Добавлено: 24.08.2019

«Масштаб его свершений поражает»

Многие читатели «Руси Державной» просят чаще публиковать материалы о достойных, героических людях нашей страны, на которых равняться нашей молодежи, да и всем нам. Валерий Николаевич Ганичев был одним из таких героев нашего времени, находился в центре русского патриотического движения, всегда оказывал помощь нашей газете.

С сердечным теплом, светом в душе и глубочайшей благодарностью вспоминаю Валерия Николаевича. Это был удивительный, необыкновенно лучезарный, одухотворенный человек, наполненный особой внутренней радостью, умиротворением.

Мы познакомились с ним в далеком 1994 году, когда он привез на Белгородчину писательский десант для встречи с интеллигенцией и студенческой молодежью. Это было чрезвычайно сложное время: Советский Союз лежал в руинах, а новая Россия переживала не только тяжелейший экономический, политический, но и нравственный кризис. В этот период писательское содружество и сам Валерий Николаевич, испытывая духовную потребность в общении с читателями, в изучении общественных настроений, посещали разные регионы. Именно тогда состоялись наши первые беседы, очень яркие, насыщенные, эмоциональные, глубоко интеллектуальные, проникновенные, наполненные думами о настоящем и будущем Отечества. Но эти разговоры не были грустными, упадническими или призывающими к агрессивным действиям. Наоборот, с подачи Валерия Николаевича они вселяли спокойствие, оптимизм, рождали веру в добрые перемены.

Благодарю щедрую судьбу, что она подарила мне великое счастье многолетнего соработничества и роскошь дружеского общения с этим выдающимся россом, настоящим сыном России, замечательным русским, советским, постсоветским писателем, историком, хранителем духовных традиций нашей Отчизны.
Масштаб свершений Валерия Николаевича поражает. За свою жизнь он смог воплотить неисчислимое множество грандиозных дел, реализовать столько глубоких и важных идей и инициатив по всей земле российской и далеко за ее пределами, что хватило бы, я уверен, на сотню человеческих судеб. Вот уж поистине «и один в поле воин».

Содействие возвращению Русской Православной Церкви величайшей святыни – Оптиной Пустыни, прославление святого флотоводца Федора Ушакова, участие в создании Всемирного Русского Народного Собора, редакторские и творческие труды, длительное управление грандиозным писательским кораблем, создание целого ряда литературных премий, открытие множества памятников, бесчисленные просветительские проекты для подрастающего поколения и молодежи – список благородных дел Валерия Николаевича не имеет конца.

Его заслуги перед русской литературой, перед великим русским словом, перед тем огромным русским миром, который простирается по странам и континентам Земли, который говорит, думает и читает на русском языке, колоссальны. Валерий Николаевич был настоящим проповедником русского мира. Будучи редактором крупных журналов, возглавляя Союз писателей России, он явил стране и миру десятки превосходных русских мастеров пера, носителей русских идей. На рубеже веков Валерий Николаевич поднял из народных глубин сокрытые морем массового окололитературного чтива подлинные сокровища прозы и поэзии, открыл многочисленные новые имена талантливых авторов, вскормил и взлелеял когорту молодых писателей – и современная русская литература сквозь мрак бескультурья засияла в своем великолепии. Именно благодаря Валерию Николаевичу лучшие традиции отечественной литературной классики, живого, великолепного русского слова сохранились и получили замечательное продолжение в XXI веке.

С Белгородчиной, землей Третьего ратного поля России, родиной двух Городов воинской славы, у Валерия Николаевича сложилась крепкая дружба, и она оставила добрый след. Практически со дня основания Попечительского совета «Прохоровское поле» и до конца своей земной жизни Валерий Николаевич входил в состав этой патриотической организации. Даже будучи тяжело больным, ограниченным в передвижении, он нашел в себе силы прибыть на рабочее заседание Попечительского совета и принимал в нем самое активное участие. Без сомнения, в том, что подвиг Прохоровского поля увековечен столь величественно и грандиозно, есть большой личный вклад Валерия Николаевича. Светлую память о В.Н. Ганичеве на героической Прохоровской земле хранит установленный им от писательской организации России памятник А.С. Пушкину.
С легкой руки Валерия Николаевича в 1999 году появились Всероссийские литературно-патриотические чтения «Прохоровское поле», которые стали традиционной площадкой творческого общения белгородцев с лучшими российскими писателями. В рамках чтений долгие годы живет премия «Прохоровское поле», которая поощряет авторов, прославляющих в своем творчестве ратный подвиг Отечества, утверждающих традиции патриотизма и нравственности.  

С благодарностью вспоминаю проведенные нашими совместными усилиями на Белгородчине Дни литературы в Центральном федеральном округе в Год русского языка. Они собрали на нашей земле около двухсот писателей России. Напоминанием об этой исторической встрече, посвященной защите родного языка, служит установленный в те дни монумент Русскому слову.  

Валерий Николаевич всей душой переживал за судьбу дорогой ему Украины. Происходившие там трагические события отзывались в его сердце острой болью. Но он свято верил в единство восточнославянской цивилизации, в нерушимость исторической Руси.

Будучи человеком комсомольской закалки, даже в солидном возрасте он обладал поразительно молодой энергетикой, оставался молодым душой. Он очень любил молодежь, был с ней одной группы крови, неустанно трудился на ниве молодых умов и сердец, щедро передавая свой богатейший интеллектуальный запас, патриотический пыл и нравственный опыт.

Мы много говорили с ним о нашем Отечестве, его судьбе, народе, которому выпало пережить так много испытаний и бед. Валерий Николаевич мечтал о расцвете новой России, о соборности народа, справедливости и счастье для своих соотечественников. Он горячо желал, чтобы та огромная непобедимая духовная сила россов, которая всегда проявлялась в самые страшные исторические времена, а потом стихала в глубине народной жизни, обязательно проявила себя в мирном строительстве новой великой страны.

В моем сознании и памяти Валерий Николаевич предстает как русский богатырь, который сражается за сильную, просвещенную, культурную, одухотворенную Россию, русский мир. Он и сегодня в боевом строю, ведь осталось его бессмертное оружие – живое, убедительное слово, его пронизанные светом и верой литературные творения, его бесценные патриотические и нравственные заветы служения Отчизне. Уверен, что благородные традиции деятельного отечестволюбия В.Н. Ганичева продолжат многочисленные соратники, единомышленники, друзья.

очерк губернатора Белгородской
области Е.С. Савченко для книги,
посвященной В.Н. Ганичеву


Итак, о русском
Заметки


Вопрос о проблемах русского населения у нас в стране и за её рубежами, о русской культуре, о русском языке, о национальном самоощущении, о месте русских в государстве, о пренебрежении к русской истории, её фальсификации, очернении, об отчужденности от русского народа телевидения и СМИ стал приобретать обостренный, жесткий характер.

Хотелось еще раз обратиться к вопросу, который у нас стыдливо, с испугом замалчивают, превратили в некое пугало. В 20-30-е годы под русский шовинизм подвели сотни тысяч жертв казаков, богатых крестьян, священников, не говоря уж о купцах, интеллигентах, богатых сословиях общества. Причём застрельщиками этого были победоносные Троцкий, Свердлов, каратели Тухачевский, Уборевич, Якир и иже с ними, чьи потомки потом громко кричали, что в 30-е годы они попали под волну сталинских репрессий. То, что такие репрессии были, никто не отрицает, но то, что жертвами были в большей части русские люди, об этом почти не говорят.

Вплоть до Великой Отечественной войны, когда понадобился стойкий характер мужества русского народа, на нём был выбит ярлык шовиниста-должника и угнетателя других народов. А на самом деле всё было наоборот. Русские люди составляли главную тягловую силу страны. Лишь РСФСР, Украина и Белоруссия были не дотационны, и их доходы шли на развитие союзных и автономных республик, на индустриализацию, на армию, на аппарат.

+ + +

Наши национальные светочи все дальше и дальше задвигаются в массовом сознании. Ныне еще многие помнят выдающиеся фильмы о Пирогове, о Попове, Мичурине, об Ушакове, Нахимове, Александре Невском, Суворове, Богдане Хмельницком, вышедшие накануне и после войны, где слово «русский» отнюдь не подвергалось остракизму, не маскировалось в «россиянин», оно было высоким знаком России.

+ + +

Уроки истории говорят, что, когда власть пренебрегала русским народом, то у России всегда были самые тяжелые времена. Боярское своеволие, предательство престола и передача его латинянину, то бишь католику, принесла смуту 1612 года, захват Москвы поляками, и только когда русский народ с Мининым и Пожарским поднялся на борьбу с иноземцами, Россия была спасена. Так же было в 1812 году, когда многонациональное масонское окружение царя отнюдь не руководствовалось интересами России и только «дубина народной войны» повергла Наполеона... Самый драматический пример – Первая Мировая война и «измена и предательство» кругом царя. Старая Россия рухнула. Новая шаталась несколько раз и выстояла за счет движения русских людей. Сталин понял, что в час смертельной опасности, в 1941 году, именно русские с их верой и стойкостью спасут Россию. Так и было, другие народы поддержали русских.

Тут и вырисовывается общероссийская национальная идея – «народы России, – сплотимся вокруг русского народа!» Тогда Россия непобедима и необорима.

+ + +

Наши люди, наше общество опускается все ниже и ниже в культурных запросах. От самой читающей страны в мире, от выдающегося кино, живописи, от гениев Шолохова, Свиридова, Бондарчука мы опустились в разряд невежественных и безразличных к своей культуре стран, к массовой шоу-культуре, часто ниже пояса.
Большинство наших ВУЗов оканчивают люди, не знающие и не понимающие историю, литературу, искусство. Образование, с его ЕГЭ и программой ВУЗов готовит невежественных людей, которым не нужна культура и которые не способны мыслить широко, панорамно, всеохватно, ибо для этого не хватает знания. Надо снова вернуть духовную силу настоящему искусству, подлинной культуре, глубокой науке.

На язык идет не меньшая, если не большая, атака извне. Силы тьмы понимают его первородность и созидательность. Ведь «Вначале было Слово» (!) и далее не менее высветляются его истоки: «И Слово было у Бога» (!). И предопределяющее его смысл и высоту «И Слово было Бог»! Поэтому, когда ныне покушаются на язык... то это покушение на Бога, на Его высоту. Это действие демона и князя тьмы против смысла жизни человека.

+ + +

Великие резервы таятся в душах и сердцах русских, надо только вывести на первый ряд в обществе – подвижников, дела делателей, милосердцев, новаторов, работников нивы и станка, бескорыстных и вдохновенных ученых, праведных священников, учителей, библиотекарей, тех, кто торгует плодами своего труда, честных юристов, тягловых военных. Надо найти способ одухотворить и наполнить созидательных духом нации ТВ и СМИ. Пора остановить это гламурное, желтопресное море пустых звезд, красивых экранных пустышек.

С русским народом все можно преодолеть, без его участия в любых акциях, национальных проектах, модернизации все это обречено не безжизненность, неудачу и даже провал.

Молитва о народе русском


В далекой, отделенной стеной гражданской войны от России Югославии прозвучала эта великая молитва святителя Николая Сербского – молитва о русском народе:

«Всемудрый Боже… внемли и услыши молитву нашу за Твой русский православный народ!»

Понимая причины бед, обрушившихся на Россию, святитель Николай страстно молился:

«Ты допустил, чтобы самый верный Твой слуга подвергся тяжелым мучениям, как допустил мучения для первых апостолов Твоих, пророков и праведников. Весь обнажен и изранен, брошен слуга Твой на гноище… Мучения лютые, а человек слаб: Господи, помоги! Воздвигни слугу Твоего и уврачуй раны его…»
Святитель умоляет:

«Но не допусти, Боже милости и любви, чтобы Сатана долго насмехался, лицемеры долго издевались над Твоим крестоносным народом русским…»

И далее в молитве исходя из этого возвышающаяся и великая надежда: «Поэтому мы в свете Твоего страдания воспринимаем мрак русского страдания и ожидаем воскресную его славу».

Святитель молится о главном: «Сегодня для великого русского народа нет человека в мире, который мог бы помочь ему без Тебя, Боже наш и Спаситель наш, – святитель Николай взывает: – Не отложи, Господи Благий, Твою помощь».

Окончание молитвы укрепляет дух русских людей.

«Ты Скоропоспешный на помощь. Не отложи и не откажи , но как милосердный самарянин, обратись к народу русскому, подвергшемуся нападению от разбойников, всему избитому, и подай ему руку, и исцели ему раны, и возврати ему здравие, сияние славы , чтобы самый верный слуга Твой прославлял Тебя в будущем еще больше, чем славил Тебя в прошлом – Тебя, Спасителя своего, со Отцем и Духом Святым во веки веков. Аминь».

Мы видим, как в сиянии многочисленных храмов восходит Божие милосердие на русский народ, но рядом еще царят страдание и муки. И от усилий, молитв, созидания православных, всех соотечественников зависит возвращение здравия и сияние славы русскому народу.

Валерий Николаевич ГАНИЧЕВ
от 18.09.2024 Раздел: Август 2019 Просмотров: 938
Всего комментариев: 0
avatar