Добавлено:

Мощь Армии и самосознание народа

"Национальный патриотизм является очень действенным средством излечения от той всеобщей апатии, которая парализовала страну".

Осознание и понимание этого, а затем возвращения русской идеи национального самосознания в Армию есть прямой, наиболее быстрый и естественный путь восстановления и укрепления там порядка.

Проблема суицидов, стабильный рост преступности практически во всех силовых ведомствах России не может не вызывать беспокойства руководства страны, командования. Ведь это в первую очередь отражается на боеготовности и боеспособности Армии. Рост показателей самоубийств и правонарушений среди людей в погонах наводит на определённые размышления, заставляет искать причины, изучив которые, можно увидеть всю глубину проблемы.

Думы о былом и сегодняшнем

Корни любого явления хорошо высвечиваются в сравнительной аналитике. Не так давно у нас было принято всё сравнивать с дореволюционным 1913 годом. Не будем нарушать традиции. По данным статистического справочника "Россия, 1913 год", изданного в 1995 г. в Петербурге, в 1912 году на всю Империю было зарегистрировано 24 суицида. Для сравнения, в 2007 году, по данным Военной прокуратуры, только в Вооружённых Силах России было зафиксировано 224 (!) самоубийства.

Схожая картина и с преступностью. В 1912 году на 100 тыс. населения в среднем было совершено 105 преступлений, в 2006 году по данным МВД - 2700.

Такая колоссальная разница, на мой взгляд, - в различии государственного строя и соответствующей идеологии. В 1913 году у нас была Российская империя, идеология которой заключалась в известной триаде: "Православие. Самодержавие. Народность". Россия являлась Третьим Римом и Домом Богородицы, как назвал её генералиссимус А.Суворов, со всеми вытекающими отсюда имперскими, государственными задачами и достаточно высоким уровнем национального самосознания.

Русское национальное самосознание формировалось на базе православных ценностей. Лишить себя жизни, погубив душу, считалось страшным грехом - на это решались, в буквальном смысле слова, единицы. Хотя поводов совершить суицид было в то время не меньше, чем сейчас, ведь жизнь в России никогда не считалась особенно лёгкой. Примерно так же обстояло дело и с преступностью. Она хотя и была, но сдерживалась не столько силой закона, сколько нравственностью и традиционной общественной моралью.

Необходимо вспомнить и почти 80-летний период советской государственности, когда народ под руководством КПСС строил бесклассовое и наднациональное общество - коммунизм. После его краха образовался идеологический вакуум, поддерживаемый ностальгическими воспоминаниями о "светлом прошлом". Однако природа, как известно, не терпит пустоты.

Когда про Бога, который учил "возлюбить ближних, как самого себя", люди основательно забыли, а "рай на Земле" так и не построили, очень скоро на смену идейной жертвенности (а она была и при советской власти) пришли безыдейные, но понятные любому принципы потребительства, накопительства и весьма туманного либерального понимания свободы, которая ограничивается лишь свободой другой личности.

При таких критериях произошла "уценка" многих духовных, нематериальных понятий, которые раньше считались естественными и неоспоримыми: любовь, дружба, Родина, род, честь, совесть, долг, верность, достоинство, ответственность. Резко упала в цене и сама жизнь.

И вот результат: сегодня по данным, публикуемым в открытой печати, Россия занимает первое место в мире (!) по алкоголизму и количеству самоубийств среди юношей-подростков и первое место в Европе по числу убийств. Более 40% нашей молодёжи 14-17 лет подвергалось судебному наказанию за различные преступления, а 55% молодых людей готовы переступить моральные принципы при достижении своих целей. В России из 3 миллионов официальных наркозависимых 70% - дети и молодёжь. У нас распадаются более 60-70% первичных и до 60% вторичных браков, при этом рождается около 80% больных детей. И ещё - наши женщины чаще всех в мире - каждые 5-7 секунд совершают узаконенное государством убийство - аборт.

Люди, словно сорвавшись с цепи, забыв обо всех нравственных ограничениях, ринулись "брать от жизни всё". Многие оправдывают свои поступки тем, что, мол, жизнь изменилась, стала хуже, и они вынуждены так поступать, чтобы выжить. Но скорее, наоборот, жизнь стала хуже, потому что люди всё больше перестают жить по законам совести, всё чаще нарушают нравственные устои и заповеди Божьи. Это результат потери народом исторической памяти, т.е. своего сознания.

Красная и Советская - всё равно нерусская!

Всё вышесказанное напрямую коснулось и военнослужащих - они тоже часть общества. Поэтому потеря Армией исторической памяти и национального сознания ни в коем случае недопустима. Она не должна и не может быть вненациональна или космополитична по своему духу. В ней всегда присутствует фактор доминирующей национальной идеи, выражающей интересы определенной нации. Русская Армия оставалась всегда русской по духу, несмотря на присутствие в её рядах представителей различных коренных народов и наций. Даже во времена иноземного засилья (петровских времён) она всё равно оставалась русской. Представители других коренных народов: башкиры, татары, черемисы, служа в русской Армии, являлись носителями и выразителями государственной идеологии при сохранении своей национальной самобытности.

В Красной Армии принцип национальной Армии пытались заменить на интернациональный. Причём не только расширением призывной базы за счёт малых народов Сибири, Севера и Кавказа, но и постепенно заменяя её национальные элементы русскости советскостью. Солдатам и офицерам вместо национального долгое время прививался классовый принцип самосознания - "пролетарский интернационализм", а вместо русского патриотизма - советский.

Всем этим экспериментам конец поставила Великая Отечественная война, когда выяснилось, что никто из "пролетариев всех стран" на помощь СССР не придёт. Тогда И.Сталин публично призвал брать пример именно с великих русских полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова и сделал большой реверанс в сторону Русской Православной Церкви. В беседе в сентябре 1941 года с представителем президента США А.Гарриманом он признавал, что "русские сражаются, как всегда, за своё Отечество, а не за нас", имея в виду большевиков. Можно вспомнить и известные слова маршала И.Х.Баграмяна, который говорил, что если в смешанном подразделении было менее 50% русских, то он считал его небоеспособным. Именно на русский народ (я имею в виду в данном случае триединый, общеславянский дореволюционный принцип этого понятия) легла основная тяжесть войны, именно он понёс наибольшие страдания и потери. Но именно он, как и положено государствообразующему народу, больше всего дал стране Героев, заслонив других своей широкой братской грудью. Это по достоинству оценил и сам И.В.Сталин, подняв в Кремле победный тост за "русский народ".

Неправильные выводы из итогов войны, дальнейшее игнорирование национальной идеи в послевоенной Советской Армии привели её к закономерному финалу - фактическому разгону ее в августе 91-го, а затем и позору октября 93-го. Многие генералы и офицеры той Армии, впитавшие атеистическое, интернациональное, читай: советское образование, так и не поняли, что происходило на их глазах в стране!

Российская - еще тоже нерусская

Сегодняшняя Российская Армия внешне остаётся вполне русской - и по национальному составу (хотя и без соответствующей графы в паспорте), и по символике. Беспокоит то, что она всё больше становится нерусской по духу. Беда в том, что сами военные пока не видят и не понимают подмены, что говорит о постепенной утрате ими чувства национального самосознания. А оно определяется потребностью народа в своей национальной культуре, языке и вере.

На мой взгляд, в Армии есть серьёзные проблемы с первым, вторым и третьим. Практически свёрнуты мероприятия по организации кружковой работы, проведению смотров художественной самодеятельности, где бы звучали народные русские песни. Практически в полный упадок пришла шефская работа над Армией фольклорных и хореографических коллективов, исполнителей народных песен и танцев. Редкостью бывает и просмотр хорошего русского (не русско-язычного) кино. Очаги культуры - солдатские клубы часто пустуют по выходным, поскольку в каждом подразделении есть свои видео- и музыкальные центры и соответствующий набор фильмов и записей, в репертуар которых мало вникает командование подразделений. Что смотрят и слушают солдаты, тоже понятно - то, что им предлагают рынок и реклама. Пустуют солдатские библиотеки и читальные залы. Спрос на русскую классику там практически отсутствует. Поэтому неудивительно то, на каком языке общаются в нашей Армии. И в высоких кабинетах, и в казармах слышится устойчивая брань, без которой многие военнослужащие уже неспособны общаться, что говорит об их душевном состоянии и культурном уровне. Каким-то чудесным образом это сочетается с тем, что около четверти военнослужащих всё же считают себя верующими. Правда, их доля среди генералов, офицеров и прапорщиков чрезвычайно мала - около 15%.

На таком неблагополучном фоне руководство государства, а вслед за ним и высшие армейские чины во всеуслышание заявляют о внедрении в общественное сознание принципа толерантности, как общепримиряющей идеи. В Армии это должно принять форму "российскости". В одном из своих последних выступлений В.Путин обращался к "российской нации", как к уже существующей. Странная и опасная тенденция. На чём основывается русское национальное самосознание, достаточно хорошо известно, а вот на чём планируют строить российское национальное самосознание, непонятно!

Часто говорится о возрождении традиций и памяти предков, а на деле проводится фактически подмена понятий. Например, на территории каждой воинской части имеются баннеры с изображениями и высказываниями русских полководцев: от князя Владимира до Георгия Жукова. Они никогда не считали себя россиянами, но русскими. Сегодня об их национальности лишний раз предпочитается не вспоминать. Естественно из самых благих побуждений - чтобы не обидеть представителей иных народов, не спровоцировать в части, подразделении "межнациональный конфликт"? Этим жупелом теперь можно припугнуть кого хочешь. Какому же командиру захочется рисковать карьерой, будучи обвинённым в разжигании межнациональной розни?

Как-то незаметно исчезли из программ типовых учебных планов общественно-государственной подготовки (ОГП) военнослужащих темы, посвящённые военной истории Отечества, русской воинской славе, как будто резко вырос интеллектуальный уровень солдат. Но он, к сожалению, пока только падает, а этим темам сегодня, например, во внутренних войсках, отведено всего 6-8 часов из 80.

Настораживают и изменения, внесённые в Устав. Теперь поощряемый военнослужащий должен отвечать не "Служу Отечеству", что выражало достаточно ёмко понимание служения как России, так и своей малой Родине, а "Служу Российской Федерации"! Что изменилось? РФ - это уже не Отечество (страна отцов), а субъект международного права, а умирать за "субъек" как-то не очень хочется.

Всё это результат политической и национальной безродности нашей Армии.

Гулливер в непонятной стране

Один знакомый офицер обратил внимание на интересный факт, почему русские солдаты часто выглядят угрюмыми и подавленными, в отличие от, скажем, представителей северокавказских народов, которые чаще пребывают в хорошем настроении, больше радуются и веселятся. Это интересный вопрос. Ответ лежит в области духа и национального самосознания.

У наших парней дух явно подавлен, а национальное самосознание едва прощупывается, как пульс умирающего человека. Отчего так происходит? Ясно, что это, прежде всего, проблема семьи, общества и государства. Такое состояние национального духа и подавленность самосознания сформировались у них ещё до Армии. Не научили русского парня ни в семье, ни в школе, ни по телевизору любить свою Родину, свой народ, свою песню, свою историю, свои традиции и веру, гордиться ими так, как научили кавказцев, а ведь именно это и есть источник их бодрости духа. К сожалению, с грустью приходится констатировать, что в нынешней Армии этому их вряд ли научат.

Выше среди русских (и не только в Армии) в несколько раз процент суицидов и смертность, ниже рождаемость. Это звенья одной цепи. И причина прежняя - в упадке духа русских людей, в отсутствии объединяющей идеи, веры и перспектив в будущее - того, что даёт национальная идея, способная побудить у них волю к жизни, к созиданию.

Большому народу требуется большая, великая идея, которая вела бы, звала русских людей осваивать бесконечные просторы, освобождать от иноземного ига своих соседей или единоверцев, влекла в космос, чтобы послужить народу, Отечеству. Когда же русский народ перестал быть старшим в "дружной семье братских народов советских республик", он просто растерялся и потерялся, как Гулливер, оказавшись в неизвестной стране. Сбитого с толку, замороченного и одураченного русского великана нарядили на потеху миру в дурацкий колпак "либерализма-прагматизма", посадили на золотую цепь МВФ и ВТО, опоили бесовским зельем - информационной "трын-травой", чтобы он скинул "лишний вес" и стал доступным, общечеловечным и толерантным.

В результате "русские люди, как писал в газете "Русь Державная" публицист И.Вевюрко, озлоблены, отчуждены друг от друга и лишены сочувствия к собратьям, ибо им систематически внушалось: "Вы - не великий народ!". Вот и бьют, извиняюсь за выражение, "морды" русские парни в погонах, не чувствуя своего родства и принадлежности к этому великому народу, вот и лезут в петлю их отчаявшиеся, обезверившиеся единоплеменники! И именно поэтому "национальный патриотизм является очень действенным средством излечения от той всеобщей апатии, которая парализовала страну".

Осознание и понимание этого, а затем возвращения русской идеи национального самосознания в Армию есть прямой, наиболее быстрый и естественный путь восстановления и укрепления там порядка. Нашим генералам, офицерам и солдатам, слава Богу, есть у кого учиться, как надо любить Родину; есть чьей жизнью, чьими трудами и словами вдохновляться на служение Отечеству; они не забыли свою веру, свои песни, помнят свой язык, своих Героев! Им просто надо осознать себя хозяевами просторного Русского дома, где всегда найдётся достойное место и всем многочисленным братьям, и званым гостями и где должен быть поэтому порядок.

В заключение приведу слова Ивана Ильина - русского патриота, философа и державника: "Наша Родина дала нам духовную свободу; ею проникнуто всё наше лучшее, всё драгоценнейшее - и православная вера, и обращение к царю, и воинская доблесть… и весь наш душевный быт и духовный уклад. Изменить свободе - значило бы отречься от этого дивного дара и совершить предательство над собою… Об этом должны быть теперь все наши помыслы, к тому должны быть направлены все наши усилия. Ибо если дисциплина без свободы мертва и унизительна, то свобода без дисциплины есть соблазн и разрушение".

Подполковник
Роман ИЛЮЩЕНКО -
бакалавр религиоведения,
военный журналист

от 24.04.2024 Раздел: Февраль 2009 Просмотров: 587
Всего комментариев: 0
avatar