Добавлено:

Любить землю - быть хозяином на земле

Книги Владислава Бахревского отличаются основательностью изучения истории, живым языком. Тем они и доходчивы до сердец читателей. Книги "Тишайший" о времени правления царя Алексея Михайловича, "Встречь солнцу" об истории Сибири в XVI-XVII столетиях, книга о художнике Викторе Васнецове в серии ЖЗЛ, десятки детских сказок и рассказов, любимы уже не одним поколением людей. Владислав Анатольевич глубоко чувствует природу, познаёт народную душу. Он прост в общении и скор на помощь.

Известного писателя встречаю с его книгой из моего детства - "Земляника". А он к нам с сыном приходит…с земляникой. И говорит с нами о ягодах, о лесных сказках и о нашей земле.

- Владислав Анатольевич, Вы прекрасный сказочник, основательно знающий русский язык, а главное - любящий Слово. Сейчас очень изменился наш язык. Я слушаю радио и такое ощущение, что ведущие многих популярных программ насмехаются над русскими традициями, православной культурой. Книжное и журнальное слово стало неярким, невнимательным, язвительным. Что случилось со Словом?

- Когда началась перестройка, навязывалась мысль о том, что русские люди чересчур привязаны к литературе и литература для них очень много значит. На самом деле - это одно из развлечений, и надо с ним кончать. И кончили. Такая задача была поставлена на радио и выполнена в полном объёме. Демократия начала свою работу с уничтожения "Детгиза", который издавал 600-700 книг в год. Советская власть стояла на том, что детская книга должна принадлежать детям, поэтому цену на неё повышать было нельзя. "Пионерская правда" стоила 10 копеек, и ни на копейку больше. Детская книжка стоила 20 копеек. "Пионерская правда" имела тираж 13 миллионов, и если печатался какой-то рассказ, его прочитывала вся страна...

- Чем грозит нам утрата литературного слова?

- В прошлом году я объездил всё Оренбуржье, был в Белгороде, Старице, объездил Рязанщину. Кроме, может быть, Белгородчины состояние деревень удручающее. Деревни вымерли. Проезжаю Оренбургскую область, чернозёмную, ранее густонаселённую… Повсюду кладбища цветут. Только в одном краю Оренбуржья что ни село, то история: дом, где родился Карамзин, дом, где жил Державин, дальше Аксаково…

Уничтожено крестьянство, вместе с промышленностью уничтожен рабочий класс, правительству теперь бояться некого. А что такое - уничтоженные деревни? Это - уничтоженные корни нашего языка. И если вся жизнь переместится в город, русский язык будет принадлежать к мёртвым языкам, потому что город языка не создаст. Народ создал русскую песню. Крестьянин приходил в город - он приносил свою песню, частушку: посоромную или печальную. Когда-то Шаляпин в своей статье "Народ поющий и народ молчащий" говорил, что мой народ русский - самый песенный народ в мире. Почти все наши певцы вышли из крестьян.

- И писатели. Владислав Анатольевич, как складывалась Ваша писательская судьба, какие исторические события отразились в Вашем творчестве, какие личности Вами выведены на свет Божий?

- Волею судьбы меня попросили написать о Ярополке Первом. Стал писать о язычестве, о князе Владимире, о княгине Ольге, о зарождении православия на Руси. Далее о Савве Сторожевском, сейчас я пишу об Иосифе Волоцком.

- От языческой Руси - к становлению православного государства?

- Россия всегда находилась в критическом смертном состоянии, но всегда выходила живой, возрождённой из этого состояния. Что такое, к примеру, время Дмитрия Донского? Мы победили татар, получили некую свободу. Но в княжествах происходят постоянные драки и междоусобицы. Суздальский князь идёт на московского, московский идёт на Тверь, выжигает полностью Торжок. Православные князья грабили церкви и увозили награбленное. И в это же самое время было поставлено 50 монастырей. Они окружили Москву святым кольцом. "От Маковца до Сторожа" Наверное, за такое богопочитание Господь дал русскому народу всю эту землю. Но и дальше никакого покоя в христианстве не было. Появилась ересь жидовствующих. Ею была поражена власть, государь к этому склонялся, митрополит был заражён ересью. А чем это было страшно? Тем, что ударяло по корням религии, Богоматерь объявлялась никем, потому что она не рождала никакого Бога, а Иисус Христос по своему житию получил святость. И эту ересь мы смогли преодолеть... У нас, к сожалению, плохие учебники истории. Некоторые и неплохие по содержанию, но в них нет сути.

- Этот особый сложный путь исторического развития целого народа, по-моему, угадывается в русском характере. Только надо больше читать и узнавать себя… Дети сейчас мало читают. Мало кто мечтает стать учёным или писателем. У подростков ощущается некая апатия к жизни. Это нравственная болезнь?

- Это - беда, что дети не читают литературы. Вообще не читают! Школьная программа всегда была обязаловкой. Но! Попадается вдруг книга, и ты плачешь над ней, потому что герой боролся, умирал за правду. Ребёнок переживает за него - ребёнку нужен друг.

Один священник удивился: его дочь, не читавшая книг, мою книгу читала ночь напролёт. Просто мой герой живёт её мыслями, расширяет её кругозор. Книга - это друг.

- Какие книги читали в детстве Вы?

- Мой отец работал лесничим, и мы жили в лесу. У меня были книги Пушкина, Гоголя и сказки. Вот моё воспитание.

- Отсюда Ваше тонкое чутьё природы. С чего взялась потребность писать самому?

- Шла война. По рассказам старших я представлял немцев. Уходил в лес и воевал с немцами. Эти истории длились неделями, потом я их рисовал. И этими рисунками подготовил себя к литературной деятельности. Затем литобъединения, филологический факультет Орехово-Зуевского пединститута. Рвался быть учителем и пошёл работать в театр, чтобы не бояться учеников. "Мальчик с Весёлова" - первая моя книга, от которой начался творческий путь.

- Вы объездили всю Россию. Какой край Вам полюбился больше всего, куда тянет?

- Моим любимым предметом в школе была география. Это сейчас в учебниках географии свод сплошных терминов, а в моё время это были рассказы о земле и о разных странах. Поэтому всегда очень хотелось путешествовать. Я работал в Оренбуржье корреспондентом районной газеты. Поехал в командировку в Среднюю Азию. Мне хотелось побывать на всех высоких перевалах. Великолепно знаю Узбекистан, Туркмению. Знаю, какие змеи какой след оставляют. Был в Марокко, в Сирии, в Иордании, в Германии, Польше.

Когда я заканчивал свои исторические книги, бывал на месте, где сожгли Аввакума. "Вот вы нас сожжёте, - говорил он, - умрёт ваш царь", "место будет пусто и зарастёт непроходимой травой". Это место и замечательный город сейчас покрыты такой травой, что по ней невозможно идти.

На Камчатку ездил, на Сахалин. Но близки мне Владимирские, Ярославские земли… Сейчас понимаю, что надо хорошенько изучить наши деревни и малые русские города, почувствовать их старое великолепие.

- Владислав Анатольевич, как Ваши книги доходят до детей?

- Я печатаюсь сейчас только в религиозных издательствах. В школу книги не попадают!

- Выходит, сохранение наших семей, земли, мира нужно только Церкви. В чём главная Ваша задача как детского писателя?

- Главная моя задача, чтоб человек любил землю и был хозяином на земле. Для этого нужно восстановить традицию чтения.

Беседу вела Ирина УШАКОВА

от 09.09.2024 Раздел: Октябрь 2009 Просмотров: 1004
Всего комментариев: 0
avatar