принял и глубоко осознал, какой должна быть жизнь праведника на Руси. И своей жизнью праведника дал завет потомкам, как должны себя вести православные русские: миряне и церковные служители. Сергей Радонежский – это совесть русской нации» (Лев Гумилев; 1912-1992).
«По переселении на Небо преподобный Сергий как бы воздвигается Ангелом-Хранителем всей Руси. В самые тяжелые времена в истории нашего Отечества, когда терялась всякая надежда на спасение его своими силами, приходил на помощь преподобный, который своим молитвенным предстательством пред Престолом Божиим спасал Россию, народ и Церковь от погибели» (архимандрит Кирилл (Павлов); род.1919).
«Став по воле Господа духовным лидером на Руси, Сергий посвятил свою жизнь распространению православной веры и привел к Богу многие души» (митрополит Иоанн (Снычев); 1927-1995).
«Именно преподобный Сергий благословил на Куликовскую битву князя Димитрия Донского, послав ему в помощь двух своих монахов — Пересвета и Ослябю, а во время междоусобиц он молился о единстве земли Русской, о том, чтобы была преодолена «рознь мира сего». Мы веруем, что по молитвам преподобного Сергия Господь укрепит Отечество наше миром» (Святейший Патриарх Алексий II; 1929-2008).
«Уверен, что в России еще не раз прозвучит слово преподобного Сергия Радонежского, который призывает нас к объединению, зовет к возрождению Отечества» (Валерий Ганичев; род. 1933).
«Преподобный Сергий Радонежский прославился не только своей святой жизнью. Преподобный прославился тем, что практически спас наш народ, спас раздробленную феодальную Русь. Своей духовной силой, своим словом он объединил князей вокруг князя Дмитрия Донского, и это дало Руси возможность выставить против Мамая мощное войско, которое и разгромило врага на Куликовом поле.
Откуда это было в преподобном Сергии? А все истоки — в его детстве. Он был сыном ростовского боярина Кирилла и его супруги Марии.
Тогда никто не мог взойти на княжеский престол без разрешения хана, и потому каждый князь отправлялся в Золотую Орду, не зная, чем закончится это путешествие, ведь были случаи, когда наши князья не возвращались из Орды, когда они претерпевали там смерть, позор, мучения. Святой Кирилл не раз сопровождал ростовского князя в Золотую Орду. Видимо, он видел все это унижение, страх, неуверенность, которые посещали и тех, кто был призван руководить своим народом. Страх и унижение входили в сердца тех, кто отправлялся в Орду за получением согласия хана на княжение. И, наверное, Кирилл, возвращаясь в Ростов, в кругу семьи говорил о том, чему был свидетелем: и о страшной силе хана, и о множестве войска, которое его окружает, и о том, как тяжко приходилось русским князьям, которые шли на поклон в Орду. Видел отрок Варфоломей и всю опасность, которая проистекала от разделения Руси. Не было бы этих позорных шествий в Орду, если бы русские князья и русские земли объединились воедино, и, наверное, рассказы отца во многом сформировали глубокое убеждение отрока Варфоломея, будущего Сергия, игумена Радонежского, в необходимости объединения русских земель. И мы знаем, преподобный Сергий активно способствовал объединению русских земель, притом действовал, отталкиваясь не от прагматических и политических интересов, но говоря о том, что жизнь в единстве есть жизнь по образу Святой Троицы. Там, где единство, там сила, там духовное родство, там умножение возможностей; и именно там, где единство, осуществляются великие прорывы — духовные, материальные и цивилизационные.». (Святейший Патриарх Кирилл; род. 1946).
Добавлено: Хранитель государства и Церкви | |
|
Всего комментариев: 0 | |