Добавлено:

Милость Божия

В годы первосвятительского служения Святейшего Патриарха Алексия ровно десять лет назад произошло великое событие - второе обретение святых мощей преподобного Александра Свирского.

Как смиренный паломник, приехал к мощам в 1998 году Святейший Патриарх Алексий. В тот день в своем слове к народу Его Святейшество сказал: "Я думаю, что обретение и возвращение мощей преподобного Александра Свирского в это непростое, трудное время - милость Божия и благословение Божие. И дай Бог, чтобы каждый, кто приходит к этим святым мощам, получил бы душевное укрепление и поддержку и чувствовал, что преподобный своими молитвами помогает нам нести свой жизненный крест".

Неслучайно после захвата власти в стране безбожниками, первыми были поруганы и пленены именно мощи преподобного Александра. 6 января представители большевистской власти были уже у мощей преподобного. Спрашивается, какая сила привела их к святыне уже в первые дни их правления на Святой Руси? Для верующего человека ответ прост - злым планам "извергов рода человеческого" мешала Божья сила, являемая в нетленных мощах, они ненавидели святыни, стремились сокрушить их. Шесть раз большевики подходили к мощам святого преподобного Александра Свирского, и только на шестой вывезли из монастыря - видно, сковывал их благоговейный страх перед святыней.

Гроб с мощами был доставлен в Лодейное Поле, где помещен в часовне при больнице, часовня была местными властями опечатана. Местный Чрезвычком не решался определять судьбу мощей самостоятельно, в Центр был послан запрос - "не найдет ли центр останки преподобного исторической реликвией и, если найдет их таковой, то власти препроводят их во гробе в г. Петрозаводск и приобщат его в местном историческом музее, если же нет, то распорядится поступить с ними по своему усмотрению".

Нужно отдать дань памяти академику Петру Петровичу Покрышкину, который не побоялся в то лютое время гонений сделать бескомпромиссное заключение на запрос чекистов: "Признавая мощи прп. Александра Свирского безусловно исторической реликвией, местонахождение которой должно быть в Храме, просим принять меры по охранению этой народной исторической ценности". Это было написано во времена ареста ученых Петрограда, во времена голода и массового террора, нужно было особое мужество, чтобы написать такое заключение! Известно, что П. П. Покрышкин не стерпел всего ужаса воцарившейся лжи того времени и ушел в один из нижегородских монастырей, прислав оттуда письмо, в котором сообщает, что отказывается от всех научных званий и почестей. Монашеская жизнь его была короткой, он умер в 1922 году во время эпидемии брюшного тифа. Вечная ему память!

Наш поиск мощей преподобного был основан на вере в то, что мощи святого, лицезревшего Святую Троицу, не могли быть уничтожены никакими адскими силами; на вере в то, что они находятся под особым покровительством Господа.

Поиск начался с благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Для того чтобы выяснить, где находятся мощи, пришлось потрудиться во многих архивах Санкт-Петербурга и Москвы, тщательно были проверены описи фондов петербургских музеев и их архивы.

По сведениям сотрудников кафедры нормальной анатомии Военно-Медицинской Академии, в годы революции в их музее появился экспонат, который так и оставался незарегистрированным в скрупулезно составленных каталогах музея. Незарегистрированность "экспоната" в таком музее, каковым был анатомический музей в ВМА, было явлением исключительным, что подчеркнули работники музея. Для того чтобы сокрыть мощи, было сделано все. Вероятно, тут действовала не только злая воля Центра, но и добрая воля зав. кафедрой В. Н. Тонкова, который по своим убеждениям не был "воинствующим безбожником", и он мог постараться сделать так, чтобы про мощи просто забыли их враги.

Так или иначе, но результаты архивных поисков, которые проводили насельницы Покрово-Тервенического монастыря по благословению духовника монастыря - игумена Лукиана (Куценко), привели их участников в декабре 1997 года в стены Военно-Медицинской Академии.

Но еще до того, как к работе приступили антрополог, стоматолог, анатомы, химики и историки, что называется "невооруженным взглядом" можно было увидеть удивительные совпадения между тем описанием, которое было составлено при первом обретении мощей прп. Александра, и тем "экспонатом", который обрели в ВМА.

Обратимся к описанию 1641 года: "Иерарх снял схиму с головы и параман, раскрыли перси и руки преподобного и удостоверились в нетленности тела и в том, что это были мощи первого игумена Свирской обители преподобного Александра. Тело оказалось неистлевшим и из-под аналафа видна была часть бороды, ноги же лежали как у новопочившего: правая плюсною кверху, а левая обращена в сторону. Лицо Преподобного казалось не мертвым, как у других людей, а как бы живым, показывая его душевную чистоту и награду, полученную им от Бога". Для освидетельствования мощей по распоряжению Государя Михаила Романова прибыл новогродский архипастырь Аффоний. Освидетельствование традиционно происходило путем сравнения хорошо сохранившегося лика Преподобного с изображением на иконах XVI века.

Итак, тело преподобного Александра, - что бывает крайне редко и только с великими святыми - было полностью неистлевшим. Особенно поражало нетление лица святого. То, что у обычного человека подвергается тлению в первую очередь - мягкие ткани губ, носа и ушей - все нетронуто тлением.

Потрясающее совпадение в процитированном описании мощей преподобного Александра с летописными источниками подтверждается и необычным положением ступней: правая стопа опирается на свод левой, то есть "правая смотрит вверх, а левая - в сторону", "ноги лежат, как у недавно почившего" - отмечают наши предки. На это необычное положение ног обратили внимание монахи при первом обретении мощей, это привлекает особое внимание и сегодня.

Преподобный Александр послал уверение своим почитателям, что они не обманулись в поисках, еще до окончания работы экспертов. Когда было получено разрешение на то, чтобы отслужить молебен в здании СМЭС, где находились в то время святые мощи, и молебствие было совершено, то все присутствовавшие пережили великое потрясение. Мощи начали обильно мироточить. Преподобный как будто отвечал обратившимся к нему с молитвой: "Я вас слышу. Это - я".

За этими сухими фразами из научного отчета стоит потрясение, которое пережила его автор. Когда она сличила то лицо, которое было предоставлено ее исследованию с ранней иконографией святого XVI - нач. XVIII вв., она была потрясена сходством.

30 июля 1998 г. по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира святыня была открыта для поклонения верующим. Четыре месяца пребывала святыня в храме святых мучениц, нескончаемый поток паломников посетил подворье Покрово-Тервенического монастыря - небольшой храм на окраине города.

В настоящее время мощи прп. Александра Свирского находятся на своем историческом месте - в Преображенском соборе Свято-Троицкого Александра Свирского мужском монастыре. (В сокращении)

Седмица.Ру

от 22.12.2024 Раздел: Декабрь 2008 Просмотров: 632
Всего комментариев: 0
avatar