- Владыка, Вы прибыли в Екатеринбург по благословению Святейшего Патриарха, чтобы возглавить здесь Царские дни, и вчера Вы принимали участие в одном из первых мероприятий Царских дней - в Соборной встрече Всемирного Русского Народного Собора, тема которой - "Духовно-нравственные аспекты екатеринбургской трагедии: уроки истории". Скажите тезисно: в чем, собственно, эти духовно-нравственные аспекты цареубийства?
- Духовно-нравственное значение трагедии, которая произошла в Екатеринбурге, прежде всего, мне кажется, в том, что и февральская, и октябрьская революции были повторением, копированием Великой французской революции. И такое же отношение было к Императору, как к королю во Франции в свое время. Здесь боролись с монархическим началом и уничтожали полностью монархический строй в России. В этом была глубокая трагедия.
Другое нравственное значение цареубийства - прекращение тысячелетней истории России, попытка поставить точку на ней - Россия призывалась быть новым государством, и эти призывы многие из нас помнят.
Что закладывалось в создание советского государства? Одни новые властители России видели в ней энергетический и экономический придаток, русских в качестве материала для перманентной, постоянной революции, которая шла бы по всему миру. Другие видели в России абсолютно новое царство, на земле построенное, и новые мировые проекты обкатывались на нашей стране. К чему бы это привело, мы не знаем. Но директива Сталина была - построить социализм в отдельно взятой стране. Мы пережили и это, и Вторую мировую войну, унесшую миллионы жизней. Но Россия возродилась в своих географических рамках и стала могучим государством, хотя с другим названием. И мы можем строить нынешнюю Россию на духовных ценностях, на которых жила Россия тысячу лет.
Сейчас нам приходится заново смотреть на период царствования Николая Александровича и видеть в нем новые, не столько, может быть, политические, экономические аспекты, которые важны, но духовно-нравственный аспект царской России. Это был действительно расцвет России до Первой мировой войны, и очень глубокая трагедия в том, что этого не поняли, но стали бороться с Церковью. Объявление нетолерантности к религии, объявление антирелигиозной государственной политики, которая в общем-то была основана на создании новой религии, чуждой, на поклонении другим "богам" - это была очень большая духовная трагедия. Вспомните, что последовало за лозунгом атеизма? Миллионы людей были убиты, миллионы томились в лагерях, но вера осталась прежде всего в народе, народ ее сохранил, и это дало возможность возродиться Церкви очень быстро после Великой Отечественной войны, когда было объявлено послабление от атеистического гнета в отношении Церкви.
- Владыка, а насколько Вы считаете важным возвращение нашим областям, городам, улицам их исторических названий? Ничего, что Вы приехали на Царские дни в Свердловскую область, а кто-то из паломников, наверное, в Свердловскую область приедет из Ленинградской области?
- Вы знаете, меня это не смущает по одной простой причине - я немолодой человек, жил в условиях советской действительности. И если на нас Зарубежная Церковь в то время смотрела, как на носителей коммунистической идеи, то мы-то себя чувствовали этакими "недиссидентствующими диссидентами", я бы сказал. Потому что мы были единственной идеологией, которая допускалась в советское время, стоявшей совершенно противно существу государственного строя. Но тогда ведь многие предлагали вырезать всех и сослать в Сибирь и на север. Масса уже в 1970-е годы каких-то предложений была, как абсолютно искоренить Церковь из сознания народного. Но мы были, и мы привыкли жить в государстве с тем названием, в котором мы жили, и это не влияло на наше духовное здоровье.
Теперь дело другое, теперь мы ищем пути, чтобы возродить духовность, и было бы, конечно, идеально, чтобы люди пришли к согласию - здесь тоже не нужно делать никакого насилия, нужно, чтобы это было наше согласие, внутреннее сознание. Атеистическое прошлое в советский период наполнено было демоническим, я бы сказал, служением, борьбой с Богом. Чаще всего улицам давались имена съездов (а съезды все были атеистические, только при Брежневе последние съезды отказались от атеистической окраски) или назывались улицы в честь борцов с религией. Конечно, ни у кого не возникает идеи переименовать какую-то улицу, названную в честь военачальника. Это герой народный, который боролся за счастье своего народа, это ясно. Но Ленинградская и Свердловская области должны быть переименованы. Рано или поздно народное осознание должно быть достигнуто. Почему-то многие не хотят слышать, что из себя представляли Яков Михайлович или Владимир Ильич - как человек, не как государственный деятель, который был окутан тайной мистической, а просто как человек. Они все были безнравственными людьми, которым убить человека, застрелить его не составляло никакого труда. Вы почитайте ленинские записки, телеграммы - волосы дыбом встают. Из истории мы знаем, что Государь Николай Александрович не довел до конца Русско-японскую войну, потому что ему представили расчеты: это потребует ста тысяч жизней солдат и офицеров. И он сказал знаменательную фразу, что будет сохранять жизнь людскую, поэтому война должна быть прекращена и начаты переговоры. А "товарищи", которые пришли ему на смену в государственной власти, не считались с миллионами жертв, никто из них не задумывался над человеческой жизнью. И отношение у нас к ним должно быть адекватное: эти люди сделали величайшее зло для нашей Родины - и Владимир Ильич, и Яков Михайлович.
- Какой будет реакция Церкви, священноначалия на заявление о принадлежности вторых останков, найденных под Екатеринбургом, детям Царской Семьи, и как относиться к заявлению светских деятелей верующим людям?
- Вы знаете, этот вопрос очень сложный, и мне не хотелось бы как-то критически относиться к сегодняшним людям, моим современникам. Но они все делают как-то не так: было захоронение царских останков, сейчас якобы обнаружены другие - Царевича Алексия и Великой княжны Марии... С одной стороны - это действительно дело нецерковное; ну, хочет заниматься этим государство, оно занимается. Но все время требует от Церкви признания этих останков за мощи, что это подлинность признания. Если вы от нас этого требуете, вы тогда, пожалуйста, должны пустить нас в процесс, чтобы мы тоже были свидетелями. Есть Владыка Викентий, есть много священнослужителей. Этот вопрос можно было как-то решить, от Церкви должен быть какой-то наблюдатель, чтобы с Церковью посоветовались, мол, есть такие исторические данные, вот они у нас на столе, здесь вот нужно действительно копать, чтобы археолог действительно сказал, что это захоронение относится к 1918 году, никак не позднейшее захоронение. Ведь это же все вызывает очень много вопросов. Закрытая комиссия, куда не допускается вообще никто, что-то там делает, а царственные останки вообще поначалу без всяких комиссий доставали, куда-то там увозили, потом опять привозили, на место клали. В плане светском я не вижу здесь никакой абсолютно проблемы, даже если эти останки не царские, но это же человеческие останки...
- Да, и явно в годы богоборчества люди пострадали.
- Да. А здесь закладывается уже какое-то дьявольское желание посмеяться над Церковью. И все время Церковь толкают на этот путь. Представьте себе, отец Димитрий, что будет, если эти останки неистинные, мы их объявляем в качестве мощей, и мы начинаем им поклоняться - а если там кости сатаниста, богоборца, убийцы, и он находится в аду и хозяин его души - дьявол, а мы молимся этим останкам, которые очень тесно связаны с душой. У нас связь души и тела очень тесная, и вот представьте: мы можем молиться и кланяться этим останкам, а это уже мощи, и получается, что наша молитва идет не к Богу - к дьяволу. И мы можем оказаться в том положении, что Господь оставит нас. То же самое нам сейчас навязывают очень "умные" люди, которые хотят разделения Церкви, почитания Григория Распутина и государя Ивана Васильевича Грозного. Ну хорошо, ну почитайте их как исторических личностей, но не делайте из них святых, потому что Иван Грозный известен столькими убийствами, в том числе и святых людей - игумена Корнилия, митрополита Макария - как это все связать? И это опять получается ложное, если мы объявим этих людей святыми, а они грешники, находятся в аду - опять подмена, и тогда Господь от нас отвернется и скажет, что мы идем по совершенно ложному пути.
И еще один довод, отец Димитрий: почитание святых никак не связано с почитанием мощей. Да, мы эти мощи как носители духовной благодати почитаем, но особенно до революции 1917 года такого бума поклонения мощам абсолютно не было. Люди очень к этому относились трезво, и сколько мощей оставлено под спудом - их не доставали из-под земли для всенародного поклонения. Да, они погребены, и сделано надгробие - это и преподобный Никон Радонежский, преподобный Михей Радонежский; я думаю, что на Урале тоже есть такие святые. Нормально к этому относимся, поэтому не нужно спешить объявлять царственные останки святыми мощами, если даже допустить, что они действительно царственные. Поэтому давайте мы не будем подчиняться желанию людей, негативно настроенных к Церкви, и не будем пользоваться, так сказать, их любезностью, которые говорят: "А вот мы завтра объявим, а как вы к этому относитесь, потому что это мощи?".
- Владыка, пожалуйста, Ваши пожелания в дни памяти 90-летия убиения Святых Царственных Страстотерпцев...
- Я думаю, дорогие братья и сестры, этот праздник и торжество 90-летия со времени кончины мученической Царственных Страстотерпцев дает нам право, дает надежду, что мы будем наследниками великой России - что мы это сделаем благодаря внутреннему переустройству нашей жизни. И дай Бог, чтобы дух Царя Николая и его Семьи послужил бы нам в деле нашего воцерковления, нашего свидетельства секулярному миру ценностей Православия.
Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)"Информационное агентство Екатеринбургской епархии"