История России – это во многом история ее монастырей, в чем убеждаешься снова и снова, посещая святые места, отмеченные иноческими подвигами. Укреплялась Россия верою через молитву. И оплотами, цитаделями этого духовного делания становились обители: Валаамская, Троицкая на Маковце, Соловецкая, Белоезерская. Да мало ли их было на Святой Руси?! И пока велась в них невидимая брань с «духами злобы поднебесной», пока творилась в келиях и затворах непрестанная молитва, пока не оскудевала вера в монастырях, жила она и в народе. «Мир стоит молитвой, – говорил преподобный Силуан Афонский, - а когда ослабеет молитва, мир погибнет!».
Нерушимыми бастионами вставали на пути врагов русские монастыри. Монахи Хутыня отмолили Новгородскую землю от полчищ Батыя; монахини Суздальского Ризоположенческого Богородичного монастыря, основанного дочерью св. князя Михаила Черниговского Евфросинией, спасли пламенной молитвой свою обитель от полчищ кочевников, разоривших сам город дотла. Незыблемо стоял на камне Веры затворник и молитвенник преподобный Иринарх Ростовский, предрекший гетману Сапеге и его войску скорую погибель. Недоступной, как ляхам, так и наполеоновским армиям, стала Троице-Сергиева Лавра, где братия уповала не столько на крепкие стены, сколько на сугубую, покаянную молитву. А Псково-Печерская обитель за всю свою историю лишь один раз бравшаяся врагом, и лишь на одни сутки? А Тихвинский монастырь, от стен которого неоднократно с позором бежали шведы в Смутное время, гонимые Заступницей Усердной?
Все так, но почему в итоге не спасли Россию – Третий Рим – от нашествий иноплеменных, эпидемий, моров и гладов, от кровавых революционных событий в ХХ веке ее многочисленные монастыри? Как могло это произойти в Уделе Матери Божией, на Святой Руси? Не ответив себе на этот страшный вопрос, мы не сможем двигаться дальше, надеяться на лучшее, уповать на милость Божию! Свои размышления проиллюстрирую краткой историей одной из обителей.
Недалеко от Костомаровского монастыря (Воронежская епархия) находятся Белогорские пещеры. Расположенные на правом берегу Дона в живописном месте, на вершине меловой горы, они сокрыты от посторонних глаз густыми зарослями леса. Эти пещеры со сложной планировкой ходов справедливо признаются специалистами самым крупным культовым подземным сооружением Центральной России. Их общая длина составляла некогда более 2,5 километра. В настоящее время уцелела их меньшая часть – около 800 метров, отсеченная от остальных ходов и помещений семью завалами, но и она поражает воображение своей загадочностью и таинственностью. Пещеры имеют несколько уровней сообщений, запутанные лабиринты и тупики, подземную церковь. Ранее имелся и подземный ход, соединявший оба берега Дона. По преданию, пещеры начали копать еще в первые века нашей эры. К этому периоду относят сохранившуюся таинственную «цветную комнату» с ее символикой. По мнению других специалистов, история пещер начинается позднее - в XV-XVI вв.
Наиболее достоверные сведения относятся к концу XVIII века, когда пещерокопанием занялась казацкая жена Мария Константиновна Шерстюкова.
В молодости Мария была известна дурным нравом, распутством. Дважды была замужем. Овдовев второй раз, вынуждена была наниматься в работницы, но нигде, по причине худого поведения, не задерживалась. Занялась колдовством и ворожбою: бродя по окрестностям, собирая снадобья и коренья, она все больше походила на известный персонаж сказок, которым пугают детей. Но неисповедимы пути Господни! В 1795 году из Белогорья в Киев поклониться святыням отправилась группа паломников. Неожиданно к ним примкнула и Мария. В Киево-Печерской Лавре принесла искреннее покаяние Богу Мария Шерстюкова, обличив себя во всех своих многочисленных грехах и пороках, осознав весь ужас своей постылой жизни. Душа Марии жаждала подвига искупления. По преданию, отпускал ей грехи иеромонах, бывавший ранее в тех краях. Он-то и благословил ее на подвиг пещерокопания, указав ей на меловые горы правобережья: «Дерзай, дщерь, тем и спасешься!».
Вернувшись на родину, Мария совершенно переменилась в своем поведении, сделалась постницею, смиренною, молчаливою и богомольною. Вскоре, простившись со всеми, она уединилась на покрытой лесом горе. Через несколько дней ей во сне явился Киево-Печерский духовник и повелел пойти еще далее вниз по Дону, где она обретет прислоненную к горе кирку и лоток, там и надлежит копать. Чудный сон Марии сбылся с потрясающей точностью. Большинство односельчан скептически отнеслось к начинаниям бывшей грешницы, но Мария твердо решила идти путем покаяния и искупления, повторяя во многом путь великой Марии Египетской. Сколько бед и лишений претерпела эта уже немолодая женщина, трудясь в одиночку в сырых и холодных пещерах, трудно и представить. Постепенно появились у Марии последователи, наиболее известные из них Иван Тищенко, Андрей Васильченко (будущий монах Антоний), блаженный Иаков. Но враг рода человеческого восстал на Марию, используя древнейшую из страстей – зависть. На Марию начались гонения властей. Местный благочинный неоднократно доносил в Духовную Консисторию о «своекорыстии и нечестности» Марии, пещеры несколько раз закрывали, но Мария и ее последователи втайне продолжали свой труд.
В 1817 году дело это чудным образом стало известно самому Государю Императору, который повелел не препятствовать труженице, напротив, оказать ей содействие. Это переменило отношение властей к Марии и ее начинаниям. А вскоре в 1818 году чуть было не состоялось посещение пещер самим Государем Александром Первым, который, возвращаясь из Новочеркасска в столицу, остановился близ этих мест. Узнав о том, пещерокопатели за ночь вырыли специальную келию для приема Государя, которая сохранилась и доныне. Благоволение Государя утроило силы Марии и ее сподвижников, а финансирование работ позволило в 1820 г. освятить пещерную церковь во имя св. князя Александра Невского. Вскоре, в 1822 году, изнемогшая от трудов, поста и болезней Мария отошла ко Господу и была захоронена близ пещер.
Постепенно при пещерной церкви сложилась крепкая община, которая к 1866 году преобразовалась в мужской общежительный Воскресенский монастырь. Активное строительство в обители началось при игумене Петре, его трудами монастырь значительно расширился и преобразился. Над усыпальницей Марии в 1874 г. были воздвигнуты церковь Вознесения Господня, трапезная, хозяйственные постройки, которые обнесли стеной. Им же были устроены школа-приют на 100 мальчиков, гостиница для богомольцев и др. Со смертью о. Петра в 1904 году порядок в обители стал постепенно разрушаться. Этому способствовал и новый настоятель, который, судя по рукописи «История села Белогорья», был из категории «неверующих попов», такие появились на Руси. Монашеская жизнь приходила в упадок, школа-приют закрылась. В годы Первой мировой войны, когда большинство мужчин были мобилизованы на фронт, о монахах поползла по окрестным селам дурная слава…
Духовное оскудение, охлаждение веры, отступление от Бога и открытое богоборчество – вот главные причины всех бедствий народа, в том числе и октябрьского переворота. И не последнюю роль здесь, увы, сыграли некоторые монастыри, часть приходского духовенства. Не устояв в брани духовной, такие пастыри повлекли за собой в бездну богоотступничества и свою паству. К сожалению, как ясно из той же рукописи, клирики обоих слободских, ныне разрушенных, церквей в самом Белогорье также не являлись оплотами Православия, примером для своих пасомых. Но Бог им судия.
В 1922 году монастырь был официально закрыт. Большинство насельников монастыря просто собрали свое добро и… ушли. Безмолвствовало и местное население. А бывший настоятель в скором времени отказался от сана…
Но, к счастью, нашлись истинные поборники Веры из местных жителей. Некто Борис Михайлович Клейст, ревностный христианин, сумел убедить местные власти сдать ему территорию и постройки бывшего монастыря в аренду под сельхозартель. Ему удалось восстановить небольшую братскую общину на территории бывшего подворья, где им были открыты для поклонения верующим честные останки Марии Шерстюковой и Ивана Тищенко.
Мужественный человек, немец по национальности, но православный по духу, он пытался сохранить от поругания монастырь и его святыни, основы Веры, пламенный дух молитвы, призывая к этому односельчан. Однако его исповеднический подвиг не нашел широкой поддержки среди местного населения. Вскоре власти, осознав свою ошибку, разогнали артель. Клейст был арестован и репрессирован, мощи угодников Божиих были преданы поруганию. Следователь Борис Усатов, совершавший кощунственные действия с останками, вскоре заболел страшным кожным заболеванием и умер мучительной смертью.
В 1931 г. решением райкома ВКП (б) надземный комплекс монастырских построек был взорван. Уникальные пещерные сооружения монастыря также подверглись осквернению и разорению. В годы Великой Отечественной войны оккупанты, которые как раз и были остановлены на правом берегу Дона, опасаясь партизан, взорвали пещерный комплекс. В течение более 60 лет Белогорские пещеры постепенно разрушались и служили лишь местом паломничества диких, в буквальном смысле слова, туристов, в лучшем случае оставлявших на стенах пещер свои автографы…
Но «щедр и милостив Господь». В позапрошлом году монастырь начал возрождаться. Конечно, Промыслом Божиим, приведшим народ через вразумление к покаянию. Хочется верить, это уже не тот народ, который безропотно взирал на разрушение монастыря. В числе тех, кто встал у истока возрождения монастыря – правнук того самого Б.М. Клейста, Вячеслав Шаповалов.
По благословению благочинного Острогожского церковного округа, куда входит с. Белогорье, митрофорного протоиерея о. Александра Долгушева, создана братская община для восстановления монастыря, в которой, кроме Вячеслава, еще трое молодых парней с непростой судьбой. Работа проделана немалая: обустроена и освящена пещерная церковь во имя благоверного князя Александра Невского, расчищены и оборудованы два главных входа в пещеры, построена лестница от берега Дона к входу в них и др. Пещерный комплекс открыт для посещения, сюда потянулись группы паломников из Воронежа, Липецка, Курска, Ростова. 12 сентября 2004 года в церкви возрождающегося монастыря состоялась первая Божественная Литургия, приуроченная ко дню празднования памяти благоверного князя. Впервые за 70 с лишним лет местные жители получили возможность приобщиться Святых Даров. В монастырь были доставлены чудотворная Валаамская икона Божией Матери и ковчег с мощами Валаамских чудотворцев.
Не медлит Господь явить нам Свою милость и любовь знамениями и чудесами, строго предостерегая и утешая Своим покровительством нас, маловеров. Как свидетельствуют ведущиеся В.Шаповаловым записи, 1 сентября 2004 г., в день захвата террористами школы в Беслане, вдруг заблагоухала лежащая на аналое маленькая иконка «Аз есмь с вами и никто же на вы», известная еще и как «Спасительница России». Засвидетельствованы чудеса и на могилке сподвижника пещерокопательницы Марии, монаха Антония, похороненного над пещерным комплексом…
История Белогорского монастыря похожа на историю России. В ней были и свои подвижники, и свои иуды, взлеты и падения.
Сейчас в пещерном храме ежедневно вычитывается молитвенное правило, поминальный синодик. И если пришла настоящая, искренняя молитва, значит, пришла Вера, вместе с ней любовь к ближнему, к Божиему миру. А вместе с ними и надежда на возрождение.
Для желающих оказать посильную помощь монастырю сообщаем его адрес: 396576 Воронежская область, Подгоренский район, село Белогорье, хутор Кирпичи, Шаповалову Вячеславу (на монастырь).
Р.Б. Роман