Добавлено:

Молитва длиной в 500 лет Пять веков стоит на русской земле Рыльский Свято-Николаевский монастырь

Удивительно пророчество курского старца Ипполита! Он говорил: «А монастырь наш станет Лаврой».

Вот уже 500 лет к благодатной помощи святителя Николая молитвенно обращается череда поколений рыльского монашества. Да и чем еще, как не теплым участием святителя, можно объяснить тот поразительный факт, что скромная, малоизвестная обитель, затерявшаяся от мирского шума в глубине русских земель, не имея именитых благодетелей и внешних источников поддержки, живет и молится на протяжении сотен лет. В то время как исторические бури и штормы, а порой и штили изгладили следы многих и многих зарождавшихся, процветавших и приходивших в упадок русских монастырей.

 На окраине древнего города Рыльска, у слияния рек Рыло и Сейм стоит монастырь во имя святителя Николая Чудотворца.
 Наши предки жили здесь уже в глубокой древности, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Только на территории самого монастыря насчитано 48 могильных курганов язычников-северян.
 С 1180 года Рыльск – пограничная крепость Южной Руси – становится стольным княжеским городом, дружина которого сражалась в былинном походе Игоря Святославовича.
 Местность здесь очень живописна. Монастырские строения расположены на крутояре – взгорье со склоном, обрывающимся к заливным лугам речки Волынки. А далее, насколько охватывает взор, раскинулась равнина с клочками дубрав и благоухающими лугами, разрезанными извилистой лентой Сейма и многочисленными зеркальцами озер. К северу от монастыря протянулась поросшая лесом живописная цепь холмов с крутыми белыми склонами – меловые Вискольские горы.
 Уходящие во времена княжения Ольги, Святослава и Владимира предания свидетельствуют о тесной связи этой земли с православной традицией Болгарии, которая несла сюда свет христианства. А когда сама Болгария пала под натиском чужеземных завоевателей, монахи из монастыря, основанного на берегах реки Рыло великим подвижником святым преподобным Иоанном Рыльским (+ 946 г.), нашли убежище на берегах Сейма и принесли с собой на Русь святыню Болгарской земли – десницу от нетленных мощей св. прп. Иоанна Рыльского. Болгарские иноки основали в честь своего небесного покровителя храм, который дал впоследствии имена сложившемуся вокруг него городищу (Рыльск) и речке (Рыло).
 О перенесении на Русь десницы св. Иоанна упоминается в легендах и преданиях самой Болгарии. Св. прп. Иоанн Рыльский стал первым южнославянским святым, которому на Русской земле был воздвигнут храм и который стал небесным покровителем русского народа. Общерусское почитание св. прп. Иоанна Рыльского начинается с XIV века, этот святой является небесным покровителем любимого многими батюшки св. прав. Иоанна Кронштадтского.
 Летопись свидетельствует о чудесной помощи, которую оказывал св. Иоанн городу Рыльску в трудные времена. В 1240 году, по словам летописца, «только Рыльск сохранился от Батыева погрома». Во время осады жители города призвали на помощь своего покровителя. Преподобный Иоанн явился на стене, махнул платком, ослепил татар и таким образом спас Рыльск. А в 1502 году заступничество святого снова спасло город – от войска последнего золотоордынского хана Ахмата. Жители осажденного Рыльска молили Бога в Церкви св. Иоанна Рыльского и, призывая на помощь Божию Матерь и своего небесного покровителя, совершили крестный ход вдоль крепостной стены. И татары неожиданно сняли осаду и спешно покинули Рыльскую землю.
 Полагают, что монастырь возник на рубеже XIV-XV столетий, но первое упоминание о нем в письменных источниках относится к 1505 году, который потому и принято считать годом его основания.
 О предызбрании этого места Святителем Николаем свидетельствует чудесное явление вблизи монастыря на острове реки Сейм около села Асмолово чудотворного образа Святителя Николая, который в 1462 году был перенесен в обитель. С этой древней, особо почитаемой святыней ежегодно, вплоть до 1917 года, совершался многолюдный крестный ход, который в годы царствования Государя Николая II был приурочен к дате его коронации…
 В 1991 году после многих лет запустения Свято-Николаевский монастырь был возвращен Курской епархии.
 Монастырь стал особым детищем Батюшки Ипполита, его трудами и молитвами этот светоч Православия не только физически поднялся из руин, но возгорелся тем светом любви, на который потянулись страждущие и искалеченные души.
 За 11 лет руководства отца Ипполита монастырь превратился в центр духовной жизни всероссийского масштаба. За молитвой, советом, словом вразумления, утешения и любви к нему в возрождаемую Рыльскую обитель ехали тысячи верующих и неверующих людей со всех концов России. Откуда только не приезжали автобусы, которым порой становилось тесно на большом монастырском дворе. Люди добирались на попутках, шли пешком, если не было денег на дорогу. После знакомства со старцем пришли к Богу, нравственно преобразились многие люди, не только далекие от веры и Церкви, но и страдавшие тяжкими духовными и телесными недугами. О. Ипполит кровью своего сердца буквально возрождал их для жизни – и земной, и, главное, для будущей, совершая подвиг служения ближним с удивительным смирением и самоотверженностью. Знавшие или даже однажды повидавшие старца люди сталкивались с тем чудом, которого не встречали раньше в почти оскудевшем любовью мире: с чудом настоящей Христовой любви. Архимандрит Кирилл (Павлов) говорил об отце Ипполите, что он – самый добрый старец. Схиархимандрит Макарий (Болотов) отзывался о нем так: «Если бы в России было сто таких монахов, как отец Ипполит, Россия с корнями поднялась бы на Небо».
 Архимандрит Ипполит стал строителем Свято-Николаевского монастыря, украсил его белым соборным храмом и братскими корпусами. В монастыре им было создано довольно крупное хозяйство с животноводческими фермами и обширными угодьями пахотной земли. За эти годы старец основал пять скитов, два женских монастыря в Курской и в Белгородской епархиях.
 Одной из особых забот батюшки было укрепление православия на Кавказе. Большое внимание он уделял духовному окормлению православных из Северной Осетии, где по его благословению были основаны женский монастырь в Алагире и мужской в Беслане. Сейчас, после бесланских событий, и нам становится более понятным значение этих духовных форпостов, предусмотрительно воздвигнутых о. Ипполитом на горячих южных рубежах России.
 Именно так, в контексте судеб нашей Родины, неотделимых от ее предназначения быть хранительницей Православия, в качестве передовых форпостов незримой духовной борьбы за реализацию этой величайшей миссии и рассматривал о. Ипполит назначение монастырей и русского монашества. «Хочется надеяться, что и наш небольшой монастырь станет надежной духовной твердыней и внесет свою лепту в дело преображения нашего Отечества», – писал он.
 17 декабря 2002 г. о. Ипполит ушел от нас, отдав сорок пять лет усердному служению Церкви Божией и ближнему. Послушник Святителя Николая, он был погребен на Николу зимнего, 19 декабря, в престольный праздник обители. Кольцевая радуга вокруг луны, а после – вокруг солнца сияла в день похорон в морозном декабрьском небе. А на 9-й день деревянный крест на могиле старца обильно замироточил, даже образовалась проталина на снегу от стекавшего миро.
 Не менее убедительно, чем очевидные знамения, личный духовный опыт многих чад о. Ипполита свидетельствует о том, что он по-прежнему слышит нас, по его молитвам совершаются дела добра, исцеления и обращения к Богу пьяниц и наркоманов, помощи в житейских нуждах.
 Божией помощью, молитвами Святителя Николая и трудами монастырских насельников, паломников и жертвователей, обитель с каждым годом меняет свой облик, несмотря на все трудности. А работы впереди – непочатый край. Как живому и растущему организму, монастырю надо развиваться по целому ряду направлений. В числе только самого необходимого: ремонт действующего и восстановление двух полуразрушенных храмов, обустройство элементарных санитарно-гигиенических удобств и братского корпуса, возведение монастырской стены и угловых башен, приведение в надлежащий вид целебных святых источников, создание условий для достойного приема паломников, развитие и повышение рентабельности большого монастырского хозяйства. Как и в прежние времена, монастырь с благодарностью принимает любую посильную помощь – трудом, пожертвованиями и молитвой.
 В чем тайна твоего неуловимого обаяния и вечной молодости, древняя обитель?
 Может быть, в том неповторимом, глубинно-русском и вместе с тем истинно евангельском сочетании голубиной простоты и потаенной внутренней силы, что дает жизнь всему, к ней припадающему?
 В том, что не может познать ум, но к чему бессознательно и по-детски тянется сердце?
 В долготерпящей, всепрощающей и милосердствующей Любви, которую донесла до нас, как чистый эталон, как глоток живой воды, непрерывающаяся связь поколений от Святителя Николая до старца Ипполита?
 «И врата ада не одолеют ее».

 Адрес:307370, Россия, Курская область, Рыльский район, с. Пригородная Слободка, ул. Мирная, д. 2 Банковские реквизиты: Курское отделение СБ РФ N 8596, Р/сч. 40703810533270000090, БИК 043807606, К/сч. 30101810300000000606, ИНН 4620003457 Телефон наместника монастыря: (07152) 2-31-31 – иеромонах Панкратий E-mail: rylo1505@mail.ru

Паломнические поездки: 494-13-22

от 19.09.2020 Раздел: Февраль 2006 Просмотров: 703
Всего комментариев: 0
avatar