Добавлено: 24.10.2020

Крестные ходы созидают наше Отечество

Завет святой старины, завет веры предков: крестные ходы созидают наше Отечество, очищают наши души, от состояния которых зависит и состояние мира. Жители богоспасаемых городов, сёл идут крестным ходом в веках, передавая нам огонь своей святой веры, любовь ко Христу и Православию.

Крестный ход — составная часть общественного Богослужения, восходящая к традициям Святых Отцов. И уходящая корнями в Ветхозаветную Священную историю. Как известно, шествие народа с Ковчегом Завета вокруг стен Иерихона — прообраз крестных ходов. Стены Иерихона пали в результате семикратного шествия.

Вход Господень в Иерусалим и страдальческий путь Господа на Голгофу — всё это тоже образцы первоначал церковных крестных ходов.

Со времен Константина Великого мы видим множество крестных ходов в Византии. И, как правило, эти крестные ходы — совместное дело священства и царства.

При нападении врага, стихийных бедствиях, болезнях императоры и вельможи шли в крестных ходах, порой во власянице. Народ шествовал за священниками и знатью часто босиком. Военному походу императоров предшествовала их молитва и обход Константинополя крестным ходом со святынями.

Последний византийский крестный ход прошел по стенам Константинополя по повелению императора Константина — с молитвой о спасении города от турок. Со святынями и хоругвями шёл по крепостным стенам, проливая слезы, босиком, православный народ…

Крещение Руси в Днепре, по сказанию Нестора-летописца, сопровождалось крестным ходом к реке.

Богомудрое завещание всем правителям Руси от одного из ее созидателей — князя Ярослава Мудрого возжигать свои светильники веры — отражено на западной стене Софии Киевской. На ней мы видим знаменитое изображение ктиторов собора — семьи Ярослава Мудрого. Его дети в шествии к Богу держат в руках большие зажжённые свечи.

Церковь и Отечество Российское спасались Крестными ходами. Таков Крестный ход с Владимирской иконой Богородицы в Москву, когда Пречистая Дева избавила церковную и государственную столицу от нашествия Тамерлана.

Царь Иоанн Грозный, завоевав Казань, посвятил город Истинному Богу, пройдя со священниками крестным ходом по стенам и освятив его.

До 1917 года и в России многие крестные ходы были инициативой не только церковных властей, но и царей. В истории стольного града Москвы навсегда запечатлено название, связанное с крестными ходами и паломничеством царей из Кремля в Новодевичий монастырь к Пречистой Богородице и Смоленской Её иконе — это отражено в названии московской улицы Пречистенка.

Недавний пример взаимодействия священства и царства в крестном ходе — участие Императора Николая II в прославлении преподобного старца Серафима Саровского. Тогда Государь участвовал в большом крестном ходе и нёс раку святого.

В эпоху богоборчества государство заявило, что отделяется от Церкви (такое заявление можно уподобить мнению, что все живое могло бы при желании отделиться и изолироваться от Солнца). Но в разных местах России в 1920-х годах большевики не рисковали тотально запрещать крестные ходы. Порой, напротив, для укоренения обновленческого раскола на местах разрешали «живоцерковникам» проводить традиционные крестные ходы и передавали им отобранные у православных святыни, чтобы люди стекались к ним.

В 2000-х годах Церковь успела провести множество спасительных для нас крестных ходов в России, на Украине и Белоруссии. Большой крестный ход «Под звездой Богородицы» был многомесячным и международным.

Восемь крестных ходов вышли тогда в Москву из Владивостока, Якутска, Барнаула, Ростова на Дону, Афона, Иерусалима, Санкт-Петербурга и Архангельска. Они символизировали собой восьмиконечную Звезду Богородицы. Во главе каждого крестного хода — освященная у великих московских святынь икона Божией Матери «Державная». Вышли в разное время, в зависимости от расстояния до столицы, и пришли в Москву одновременно, совершив затем уже объединенный крестный ход из Коломенского — от чудотворной иконы Матери Божией «Державная» — к Храму Христа Спасителя.

20 мая 2007 года на центральные улицы Владивостока вышло несколько тысяч человек — священнослужители, православные жители Приморья — целыми семьями, командование и военнослужащие Тихоокеанского флота, молодежь.

Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин (ныне митрополит) пожелал совершителям крестного хода «Под звездой Богородицы» крепости духа в их молитвенно-покаянном делании, которое им нужно пронести сквозь жар и холод, дождь и зной, молясь о спасении нашего народа, духовном возрождении России.

Крестный ход достигал порой двух тысяч человек, шли губернаторы, владыки, люди весьма преклонных лет и молодые, даже дети.

Очевидец тех событий Владимир Саяпин пишет:

«Самый трудный, долгий и протяженный крестный ход, конечно же, Владивостокский. Более года шли до столицы православные христиане. Не просто шли, непрерывно молились. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» пела братия в такт шагам, затем подхватывали сестры «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Опять братия, и так всю дорогу. Весной, летом, осенью, зимой, весной, летом. В погожий день и под проливным дождем, в невыносимую жару и лютую стужу.

Много народа участвовало в шествии. Одни долго готовились и загодя прилетели в Приморье к началу хода. Другие случайно узнали и присоединились. Одни шли год и таких около десяти. Другие день, неделю, месяц... Кто сколько смог. Пути Господни неисповедимы!

Трудница Екатерина из Марфо-Мариинской обители Владивостока вместе с насельницами вышла проводить крестный ход. А вернулась в обитель через год! С молитвой прошла всю Россию. Отрок больной и мама прошли немного и вернулись домой. Мальчишка исцелился. Вернулись, догнали и до Москвы дошагали!»

Участница того невиданного крестного хода Галина вспоминает:

«Крестный ход по Владивостоку — это было сильное по духу шествие. Молитва была удивительно мощной. Люди удивлялись: никогда такого во Владивостоке не было!

Далее самую большую Державная икону везли на машине, ее невозможно было нести. Только от Владивостока до границ епархии ее несли на руках морские пехотинцы Тихоокеанского флота. Это удивительные юные люди, недавнего призыва. Внешне они не выглядели богатырями, но у них был замечательный дух. Такую тяжесть так легко нести! Что самое интересное, они шли с этой иконой, не меняясь с справой стороны на левую: вот как встали вначале, так и шли. Они впервые встретились с тем, что такое крестный ход, Иисусова молитва. И сказали, что с такой молитвой можно идти сутками».

Принесённые к нам с Афона, Иерусалима, Греции, Сербии святыни собирали миллионы людей. Это Пояс Пресвятой Богородицы, мощи преподобномучениц Великой княгини Елизаветы и инокини Варвары, великомучеников Пантелеимона и Георгия Победоносца, апостола Андрея Первозванного, десница Пророка и Предтечи Господня Иоанна, мощи Марии Магдалины, глава апостола и евангелиста Луки... Всё это сопровождалось крестными ходами. Сколь много душ благодаря этому обратилось к вере.

Поколение пришедших в Церковь после 1990-го года не знает гонений советских времен и с новой ситуацией — отменой многих крестных ходов — столкнулось впервые.

В 2020 году по причине распространения опасного вируса, под давлением гражданских чиновников, не состоялись ежегодные большие крестные ходы в России и на Украине. Прежде всего, Великорецкий крестный ход с чудотворною иконой Святителя Николая, большой крестный ход на Украине в честь Дня Крещения Руси (который проходил в предыдущие годы даже при правительстве Порошенко) и многотысячный крестный ход в северной столице — Санкт-Петербурге в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Хорошо, что состоялся ежегодный крестный ход в память Царственных страстотерпцев из Екатеринбурга на Ганину яму.

Состоялся и ежегодный 250-километровый крестный ход из Каменца-Подольского Хмельницкой области в Свято-Успенскую Почаевскую лавру. И Великорецкий крестный ход, пусть в малом масштабе, ко всеобщей радости, всё же прошёл, несмотря на отсутствие поддержки. Сотни людей со священником прошли ежегодный крестный путь.

Как запретить людям крестный ход, в котором они участвуют много лет целыми поколениями? Вот иеромонах, возглавивший шествие паломников в Почаев, рассказывает православному телеканалу о том, какая радость после недельного пути и молитвы входить в лавру своими ногами. Он вспоминает слова своей бабушки, которая говорила, что «лучше один раз прийти в Почаевскую лавру своими ножками, чем сорок раз приехать»…

Из этого следует завет святой старины, завет веры предков, что крестные ходы созидают наше Отечество, очищают наши души, от состояния которых зависит и состояние мира. Некоторые семьи, жители богоспасаемых городов, сёл идут крестным ходом в веках, передавая нам огонь своей святой веры, любовь ко Христу и Православию.

О вирусе сегодня благодаря то ли средствам массовой информации, то ли средствам «массового запугивания», слышали все, но оценивают его по-разному. На наш взгляд, вирус реально существует и реально по чьей-то злой воле убивает людей. Но Церковь в своей истории сталкивалась с разными испытаниями и вызовами. И сегодняшние запреты крестных ходов заставляют вспомнить примеры из истории Православия на Волыни в 1938 году.

Западная Украина с 1921 года входила в состав восстановленной Второй Речи Посполитой (Польши). Польское правительство с середины 1930-х годов взяло жёсткий курс на уничтожение Православия, но не в раз, а постепенно, используя разнообразные средства давления. В 1938 г. увольнялись лояльные к православию чиновники на Волыни, а новые активно внедряли методы ополячивания. Тогда, с целью уменьшить поток паломников в православный духовный центр — Почаевскую лавру — в августе-сентябре 1938 года местные власти запретили проведение крестных ходов под предлогом распространения дизентерии. Паломники игнорировали запрет, и многочисленные крестные ходы в лавру всё равно продолжали стекаться на праздник Успения Божией Матери и на день преподобного Иова Почаевского. Дизентерия была лишь поводом для запрета крестных ходов.

История свидетельствует, что свободно проводимые крестные ходы — признак свободы Церкви. В первые века истории Христианства крестные ходы как древняя часть общественного богослужения были возможны лишь тайно и ночью. Или совсем невозможны. Их запрет ныне заставляет задуматься о том, не проявляются ли явные признаки гонения на веру?

Завоеватели православных земель и православного населения — мусульмане-арабы, турки, латиняне — запрещали православным крестные ходы. Запрещали их и фашисты на оккупированных территориях. Запрещали поляки на захваченных территориях Российской империи.

В своих посланиях духовенство, архипастыри времена церковной свободы называли «летом благоприятным». Лето — это символ расцвета и успешных плодоносных времён для Церкви. Тем самым Церковь давала понять, что могут наступить времена и неблагоприятные и не летние, а «зимние» с точки зрения духовной жизни. Церковь знала такие зимы — времена гонений и неблагоприятных условий для проповеди.

Всё это Церковь прекрасно знает. Но самое главное наше знание, что врата ада не одолеют Церковь, она основана на Камне веры — Христе.

К сожалению, ныне в 2020 году со ссылкой на вирусы крестные ходы запрещаются светскими властями, которые включают все свои возможности (отказ в сопровождении ГИБДД, неорганизованность ночлега, подвоза воды). С горечью приходится говорить и о травле Церкви и крестоходцев, их демонизации в ряде СМИ и со стороны излишне политизированной части общества.

Будем надеяться, что эпидемиологические запреты крестных ходов — это временные духовные «заморозки». И наши архипастыри и весь православный народ, с Божией помощью, останутся непреклонными и непоколебимыми перед всякими «внешними влияниями» и в 2021 году, в год 800-летия Святого Благоверного князя Александра Невского, крестные ходы пройдут по всей Руси — по святому Отечеству нашему от Санкт-Петербурга, Новгорода Великого до Владивостока.

«Грех, не омытый покаянием, — по словам православного пастыря, — не исчезает: как капли дождя образуют потоки, так и грехи людей, соединяясь вместе, образуют разрушительную силу, которая проявляется в физическом плане в виде войн, общественных потрясений, голода, эпидемий и природных катаклизмов… Поэтому от покаяния зависят судьбы народов, стран и всего человечества».

«Россия спасется крестными ходами», — эти слова стали крылатыми. И верим, никогда на Руси, до скончания времен не прекратятся шествия с иконами и молитвой по нашей священной русской земле!

Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

Фото: Владимир Саяпин


От редакции:
В условиях непростой эпидемиологической обстановки власти осознают, что нужно принимать очень взвешенные решения — не допустить остановки экономики. Иначе катастрофа. Столь же взвешенные решения властям нужно принимать в отношении молитвенных шествий — не допустить остановки крестных ходов. Иначе страна лишит себя сильнейшей духовной защиты. По словам наших святых отцов во всей вселенной нет ничего сильнее молитвы, ибо она может изменить решение Самого Бога.

Крестные ходы — стратегические средства нашей духовной обороны. Их проведение и даже увеличение их числа — это вопрос государственной безопасности России.

Особенно в наше грозное время.
от 20.04.2024 Раздел: Октябрь 2020 Просмотров: 750
Всего комментариев: 0
avatar