...Как еще один шаг к объединению в почитании Державной иконы Божией Матери, почитании святого Царя-мученика, к долгожданному Всероссийскому покаянию, редакция «Руси Державной» предложила провести в праздничные дни крестный ход Дно-Псков-Коломенское, соединяющий молитвой эти важнейшие пункты духовного поля России.
Православная Россия праздновала Державную икону Пресвятой Богородицы. Есть глубокая связь между вынужденным решением святого Царя Николая сойти с Престола, явлением Державной иконы Матери Божией и набирающими ныне силу процессами глобализации. Последовавшее за «отречением» убийство русского Царя эхом прокатилось по всей земле. На Ближнем Востоке начались даже массовые самоубийства. «Арабы уже тогда считали, что со смертью Царя кончилась человеческая история».
Эта глубинная связь событий показывает нам, сколь велико значение почитания Державной иконы Царицы Небесной, Царственных мучеников в одолении грозных вызовов нашего времени. Судьба России решается не на политическом поле, а на духовном. Только покаяние может перевесить на чаше весов Божиих море нашего греха – причину разрушительных процессов. Но мы постоянно забываем об этом.
В праздничные дни 14-15 марта в Коломенском, где находится великая святыня России – чудотворная Державная икона Матери Божией, состоялись торжественные службы: Всенощное бдение, Божественная Литургия, молебен перед чудотворным образом. Совершил их иерарх Русской Православной Церкви архиепископ Истринский Арсений. По словам протоиерея Владимира Гонтаря, было множество причастников, верующие благоговейно прикладывались к святыне.
Как еще один шаг к объединению в почитании Державной иконы Божией Матери, почитании святого Царя-мученика, к долгожданному Всероссийскому покаянию, редакция «Руси Державной» предложила провести крестный ход Дно–Псков–Коломенское, соединяющий молитвой эти важнейшие пункты духовного поля России.
Группа паломников отправилась в путь – и таинственно соприкоснулись времена: 1-2 марта 1917 г., «важнейшие дни истории России» и 1-2 (14-15) марта 2004 г., дни крестного хода. И тогда и ныне, по промыслу Божию, это оказались дни крестопоклонных седмиц. Мы не подстраивали совпадения, но они по великой милости Божией в изобилии изливались на крестный ход. Даже киот нашей Царской иконы выполнен был из материала облицовки Царского вагона, в котором и прибыл Государь на станцию Дно. Крестный ход с Державной иконой Пресвятой Богородицы достиг Коломенского, вопреки всем планам, именно в час «отречения» Царя, в час явления чудотворной Державной иконы Матери Божией в 1917 г. В духовном плане произошло воспроизведение событий тех далеких трагических дней. На станции Дно перед отъездом в Коломенское был совершен молебен. В том, что он остановил, неожиданно для нас, движение всех поездов на этой узловой железнодорожной станции, мы увидели великую силу покаянных молитв, способных остановить и процессы разрушения в масштабе России, если только сможем мы объединиться в общем, идущем из глубины сердца покаянии.
В грозном и стремительном потоке событий державообразующий русский народ не сможет устоять без горячей молитвы пред Державной иконой Царицы Небесной, без почитания Царя-мученика, без покаяния. Всем русским надо принять это ключевое слово «покаяние» как формулу поведения в экстремальной ситуации, в которой мы пребываем, как единственный путь спасения.
Когда Державная икона Матери Божией вернулась с крестного хода в редакцию, мы заметили на ней – на груди и ладони Богомладенца – капельки маслянистой жидкости, второй раз на нашей памяти. Впервые это произошло перед прославлением Царя-мученика…
Великой помощью невидимого мира и нашим покаянием да воскреснет Россия!
Владимир ТАНАКОВ
Вечером 1 марта (по ст.стилю) 1917 года поезд, составленный из нескольких вагонов, остановился напротив здания вокзала станции Дно. Вагоны, глухо звякнув буферами, словно в оцепенении замерли у платформы: “Что же будет дальше?” Мрачно пыхтел трубой, словно отдуваясь от быстрого бега паровоз, пуская кольца дыма, которые стелились по земле. Дул пронизывающий северный ветер. Через какие-то часы Государь Николай II, Помазанник Божий, понуждаемый своим ближайшим окружением и лидерами Думы, не находя поддержки среди своего народа и армии, отрекся от престола. Величайшее и мощнейшее из существовавших тогда государств перестало существовать.
Так совершилось одно из самых трагических событий нашей истории. Станция с таким характерным названием в действительности олицетворяла в этот миг собой всю Россию, достигшую ДНА пропасти, куда она упорно катилась несколько последних десятилетий.
В этот же самый день, только спустя 87 лет, на перроне станции Дно появилось несколько десятков человек, во главе со священником. Мимо паровоза на постаменте, символизирующего те далекие времена, мимо крашенного в желтый цвет унылого здания вокзала, они с иконами в руках и молитвенными песнопениями прошли по платформе, остановившись прямо у входа в здание, совершили торжественный молебен Царственным страстотерпцам, который был организован совместными усилиями редакции газеты “Русь Державная” и активистов Союза писателей России по благословению настоятеля храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском протоиерея Владимира Гонтаря и настоятеля Собора Спаса Нерукотворного Образа б. Спасо-Андроникова монастыря протоиерея Вячеслава Савиных.
* * *
Старенький экскурсионный автобус мчался на север, спидометр отсчитывал километр за километром, а в салоне звучала молитва. Священник отец Анатолий, духовник крестного хода, распевно читал тропари и молитвы Святым Царственным страстотерпцам, паломники хором пели величания и “Боже, Царя храни”. Затем микрофон взяла Галина Яковенко из Союза писателей. Она развернула перед нами картину тех окаянных дней. “Измена, трусость и обман” царского окружения, о котором Государь писал в своем дневнике, предстали во всей своей мерзости перед затаившими дыхание слушателями, а сам салон автобуса будто бы превратился на время поездки в вагон того самого Царского поезда, спешащего навстречу своей судьбе, изменить которую его царственный Пассажир уже не мог, чутко уловив в стуке его колес Божий промысел, открытый ему прежде многократно. Оболганный, оклеветанный своими “верноподданными”, ближайшим окружением, Император Николай Александрович бесстрашно восходил на свою Голгофу, неся тяжелейший крест монаршей власти. Всегда вместе с ним была и Его Царственная Семья.
По рядам сидящих в салоне паломников пускаются бесценные святыни, дорогие для сердца каждого русского человека: окровавленные кусочки кирпича из подвала Ипатьевского дома, земелька с Ганиной ямы и из Елизаветинской шахты под Алапаевском, икона Царя Страстотерпца, икона батюшки Серафима Саровского из кельи приснопамятного отца Николая Гурьянова, крест отца Серафима (Тяпочкина), которым некогда оживляли “Самарскую Зою”. Помилуй, Господи!
На землю быстро опустилась ночь. Спидометр отсчитывает в темноте километры русской земли, мелькают за окном огни больших и малых деревень и городов, тянутся вдоль дороги бескрайние леса. А из мчащегося по пустынной ночной дороге автобуса, все идет и идет к Богу покаянная молитва.
* * *
Благодатная псковская земля с ее рекой Великой хранит немало тайн. Эта земля – удел Святой Троицы на Руси, родина равноапостольной княгини Ольги, место ратных подвигов святого князя Александра Невского. Псков – это отдельная глава в истории России. В этой главе особое место уделено Спасо-Елеазаровскому монастырю.
Потому что именно здесь, в XV веке, в стенах древней обители старец Филофей сделал важнейшее в истории послемонгольской Руси открытие, провозгласив великодержавную концепцию развития Российского государства до скончания века: “Москва - Третий Рим”, четко обозначив грандиозные задачи, стоящие перед Россией: “…Второй Рим падоша, Третий стоит, а четвертому - не быти!”, предопределив именно русским спасительную роль народа, удерживающего весь мир от окончательного богоотпадения. Участники Крестного хода просто не могли не миновать сей древней обители, не поклонившись святыням монастыря, не получив на дорогу благословения настоятельницы монастыря на лежащий на пути крестоходцев остров Талабск, к могилке всеми любимого старца Николая Гурьянова.
Пятикилометровый путь на остров, к батюшке Николаю - самый напряженный, но и самый запоминающийся этап крестного хода. Легкий, бодрящий морозец, черное, бездонное небо с одинокой, словно заблудившейся яркой звездой и будто бы единый вздох ступившей на мартовский лед Псковского озера вереницы людей: “Господи, Иисусе Христе, помилуй нас грешных”. Молитва Иисусова сменяется тропарем на поклонение Кресту, молитвой Матери Божией. Чем ближе угадываемый по очертаниям впереди остров, тем ярче освещается небо над головами паломников, покрываясь мириадами звезд. Ответ на виденное чудесное атмосферное явление люди получили уже на острове, когда прикладывались к любимой иконе батюшки Николая, украшению островного Никольского храма, называемой “Благодатное Небо”. Царица Небесная изображена на фоне черного звездного неба, сплошь усеянного яркими звездами. С благословения нового островного пастыря иеромонаха Паисия посетили паломники и келью батюшки, где на самом видном месте размещены рукой самого старца иконы Царственных Страстотерпцев, которых он сугубо почитал, называя их своей Семьей. С благоговением прикладываются люди к святынькам: батюшкиной епитрахили, келейным иконам, книгам. Как благословение на дальнейшую дорогу получают они из рук смотрителя по кусочку батюшкиного подрясничка, того самого, в котором он на всех фото.
На могилке старца отец Анатолий помазывает крестоходцев маслицем от лампадки, паломники прикладываются к могильному кресту, берут по щепотке земли и трогаются в обратный путь, на материк. Уже в кромешной тьме, в полуночи движется по озеру, “аки посуху” вереница людей, ищущих Бога и чающих получить от Него прощения грехов себе и любимому Отечеству.
* * *
Лишь под утро добрались паломники до Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря, затерявшегося в лесной глуши, посреди болот и озер Псковщины. Эта тихая обитель, основанная в XV веке уроженцем Балкан преподобным Саввой, неспроста оказалась на пути крестоходцев. Жил в монастыре в конце XIX века блаженный монах Корнилий, который прославился среди окрестных жителей своими чудотворениями и прозорливостью. Так, незадолго до смерти, которая последовала в декабре 1903 года, он утверждал, что Царя скоро не будет, “сменят его”. Кроме того, блаженный предупреждал, что самого его похоронят не по чину, а “головою на север, и будет это погребение на бедствие России”. “Похоронят меня и заплачет Россия”, - говорил он. Так оно вскоре и получилось: через год началась Русско-Японская война, а затем и целая череда политических катаклизмов. Слова монаха запомнились братии монастыря, тем более, что блаженный также утверждал, что бедствия России окончатся, как только его тело будет предано земле по чину, то есть лицом, обращенным на восток. Несколько раз предпринимались неудачные попытки перезахоронения тела почившего монаха, но лишь 22 июля 1997 года по благословению епископа Псковского и Великолукского Евсевия, останки блаженного Корнилия были обретены и перенесены в подклет главного собора монастыря. Решением синодальной комиссии по канонизации святых на заседании 15-16 сентября 1999 года блаженный монах Корнилий был прославлен, как местночтимый преподобный святой Псковской епархии. Мог ли ошибаться блаженный Корнилий? Или ошиблись в очередной раз мы, забыв, что прощение и искупление грехов есть акт всенародный. Видимо, нет еще в русском народе истинного покаяния. Находясь на святой Псковской земле, все крестоходцы втайне надеялись, что их покаянный Крестный ход даст хотя бы минимальные, но ощутимые результаты. Просили люди этого и окунаясь в святой источник Преподобного Саввы, и в дороге, и уже вернувшись в Москву, стоя у иконы Божией Матери Державной, что в Коломенском, той самой, что была чудесно явлена в день отречения Государя, в короне и с символами царской власти.
Но ведь еще там, на станции Дно, послан был паломникам явный знак. Когда зазвучали молитвы, по громкоговорителю строгим женским голосом было несколько раз объявлено, что в связи с проведением на перроне молебна, посвященного Царской Семье, прибытие и отправление поездов по станции Дно временно прекращено. Это слышали находящиеся на станции в тот момент люди. Только потом мы осознали глубинный смысл этих слов.
Когда-то на этой станции, одержимые революционным зудом “верноподданные” посмели остановить Царский поезд, чтобы затем остановить и всю Россию, приведя ее к крушению. Не иначе, как, Сам Государь Император повелел остановить движение по станции Дно, дав возможность пройти молебну, словно давая понять, что пришло время приносить покаяние русскому народу, так намаявшемуся в плену у кровавых диктаторов и временщиков партократов.
А еще именно в этот день в стране проводились выборы главы государства...
р.Б. Роман, Москва-Псков-Дно-Москва