О таких, как он, иногда говорили: «человек старой закалки» или «старорежимный». Сочетая в себе житейскую мудрость и высокую духовную ответственность, он сумел сохранить лучшие традиции прежних поколений священнослужителей. Среди этих традиций, прежде всего, подлинное благоговение перед Престолом Божьим, почитание опыта старших собратьев, несение ответственности за своих пасомых и за весь народ, о котором возносятся молитвы, осознание сопричастности судьбе Отечества. Отец Николай был одним из тех священников, которые хранили и передавали непрерывную связь поколений, ослабшую, к прискорбию, в наши дни. В Курске, где он служил, он являл образ единства пастыря и паствы, единства трепетного, неформального и действенного.
Без малого пятьдесят лет отец Николай служил у Престола. Это были непростые годы для Церкви. На его время пришлись и хрущевские гонения на православие, и более поздние притеснения от «уполномоченных», и тяготы церковного бесправия. Внутренняя чистота и верность традиции помогли ему в этих условиях сохранить доброту, не зачерстветь, не уйти в себя, как случалось с некоторыми священниками.
Значительную роль в становлении отца Николая сыграл юношеский период, когда он был келейником известного святителя Вениамина (Милова), прошедшего ссылки и лагеря, закончившего свой путь исповеднически. До сих пор сохранились полные духовной глубины и мудрости его письма к отцу, присланные из лагеря.
С шестнадцати лет будущий отец Николай подвизался в Троице-Сергиевой Лавре, а по исполении восемнадцати поступил в Московскую Духовную семинарию. После второго курса пошел в армию, а по возвращении окончил Семинарию и Академию, защитил кандидатскую. В тридцатилетнем возрасте отец принял священный сан. С молодых лет он стремился с уважением и вниманием впитывать опыт старших и вызывал у них ответное уважение к себе. Именно это внимание к духовному наследию и опыту старших поколений позволяет правильно совершать выбор, избегать многих ошибок и неосторожных поступков.
Для всех нас, восьмерых его детей, это стало главным основанием в жизни. Нам всегда была предоставлена свобода выбора, свобода самоопределения и творчества. Никто не принуждал нас ни к молитве, ни к посту, ни к избранию того или иного пути, никто не вел неусыпного контроля над нашим поведением. Но, видя отеческую любовь, принимая его бесспорный авторитет, взирая на его добрый пример, мы сами стали собираться на совместные молитвы, сами приучались к посту, сами выбирали дорогу, и каждый из нас остался в лоне Церкви. С детства отец обращал наше внимание на примеры подвижников благочестия, таких, как Александр Невский или Александр Суворов. И с раннего возраста учил нас любить свое Отечество и быть его патриотами, ценить все лучшее в прошлом и настоящем России, укреплять исторические корни, беречь традиции.
Еще совсем маленькими, от мамы мы узнавали, что отец наш стоит перед Престолом Божьим и молится за нас, и Господь посылает нам милости по его молитвам. Она помогала нам осмысливать необходимость христианского перенесения и преодоления скорбей, формировать правильное отношение к трудностям своего времени.
Отеческий дом был местом, где нередко (подчас почти тайно) собирались неординарные известные в стране люди – те, кто мыслил о судьбе Отечества, о его прошлом, настоящем и будущем. Многое в советское время нельзя было произнести публично, но встречи неравнодушных и ответственных русских людей в разных уголках страны приближали наступившее позднее возрождение церковной жизни. Это было очень ценное по тем временам общение, помогавшее нам глубже понять и полюбить Россию. Мы уже тогда понимали, что такое советская власть для России и для Церкви, мы были ко многому готовы, но не было озлобленности, противления, бунтарства. Благодаря отцу мы знали, что важнее всего сохранить в себе духовное начало. Еще вначале восьмидесятых отец говорил нам, что вскоре грядут более тяжелые времена, предстоит еще худший для христианской жизни период – период, когда всех нас враг станет ловить с помощью материальных благ, привязанностей, потребностей. И этой опасности надо суметь избежать. Сегодня такое время наступило, и все мы в России и на Земле подвергаемся этим испытаниям – этим уловкам на материальной, на имущественной почве, на почве неуверенности в завтрашнем дне, привязанности к комфорту или стремления выжить.
И очень важно помнить в таких условиях заветы старших поколений, заветы опытных священников, таких, как протоиерей Николай, о том, что важнее всего сохранить чистоту души, сохранить верность традиции, удержаться за свои исторические корни, остаться христианином!
Вечная память протоиерею Николаю. Душа его во благих водворится и память его в род и род.
Игумен Иоанн (Ермаков)