Задачи Церкви, общества и государства в воспитании правильного отношения к семье и деторождению
Если в современном обществе доминирует взгляд на брак как на помеху в карьерном росте и достижении материального достатка, а дети воспринимаются как помеха комфорту и о них думают в последнюю очередь, то для православного человека деторождение — заповедь, средство спасения своей души, благословение Божие, видимый знак присутствия благодати Божией в семье и дар жизни, данный каждому еще здесь, на Земле.
Недаром говорится о том, что если в доме нет детей, то он наполняется призраками. Вот наследие от Господа: дети — награда от Него — плод чреваграда от Него — плод чрева», — восклицает Псалмопевец (Пс. 126, 3). Семья же в православной традиции это не просто союз двух партнеров, связанных юридическими обязательствами и совместным хозяйством. Это — малая, домашняя Церковь. Супружество и основанная на нем семья — есть первый естественный и вместе с тем установленный и благословенный Богом союз между мужчиной и женщиной в их свободном совместном избрании и взаимной любви. Воспитание людей именно в таком духе является точкой, в которой пересекаются задачи Церкви и государства. И здесь мало одних лишь слов проповеди.
На опыте прихода храма Нерукотворного Образа Христа Спасителя в Перово можно видеть действенность такой проповеди. Рядом с храмом находится роддом ГКБ № 70, с которым налажено тесное взаимодействие. Так, врачи сами направляют своих пациенток в храм или зовут священника к себе, чтобы окрестить ребенка, если он родился слабеньким. Опыт показывает, что зачастую таинство крещения помогает спасти жизнь малыша. При этом не все врачи являются православными или воцерковленными людьми. Дело в том, что практическая помощь Церкви для них становится непосредственной и явной. За годы сотрудничества медицины с Церковью не было ни одного случая, чтобы беременная мать, с верой и покаянием приступавшая к Богу, была посрамлена в своей надежде. Все, даже самые сложные случаи протекания и осложнения беременности по молитве матери и священника всегда заканчивались благополучными родами здоровых младенцев.
Беременность может случиться с каждой здоровой женщиной в известный период. Каждый генетик, цитолог или эмбриолог скажет, что зрелые мужская и женская клетки, встречаясь, создают беременность. И отсюда надо понимать, что такие расхожие клише, как «желанный» или «нежеланный» ребенок, не имеют под собой никакого основания, поскольку любая беременность — Богом данная. Хотя средства массовой информации в большинстве своем насаждают подобные определения. В этой борьбе активные позиции занимают Российская ассоциация планирования семьи, либерально настроенная пресса и сам дух современного общества потребления, культивируемого у нас усилиями того же Запада.
«Если евангельскую заповедь нарушает один человек, то ответственность падает на него одного. Однако если что-то противоречащее заповедям Евангелия становится государственным законом, то гнев Божий приходит на весь народ — для того, чтобы его воспитать».
В роддоме нет отделения прерывания беременности, т. е. абортария. Это принципиальная позиция главврача и персонала. Обычная практика такова, что на первом этаже — абортарий, а на третьем — родильный блок и отделение патологии. Получается так, что один и тот же врач, работая в отделении, борется за жизнь двенадцатинедельного ребеночка, а потом спускается этажом ниже и такого же ребеночка убивает. Так быть не должно! Врач, который считает для себя возможным убивать ребенка, не должен принимать роды. И если мы не можем сделать так, чтобы аборты были полностью запрещены, то надо, по крайней мере, добиться того, чтобы их прекратили делать в роддомах.
К сожалению, случается, что многое женщина узнает, лишь попав в больницу. Стремление вести «свободную» жизнь приводит к жестокому разочарованию. По врачебному опыту мы знаем — пять, шесть, семь половых партнеров, и можно с уверенностью говорить, что у женщины имеется хроническое воспаление придатков. Это, в свою очередь, становится причиной внематочной беременности, бесплодия и других хронических заболеваний. Конечно, эта планка не для всех женщин — у кого-то организм крепче, у кого-то — слабее, но в среднем это именно так. Об этом тоже нужно говорить молодежи, а не приучать ее «брать от жизни все».
Православная культура давно стала традиционной, национальной и включает в себя традиции семейного уклада. Семья как домашняя Церковь есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона взаимной любви. Опыт традиционного семейного общения дает человеку бесценные уроки преодоления греховного эгоизма и закладывает основы здоровой гражданственности. Именно в семье, как в школе благочестия, формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом, к своей Родине. Живая преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам, Отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому во многом способствует уклад жизни современного общества. Принижение социальной значимости материнства и отцовства приводит к тому, что дети начинают восприниматься как ненужная обуза, что также способствует отчуждению и развитию антагонизма между поколениями. Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.
Общество могло бы помочь в воспитании детей в русле традиционных семейных ценностей и деторождения посредством СМИ, телевидения и кинематографа. В доступной, интересной, увлекательной и познавательной форме необходимо воспитывать у ребят традиционные христианские ценности: жертвенную любовь к ближним, патриотизм и стремление к духовному совершенствованию.
На государственном уровне, и с этим согласны врачи роддома, помощь могла бы выразиться, например, в законодательно утвержденном требовании, чтобы каждая женщина, приходя на аборт, подписывала документ, в котором бы указывала, что, соглашаясь его сделать, она сознательно убивает в себе ребенка и знает о том, что последствия аборта для ее здоровья могут быть самыми опасными и непредсказуемыми в будущем. Необходимо законодательно запретить аборты по социальным показаниям или возможной болезни ребенка. Даже если беременность осложнена, это вовсе не повод для аборта. Нужно бороться за собственных детей, какими бы они ни были, это наши дети, и мы не должны от них отказываться. Решать убить или не убить, пусть даже малыш может родиться не вполне здоровым, — значит жить по принципу: человек человеку волк. В бизнесе или где-то еще это, возможно, как-то и объясняется, хотя оправдать это с христианской точки зрения невозможно. Если Господь дает этому ребенку жизнь, значит, это для чего-то нужно. Любой врач, который видел эмбрион, знает, что это такой же ребенок, с ручками, ножками, пальчиками и чертами лица, только крошечный совсем. И этот ребенок отличается от того, который ест кашу из тарелки, только тем, что питается через пуповину, а не ложкой. Конечно, он очень зависим от мамы, но только в физическом смысле. Как личность ребенок уникален с момента его зачатия — таково учение Церкви с древних времен. Бог дает душу младенцу в момент зачатия, с самого начала его жизни.
В заключение хотелось бы привести слова нашего современника, афонского старца Паисия Святогорца: «Надо, чтобы государство, Церковь зашевелились — чтобы люди узнали о тех последствиях, к которым приведет недостаток рождаемости. Церковь должна объяснять людям, что узаконенность абортов противоречит заповедям Евангелия. Врачи — со своей стороны — должны говорить о тех опасностях, которым подвергается делающая аборт женщина. Имея раньше страх Божий, мы потеряли его и не оставили в наследство будущему поколению ничего. Поэтому сейчас мы разрешаем аборты, узакониваем гражданский брак…