Добавлено: 29.08.2023

Лик Пантелеимона Целителя

История афонской иконы из Саввино-Сторожевского монастыря
К 625-летию Саввино-Сторожевского монастыря 23 августа 2023 года в Саввино-Сто-рожевском ставропигиальном мужском монастыре торжественно отметили 625-летие со дня основания обители и 25-летие перенесения в нее мощей преподобного Саввы Сторожевского. О связях прославленной обители со Святой Горой Афон эта публикация. Паломники, которые едут в Звенигород к мощам преподобного Саввы Сторожевского, помнят о чудесах, связанных с исцелениями болящих, происходивших в те или иные времена. Слава Звенигородского Чудотворца распространена в народе давно. Русской Православной Церковью почитается много святых, которые посвятили свою жизнь врачеванию телесному и духовному. Одним из них является и Пантелеимон Целитель — великомученик, врач безмездный, настоящий безсребреник. Икона с его мощами, привезенная с Афона, хранится в приделе преподобного Саввы собора Рождества Пресвятой Богородицы Звенигородской обители. К ней прикладываются каждый день сотни людей. Главным источником информации о святом Пантелеимоне и основным центром созидания икон с ликом великомученика оставался русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой горе Афон. Откуда и прибыла в Саввино-Сторожевскую обитель икона-реликвия. В соборе Святого Пантелеимона Целителя в русском монастыре на Святой горе Афон, построенном в 1814 году, в ковчеге хранилась и хранится честная глава великомученика и целителя, а также среди других безценных святынь — несколько икон святого Пантелеимона.
О чем поведали фрески монастыря
Когда прихожане и паломники входят в собор Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевской обители, то в притворе, прямо по пути, справа от портала стены собора их встречает изображенный в полный рост святой врач великомученик Пантелеимон Целитель. Невозможно пройти мимо, не заметив этого изображения почти в натуральную величину. Роспись сделана в традиции своего времени — рубежа XIX и XX столетий. А тогда соблюдались не только давние иконописные правила, но и копировались примеры распространенных в те годы изображений безмездного врача, которые пришли в Россию со святой горы Афон, из Свято-Пантелеимонова русского монастыря. Конечно же, в различных местах собора расположены изображения основателя монастыря — преподобного Саввы Сторожевского, которые рассказывают о его Житии, а также — о наиболее важных чудесах, которые были связаны с его именем. Некоторые росписи посвящены исцелениям недужных. Как, например, сцена исцеления игумена Мисаила при гробе преподобного Саввы (палехское письмо начала XX столетия). Особо интересна другая фреска, которая подписана так: «Очи инока исцеляются отрением их покровом от гроба преподобного Саввы». В случае с игуменом Мисаилом возникает особая ассоциация с наместником-настоятелем Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон — Мисаилом, который, возможно, и передал в Саввино-Сторожевскую обитель икону святого Пантелеимона Целителя в 1910–1915 годах. А в случае с исцелением глаз инока вспоминается одно из первых и наиболее известных чудес Пантелеимона, когда он на улице исцелил встретившегося ему слепого. Не случайно по этому поводу в росписи Рождественского собора Звенигородского монастыря мы можем видеть на северной стене изображение сюжета из Евангелия от Иоанна: «Исцеление слепорожденного Господом нашим Иисусом Христом». Ибо это еще раз напоминало молящимся, что истинным врачом и Первоцелителем является сам Господь, который и наделил людей искусством излечения. Но когда посетители Рождественского собора попадают в придел преподобного Саввы Сторожевского, то прямо у входа в сторону алтарной части их встречает еще один лик святого Пантелеимона Целителя. Это икона, привезенная из Афона. Вместе с мощами великомученика она является одной из главных святынь Звенигородского монастыря.
Происхождение иконы
Как же икона Пантелеимона Целителя появилась в Саввино-Сторожевском монастыре? Считается, что она была написана в 1912 году, и привезена в Россию тогда же или в 1915 году. Надписи на обороте икон обычно были такими: «Благословение Святой Афонской Горы Русскаго Пантелеимонова Монастыря, в котором и освящена сия Святая икона». В иконе сохранен реликварий с частицей мощей святого Пантелеимона. Икону мог доставить с Афона какой-либо паломник, светское или духовное лицо, представитель монастыря. Но, с другой стороны, ее мог привезти с собой посещавший Россию афонский монах из Свято-Пантелеимонова монастыря. Среди часто приезжавших в Россию были игумены, которые тогда стояли во главе Афонской обители: архимандрит Мисаил (Сопегин), бывший игуменом с ноября 1905 по 31 мая 1909 года, и архимандрит Иакинф (Кузнецов), игумен с 31 мая 1909 по 16 января 1927 года. В «Монахологии» русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне нам удалось найти имя здешнего схимонаха Алфея (мирское имя — Андрей Максимович Максимов), который был происхождением из Звенигородского уезда Московской губернии. Он был принят в Свято-Пантелеимонов монастырь 30 января 1896 года, пострижен в мантию тогда же в марте, а в схиму — 10 марта 1900 года. Скончался он в Георгиевской келье 4 января 1913 года. Таким образом, и он мог (теоретически) иметь отношение к передаче иконы в 1912 году в Звенигородский монастырь. Важно, что это была настоящая афонская икона, созданная в соответствующих традициях.
Афонская школа иконописи
В Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон с середины XIX столетия развивалась особая школа иконописи. В результате появились многочисленные иконы и настенные росписи, как в монастырских храмах, так в скитах и в кельях. И если первоначально Афонская школа иконописи создавалась трудами многих художников, то постепенно появлялись индивидуальные варианты техники и манеры письма, формировалась традиция совершенно определенного стиля, который специалистами узнаваем безошибочно. Главное место занимали, конечно же, иконы с ликами святого великомученика Пантелеимона. В первую очередь — поясные образы. В основном это были традиционные изображения, базирующиеся на традициях древней византийской иконографии. Об одной из икон безмездного врача писатель Борис Зайцев поэтично рассказывал так: «Я не раз видел ее в церкви. Теперь рассматриваю подробнее... Св. Пантелеимона можно было бы назвать святым-отроком. Таким его всегда изображают, таков он был в действительности... Его главный лик: в потоке света, сходящего сверху, юноша в нимбе держит в левой руке ковчежец, а в правой у него ложечка с крестом на конце. Он смотрит прямо в глаза. «Если у тебя болит душа или тело, подойди ко мне с верою и любовью, я зачерпну из своего ковчежца доброго для тебя снадобия». Я видал изображения святого и в греческих монастырях. Но особенно он утвердился в русских. Тысячи паломников поклонялись ему. Это преимущественно «русский» святой, как и Николай Мирликийский». Эти слова писателя хорошо характеризуют афонский русский иконописный стиль конца XIX — начала XX века. Мы замечаем в этих ликах мягкость черт, осторожную нежность письма, поток света, направленный на святого, трогательность и кротость. Таковыми были постулаты традиций, применимых в иконописной мастерской Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне.
Константин Ковалев-Случевский, писатель, историк, культуролог, лауреат Патриаршей литературной премии
По материалам журнала Саввино-Сторожевского монастыря «Саввинское Слово», 2022, № 22
от 03.12.2024 Раздел: Август 2023 Просмотров: 716
Всего комментариев: 0
avatar