«Главное – здоровье нашей матушки-России»
Я глубоко почитаю память митрополита Иоанна хотя бы потому, что я был рукоположен Владыкой Иоанном как в диаконы, так и во священники. По хиротонии он – мой духовный родитель, духовный родитель меня, как священника Русской Православной Церкви. И хотя, конечно, благодать Божия действует одна и та же чрез архиереев, все же немаловажно, через кого ты ее получаешь. Так же, как, хотя вода вроде бы одинаковая по составу, но если мы ее обретаем из святых источников, то она имеет особое благодатное воздействие.
Помню его встречи с общественностью. В частности, в Доме кино была презентация православного фильма. Меня пригласили на эту презентацию тоже. Я пришел пораньше, чтобы встретить Владыку, но, придя минут за 30, застал его уже в кабинете директора. Митрополит Иоанн был пунктуален, он приходил всегда на мероприятия заблаговременно.
Я тогда понял, что Владыка чувствует себя слабовато, поинтересовался, как его самочувствие. А он мне неожиданно ответил: «Да что мое здоровье? Главное – здоровье нашей матушки-России». И меня так поразило, что в общем-то, на обычный бытовой вопрос Владыка дал духовный, бытийный ответ. И я думаю, что действительно для него собственное здоровье – это здоровье России, собственное самочувствие – это самочувствие всего народа. Он никогда не отделял, а отождествлял себя со своей паствой. Владыка проводил встречи у Финляндского вокзала, которые стали знаковым духовным событием. И сейчас, когда наш Патриарх Кирилл встречается с общественностью в концертных залах, на стадионах и других площадках, я всегда вспоминаю, что начал такое общение с народом митрополит Иоанн. И нам сегодня нельзя забывать об этом.
И, конечно, Владыка Иоанн важен для каждого современного русского человека. Он оставил огромное духовное завещание, это его труды. Он во многом пересмотрел взгляд на русскую историю. Он посмотрел на русскую историю с пастырской любовью ко всем ее участникам и деятелям. И всех, кого осуждали фарисействующие от истории, - того же Ивана Грозного, Владыка защитил, он стал адвокатом русской истории, он не делил исторических персонажей на плохих и хороших, он всех их воспринимал как часть своей истории, как часть России. И можно сказать, что какие-то их неудачи – это тоже было его болью. Владыка во многом открыл нам русскую историю. Не будучи историком, но будучи пастырем, он смог взглянуть на историю по-отечески, по-пастырски. В этом главная его заслуга.
Протоиерей Геннадий Беловолов
«Мы идем сейчас тем трудным и тернистым путем, от которого он хотел нас предостеречь»
Для общественной жизни России Митрополит Иоанн был шансом сделать опять нашу страну и нашу Церковь соответствующими своим историческим предназначениям и предначертаниям, которые даровал нам Господь. Это был шанс сделать так, чтобы наша Церковь осознавала национальную идею как служение Господу. Этот шанс, видимо, мы не приняли, и Владыка был скоропостижно отнят у нас по недостоинству всего русского народа.
Говоря о личных воспоминаниях, я вспоминаю великое тепло от праведника. А как иначе можно назвать человека, который без слов, просто своим молчаливым присутствием мог озарить душу верой, вселить надежду и настроить на молитву? А это проявление уже сугубой праведности и благодатности. Так со мной случалось, по крайней мере, два раза. Когда я находился вблизи Митрополита Иоанна во время богослужения и просто у него на приеме, то меня охватывало совершенно редкое и, может быть ,даже неповторимое духовное состояние молитвенности и покаяния.
Его слова, его писания остаются и сегодня величайшим учебником по русской истории для созидания характера русского человека как отдельно взятой русской души, так и созидания всего русского общества, всей соборной нашей бытийности. Если мы хотим научиться этому созиданию, то мы должны открывать труды Владыки Иоанна и следовать им. Все его предсказания оказались более чем справедливыми. Мы, к сожалению, идем сейчас тем трудным и тернистым путем, от которого он хотел нас предостеречь и отвратить. Но, видимо, дано нам испить эту чашу горькую до конца. Он, как любящий отец и печальник Земли Русской, сердцем болеющий за страну и народ, хотел повести нас другим путем, чтобы избежать этой горькой чаши.
Протоиерей Алексий Масюк,
настоятель Свято-Пантелеимоновской церкви в Удельной (Санкт-Петербург)
«Проповедник православного и национального возрождения России»
Когда Россия пришла в состояние кризиса, конечно, не финансового, а, прежде всего, духовного, нравственного и национального, светские власти оказались неспособны преодолеть этот кризис. На это способны оказались только Церковь и такие архипастыри, каким был митрополит Иоанн (Снычев). Во-первых, он был, как его потом стали назвать, народным архипастырем. Народ признал его за своего духовного пастыря, который говорил народу правду. Я у владыки встречал всех – от коммунистов до монархистов. Они все приходили и спрашивали: «Что дальше делать? Как спасти страну?» И владыка отвечал на эти вопросы. Он всегда говорил, что русским людям необходимо вернуться к православной традиции. В этом наше спасение, не надо изобретать каких-то новых «идеологий спасения» России. Нужно помнить, что нам Господь дал великую православную традицию духовно-нравственной жизни, от которой мы отказались в ХХ веке, сначала заменив ее марксизмом-ленинизмом, а потом идеологией западного либерализма, рыночных реформ и власти денег. Нам необходимо вернуться к традиции святоотеческого русского Православия, вернуться к Церкви, вернуться ко Христу. В этом заключается религиозное призвание России. Владыка призывал русский народ к покаянию и послушанию Промыслу Божиему и Церкви. Если не вернемся ко Христу и Церкви, то погибнем в условиях современного либерального общества, которое полностью утратило понятие греха и веру в бессмертие человеческой души.
Владыка служил Господу Иисусу Христу, Церкви, России и русскому народу. Именно в годину смуты Господь и дал нам такого архипастыря, который прямо, открыто и искренне говорил полную правду. Как только появилась свобода, владыка говорил, может быть, от имени всей Русской Православной Церкви, и в этом смысле он был, конечно, исповедником и защитником Православия. Он говорил так, как говорил Патриарх Тихон, который анафематствовал большевиков. Патриарх Тихон тогда предупреждал, что спасение русского народа - это путь покаяния, смирения, терпения, возращения ко Христу и Церкви, и что Господь попустил нам в XX веке пережить эпоху страданий на Голгофе.
Владыка Иоанн, живущий в другую эпоху смуты, был послан нам, чтобы помочь русскому народу прозреть духовно, увидеть ложь и обман современного либерального общества. Владыка хорошо понимал и опасность нашествия сект и оккультизма в начале 90-х годов. Владыка встал на защиту Православия и русского народа от агрессии лжеучений. Он видел выход из этого для русского народа только в одном: в покаянии и возвращении ко Христу, подчеркивал необходимость вновь нести крест служения Богу. Ведь главная задача русского народа - это служение Богу и Церкви. В этом – будущее России.
Николай Кузьмич Симаков,
был ответственным секретарем «Санкт-Петербургских епархиальных ведомостей» с 1990 по 1995 год
«Его молитва согревала всех»
Рядом с Владыкой Иоанном всегда было просто и молитвенно. Он ни на кого не повышал голоса, не возмущался никакими неполадками, он словно не замечал их, но на самом деле всему внимал. Владыка никого не обижал, никому не досаждал, но призывал нас достойным образом совершать свой пастырский подвиг и давал этому должный пример.
Самое главное - его молитва согревала всех так, что разные мелочи переставали иметь значение. В присутствии Владыки горнее настолько покрывало низменное, что становилось очевидно, что оно не стоит нашего внимания. Владыка всегда был лишь телом здесь, рядом с нами, а душой - на небе.
Его проповеди были одновременно краткими и содержательными. И особо необходимы в тот час, в который он говорил. Они питали каждого, нуждающегося в благодати Господней, нуждающегося во спасении. Слушая его проповедь, с подтверждением мыслей ссылками на творения святых Отцов, каждый получал ту крупицу для жизни вечной, которая необходима каждому из нас.
...Никогда не думали мы, что Владыка так скоро уйдет от нас. Хоть и знали его немощи, недуги, переживания, но, видя его бодрый дух, мы не допускали и мысли о том, что его пребывание с нами будет столь кратким. Светлая память о Владыке - в каждом из нас. И каждый из нас жалеет о том, что не насытился достаточно в те дни, когда Владыка так усердно питал всех, кто припадал к этому благодатному источнику.
Протоиерей Иоанн Варламов,
настоятель Троицкой церкви
во Всеволожске. Во время служения митрополита Иоанна (Снычева)
настоятель Троицкого собора
Александро-Невской лавры
Дар простоты
Владыке был дан от Бога дар простоты. Она проявлялась во всем: в быту, в еде, в отношениях, которые все же не становились ни с кем панибратскими. При этом он был архиереем. Его резиденция митрополита напоминала музей, но владыка словно не замечал этого, чувствуя себя естественно в любой обстановке. Привез туда свою железную кровать, жил скромно. Ни переезд в столичный город, ни архиерейство никак не отразились на нем. Он как был простым человеком, так и остался им. Но при этом соответствовал высоте митрополичьего служения, твердой рукой управлял епархией. Никого и ничего не боялся. Решения принимал в соответствии с церковными канонами и традициями благочестия.
Владыка очень переживал за Россию, которую называл Русью-матушкой. Он многим открыл глаза на проблему, о которой знали, но говорили только на кухнях, в кулуарах. Владыка заговорил об этом вслух, и это принесло свой плод. И в стане врагов, и в стане доброжелателей. Кто-то был обличен, а кто-то получил поддержку своим мыслям, идеям, взглядам. Владыка говорил правду от сердца.
Игумен Пахомий (Трегулов),
настоятель Свято-Троицкого
Зеленецкого монастыря
Человек сильного духа
Это была сильная, мощная личность, несмотря на внешнюю физическую немощь. Человек сильного духа. Хотя ножки его слабенько двигались и голос был несильный, но человеком он был очень принципиальным, крепко православным и консервативным. Всех он призывал строго держаться Православия, ибо считал, что «нет другого нам корабля».
Владыка Иоанн являл цельную личность, самостоятельную, не шедшую на компромиссы, и всегда имевший трезвую голову на плечах. Он был истинный духовный пастырь, светившийся от благодати молитвенник.
...Видимо, народ наш истосковался по молитвенному образцу, как почва сохнет без дождя, и душа его, как пустыня духовная, жаждала живительного орошения. И Господь послал нам наставника. Бывает, архиерей является хорошим администратором, к этому все привыкли, а оказалось, что архиерей – это архипастырь. Такого люди не видели, и это всех потрясло.
Протоиерей Владимир Фоменко,
ключарь Собора Владимирской иконы Божией Матери
«Был великим духовным светильником»
К сожалению, я лично не встречался с митрополитом Иоанном. Но на меня оказали очень сильное впечатление его работы, его творения, которые меня правильно сориентировали. Я благодаря работам Владыки выбрал правильный путь - путь русского православного патриота. Мы все читали его труды буквально запоем, а потом много раз их перечитывали, так что Владыка в этом плане оказал на нас очень большое влияние.
Конечно, Владыка Иоанн был настоящим русским патриотом, его выступления собирали огромные помещения - концертные залы, дворцы культуры. Конечно, наш народ склонен к патриотизму. И народ шел за Владыкой, его идеи действовали на массы. Владыка Иоанн был великим духовным светильником. Как мы помним из Священного Писания, свечу не ставят под спудом, и свет митрополита Иоанна просвещал народ.
Владыка жил высокой духовной жизнью, но, с другой стороны, он же и обладал важными светскими знаниями. В древности таких учителей Церкви, одновременно обладавших и духовными, и светскими знаниями, было весьма много. Такие люди были способны ответить на важные вопросы современности; так было и в Римской империи, и в Византии, и на Руси.
Владыка Иоанн сочетал в себе ученость и духовность. Не случайно многие сейчас называют его старцем. По воспоминаниям знавших его людей, с ним было очень легко молиться. Молитвенное состояние от Владыки передавалось к людям.
Член Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ МП, преподаватель Одесской духовной семинарии, кандидат богословия протоиерей Георгий Городенцев
Прощаясь – не прощаемся
Не стало защитника нашего на земле, натакателя и врачевателя русского духа Владыки Иоанна. Отгорели тепло и свет его земной жизни, и сиротливо, холодно сразу стало, неуютно и тревожно Мы не могли не знать, как соединяет он нас всех своим присутствием и молитвой, какую огромную взял он ношу, чтобы поднять миллионы из уныния и отчаяния и вооружить надеждой… Но он был – и это принималось как должное, как сила сильного, наделенного прозрением и даром указывания пути. А не стало – и сделалось видно, что и его обессиливали тяжкая картина страданий народных, хозяйничающие в нашей стране лихоимство и чужебесие, а быть может, пуще всего обессиливали злоба и наветы ненавидящих, не понимающих его… И не успевал он претворить всю эту огромную тяжесть в молитву, оседало на сердце. В самые неспокойные времена являются такие наставники, и нельзя считать случайным, что вслед за великим патриотом, каким был в начале века отец Иоанн Кронштадтский, в том же месте его окормление подхватил другой великий патриот, другой Иоанн, «наш владыко», сделавшийся духовником без малого всей Русской России.
Не будет больше его проповедей, статей, не будет книг. Но он оставил нам так много, что должно хватить и для спасения каждого, и всей истерзанной Отчизны. Его крестьянский лик, освещенный верой и любовью, отныне будет стоять перед нами как лик самой России, изготовившейся, чтобы с достоинством постоять за себя.
Тяжелая утрата. Но такие люди, как владыка Иоанн, уходят не для того, чтобы оставить нас, а чтобы взять иное положение защиты.
Валентин Распутин
Последний разговор
С владыкой Иоанном мне довелось беседовать несколько раз и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Но запомнился мне именно последний разговор по телефону, вернее, его окончание. «Запомни, Андрей, пока русский народ не преодолеет в себе беса разъединения, ничего хорошего ожидать не стоит» – такими были последние слова, услышанные мной от владыки Иоанна. И, как оказалось, это были последние его слова в моей жизни. Через день я узнал о кончине митрополита Иоанна.
А слова его, без сомнения, были адресованы не только мне лично, а всему нашему православному народу как своеобразное завещание. И если каждый из нас подумает над их сокровенным смыслом, то, может быть, неожиданно откроет для себя еще одну истину: чтобы «преодолеть в себе беса разъединения», необходимо прежде всего стать истинно верующим человеком. Иначе ничего у нас не получится.
Андрей Печерский
Расставание с Владыкой
(15 лет назад)
Тысячи петербуржцев пришли проститься с Владыкой.
Свято-Троицкий собор оказался неспособным вместить столько народа, и люди часами стояли на улице, на холоде. Время от времени из храма выносили потерявших сознание людей...
Собор был открыт всю ночь...
И не только петербуржцы пришли в тот день в Александро-Невскую лавру. Проститься с Владыкой ехали люди из Москвы, из Самары, из больших и малых городов России, из самой дальней дали, до которой достигало слово Владыки.
И кого только не было в толпе.
Старые и молодые, писатели и рабочие, художники и крестьяне, коммунисты и монархисты...
Казалось, вся многоликая Россия собралась в этот ноябрьский день в Лавре, чтобы проводить в последний путь своего учителя и заступника...
Перечислять даже самых именитых людей, пришедших к Свято-Троицкому собору, – занятие непосильное.
Проще сказать, кого не было тут.
Не было А.А. Собчака.
Мэр Санкт-Петербурга, демонстративно пренебрегши протоколом, так и не явился на похороны митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Когда шли похороны, он демонстративно сидел на просмотре коллекции мод, разглядывая фигуристых манекенщиц.
Говорят, что Собчак якобы запретил кому-либо из работников мэрии принимать участие в похоронах Владыки Иоанна. Так ли это, утверждать не берусь, но совершенно точно известно, что официальных представителей мэрии на похоронах действительно не было.
И, разумеется, это тоже штрих к портрету уже и не Собчака, а всей собчаковщины, которой и противостоял светоносный Владыка Иоанн.
Говорят, что уже у гроба Владыки начались исцеления.
Пришла проститься с ним женщина с темной, опухшей рукой. Сколько она ни ходила к врачам – ничего не помогало… А тут, в соборе, дотронулась больной рукой до гроба Владыки, и с похорон уехала уже совершенно здоровой...
Рассказывают, что в тот вечер, когда умер Владыка, зазвонил колокол в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре.
На колокольне в это время никого не было...
Сначала особого значения этому никто не придал, но потом пришло известие о кончине митрополита Иоанна.
Оказалось, что колокол прозвонил именно в ту минуту, когда скончался великий русский святитель...
А Валентина Волкова из Горно-Алтайска болела в эти горестные дни… И у неё, и у мужа стояла высокая температура. Лежали и смотрели по телевизору репортаж о похоронах митрополита Иоанна.
«Я никогда не слышала о Владыке Иоанне, – рассказывает Валентина Волкова, – ничего не читала, но мне стало так нестерпимо жаль, так обидно и горько за архипастыря, за всех нас, что я стала плакать и молиться: «Господи, не ведают, что творят! Прости им… Помяни, Господи, митрополита Иоанна во Царствии Твоем, упокой его среди святых Твоих».
Смотрю – а он стоит у кровати мужа и крестообразно кропит его водой. Потом меня. Одет в торжественное одеяние митрополита нежно-кремового цвета, особого блеска нет, но всё такое красивое!.. Ну, думаю, стыд-то какой – священнослужитель у нас, а мы и встать не можем. Хотела подняться – и не смогла. Смотрю – а никого нет. Так было жаль!
Рассмотрела я всё ясно-ясно. Лицо, одежду, взмах руки, кропильницу…»
20 июля 1990 года Владыка Иоанн был назначен на Ленинградскую кафедру, как раз накануне празднования Явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани в 1579 году, а хоронили его 4 ноября – в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году…
«Когда гроб опускали в могилу, я заметила белого голубя, который, сделав несколько кругов над местом погребения, вознёсся в небо и стал невидим… – вспоминает Елена К. – Ранним утром следующего дня, перед отъездом в Самару, я еще раз посетила могилку, чтобы проститься с Владыкой и рассказать ему всё, что было в моей душе. Я знала и чувствовала, что он меня слышит и понимает.
Затем я отправилась в его бывшую резиденцию и с позволения одной матушки побывала в келье Владыки и в той комнате, где когда-то он сам принимал.
Всё здесь напоминало о Владыке. Мысль о том, что его уже нет, снова повергла меня в грусть…
Я обратила внимание на то, что жил он весьма просто и скромно – в ванной комнате висели его заштопанные носки…»
Похоронили Владыку в архиерейском уголке на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
За оградой нескончаемым потоком несутся машины, а если повернешься, стена, на которой еще недавно можно было увидеть надпись, извещающую, что здесь после революции расстреливали монахов…
Надпись эта была – чуть наискосок от деревянного креста над могилой Владыки.
А между ними – могилы, могилы...
Здесь и символическая могила Святого митрополита Вениамина, тоже расстрелянного – неведомо где! – большевиками.
Здесь вся история Русской Православной Церкви, весь крестный путь, пройденный нашей Церковью в этом веке.
Путь, который и сейчас так же тяжел, как и семьдесят лет назад...
Уже больше десяти лет нет с нами владыки Иоанна.
С годами всё яснее и четче понимаешь, что, вероятно, никто не смог сказать о нашем времени так глубоко и так четко, как он.
Несколько лет назад я обратил внимание, что статьи и книги митрополита Иоанна дают более полные и исчерпывающие ответы на вопросы современной, текущей жизни, чем многие самые добросовестные разработки сегодняшних политологов.
И с каждым годом это ощущение становится все сильнее…
Вчера была Дмитровская суббота, мы были в церкви, и, когда священник отец Евстафий читал поминальные записки, меня поразило, как часто, практически в каждой второй записке, звучит имя митрополита Иоанна.
Никого не поминают так часто, как его…
Николай Коняев