К 80-летию художественного руководителя Русского духовного театра «Глас» Никиты Сергеевича Астахова
За минувшую треть века уже не одно поколение москвичей полюбило Русский духовный театр «Глас», и трудно представить сегодняшнее Замоскворечье без этого по-домашнему уютного камерного театра, на сцене которого его создатели и актёры воплощают образы из произведений А. Н. Островского и Лермонтова, Достоевского и Гнедича, Гоголя и Чехова, Нилуса и Шмелёва, Шукшина и Рубцова, А. Парпары и В. Крупина… Классические образы героев этих произведений раскрываются здесь с таких духовных сторон, о которых зритель порой и не догадывается.
Нынешнее представление «Русская дорога», состоявшееся в театре 31 мая, стало необычным. В форме спектакля прошёл творческий вечер, посвящённый 80-летию художественного руководителя театра, Заслуженного деятеля искусств России Никиты Сергеевича Астахова.
Программа была выстроена из фрагментов биографии актёра и режиссёра Никиты Астахова, представленной фоторядом, проходящем на большом экране, и комментариями ведущих вечера Екатерины Лисовой и Дмитрия Швецова, которые то зачитывали характеристики из школьных лет юбиляра, то его армейские письма к матери, то воспоминания о срочной службе или учёбе в театральном училище, то штрихи из творческой жизни, к примеру заявление Никиты Сергеевича о выходе из компартии в 1989 году.
Перед зрителем прошли фрагменты из кинофильмов, в которых снялся Никита Астахов. Первая его роль в кино «Весна на Одере» (1968) — солдат, «экспонат при орудии», прошедший с этой артиллерийской установкой от Орла до Варшавы, как он сам о себе говорит в диалоге с капитаном, роль которого сыграл Юрий Соломин. (Прозвучала на вечере и сделанная на днях запись поздравления самого Юрия Мефодьевича.)
И далее роли Никиты Астахова — лётчик в фильме «Тени исчезают в полдень» (1971), матрос — в картине «Командир счастливой «Щуки»» (1972), односельчанин Расторгуевых в фильме «Печки-лавочки» (1972), Макар Кафтанов в фильме «Вечный зов» (1973), эпизодическая роль в фильме «Хождение по мукам» (1974), отец Генки Звягина в фильме «Та сторона, где ветер» (1979). Роли Никиты Астахова в современных фильмах также были представлены в видеоряде. Это роль приходского священника в лагере — фильм «Спасите наши души» (2008) и роль немецкого дипломата Вернера фон дер Шуленбурга в фильме «Начальник разведки» (2022). Режиссёр последних двух картин — Кирилл Белевич.
Никита Астахов окончил Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина, служил в московском театре им. Маяковского, литературном театре ВТО, Москонцерте. В 1990 году совместно с заслуженной артисткой РФ Татьяной Белевич он создал Русский духовный театр «Глас».
Надо сказать, что для нас, молодёжи конца 1990-х, театр «Глас» явился неким воспитующим институтом со своим выстроенным рядом образов для подражания на все времена: «Святая княгиня Е. Ф. Романова. Возвращение»; «За Русь Святую!» (с использованием фрагмента драмы Анатолия Парпары «Противоборство» о событиях Смутного времени на Руси). Постепенно репертуар театра наполнялся новыми образами: «Два брата» (по малоизвестной пьесе М. Ю. Лермонтова); «Соотечественники» (по произведениям С. А. Нилуса и И. С. Шмелёва); «Корсунская легенда», спектакль, посвящённый равноапостольному князю Владимиру, где сюжет выстроен на основе «Повести временных лет» и «Слова о Законе и Благодати».
Для людей старшего поколения театр дал возможность переосмыслить многое в русской исторической действительности: музыкально-лирическая летопись жизни великого русского поэта «Николай Рубцов»; «Горящие письма» — спектакль по мотивам одноимённой пьесы Петра Гнедича. А для детей театр отчасти стал вторым домом, где живут понятные им герои евангельской истории («Это Сам Христос — малютка»), русская святая княжеская чета («Сказы из сундука. Пётр и Феврония»), образы из мировой классики («Русалочка»).
Авторы и режиссёры почти всех театральных постановок — Никита Астахов и Татьяна Белевич.
В программе нынешнего вечера были представлены фрагменты спектаклей, где заглавную роль играет Никита Астахов. «Село Степанчиково и…», где воплотился один из загадочных образов Ф. М. Достоевского Фома Фомич Опискин. Кто он, этот герой Достоевского? Сумасшедший? Самодур? Или это некий точильный камень, с помощью которого находящиеся рядом с ним домочадцы и гости усадьбы Степанчиково переживают некий катарсис, нравственный самоанализ и приходят в себя?..
Увидели зрители и фрагмент из спектакля «Русский Крест» по поэме одного из значительных поэтов конца XX века Николая Мельникова с его героем Иваном Ростком, который, быть может, более всего представляет через литературу образ эпохи постсоветской России. И здесь можно серьёзно говорить о том, что искусство — это не перформанс, не выворот наизнанку всего и вся. Искусство — это сама жизнь. И если произведение, будь то картина или книга, не соприкасается с реальной жизнью, не говорит вдумчиво и участливо о нашей жизни, тогда для чего оно нужно… Переосмысливаю поэму «Русский крест», переживая её уже в театральной постановке вместе с актёрами театра, и вижу Троицкий храм в усадьбе Рачинских на моей родине в Тверской области. Вот он в конце 1980-х, когда это ещё здание мастерской по ремонту сельхозтехники, тяжёлая работа, пьянство, разорение, трудно поддающееся описанию. И главное — разорение в людских душах.
«Счастья» вдоволь нахлебались,
Слёз — моря, а не ручьи!
Так, в итоге, оказались
И ни Божьи, и ничьи.
(Н. Мельников).
И потом 1990-е, когда по крупицам, по копейкам собирали на реставрацию храма. Помню этих людей, которые возрождали храм, это всё непростые судьбы. И это их мастерски, талантливо описал Николай Мельников и указал единственно возможный путь от погибели. И для конкретного человека, и для всей страны. Трезвение. Самосознание. Он писал про свой храм, возможно, где-то на Брянщине, а написал про всю Россию. Помню, как начинали служить в маленьком приделе, как в 2000-е осуществилось восстановление основной части храма. И сегодня, когда на Литургии в Троицком храме села Татево причащаются молодые люди, студенты МГУ, как не вздохнуть о Николае Мельникове! Это и его заслуга в этом трудном возрождении! И театра «Глас»!
В общем, мысли переполняли, пока шёл творческий вечер. С восторгом был принят зрителем и фрагмент из «Ревизора с «Развязкой»» Н. В. Гоголя, где Никита Астахов сначала играет городничего, которому вот-вот подфартит продвижение по служебной лестнице и выгодное замужество дочери, а затем, когда вдруг открылся обман приезжего прощелыги, произносит потрясающий монолог городничего о том, что приехавший в город ревизор — это проверка нашей совести, это горькое лекарство для спасения от опасной болезни.
Завершался праздничный вечер монологом автора Василия Шукшина из спектакля «Ванька, не зевай», прочитанным Никитой Астаховым. Эти слова хотелось бы напомнить и нашему читателю: « Я никак «не разлюбил» сельского человека, будь он у себя дома или уехал в город, но всей силой души охота предостеречь его и напутствовать, если он поехал или собрался ехать: не теряй свои нравственные ценности, где бы ты ни оказался, не принимай суетливость и ловкость некоторых городских жителей за культурность, за более умный способ жизни — он, может быть, и даёт выгоды, но он безсовестный. Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами — стоит ли отдавать его за некий трескучий, так называемый «городской язык», коим владеют всё те же ловкие люди, что и жить как будто умеют, и насквозь фальшивы. Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания — не отдавай всего этого за понюх табаку... Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».
Как важны эти слова в наше время подмены культуры и расчеловечивания человека, происходящее в европейских странах, что мы с горечью наблюдаем…
Одновременно с празднованием 80-летия Никиты Астахова на этом торжественном вечере отметили и день рождения духовника театра «Глас» протоиерея Георгия Докукина, без которого театр не смог бы состояться именно таким, не имел бы сил и возможности нести зрителю евангельские истины и говорить о русской истории как о части Священной истории.
Выступавшая с поздравлением на этом вечере главный редактор и издатель журналов «Роман-журнал XXI век» и «О, Русская земля!» Марина Валерьевна Ганичева отметила, что театр «Глас» сумел сохранить в 1990-е годы всё, что было дорого русскому человеку и что так жестоко попиралось в то время. Нельзя не согласиться с нею в том, что наши современники смогли сохранить в себе образы русской культуры во многом благодаря таким деятелям, как Никита Сергеевич Астахов.
В одной из наших бесед Никита Астахов так охарактеризовал задачу, которая стоит перед ним, и вообще перед людьми, отвечающими за культуру: «Нужно создать условия, чтобы православному художнику было удобно в своей родной православной стране. Этого надо добиться. Это серьёзная работа. И если встаёшь на эту позицию, то Бог тебе даёт такие интересные творческие формы!»
А ещё Никита Сергеевич основательно поддерживает мысль выдающегося русского философа Ивана Ильина о том, что прежде всего нужно воцерковить культуру, а дальше пойдёт воцерковление экономики и политики.
Ирина УШАКОВА,
фото автора
фото автора