В Одессе в Свято-Успенском соборе на перекрестке улиц Успенская и Преображенская почивают святые мощи святого праведного Ионы Атаманского. Настоятель Свято- Никольской церкви в Одесском порту протоиерей Иона своими духовными дарами напоминал святого прав. Иоанна Кронштадтского. Когда к Иоанну Кронштадтскому приезжали из южных губерний Российской империи, то святой старец спрашивал: «А зачем вы так далеко ехали? У вас же есть отец Иона?»
В конце ХХ века в Одессу вновь за советом и духовным наставлением съезжались люди не только со всей Новороссии, но со всех концов бывшей Российской империи. Приезжали они в одесский Успенский монастырь к схиархимандриту Ионе (Игнатенко). Имя духовника монастыря, ученика прп. Кукши Одесского было хорошо известно православным русским людям. Старец Иона обычно принимал исповедь недалеко от святых мощей прп. Кукши в Никольском храме монастыря. Последние годы у кельи старца, которая находилась у ворот монастыря, всегда толпилось множество людей. Некоторые занимали очередь с 4-5 часов утра. Схиархимандрит Иона не только наставлял и утешал многих людей, укреплял в вере, но мне приходилось много слышать от православных одесситов об исцелениях по молитвам старца. Сам же отец Иона последние годы тяжело болел – онкологическое заболевание позвоночника. Врачи говорят, только чудом можно назвать то, что отец Иона жил последние годы. Так бывает – старцы, исцелявшие многих, сами со смирением несут крест тяжелых болезней. Вспомним прп. Старца Амвросия Оптинского.
Мне всегда казалось, что схиархимандрит Иона чем-то напоминает Оптинских старцев. Необыкновенное смирение и дух любви отличали монаха Иону всегда. Говорят, в советские годы власти запрещали рукополагать отца Иону, но и просто монах Иона окормлял многих людей. В Москве мне сказали: «Будешь в Одессе, постарайся встретиться с монахом Ионой». Я помню, как первый раз меня привели в Успенский монастырь к отцу Ионе. Он отправлялся на послушание, шел с косой на плече в поношенном подряснике с заплатами, а вокруг простого монаха собралась большая группа православных людей, которые желали получить ответы на свои духовные вопросы. Должен заметить, что за эти годы отец Иона совершенно не изменился, только волосы стали седыми. Такое же смирение, простота и глубокая внимательная серьезность в беседе с людьми. В то время я услышал удивительную историю, которая произошла в Успенском монастыре. Покойный митрополит Сергий стал выговаривать братии, что многие ходят в старых поношенных подрясниках. Все стояли, слушали упреки архиерея. Но когда подходили под благословение, неожиданно появился монах Иона, который исполнял послушание моториста. Подойдя под благословение, отец Иона наклонился и на глазах у всех вытер испачканные машинным маслом и соляркой руки о шелковый подризник митрополита Сергия, а затем, смиренно взяв архиерейское благословение, ушел. Надо сказать, что и митрополит Сергий проявил смирение и мудрость, достойную старца. Ни слова не сказав о поступке монаха, владыка прислал монахам обители, у которых были самые худые и залатанные одежды, новые подрясники. В том числе и отцу Ионе.
У схиархимандрита Ионы в келье среди икон стоял всегда портрет Александра Васильевича Суворова. Старец называл Суворова Русским Архистратигом и считал святым. Увидев портрет Суворова, я обрадовался, так как в своих передачах говорил о необходимости церковного прославления Александра Васильевича в лике святых благоверных князей-воинов и часто выслушивал нарекания по этому поводу. Старец благословил заниматься прославлением Александра Суворова, говорил, что полководец был великим молитвенником и побеждал с помощью Божией, благодать Святаго Духа укрепляла Русского Архистратига. Отец Иона все эти годы благоговейно почитал память святых Царственных мучеников.
Скорбел о том, что политики отрывают Украину от России. Схиархимандрит Иона говорил нам: «Я сам малоросс, но скажу – нет отдельно Украины и России, а есть единая Святая Русь. А разделить нас решили враги, чтобы уничтожить Православие на Малой Руси. Но Господь того не допустит».
Схиархимандрит Иона родился в 1925 году в крестьянской семье. Был самым младшим –девятым ребенком. С ранних лет все много трудились. Семья Игнатенко была небогатой, но попала под раскулачивание, как многие крестьянские семьи. Семья была верующей. В школе детям сказали, что Бога нет, молиться не надо, скоро построят Днепрогэс, за людей все будут делать машины, и наступит рай на земле. Дома мать сказала мальчику: «Не слушай безбожников. Главное – молитва. Не будет на земле рая. А рай будет только на небе». Отец Иона говорил: «Молитва и труд – два крыла. Молись и трудись».
Отец Иона много трудился, работал с 15 лет на нефтепромыслах, был шахтером, трактористом. В 40 лет заболел туберкулезом в тяжелой форме. Вокруг в палате все умирали. Отец Иона дал обет – если исцелится, то будет служить Богу. Пришел в одесский Успенский монастырь. Некоторые говорили, что старцу было видение Матери Божией, в котором было открыто, что спасаться он должен в Успенском монастыре в Одессе. Но на послушание в монастырь в то советское время попасть было непросто. Успенский монастырь стоит на высоком берегу над морем. Осенью отец Иона вырыл в береговой круче земляную пещеру. «Каждое утро вставал на молитву», – рассказывал нам отец Иона, – « Матерь Божия, прими в свою обитель!». Прожил в сырой землянке над морем на суровом ветру до весны, а к лету в монастыре понадобился моторист, и отца Иону взяли послушником.
Последние десятилетия схиархимандрит Иона был духовником Свято-Успенского монастыря в городе Одессе. К старцу приезжали не только со всей Украины, но и из Сибири, с Урала, из Москвы. Среди духовных чад схиархимандрита Ионы много наместников монастырей, настоятелей храмов, монашествующих и простых мирян. Старец с одинаковым вниманием принимал всех – и высокопоставленных правительственных чиновников, и простых селян и рабочих. Думаю, что каждый, кому по милости Божией довелось побеседовать со старцем, навсегда запомнит встречу со схиархимандритом Ионой.
Хочу вспомнить еще один удивительный факт, о котором рассказывали духовные чада батюшки Ионы: «Возьмите некоторое количество православной народной газеты «Русь Державная» и раздайте ее людям», – такое послушание давал им старец.
Тепло вспоминает о встречах с батюшкой Ионой Андрей Печерский, главный редактор газеты «Русь Державная»: «Он многому научил меня и прежде всего снисходить к недостаткам и немощам людей». Четырнадцать лет тому назад ему посчастливилось совершить вместе с отцом Ионой паломничество на Святую Землю. «Крест-мощевик, который он подарил мне тогда – всегда со мной».
Тяжело болея, старец Иона продолжал принимать народ. Рассказывают, что даже за неделю до кончины, будучи уже на смертном одре, лежа в постели, он продолжал прием. Сам митрополит Агафангел говорил ему: «Поберегите себя, батюшка. Вы ведь только подлечились, а люди сильно вас утомляют». На что отец Иона отвечал: «А зачем же я лечился? Я ведь для того и послан сюда, чтобы молитвами своими помогать людям!» Разве может такая любовь к людям исчезнуть с переходом души старца ко Христу Спасителю – Источнику Любви. Мы знаем, что в Вечности батюшка Иона не перестанет молиться о нас, грешных. Уверен, что на могилку схиархимандрита Ионы православный народ будет приходить со своими скорбями, просьбами так же, как приходили на могилку его учителя прп. Кукши Одесского. Думаю, духовные чада схиархимандрита Ионы соберут многие свидетельства о жизни старца, и мы сможем ознакомиться с подробным жизнеописанием батюшки.
Старец верил, что если будет искреннее покаяние, то Милостивый Господь по молитвам Пресвятой Богородицы, Царицы Небесной восстановит Святую Русь во главе с Православным Царем – Помазанником Божиим. Но всегда старец Иона добавлял: «Господи, поможи, да и сам не лежи». «Два крыла для спасения – молитва и труд» – вот завет, который оставил нам старец схиархимандрит Иона.
Упокой, Господи, душу новопреставленного схиархимандрита Ионы и его святыми молитвами помилуй нас!
Виктор САУЛКИН