Добавлено: 01.07.2023

Мировое призвание России

Сегодня, когда Россия вновь обращается к Востоку, вновь стремится осуществить мощный культурный, политический и экономический разворот на восток, нужно помнить, что в этом движении есть наше историческое призвание. В многовековом пути России на восток отчетливо проявляется ее апостольская миссия. До революции Русь шла к пределам Азии, к берегам Океана Великого с ясным осознанием своей христианской миссии. И все остальные интересы России — экономические и геополитические — составляли средства, которые необходимы для успешного осуществления просвещения народов Азии и Дальнего Востока Светом Христовым.

Прекрасно сказал об этом выдающийся русский миссионер и проповедник Священномученик Иоанн Восторгов, который в 1909 году посетил в ходе своей большой миссионерской поездки Владивосток и произнес в кафедральном соборе города богодухновенное Слово «Россия и Восток». Это Слово великого православного миссионера сегодня очень важно изучать не только нашим священникам-миссионерам, но и политикам, журналистам, учителям, деловым людям и всем тем, кто участвует в формировании будущей России и в ее масштабном развороте на Восток.

И. А. Романов, Центр «Берег Рус»


Россия и Восток

Из слова сщмч. Иоанна Восторгова во Владивостоке в 1909 году
в день памяти Священного Коронования Государя Николая Александровича Романова

…Перенеситесь мысленно ко временам давно минувшим, к истории народа Израильского, имеющего столь огромное и неоспоримое значение в судьбах мировых. Вот, родоначальник его Авраам призывается для великого мирового служения посредством будущего своего потомства, из которого произойдет Спаситель, имеющий принести благословение и спасение «всем племенам земли»: здесь же Аврааму указано переменить место своего жительства, оставить родство, родную землю и идти в неизвестную страну жить среди чуждых племен, ибо там только он воспитается для своего служения. (…)

Мы встречаемся с поразительным явлением: во всех странах и народах видим «прозелитов»-язычников, уверовавших в Божественное Откровение, данное Израилю, принявших его веру и его ожидание Спасителя. (…)

Для всякого ясно, что если бы Израиль жил не у Средиземного моря, не в центре мировой жизни, а где-либо далеко, в тогдашней Биармии или Скифии, в нынешней России или Британии, то, конечно, он при всей высоте своей веры никогда бы не мог исполнить своего всемирного религиозно-провиденциального назначения. В известное время ему нужно было уединение от всего мира, — во дни воспитания, а в другое время, во дни исполнения им своего мирового призвания, ему нужно было, наоборот, общение с теми народами, которые «творили историю», и притом сначала на известной территории, Палестине, а потом даже в разсеянии во всем мире. А в отъединении от народов мира и в тех местах, не имеющих связи с странами, бывшими центром мировой жизни истории, его религиозная идея также погасла бы, как погасла, заглохла и была безсильна древнейшая высокая культура Китая, древнейшая высокая философия Индии — стран, стоявших вне движения народов около берегов Средиземного моря. Таково значение места и положения, занимаемого народом, для выполнения своих мировых задач. (…)

Обратимся теперь мысленно к нашему родному русскому народу. Народ христианский, народ единственный в мире, сочетавший начало своего государственного бытия с купелью своего крещения в веру Христову; народ, в своей государственности заключивший церковность и в своей церковности — государственность, народ, определивший себя, как «Святую Русь», и опознавший себя в православии («порадейте, православные»); народ-богоносец, по признанию его лучших мыслителей и писателей, — этот народ поистине есть новый Израиль. Знал и он дни отъединения от мира, когда он возрастал и укреплялся в вере. Пережил и он радости созидания государственного, пережил и скорби, горести, несчастья, разгромы, разрушения, политические тяготы. Как ни бранят его прошлое, его психологию и характер, его государственность, самодержавие его царей, как силу якобы пагубную и разрушительную, однако, факт налицо: он от берегов Днепра и Ильменя, из малого зерна-племени, при всех невзгодах, вырос в силу мировую и дошел до Великого океана — города, коему дал пророческое и выразительное имя: «Влади-восток».

Наше мировое положение и мировое призвание неоспоримо. Мы поставлены географически на грани двух стран света, двух миров, двух цивилизаций, в ясном сознании всего прошлого в истории человечества, и в предчувствиях чего-то таинственного, что кроется в загадочных странах и народах Востока, пред которым мы стоим одни из всех европейских народностей прямо и непосредственно, лицом к лицу. (…) Кто, как не мы, в святом и провиденциальном призвании должны возвестить царству дракона о царстве Христа?

И куда же, как не в эти царства Востока, сущия в области дракона, направиться теперь вечному и всемирному благовестию Христову?

И вот, в самую тяжелую и важную пору, когда мы должны были сознавать наше мировое религиозно-миссионерское призвание, попущением Божиим и действием дракона-дьявола, потемнились очи у многих образованных сынов нашего народа, слово которых является учительным и руководительным для многих: мы стали отрицать и отвергать значение и Востока, и Великого Океана для России, мы забыли не только наше религиозное назначение, но даже то, что хотя бы в самом узком смысле слово «культура» русский народ — ученик пред Европой, является учителем пред Востоком, мы забыли, что в этом последнем смысле Сибирь — наша гордость, как Америка для Европы: «В стране, — говорит один известный ученый (синолог Васильев), — от сотворения мира не видавшей оседлости, мы посеяли первые семена цивилизации, внесли свет Христов, причем нам было безмерно труднее, чем Европе, ибо мы боролись с суровым климатом и естественными преградами». Но если прежде Сибирь без Амура и его устья была недоконченною, то теперь, при изменившихся политических обстоятельствах, она является недоконченною без Владивостока и открытого выхода к Великому Океану. Как прекрасно поступали здесь наши еще не столь далекие предки! Сознательно ли или безсознательно, но простые и необразованные русские храбрецы Хабаровы, Дежневы и им подобные, предшественники нынешних переселенцев, стремились по этому историческому пути к океану, и везде, где они ни появлялись, они прежде всего были православными христианами, носителями света Христова. «Первые русские поселенцы в Сибири, — говорит другой ученый (Словцов, «Историческое обозрение Сибири»), — были в ней и первыми христианами. Общим правилом тогдашних сибирских насельников было: где зимовье ясашное, там и крест, а впоследствии, часовня; где водворение крепостное, там церковь и пушка; где город, там управление воеводское, огнестрельные снаряды — и монастырь, кроме церкви».

Чутье народа, издревле живущего в лесах и сухопутье, а между тем в песнях и былинах воспевшего океан-море, стремление его к океану, и прежде, и в наши дни выражающееся в огромных переселенческих передвижениях в Сибирь, чутье народа его не обманывало. Оно ему ясно подсказывало, что без обладания свободным выходом к океану, ему не исполнить своей мировой задачи, а это для народа значит — не жить, умереть.

История человечества двигалась по так называемым средиземным морям. То, что жило около древнего Средиземного моря, то жило настоящею жизнью; там были народы-счастливцы в истории и ее деятели, там возникли первые цивилизации, первые государства; оттуда только и можно было совершать дела, имеющие мировое значение. Так возникли Египет, Вавилон, Ассирия, Финикия, Персия, Греция, Рим; так вышел, в области религиозной, к мировому значению древний Израиль.

Другие народы, не имевшие близости к Средиземному морю, осуждены были на прозябание и рабство у народов, творивших историю: чрез них только эти народы получали крохи благ просвещения, им они несли дань и покорность, для их жизни они служили наземом…

Пришла пора, после открытия Америки, Средиземным морем стал Атлантический Океан. Опять повторилось то же явление: народы, жившие около этого Средиземного моря, стали счастливцами и мировыми деятелями и, наоборот, народы, не имевшие этого счастья, были обречены на безсилие и прозябание. Люди образованные знают, как быстро возрасли тогда Испания, Португалия, Франция, Голландия, Англия. Люди образованные знают, как Россия, к тому времени уже выступившая на поприще всемирной истории, тянулась тогда к Средиземному морю и древнему, и новому, как пробивался Великий Петр то к Черному, то к Белому, то к Балтийскому морям, чтобы хоть чрез них, хоть посредственно приобщиться к мировой жизни.

С половины минувшего столетия центр общечеловеческой истории заметно стал перемещаться, вследствие изменения в положении Америки, — и новейшим Средиземным морем ныне становится Великий Океан. В начале это замечали только немногие особо проницательные умы; это заметили в Америке и Англии; это сознал Невельской, основатель Владивостока; это видел и Муравьев-Амурский; надписи на арке железной дороги и на воротах за Иркутском: «Путь к Великому Океану» — говорили и говорят о том же. Теперь эта мысль все более и более сознается. Приближается время, когда народы и государства, расположенные так или иначе, метрополией или колониями, у Великого Океана, будут для них служить наземом, данниками, и будут получать крохи от мирового положения великих мировых народов.

Чем быть России и русскому народу? Если народом мировым, то ему нужен Великий Океан, и тогда понятно, что значит для нас Восток и Владивосток. Если народом-данником, то он может без сожаления оставить берега Великого Океана… Вот почему, быть может, в истории России не было войны более важной по идейному значению в мировых судьбах, по замыслам и стремлениям, как последняя война Русско-Японская. Русская интеллигенция этого не поняла, русская, так называемая, передовая печать этого не уразумела, и вот, началась травля всех и всего, что было причастно к этой войне, которая была объявлена «авантюрой»; начались наивные уверения, что нам ничего на Дальнем Востоке не нужно, что у нас и без того земли много… Развращался народ, развращались войска, под крики, злорадство при виде наших неудач, от прокламаций, бунтов, революции воцарилось общее уныние, война окончилась неудачно, состояние растерянности и теперь царит всюду.

Отчего все это? Ответим искренно. Оттого, что мы забыли и перестали даже ценить свое мировое религиозно-миссионерское предназначение. Если Дальний Восток и Океан — наша конечная цель, если мы здесь ищем только государственной и экономической мощи, как чего-то самодовлеющего, — то нечего и жалеть, что мы опозорены и отброшены. Тогда мы достойны своей судьбы. Надо возвратиться к смыслу, к доброму смыслу наших предков: мы идем к Океану, чтобы чрез посредство государственной и экономической мощи нести свет Христов и царство Христово, мы идем с христианской культурой в страны области Дракона-дьявола, коснеющие в язычестве и неведении Христа. Но тогда идите с тем религиозно-нравственным началом русской государственности, о коем говорит Священное Коронование царей на царство; тогда идите в осенении идеального начала боговластия в царстве русском, а не языческого народовластия, т. е. человекообожения, которое слышится в преклонении пред правом, пред силою и голосом так называемого большинства, вместо правды Христовой, вовсе независящей от пресловутого этого большинства; тогда идите с Крестом и Евангелием, с храмами и монастырями, с христианскою верою и жизнью, как было встарь, а?не с одними железными дорогами, крепостями, войсками, торговыми предприятиями и воеводским правлением. Тогда приветствуйте переселение сюда русского народа, его стихийное движение на Восток к Океану, но давайте прежде всего переселенцу устроение церковного быта, удовлетворение нужд и потребностей религиозных; тогда идите, как встарь, в союзе веры и жизни, веры и знания, Церкви и государства.

Отошли мы от этого — и наказаны. Возвратимся к этому — и все возвратим себе: и силу, и славу, и потери все вернем, и сверх сего приобретем…

Слово Христово не пройдет мимо: скончаются времена язычников, и Евангелие будет проповедано всему миру. И проречение Апостола сбудется: «В царство Христово войдет полное число язычников». Но горе, горе нам, если все это случится не через нас, по отношению к Востоку, и даже вопреки нам. Тогда мы не исполним нашего предназначения мирового и, следовательно, отречемся от жизни; тогда наш народ будет как раб неключимый и негодный, злой и неблагодарный, зарывший талант свой в землю. Ему и приговор евангельский, пророческий: «Он будет бит, — бит много». Тогда исполнится слово Христово: «Отнимется у вас царство и дастся народу иному, творящему плоды его». (…)

Да не будет этого с нами, братие. Пусть приведенное слово церкви, устрашая нас, служит только предупреждением от роковых ошибок и падений.

Стойте здесь на грани России пред лицом врага; стойте на этой твердыне Владивостока; стойте пред лицом Востока с его загадочной судьбою. Но стойте со Христом и со крестом, и тогда Восток, приняв Христа, встретится с нами, как с братьями, а не как со смертельными врагами и хищниками. И не в крови и брани, а в единении веры и любви будет тогда разрешение вопроса об отношениях России и Востока… Тогда исполнится мировое призвание России и та глубокая идея русской Христианской государственности, которая заключена в Священнодействии Коронования Царя на Царство. Аминь.
от 21.11.2024 Раздел: Июнь 2023 Просмотров: 834
Всего комментариев: 0
avatar