Все 109 воинов 21-й оброн, как её ещё называют Софринской бригады, как один выполнили эту священную заповедь; они отдали свои жизни, даже порой не зная ни этих слов, ни Того, Кто их сказал, ведь среди них были не только русские, украинцы, белорусы, марийцы, мордва, но и те, чьи предки исповедовали ислам и буддизм: татары, башкиры, калмыки… Зато они знали, что выполняют приказ, святее которого нет и не может быть для солдата на войне. На войне, которую не объявляли по радио, но которая идёт в нашей стране уже 25 лет. Ровно столько, сколько существует и бригада. Они, по страшному совпадению, ровесники и… антиподы.
Промыслом Божьим и волею тогдашнего командующего внутренними войсками МВД СССР генерала Юрия Шаталина эта бригада в числе четырёх других и была создана с конкретной целью: любой ценой задушить в зародыше очаги межнациональных, межэтнических конфликтов, недопустить кровопролития и перерастания его в полномасштабную гражданскую, братоубийственную войну; сохранить единое государство в границах, завещанных нам предками. И тогда, в заграничные сегодня Литву, Грузию, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Армению ехали и летели, оснащённые часто лишь пластиковыми щитами эти парни, вставая надёжной стеной между вчерашними соседями, гасили вспыхнувшую взаимную ненависть. За их плечами остались зарева пожаров и едкий дым горящих жилищ в Баку, Ереване, Фергане, Оше, Душанбе, Нахичевани и Степанакерте. Их заслуга – и тысячи жизней наших вчерашних сограждан. Сделать этого тогда, кроме них, было просто некому!
Сегодня, по прошествии четверти века, находятся люди, ставящие под сомнение целесообразность тех решений руководства страны и войск. Бог им судья, но нельзя забывать, что у солдат и офицеров Софринской бригады, выполняющих роль миротворцев, тогда не было и не могло быть права на выбор и какие-то сомнения. Они выполняли ПРИКАЗ!
7 апреля 1991 года, прикрывая отход подчинённых, уводящих от разъяренных боевиков женщин, детей и стариков – жителей азербайджанского села Юхары-Джибикли, погиб лейтенант Олег Бабак ставший последним Героем страны, интересы которой он защищал до конца. В этот же день, через четыре года, уже в чеченском посёлке Самашки, из которого, по заверению старейшин, ушли все бандиты, полегли, попав в засаду, старший лейтенант Максим Максин, младшие сержанты Алексей Будкин, Александр Кринко, Александр Лесников, Вячеслав Раченков, ефрейтор Дмитрий Стариков, рядовые Сергей Быданов, Игорь Скачков, Алексей Давлетгараев, Сергей Филёв… Тяжёлые потери понесла бригада при втором штурме чеченской столицы, когда она, пробиваясь к центру города, действовала в авангарде российских войск. Только за три последних дня ушедшего тысячелетия софринцы потеряли лейтенанта Сергея Грабова, прапорщика Александра Филиппова, сержантов Табрика Закирова, Владимира Орехова, сержанта Ивана Лунина, младших сержантов Дениса Пенкина, Рината Юнусова, ефрейторов Александра Медведева, Алексея Шишикина, Александра Юрина, рядовых Сергея Велижанина, Дмитрия Гаврилова, Владимира Захарова, Максима Лукинова, Анатолия Мохирева, Дмитрия Никишина, Дмитрия Распопова, Андрея Цуркана, Сергея Эзенкина, Владимира Кочеткова, Игоря Зайкина… Но и эти потери не были последними. Война на Кавказе была остановлена страшной ценой. Помнить об этом, дорожить миром и беречь его, а ещё хранить память о героях ушедших в Вечность – наш долг!
Об этом и говорили люди, собравшиеся в это день на митинге, посвящённом открытию мемориала. Было сказано много тёплых и возвышенных слов представителями правительства Московской области, района и поселка, командования Внутренних войск и Софринской бригады, ветеранами части и членами семей погибших военнослужащих.
Главная заслуга в сооружении Аллеи памяти, да и всего мемориального комплекса, принадлежит духовнику бригады и настоятелю ещё нескольких ближайших храмов игумену Феофану (Замесову). Неутомимый труженик, большой патриот своей Родины, он с солдатской стойкостью и монашеским смирением несёт своё высокое служение, зажигая в сердцах людей, словно лампадки, огоньки веры, пробуждая в них надежду на лучшее и любовь друг к другу, так как это делали воины, чьи имена высечены на плитах.
Ну а если мы забудем об этом, то камни возопиют, напоминая о нашем долге перед павшими!
Роман Илющенко,
ветеран боевых действий
Фото Ларисы Беляевой