Русская Императорская Армия была единственной в мире по своей моральной высоте
Чтобы Бог даровал победу,
солдаты должны сражаться.
Жанна д’Арк
солдаты должны сражаться.
Жанна д’Арк
Переживаемый нами исторический момент характеризуется, в частности, двумя взаимоисключающими тенденциями, формируемыми в массовом сознании.
С одной стороны, подавляющим большинством органов и средств массовой информации во всемирном масштабе оправдывается и обеляется любая агрессия обнаглевшей с 1991 года от безнаказанности американской военщины со всеми ее европейскими подпевалами в лице блока НАТО. И разных прочих евросоюзов.
С другой стороны, также во всемирном масштабе ведется безпрецедентная кампания по дискредитации самой идеи войны. Особенно войны за независимость и сохранение в неприкосновенности своего духовного и материального бытия любой страны, не входящей в упомянутые блоки и союзы. До степени истерической доходит эта кампания, когда дело касается отстаивания своих законных прав страной православной: будь то крошечная Сербия или все еще немалая — территориально — Российская Федерация. Вспомним август 2008-го.
Под сомнение ставится даже еще недавно святое для каждого порядочного человека слово «патриотизм». Самое умилительное при этом, что проводящие оную кампанию личности и внимающие им, имеют иной раз невежественную наглость ссылаться при этом как на десять заповедей, так и на заповеди Христовы.
И это, бывает, проходит, поскольку многовековыми стараниями «прогрессивной» мировой общественности удалось представить Христианство — веру воинов и землепашцев — мутной розовой водичкой, от которой не стошнит разве что махрового интеллигента со стажем. В связи с этим невредно довести до читателя православный взгляд на войну и воинов.
Для православного человека разгром врага был не самоцелью, а лишь средством защитить своих родных, близких по крови, братьев по вере и свою Родину от подчинения враждебным им началам. Защита Веры и Отечества, преграда Злу — именно это было целью войны, а не разгром врага, являвшийся лишь следствием этой цели.
С исчерпывающей полнотой православный взгляд на войну был выражен еще в эпоху Вселенских соборов. Так Святой Василий Великий в своем 13 правиле выразил мнение, что:
«Убиение на брани Отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия.
Но, может быть, добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удерживались бы от приобщения токмо Святых Тайн».
В толковании на это правило признанного православного богослова и толкователя Правил Вселенской Церкви Иоанна Зонары (XII век) указано, что:
«Не в виде обязательного предписания, а в виде совета предлагает святый, чтобы убивающий на войне в течение трех лет воздерживался от причащения.
Впрочем, и этот совет представляется тяжким; ибо он может вести к тому, что воины никогда не будут причащаться Божественных даров, и в особенности лучшие, — те, которые отличаются отвагою: ибо они никогда не будут иметь возможности в течение трех лет прожить в мире.
Итак, если те, которые ведут войны одну за другой и умерщвляют неприятеля, удаляются от причащения, то они во всю жизнь будут лишены благого причащения, что для христиан — нестерпимое наказание.
Но зачем считать имеющими нечистые руки тех, которые подвизаются за Государство и за братьев, чтобы они не были захвачены неприятелями, или освободить тех, которые находятся в плену? Ибо если они будут бояться убивать варваров, чтоб через это не осквернить своих рук, то все погибнет, и варвары всем возобладают».
В виду этого и древние отцы, как свидетельствует сам Василий Великий, не причисляли к убийцам тех, которые убивают на войне, извиняя их как поборников целомудрия и благочестия; ибо если будут господствовать варвары, то не будет ни благочестия, ни целомудрия:
• благочестие они отвергнут, чтобы утвердить собственную религию;
• а в целомудрии никому не будет дозволено подвизаться, так как все будут принуждены жить так, как они (варвары) живут.
А великий в Божественном учении Афанасий, в своем каноническом Послании к монаху Аммуну говорит буквально следующее:
«Не позволительно убивать, но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно».
В миру Иоанн Зонара командовал Императорской Гвардией Империи. А XII век был не легким веком для Второго Рима. Иноческий постриг в обители на уединенном острове близ греческих берегов будущий богослов и толкователь Правил принял, в частности, потеряв близких сердцу людей. Так что, друнгарий виглы (начальник дворцовой стражи) Зонара тему не понаслышке знал.
Возможно, солдатская скромность помешала гвардейскому генералу, ставшему воином Христовым, добавить, что, продолжая свою мысль, высказанную в послании к Аммуну, Святой Афанасий Александрийский говорит еще следующие слова:
«Так великих почестей достигаются доблестные в брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния».
Из слов святых отцов следует, что любые военные действия, направленные на защиту благочестия и целомудрия, Веры и Отечества, другими словами — на противостояние злу, — с какими бы материальными и людскими потерями эти военные действия ни были бы сопряжены, — благословлены Богом и Церковью.
Это в полной мере относится к войнам, ведшимся Россией и Российской Империей.
Также однозначно следует сказать и подчеркнуть, что и в настоящее время такие войны и военные действия с нашей стороны, как против врагов внешних, — так и внутренних — независимо от их должностей и званий — будут не просто воинским подвигом, но проявлением духа православия в материальном мире.
Поскольку войны, и любые другие враждебные действия, направленные на сокрушение и умаление православия и его земных носителей, являются не только преступлением против человечности, но и прямым богоборчеством.
Напротив, отказ от противостояния злу, в том числе и военного противостояния злу в его лицемерно мирном обличии, однозначно должен быть расценен, как принятие зла, предоставление злу свободы, попустительство и потакание злу.
Сказанное представляется особенно актуальным в наши дни.
Нынешнее мировое зло, при всей разности обличий и разнообразии масштабов, как никогда, старается обезопасить себя призывами к миру, с целью парализовать волю тех, кто мог бы злу противостать.
Русское Христолюбивое Воинство
До сравнительно недавнего по историческим меркам времени функцию защиты Веры и Отечества, преграды — не будет преувеличением сказать — вселенскому злу выполняла человеческая общность, именуемая Христолюбивым Русским Воинством. И право, Воинство это заслужило, чтобы ныне живущие сыновья земли Русской узнали и вспомнили о нем и узнали заодно, откуда есть оно пошло.
Человека, решившего сколь-нибудь внимательно изучить историю первых веков христианства, или просто подробнее ознакомиться с ней, ожидает поразительное открытие.
1. Христианство, религия мира, совершенно необъяснимо, на первый взгляд, притягивало к себе людей меча.
2. Ни одна группа населения Римской империи в течение первых веков не сделала столько для распространения христианства, как римская армия.
Оказывается, именно с легионами учение Христово проникало в самые глухие места Римской Империи. Так, Св. Пахомий, один из величайших отцов-пустынножителей Церкви Христовой, свидетельствует, что он впервые узнал о Христе, когда был взят в солдаты.
Является фактом церковной истории, что христианство во многом обязано своим торжеством воинам Римской Армии. Среди мучеников, пострадавших во время гонений при римских императорах-язычниках, мы встречаем много офицеров в генеральском чине (трибуны и стратилаты), а также множество воинов, рядовых солдат.
Вопреки новомодным домыслам христиане никогда не отказывались от служения в армии. История раннего христианства не знает случаев, чтобы воин-христианин «снял с себя пояс», то есть отказался от военной службы.
Призываемые к воинской службе христиане воспринимали свое служение земному царю как подготовку к высшей форме воинского служения — служению Царю Небесному, Христу. Христианское звание освящало и возвышало звание воинское.
Недаром в Св. Писании христианин часто именуется воином.
«Новоизбранным воином Христа Бога нашего» именует также каждого православного сам Чин Крещения.
Крест и меч духовно сливались, лучшие воины царя земного становились лучшими воинами Царя Небесного.
Меч не с целью убийства поднимаемый, а используемый как преграда распространению Зла, насилия и неправды, благословляется Крестом, и они духовно сливаются.
Лучшие черты воинов ранней поры христианства восприняло Русское Христолюбивое Воинство. Не удивительно, что воины были нередки среди знаменитых русских старцев, среди лучших и достойнейших святителей, и, конечно, много их было в числе пастырей, иноков и подвижников.
Русская Императорская Армия в отличие от армий других европейских стран всегда была носительницей двойного служения. Не службу, а служение совершал русский воин, и в этом служении совмещались два элемента: религиозный и национальный.
«Не в силе Бог, а в Правде» — девиз русского воинства на протяжении всей истории Руси-России Православной. Элемент религиозный выражался в защите духовных основ государственности, в защите Веры Отцов — Православной веры, а служение национальное — в защите территории Православия на Земле.
Не поэтому ли Русская Императорская Армия была единственной в мире по своей моральной высоте, по своей военной этике и, смело можно сказать, единственной в мире по глубине христианской.
Русский православный воин из векового опыта знал, что только в Христолюбивом воинстве добродетель храбрости получает свое полное осуществление. Что с духом Сатаны можно успешно бороться, только «облекшись в броню Правды и Истины», а Истина есть Христос.
Для успеха же борьбы, сказал Иван Ильин, нужна «Белая Идея, отражающая стремление русских людей к борьбе не за личные интересы, а к борьбе за Истину-Христа, за достоинство человека, за крещеного и в своем крещении со Христом сочетавшегося русского человека».
«Белая идея Белого Царства».
В наше время сама возможность существования Христолюбивого Воинства считается многими фикцией. Но это фикция лишь для тех, к кому применимы чеховские слова: русский интеллигент безбожен и материалистичен, — и для тех, кто сам отрекся от Христа и внутренне ушел из Церкви Его.
Борис Глебович Галенин,
военный историк, публицист
военный историк, публицист