Добавлено:

Христос рождается!


Рождество Христово - рождение на земле Царя Небесного, Бога вечного, Царя царей и Господа господ! Тщетно мысль человеческая пыталась бы постигнуть всю глубину величайшей тайны, охватить всё величие этого события. Но когда переносишься мыслями и сердцем приникаешь к тому так далёкому по времени и так близкому, так родному и дорогому нам прошлому, когда совершилось это величайшее в истории человечества событие, то невольно поражаешься той простотой, отсутствием внешнего блеска, при которых оно совершилось.


Простота и безыскусность повествования о величайшем событии человеческой жизни - рождении на земле Сына Божия, Спасителя мира, когда, по словам церковной песни, совершилось «паче естества Таинство», когда «Бог на землю прииде, а человек на небеса взыде», - простота повествования евангельского об этом поразительна: о событии величайшем. События такого безграничного внутреннего значения не могут находить достойного себе внешнего выражения: никакая величественно-торжественная обстановка не могла бы выразить всей непостижимой глубины и всей его неисчерпаемости. И в простоте совершения величайших событий жизни Христовой, в безыскусной простоте передачи их евангелистами - истинная красота этих событий, истинное их величие, не заслоняемое и не отвлекаемое ничем внешним, посторонним для существа самих событий.

Конечно, события безгранично великого значения, как Рождество Христово, находят недоступное нашему пониманию отражение, отклик в явлениях мировой жизни. Благочестиво направленный ум и религиозно настроенное сердце часто отмечают доступные только им наблюдения.

И древнее христианское предание окружило событие рождения Бога Слова необычайной обстановкой, указывая на то, что это событие не прошло бесследно и незамеченным в жизни природы и человеческой.

Одна из благочестивых христианских легенд рассказывает об обстановке рождения Спасителя так: «Случилось, что, когда Иосиф и Мария подходили к Вифлеему, наступило время родиться Иисусу Христу, и Мария сказала Иосифу: «Сними Меня с осла», и он снял и сказал Ей: «Куда мне отнести Тебя, потому что здесь нет ни одной гостиницы?» Тогда он нашёл пещеру[3] около гробницы Рахили, жены патриарха Иакова; свет никогда не освещал этой пещеры, и она была постоянно темна. Солнце тогда только что восходило. Сюда Иосиф привёл Марию, а сам пошёл искать повивающую в Вифлееме.

Когда Мария вошла в пещеру, её тотчас наполнил свет, и лучи распространились вокруг.

Это продолжалось и днём, и ночью, пока Она пребывала там. Между тем Иосиф ходил, ища повивающей. Когда он посмотрел на небо, то увидел свод небесный остановившимся, и птицы небесные остановились в полёте своём. Он посмотрел на землю и увидел котёл, поставленный с пищею, и делателей (рабочих), возлежащих (сидящих вокруг трапезы), и руки их у котла, и вкушающие не вкушали, и берущие пищу не брали, и приносящие к устам своим не приносили, но лица всех были обращены к небу.

И видел Иосиф гонимых овец, но овцы стояли. И поднял пастух руку свою, чтобы погнать их, но рука его остановилась поднятою.

И посмотрел он в сторону реки и увидел козлов, губы козлов прикасались к воде, но они не пили. И всё в это великое мгновение уклонилось от пути своего».

Так говорит христианское предание, но и евангелисты свидетельствуют, что на небе предвестницей рождения на земле Сына Божия была загоревшаяся необычайно ярким светом звезда, что хотя рождение Спасителя совершилось в необычайной бедности здесь, на земле, но оно было прославлено хвалебною песней вверху, в небесах; что и люди, как самые простые пастухи, так и самые знатные - цари Востока, принесли дань поклонения Тому, Кто - Владыка неба и земли, Тому, Кто - Спаситель всех, без различия состояний, званий и положений.

Предание в апокрифических евангелиях говорит: «И вот, когда подошли Мария и Иосиф к пещере, случившейся там, сказала Мария Иосифу, что настало Ей время разрешиться от бремени и что не может Она дойти до города. И сказала Мария: «Войдём в эту пещеру». И было в то время солнце на закате.

Какое поразительное явление, какое чудо Божественной премудрости! Была прохладная или холодная зимняя ночь, но ночь восточной зимы, где растительность и зимою не засыхает совсем и стада пасутся в полях. В эту ночь несколько (по преданию, четыре - Мисаил, Ахеил, Кириак и Стефан) пастухов находились со своими стадами на склоне холма в окрестности Вифлеема. Пастухи были людьми, в своей простоте обращавшими взоры к тому, что вечно и невидимо; они желали наступления Царства Божия, ждали «Утехи Израилевой». Тишина над холмом и долиной, нарушаемая только блеянием овец; безоблачное восточное небо с бесчисленными ярко сияющими и красиво мигающими звездами; воспоминания, связанные с этими горными пастбищами, дорогие каждому иудею потому, что они были местом, где провел пастух, а потом царь Давид свою юность, - всё это настраивало души пастухов на торжественно-поэтический лад, возбуждало их религиозную восприимчивость.

И вот вдруг торжественная тишина и спокойствие ночи были нарушены необычайным, чудесным образом. Небо и земля, казалось, соединились, и быстро предстал пред ослепленными небесным блеском взорами пастухов Ангел Господень, и слава Господня осенила их, подобно светлой мантии. Охваченные благоговейным страхом пастухи услышали от Ангела, что их видение не суд и смерть возвещает, но великую радость для всего Израиля и всего человечества, что давно обещанный и жданный Мессия Господь родился в городе Давидовом.

И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях (см.: Лк 2, 12), - закончил свою радостную весть Ангел. Рождение младенца - радостное событие для того семейства, в котором он родился; ещё более радостное событие - рождение ребёнка, если этот ребёнок дорог для целого народа; но какую же радость нужно испытывать, когда от небесного, а потому непреложно верного вестника узнаешь, что родился Ребёнок всем людям. Спаситель всего рода человеческого!

Для людей, ожидающих избавления от грехов, скорбей и бед, более прочным и несомненным залогом радости является то, что их Избавитель, их Спаситель рождается в бедности и сразу же подвергается человеческим скорбям.

Как премудрый Врач, Он приближается Своею врачебной помощью, Божественной силой к самому началу человеческих болезней и скорбей: какое же может быть лучшее знамение верности ожидаемого и желаемого исцеления!

Когда Ангел-вестник произнёс свои слова, возвестившие о событии беспредельной важности, великое Воинство Небесное выступило со своим небесным гимном, со своей небесной песней, в которой было воспето благовестие Ангела, воспето то, что случилось. На небе раздавалась немолчная «слава» - славословие Милосердному Богу; на земле воцаряется долгожданный мир, а в сердцах благодарных людей совершившееся воспринимается радостно, как выражение Божественного благоволения к грешным людям. Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк 2, 14).

После этой вечно памятной человечеству песни, этой первой и последней небесной песни, какую когда-либо слышали смертные, свет исчез с холмов, Ангелы вознеслись на небо, а земля снова погрузилась в прежний ночной мрак.

Но событие рождения Божественного Отрока совершилось, слова небесного благовестия раздались среди сумрака ночи, около спящего Вифлеема. Проснутся люди, узнают отрадную весть, увидят, узнают и услышат Своего Божественного Спасителя, и загорится заря новой жизни, взойдёт среди людей Солнце Правды, увидят слепые, услышат глухие, утешатся труждающиеся и обремененные, нищие духом, алчущие и жаждущие правды, смиренные и кроткие.

Православие.ru

от 29.03.2024 Раздел: Январь 2010 Просмотров: 724
Всего комментариев: 0
avatar