Высокопреосвященнейший архиепископ Софроний (в миру Дмитрий Иванович Будько) родился 3 октября 1930 года в Брестской области Белоруссии.
Семья была верующая, патриархальная. С раннего возраста родители приучали детей к строгому послушанию и почтительному отношению к старшим.
Брестская область входила тогда в состав Польши. Помимо обычных школьных предметов, здесь, начиная с первого класса, учили и Закону Божию. Учителем был приходской священник.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Учеба оборвалась...
В 1950 году, будучи 20-ти летним, Дмитрий Будько был призван в армию. Вся армейская служба прошла в радиолокационных войсках Северного военно-морского флота, в особой секретной роте командиром отделения механиков. За хорошую службу Дмитрий Будько был вскоре награжден внеочередным отпуском на родину и назначением на офицерскую должность преподавателя электротехники и двигателей внутреннего сгорания.
В сложные для Церкви годы, когда секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев убежденно заявил, что «к 80-му году в СССР не будет ни одного попа», молодой Дмитрий Будько решает посвятить себя Церкви и народу Божиему. Блестяще сдав вступительные экзамены, демобилизованный морской офицер стал семинаристом Жировицкой духовной семинарии. Учился по высшему разряду.
Средств у Дмитрия Будько в те годы почти не было, и перед демобилизацией он справил себе хорошую морскую форму, в ней и ходил. Это страшно раздражало власти. Мол, молодой моряк, живой символ Октябрьской революции, а учится на священника. Требовали переодеться во что-нибудь нейтральное. Но Дмитрий защищал свое право носить морскую форму.
В середине 50-х годов за труды по строительству нового семинарского корпуса группа семинаристов была награждена поездкой на проходивший в 1957 году в Москве Международный фестиваль молодежи и студентов. Делегации семинаристов-строителей, принимавшей участие во встречах с молодежью в Свято-Троицкой лавре, была пошита специальная добротная семинарская форма. В форме такого образца ходят и нынешние семинаристы. Вот тогда-то и расстался Дмитрий со своей «матроской».
По окончании семинарии в 1959 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1963 году с ученой степенью кандидата богословских наук за работу «Богослужение Великого Четвертка в его историческом развитии».
Шли 60-е годы. Закрывались храмы, оставались без места годами служившие, обремененные семьями батюшки. Что же говорить о совсем молодом кандидате во священники...
Владыка вспоминает: «Бездомным странником искал я по городам и весям свой храм. Зимой в демисезонном пальтишке, купленном по случаю окончания академии, мерз на улицах незнакомых городов, отогревался в магазинах, трясся на багажных полках вагонов, недоедал... Кроме того, я боялся ареста «за тунеядство», так как тогда действовал хрущевский закон, согласно которому нетрудоустроенного в течение трех месяцев человека отправляли в места не столь отдаленные. Этот закон широко применялся властями для расправы с негодными, инакомыслящими».
Только благодаря помощи профессора Николая Дмитриевича Успенского и участию личного секретаря Его Святейшества Алексия I Даниила Андреевича Остапова Дмитрию удалось получить место в Новосибирской епархии.
В начале 60-х годов в Кузбассе, в Ильинском приходе города Осинники, протоиерей Дмитрий за сравнительно короткий срок сумел из разношерстного и разноконфессионального приходского совета, созданного под руководством отдела по делам религий, сформировать работоспособный коллектив православных единомышленников, укрепивших деятельность прихода. Недаром - миротворец.
Преосвященнейший Владыка Гедеон 1 мая 1972 года своим Указом назначил отца Дмитрия настоятелем Вознесенского кафедрального собора города Новосибирска и благочинным Новосибирской области.
Он сразу потребовал от отца Дмитрия наладить дисциплину среди духовенства собора и области. И отец Дмитрий с жаром взялся за возложенное послушание. Сколько было поездок по епархии для разрешения споров, конфликтов с местными органами власти, раздоров на приходах и нестроений среди священства. Но Божьи дарования и тут дали о себе знать. Недаром в 1987 году, давая характеристику Протоиерею Дмитрию Будько, архиепископ Гедеон называет его «активным миротворцем». В этой же характеристике Владыка Гедеон дает оценку способностям отца Дмитрия к храмовому строительству:
«Много внимания уделяет строительным и реставрационным работам в храмах своего благочиния».
За этими словами в первую очередь стоит проведенная протоиереем Дмитрием Будько перестройка ветхого деревянного Вознесенского собора практически вопреки запрещающей воле советских чиновников.
К великому юбилею 1000-летия Крещения Руси с помощью Божьей был построен новый кирпичный Вознесенский собор, а старый, деревянный, который находился внутри новой постройки, разобрали и за четверо суток вынесли. Таким образом, увеличилась площадь нового собора более чем на 240 квадратных метров. Причем в размерах старого собора, минуя фундамент старой постройки более чем на 3 метра в глубину, соорудили нижний этаж высотой в 5 метров, в котором разместили Гедеоновский храм на 800 человек и прекрасные складские помещения общей площадью более 600 квадратных метров.
Параллельно со строительством собора, начиная с 1978 года, проводилась реконструкция Никольского храма в городе Болотное Новосибирской области, открывали приходы в городах Черепаново, Искитим, Купино, Бердск, Барабинск, Куйбышев, Маслянино и др. Всего в эти трудные для Церкви годы были открыты 13 приходов!
Митрополит Гедеон представил протоиерея Дмитрия Будько к высшим Патриаршим наградам вплоть до второго креста с украшениями.
Святейший Патриарх Пимен однажды сказал приехавшему доложить о новообразованных общинах в епархии отцу Дмитрию: «Привозите нам чаще такие весточки, нам есть о чем говорить с иностранными посетителями Московской Патриархии», и наградил его медалью преподобного Сергия Радонежского.
По поводу иностранных посетителей уместно снова вспомнить характеристику, данную «миротворцу» протоиерею Дмитрию Будько архиепископом Гедеоном. В ней говорится: «Хороший службист и проповедник. Принимает участие в приеме иностранных гостей и туристов». Талант проповедника, способность найти точки соприкосновения с любым человеком сделали отца Дмитрия ключевой фигурой, принимающей стороны для всех прибывающих в Новосибирск иностранных делегаций.
В 1982 году в рамках Всемирного конгресса «Религиозные деятели за спасение жизни от ядерной катастрофы» в Новосибирск прибывает известный протестантский проповедник Билли Грэм. В первую очередь на беседу с ним власти приглашают настоятеля Вознесенского собора.
В 1985 году состоялась встреча с представителями Православной Церкви Японии. Встреча проходила в рамках мероприятий, посвященных 40-летней годовщине ядерных бомбардировок городов Хиросима и Нагасаки.
Множеству других делегаций рассказывал благочинный Новосибирской области, как можно в условиях Советской России строить и приумножать храмы и приходы.
В апреле месяце 1984 года отец Дмитрий овдовел. С ним остались сын и дочь. Сын служил в армии, а дочь училась в средней школе.
12 мая 1991 года в Троице-Сергиевой лавре отец Дмитрий пострижен в монашество с именем Софроний и возведен в сан архимандрита.
16 мая 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, прибыв в Новосибирск на праздник Вознесения, за праздничной божественной литургией поставил архимандрита Софрония во епископа с титулом Томский, викарий Новосибирской епархии.
В 1993 году 11 июня с образованием Кемеровской епархии Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод определили епископа Софрония временно окормлять новообразованную епархию, а в ноябре месяце утвердили его постоянно править Кемеровской епархией.
В своем первом отчете Святейшему Патриарху о деятельности новообразованной епархии за 1993 год епископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний писал:
«Первые месяцы своего управления Кемеровской епархией я посетил более 40 приходов с целью ознакомления с их приходской жизнью. Во всех приходах, в которых мы проводили богослужения, бывало много молящихся, и это весьма радовало нас...».
25 февраля 1998 указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Владыка Софроний возведен в сан архиепископа.
С момента открытия в 1993 году самостоятельной епархии и прибытия в область правящего архиерея - Владыки Софрония – жизнедеятельность Православной Церкви в Кузбассе вышла на новый уровень, активизировавшись во всех сферах. Этот процесс коснулся не только внутрицерковной жизни, но и взаимоотношений новообразованной Епархии с властью и обществом. Во многом благодаря своему богатому опыту руководителя (настоятеля, благочинного, секретаря епархии, викарного архиерея) и желанию следовать евангельскому призыву Христа «Так да просветится свет ваш пред людьми, яко да видят ваши добрые дела и да прославят Отца вашего, Который на Небе», Владыке удалось добиться уважительных и конструктивных отношений с губернатором Кемеровской области и ее Администрацией.
Сферы взаимоотношений определяет «Соглашение о сотрудничестве Администрации Кемеровской области и Кемеровской и Новокузнецкой епархии», подписанное в 1998 году и продленное в 2001-м. Это сотрудничество касается не только помощи Администрации в строительстве храмов и их благоукрашении, но и в поддержке различных начинаний, которые по инициативе и благословению архиепископа Софрония проводились епархией за все годы ее существования. Это и десятки конференций, на которых учеными и богословами не только Кузбасса, но и всей России обсуждались самые насущные вопросы духовных и этических сторон нашей жизни; и различные фестивали, отражающие уровень Веры и культуры общества; и многие выставки, свидетельствующие о том духовном подъеме, который очевиден за годы управления епархией Высокопреосвященнейшим Владыкой.
Владыка Софроний всегда принимает участие во всех крупных областных мероприятиях, входит в состав кузбасских делегаций, направляемых в страны ближнего и дальнего зарубежья. Особенно теплым остался в памяти Владыки визит в составе официальной делегации Кузбасса в братскую Республику Беларусь, на его Родину, в сентябре 2001 года.
Личный труд архиепископа Софрония на благо Кузбасса и его жителей отмечен различными областными и всероссийскими наградами. Так Владыка Софроний - Почетный гражданин Кемеровской области, награжден медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса» I и II степени, орденом Дружбы народов. В 2001 году архиепископ Софроний стал первым кавалером только что учрежденной высшей награды Кемеровской области ордена «Доблесть Кузбасса». В 2003 году Кузбасский Архиерей стал первым в России священнослужителем, награжденным национальной премией Петра Великого.
Отношения, сложившиеся между государственными и церковными властями, сыграли позитивную роль в стабилизации политической, экономической и морально-нравственной жизни кузбассовцев. «Безусловно, огромная заслуга в этом принадлежит губернатору Аману Гумировичу Тулееву и архиепископу Кемеровскому и Новокузнецкому Софронию», - подчеркнул митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на праздновании 10-летнего юбилея нашей Епархии.
Иерей ЕВГЕНИЙ Сидорин,
Дьякон СЕРГИЙ Веремеев