Добавлено: 29.06.2022

Христианское боевое братство

С 3 по 8 июня по Вятской земле прошел Великорецкий крестный ход

С возрождением православия в нашей стране возродились и крестные ходы.
Наша история полна свидетельств того, как в годину испытаний народ русский брал в руки иконы, хоругви и шел крестным ходом, обходя свои земли, города, жизненно важные центры.


«Предки наши молились, когда вражеское войско подошло к Москве, осадило столицу, тогда русский народ возопил Богу, Пречистой Богородице, — говорит настоятель вятского храма в честь священномученика Михаила Тихоницкого иерей Андрей Петров. — Все, начиная от митрополита Московского, заканчивая простыми людьми, молились кто в храмах, кто дома, приносили покаяние Богу, раскаивались в своих грехах, и Господь свой гнев переменил на милость, чудным образом войска супостата были отброшены от Москвы. Враги бежали в страхе, не понимая, что с ними происходит».

Из всех традиционных крестных ходов особенно выделяется Великорецкий — своей древностью, трудностью, многочисленностью участников, своим величием и какой-то таинственностью.

Незабываемое событие — принесение Великорецкой иконы святителя Николая Чудотворца из града Вятки (Кирова) на реку Великую и обратно. И мы вновь вспоминаем о значении Великорецкого крестного хода для всех нас, для нашего православного народа, для нашей страны и, не будет преувеличением сказать, для всего мира.

Мы вспоминаем слова отца Геннадия Кочурова, сказанные им на заре возрождения Великорецкого крестного хода в 90-е годы, когда он был его предстоятелем: «Шествовали мощи святителя Николая из Мир Ликийских в Бари водным путем, и море освятилось; проходит Великорецкий крестный ход, и освящяется Вятская земля, освящается вся русская земля и освящается весь мир».

Великорецкий крестный ход — это в некотором роде и смотр наших православно-патриотических сил. В 2022 году паломник Владимир, впервые участвовавший в Великорецком шествии, посмотрел на эту многокилометровую вьющуюся ленту крестного хода в сказочных просторах вятской земли и воскликнул: «В России вера есть!»

Святитель Николай — любимый святой нашего русского народа. И Великорецкое торжество, на которое собирается 60 тысяч и более русских людей со всех концов нашей земли, включая совершителей крестного хода, порой на пределе физических сил, — это, можно сказать, высшее выражение нашей любви к Чудотворцу.

Иерей Евгений Виноградов из Скорбященской церкви города Вятки произнес на Великой такие слова: «Нас снова собрал в село Великорецкое святитель Николай. Наша душа радуется и ликует.

Наверное, каждый из стоящих здесь на себе почувствовал живое участие святителя в собственной судьбе, и то, как молниеносно действует Благодать Божия по молитвам святого. В самых трудных и безнадежных ситуациях мы чувствуем его помощь и поддержку.

Что такое крестный ход? Это непрестанное Богослужение в пути. Будь то молитва священников во главе колонны или тихий шепот ребенка, повторяющего слова акафиста за своими родителями.

Крестный ход сам стал иконой, земным отображением Небесного Царства».

Не раз совершители крестного хода рассказывали, что когда было невыразимо трудно, вдруг неожиданно тяжелый рюкзак становился невесомым, будто ангелы поднимали его.

Дадим слово участникам крестного хода.

Любимый наш писатель Владимир Крупин, чьи повести о Великорецком крестном ходе знают многие:
«Без крестных ходов немыслима православная жизнь. Начиная от крестных ходов вокруг храма в Пасхальную ночь, заканчивая многодневными. А из них, несомненно, самый значительный, самый трудный — это Великорецкий крестный ход в Вятской земле. О нём знают и на него приезжают со всего земного шара. Нынче были и из Австралии и Америки. И вся Россия представлена в этом многотрудном шестидневном шествии. Как шесть дней творения, которые созидали растительный и животный мир, и человека, так этот ход утверждает, укрепляет веру православную у верующих и созидает её у новоначальных.

Многие годы ходил я на Великую. Но многие и побольше меня ходили. Легендарная Маргаритушка прошла семьдесят раз. И многие мои знакомые ещё ходят и ходят.

Но нынешний крестный ход, по общему признанию, был самый тяжелый из всех.

На второй день пути нынче хлынул дождь. Они всегда бывали. И град бывал, помню, закрывали головы, приседали, крепко лупили нас градины размером с лесной орех, а то и больше, которыми потом утоляли жажду. Но град-то был и прошёл. А нынче пошёл и никак не оканчивался ливень, напоминающий потоп.

Именно ливень, не дождь, именно «разверзлись хляби небесные». Сверху лавина воды, на земле реки и ручьи. Грязь, глина, воды по колено. Не помогали ни зонты, ни накидки. Стена воды с неба заслоняла окрестности. В сапогах вода, промокли насквозь. Ещё и похолодало. Люди падали от усталости. Вставали и шли. Сушиться было негде.

Нет, это не рассказать, не представить, это надо испытать, чтобы понять этот подвиг паломников. И как осудить тех, немногих, которые сходили с дистанции? Только представить: лес, поле, хлещет ливень. Но надо же всё равно найти в себе силы, чтобы сказать: слава Тебе, Господи, по грехам наказание приемлем.

Даже близость потопа мерещилась. Всё размокло: дорога была как река, поля как озёра, с деревьев лилось. Не осталось на одежде ни единой сухой нитки, размокало всё, что было в карманах: документы, деньги, телефоны переставали работать. Были и сердечные приступы, и падения с переломами ног и рук, всё было. Чего не было? Ропота, сожаления, мыслей, что могли бы не пойти. Было единое устремление идти и идти к месту обретения иконы великого святого, покровителя России — Николая Чудотворца. А тяжесть пути отсекала ненужные мысли, разговоры, оставляя только молитвы.

Даже и те, кто по немощи и болезни сходили с дистанции, чувствовали себя виноватыми, что не дойдут в этот раз до Великорецкого, плакали и молились, чтобы дожить до следующего крестного хода.

И ещё: в этот раз шло очень много мужчин, в основном, в полевой форме. Это был костяк крестного хода. Даже и казаки, и полицейские, всегда сопровождавшие крестоходцев, были в этот раз участниками крестного хода, а не охранниками его.

Господь испытывал крестоходцев. Они шли и молились. За наших воинов, за родных и близких. Даже за тех, кто предаёт Россию. Помоги им, Господи, прозреть.

Вы, специалисты по России, вы не знаете России. Идите на Великорецкий крестный ход — вот Россия! Всмотритесь в лица идущих: сколько идёт детей, сколько молодёжи, сколько пожилых, кто они? Кто заставляет их мучиться, страдать, кто? Любовь к Богу и святым Его, молитвы за Отечество. И какие у них просветлённые лица, показывающие чистоту душевных помышлений. Это Россия, это выполнение её исторической миссии — сохранить присутствие Божие на Земле.

И почему говорят о загадочности России, русских? Какая загадочность, когда мы просто и безхитростно любим Господа, живём с Ним, всем своим врагам прощаем, но бьёмся с врагами Христа. Теперешние события отчётливо показывают, что идёт не просто война, а схватка света с тьмой, Христа с Велиаром. Запад потерял, лучше сказать, сам отошёл от Христа, а теперь, смутно осознающий, что утратил самое главное, а мы в России Христа сохранили, ненавидит нас именно за это.

Господи, спаси и сохрани любящую Тебя Россию православную. Спаси и сохрани воинов, бьющихся с бесовщиной!

Как бы нам всем брать с них пример».

Нынешний Великорецкий крестный ход особенный. Идет специальная военная операция. О связи этих событий говорит общественный деятель Сергей Забурниягин:

«Крестный ход — это всегда аскетический и молитвенный подвиг. На обратном пути моя попутчица рассказала знаменательную историю: «Вместе с бабушкой и мамой шёл мальчик 3–4 лет. В какой-то момент он начал плакать и сетовать: «Мамочка, я устал». Но мама не реагировала на слёзы ребенка. Тогда он обратился к бабушке, но, не дождавшись реакции, остановился и сказал: «Вы что, не слышите меня, я устал и больше не могу идти!» Тогда мама с бабушкой обратились к нему как к взрослому мужчине: «Слушай, всем же тяжело, ты же будущий воин. Ты воин!» Мальчик согласился: «Да, я воин». «Значит надо идти. Пойдем», — сказали женщины. Он опустил голову и пошёл дальше».

Именно в таких условиях воспитывается характер. И история с мальчиком — очень показательный пример. Меня эта история очень тронула и проняла до слёз.

Если говорить о смысле Великорецкого крестного входа, то сегодня в моём понимании — это фронт. Идёт специальная военная операция, поэтому Великорецкий крестный ход сегодня более чем актуален. Крестоходцы молятся не только о себе и своих близких, но и о будущем России.

Когда столько людей идёт добровольно на такой подвиг, то для меня это ещё одно доказательство и свидетельство того, что Россия выдержит любые испытания. Как бы иногда ни казалось, что экономика разрушена, а идеология пока не сформулирована, внутреннее состояние, которое наблюдается в таких крестных годах, даёт надежду и уверенность, что у России есть будущее.

Великорецкий крестный ход даёт надежду, что у России великое будущее, что Россия — это будущий ковчег спасения человечества.

Чтобы прочувствовать Россию и поверить в неё, надо просто пройти крестным ходом с этими людьми и тогда поймёшь, что Россию невозможно победить. Когда трёхлетний мальчик, преодолевая усталость, готов идти дальше, когда идут 80-летние старухи на двух палках и молятся о своих сыновьях.

Крестоходцы идут внутренним фронтом. Крестный ход — это тоже линия фронта.

В молитвенном шествии шли вместе с нами матери и жены участников специальной военной операции.

Все переживают о наших ребятах, участвующих в специальной военной операции, поэтому каждый участник крестного хода абсолютно точно в своих молитвах вопрошал: «Господи, спаси Россию, помоги нашим ребятам». Никто не отделяет себя от событий на Украине, ведь в духовном смысле — это единая дуга. Нынешний Великорецкий крестный ход — это мощнейший удар по западной идеологии и сатанизму, который на нас надвигается.

Смысл крестного хода в том, что это тоже специальная военная операция против духов злобы, для которых не существует пространства с точки зрения территории. Неважно, где ты идёшь крестным ходом — на линии специальной военной операции или глубоко в тылу, духовно это чувствуется. Я думаю, что для наших врагов Великорецкий крестный ход не прошёл безследно».

Совершители крестного хода проникнуты единым духом. И так же как Сергей Забурниягин, которого мы процитировали, о Великорецком крестном ходе как о боевом братстве говорит и многолетняя участница крестного хода Анна Бархатова, с которой уже знакомы читатели нашей газеты:
«Для меня Великорецкий крестный ход — как живое существо, которое делает людей причастными к чрезвычайно важному опыту, я не побоюсь этого слова — опыту вечной жизни. Если человек хоть раз прошел Великорецким крестным ходом, опыт горячей молитвы, упования на помощь Божию и святителя Николая в преодолении трудностей отпечатывается в его душе искрой великой силы, которая теплится отныне в глубине.

Погода сделала дни особо молитвенными и собранными. А молиться нам в этом году есть о чем, как никогда: о нашей России, об Украине, о воинах, защищающих нас, о русском мире.

Великорецкий крестный ход — это своего рода христианское боевое братство».

Завершился крестный ход, и разъехались его участники по городам и селениям. И начали новый отсчет дней: сколько времени остается ещё до следующего крестного хода. Дай Бог нам дождаться его и вновь собраться в граде Вятке, чтобы вновь пойти этим трудным и благодатным путём на реку Великую.

Владимир Танаков
Фото: Пресс-служба Вятской Епархии
и информ. портал Newsler.ru


Великорецкий крестный ход. Преодоление и молитва

Бредет Россия дорогами земными в Царство Небесное. И вот что точно никогда не понять людям, не жившим в России, не напитавшимся духом русским — такое явление как Великорецкий крестный ход. Попробуйте это рассказать иностранцам. Они так покрутят у виска: безумие, сумасшествие…

Это огромное откровение о себе. Потому что когда тело начинает работать на пределе, когда оно уже не может за всем уследить — наша хитрая, лукавая плоть, — то душа начинает прорываться. Прорываться у кого-то подвигом: подвигом заботы о ближних, когда человек, превозмогая собственную усталость, стёртые ноги, тяжёлый рюкзак, находит в себе силы кого-то поддержать, ободрить, успокоить, с кем-то поделиться, позаботиться.

У кого-то прорываются, наоборот, какие-то эгоистичные мотивы, капризы, жалость, раздражение на всё: что я тут делаю? И важно дойти, претерпеть до конца, до какого-то поставленного для себя рубежа.

Там на спорте, на физической подготовке не выехать. Там дух даёт силы. Парадокс: крепкие, сильные парни сдуваются потихонечку, теряют эту бодрость, силу. А пожилые, бабушки, которые идут вообще без амуниции какой-то специальной, без снаряжения, без ботинок рейтинговых, а в сандалиях, шлёпках, с котомками, они шаг за шагом идут и доходят до конца. Правда, это какой-то парадокс. И вот одна паломница, крепкая девушка, спортсменка, потеряла силы и уже просто села на обочину и в голос завыла. Всё уже, готова умереть, силы закончились. Поднимает голову и пять женщин идут с одинаковыми образами святителя Николая, все благословили. Дальше идёт мужчина с большим образом, кладёт ей на главу и начинает читать молитву. Потом говорит: «Давай, давай, вставай, пойдём. Ты, главное, молись». Проходит группа, читает акафист, она ухватилась за эту молитву, встала и потихонечку за молитвой, пошла, пошла, и раз, вот это состояние прошло. Плоть побеждена. И это потрясающий опыт, потому что у нас в обычной жизни такой победы над собой редко когда можно встретить. Очень важно понять, что это работает, что святые не где-то за облаками, они реально рядом, и они готовы помочь, если человек от всего сердца к ним обратится. И этот опыт молитвенного дела очень дорогого стоит.

Паломница молодая девушка, физически очень хорошо подготовленная. Первый день очень бодро по городу Вятке прошла, думает: ну вот, что так не идти? Потом второй день, нужно пройти сорок километров примерно. И всё, там произошел кризис: «Я хочу домой, я хочу домой, я не хочу здесь быть, что я вообще здесь делаю?» Очень важно в этот момент поддержать, успокоить. Мы потихонечку начинаем молиться: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». И тут девушка, которая живёт достаточно обычной светской жизнью, слышит эти слова сердцем и настолько они переворачивают всё её состояние, что она хватается за молитву, идёт, и слёзы, и силы появляются, и она доходит до конца и приобретает этот огромнейший опыт присутствия Бога в её жизни.

Ещё несколько мыслей по поводу Великорецкого крестного хода.

Каждый, конечно, приезжает туда со своими нуждами, со своими просьбами. И молитвы ко святителю Николаю, молитвы ко Господу на этом пути каким-то образом влияют на выправление рода, на помощь тем, которые живы, и на поддержку, утешение тем, которые уже перешли в вечность. Правда, в жизни должен быть подвиг, подвиг не просто физический, а, в первую очередь, духовный, связанный с молитвами. Мы плохо молимся. Наши молитвы часто просто стелются по земле, как утренний туман. Но важно, чтобы молитва как стрела взмывала в небо и проходила все эти тучи, чтобы Господь слышал. И средство усиления молитвы — это как раз такое физическое, душевное напряжение.

Великорецкий крестный ход — это жемчужина вятской земли.

(В сокращении)

Протоиерей Евгений Попиченко,
настоятель Успенского собора в Екатеринбурге.
Телеканал «Союз».
Расшифровка видеозаписи «Руси Державной»


ОТ РЕДАКЦИИ:
Нам, мирянам, надо активнее продвигать идею крестных ходов — вокруг своих селений, городов. К находящимся в данной местности святым источникам, монастырям, храмам с чтимыми иконами. Разрабатывать маршруты, графики движения и, проработав маршруты, просить священноначалие благословить такие начинания.
Вовлекать в молитвенные шествия молодёжь, подростков.
И очень напрашивается крестный ход вдоль границ с Украиной (на безопасном, разумеется, расстоянии).
Да поможет нам Господь, Матерь Божия и Святитель Николай, покровитель путешествующих, в этом добром деле!
от 09.09.2024 Раздел: Июнь 2022 Просмотров: 1137
Всего комментариев: 0
avatar