Добавлено:

Моя земля погибнуть не может

Да хранит Вас Господь!

Дорогой Юрий Михайлович!

Сердечно поздравляем Вас со знаменательной датой в Вашей жизни - 70-летием со Днем рождения!

Многие десятилетия тому назад Господь призвал Вас к служению Отечеству. За годы Ваших многих и полезных трудов Вы внесли большой вклад в развитие общества, культуры и Матери Церкви, в восстановление порушенных в прошлом святынь, издание литературы духовно-нравственного содержания.

Немало сил Вы отдаете взаимодействию со светской властью, с научной и культурной общественностью Москвы, да и всей России, дальнего и ближнего зарубежья.

Ваши замечательные книги, посвященные жизни святого благоверного князя Димитрия Донского, творчеству наших великих русских писателей Ивана Гончарова и Григория Сковороды, повесть "Послевоенное кино" и романы о сербском сопротивлении, поэмы и стихи, статьи, очерки и эссе о лучших людях России, о нашей истории, о культурном наследии нашего народа стали начальными вешками для многих соотечественников.

Вы человек добрый, душевный, внимательный и сердечный и продолжайте оставаться таким.

Всещедрый Господь да дарует Вам, дорогой Юрий Михайлович, в крепости душевных и телесных сил продолжать ревностное и плодотворное служение во благо Святой Руси и нашего народа.

Да хранит Вас Господь во здравии и благоденствии на многая и благая лета!

С любовью о Господе, по поручению и доверию писателей России,
В.Н. ГАНИЧЕВ,
председатель Правления Союза писателей России

Из беседы с писателем Юрием Михайловичем Лощицем накануне его юбилея

- Ваша книга "Дмитрий Донской" (1980) стала на мой взгляд лучшим художественно-документальным произведением об эпохе Куликовской битвы. В условиях атеистического диктата Вам удалось воплотить православное миросозерцание на глубоком духовном уровне, даже изложить начатки христианской аскетики, например в таких строках: "Бодрение и трезвение сердечное, постоянное умное делание - вот чего более всего не терпит враг!".

- Созданию этой книги я обязан детским переживаниям и впечатлениям. После войны, с 1946 года стали выходить издания русской классики, и у нас в доме появился прекрасно изданный альбом с изображениями русских полководцев. Я учился тогда в первом классе и просто не мог с ним расстаться - там были портреты Дмитрия Донского, Александра Невского, Суворова, Кутузова, рисунки сражений. А замысел пришел много позже, когда завел дом в деревне. Знаете, когда в деревне отойдешь на сто метров в лес или поле - ты попадаешь в другой мир, легко представить, что ты живешь в XIV веке. Я уже знал срединную Россию, теснейше связанную со всей короткой жизнью Дмитрия Донского. А потом - знакомство с летописями, которые оказали на меня громадное воздействие. Приходилось параллельно прочитывать до десяти летописей. Разноголосица мнений помогла высветить ход событий, понять, куда двигалась Россия.

- Вы уже много лет работаете над книгой о святых Кирилле и Мефодии. В чем задача книги?

- Главное - показать, что старославянский язык - это непрекращающаяся традиция, что это не мертвый язык, он находится по-прежнему в самой сердцевине русского языка, это его алтарь. Без обращения к высокому строю славянской речи, который они запечатлели в своих переводах, мы пропадем!

Кирилл и Мефодий очень современны и в связи с тем, что это были первые славянофилы (хотя они чистые греки). Они первые провозгласили идею всеславянского единства, ведь они создавали язык для всех славян. Сейчас мы оказались в такой дыре, что говорить о едином и цельном славянстве как будто невозможно. Но мне кажется, что эта тяжелейшая болезнь, может быть и не без крови, все же пройдет. Это единый мир - несмотря на весь сегодняшний раздрай!

- Что же, по Вашему, случилось с Россией, в начале 1990-х и почему это случилось?

- В нашей истории мы видели неоднократно: есть очевиднейшая победа, но удержать, закрепить ее, устоять на этом - часто не хватает сил, потому что идет повальное расслабление. Так и здесь. В 1970-80-е у нас было впечатление, что русская национальная идея все равно утвердится, но ее соперничество и сотрудничество с идеей государственной будет идти через постепенное преображение коммунистической доктрины, ее просветление и ее одушевление - и что это будет очень долгий процесс. Мы настраивались на столетия - и вдруг видим: какие-то люди сделали все наоборот, по-своему, и используя нас отчасти, и действуя против нас. Сделали стремительнейшим образом - произошел интернациональный блиц-криг по очень жесткому сценарию. Мы к этому оказались совершенно не готовы.

- Роль литературы и русского слова сегодня какова?

- Конечно, она совсем не та, какой была два-три десятилетия тому назад. Вытеснили литературу из сознания, из библиотек, из тиражной политики. Вытесняют настоящее. И сейчас рассчитывать на стремительное возвращение литературы к своим позициям не приходится. Дай Бог, чтобы через классику нашу это возвращение происходило. Но посмотрите: как бы мы с вами ни относились к всероссийскому шоу "Имя Россия", как бы мы за этим ни видели игру с общественным мнением, но все равно - оно есть! 20 лет назад людям невозможно было открыто говорить о том, кто им предпочтительнее. Власти предержащие вынуждены ежедневно учитывать это, и учебники по истории, которые сейчас готовятся, все же не такие, как были 5-10 лет назад. Они вынуждены будут вернуть в школы и классику.

- "Моя земля погибнуть не может" - рефрен Вашего стихотворения "Верую". Что, по Вашему, можно и должно делать сегодня русскому человеку?

- Не поддаваться унынию. Верить, что Господь нам пособит, так или иначе, пусть даже самыми жесткими по отношению ко всем нам распоряжениями. Но Он Россию не оставит! Иначе зачем же Он не оставлял ее в течение почти двух тысяч лет? Через сокрушения Он все равно выводил ее на новый и мощный путь.

- С какими словами обратились бы к молодым писателям?

- Пожелаю не утратить некорыстного отношения к своей Родине. Верности - русскому слову, славной нашей истории, нашим великим литературным предшественникам. Верности традициям русской мысли.

Алексей ЛЮБОМУДРОВ
Русское Воскресение

от 29.03.2024 Раздел: Январь 2009 Просмотров: 569
Всего комментариев: 0
avatar