Добавлено: 20.09.2016

Мы должны быть Божиими соработниками

– Когда я приезжал в октябре прошлого года на Афон на столетие схиархимандрита Иеремии, я среди прочего спросил его: «Что бы Вы хотели пожелать нашей молодежи?» И он ответил: «Прежде всего, чтобы она оставила свои электронные игрушки». Я эти слова хорошо запомнил, потому что они принадлежат старцу и они бьют в самую точку. Потом мы говорили с отцом Гавриилом Карейском. Я задал ему вопрос: «А что мы можем сделать, чтобы помочь нашему во многом неверующему народу прийти к вере». Он сказал: «Ни ты, ни я ничего сделать не можем. Мы можем только своим примером дать людям образец того, как можно себя вести в обществе». Сегодня хотелось бы поговорить и о воспитании подрастающего поколения, и об образовании.

– Современные дети, молодежь, да и я сам как представитель молодого поколения архиереев, достаточно хорошо разбираюсь в разных цифровых гаджетах. Действительно, это очень удобный способ сэкономить свое время – для учебы, для чтения, для добрых дел. Но совершенно верно Вы акцентировали внимание на том, что электронные девайсы стали игрушкой и способом формирования ложного представления о том, что человек через них познает мир.

На днях у меня был разговор с одним верующим человеком. Он говорит: «Потрясающе! Какие у нас сообразительные дети, как они быстро все схватывают! Я в этом ничего не понимаю, а они моментально разбираются!..» Но на самом деле это не обретение какого-то настоящего знания. Таким способом человек приобретает знания поверхностные, потому что любое достижение в жизни – это результат кропотливого труда. Когда человек учится постепенно – вместе с педагогом через изучение литературы, через научно-исследовательскую работу, он приобретает фундаментальные знания. А когда человек схватывает все на ходу, при помощи какого-то цифрового устройства, он так же быстро это и теряет, потому что нет в нем основы, нет твердого основания. И существует довольно серьезная опасность в духовной жизни. Потому что дети, привыкшие к получению знаний «с налета», многих учителей обманывают, скачивая из интернета свои доклады и принося якобы свой выполненный труд, получают оценки. Возникает ложное чувство, что при должной сноровке и быстроте ума – не глубине, а быстроте, сообразительности, – человек может моментально получить все, что нужно. В дальнейшем его ждет в лучшем случае глубокое разочарование. Но всякий ли человек в состоянии начать тяжелую кропотливую работу по воспитанию себя, когда он столкнется с трудностями жизни в двадцать лет, в двадцать пять?

Здесь многое зависит от взаимоотношений с родителями, с обществом, от выбранного пути. В худшем случае человек будет полностью не приспособлен к постоянному созидательному методичному труду, потому что в школьный период он этого навыка не приобрел. Он будет заложником цифровой реальности, которую сам для себя создает. Для него Богом созданный мир, его красота отходят на второй план по сравнению с картинкой в какой-то социальной сети. Для него общение с родными, с Богом данными людьми менее радостно, чем «привет» от какого-то незнакомого человека, с которым он, допустим, любит один и тот же фильм или книгу, но которого никогда в жизни не видел.

«Социальные сети» – очень точное словосочетание. Это не столько сеть, которая связывает, сколько сеть, которая уловляет и сковывает свободу. Человек становится абсолютно несвободным, не способным к созидательному труду, утрачивает самостоятельность. Во что это выльется, мы еще не знаем, поскольку бум девайсов происходит в последнее десятилетие, а расплачиваться придется лет через пятнадцать-двадцать, когда «очень сообразительное» (по представлениям бабушек и дедушек) поколение войдет в трудовую жизнь... Мы надеемся, что, по крайней мере, у церковной молодежи нам удастся хотя бы привить навык к духовному труду, к созиданию. Ведь это очень важно.
Человек взращивает свою душу подобно тому, как каменщик строит дом – кирпичик за кирпичиком, день за днем. Не когда у тебя есть настроение, а каждый день, потому что ты идешь к цели, а у христианина она одна – спасение.
Крайне важно, чтобы как можно больше людей понимало, что наша жизнь, то, что мы совершаем, делается ради Бога и Отечества ради. Неважно, кто этот человек – медсестра, менеджер, инженер, – каждый на своем месте, согласно тому, как Господь промышляет о человеке, несет свое служение, и это важно для спасения его души.

Понимание этого через призму Евангелия, через призму христианской культуры, для того, чтобы человек вырос честным тружеником, закладывается с детства и поэтому, я полагаю, крайне важно преподавание в школе основ православной культуры. Но следует разделять основы православной культуры и Закон Божий – это разные предметы.

Как показывают события, у нас нет полностью безбожных умных, интеллигентных и абсолютно светских антиклерикальных людей. Современное общество испытывает постоянное нарастающее давление нетрадиционного воинствующего ислама. Европа с этим уже столкнулась, но это и на России сказывается, потому что и в наших городах и селах есть люди, которые откликнулись на призыв ИГИЛа. По-видимому, эти люди не имели представления о духовности и при этом, наверное, чувствовали, что все в жизни не так, как их учили в школе, что есть какое-то иное начало, иные важные ценности. И, не имея фундаментального знания, они стали жертвами проповедников ИГИЛа и уехали воевать в Сирию.

На мой взгляд, замена основ духовно-нравственной культуры традиционных религий на основы светской этики в значительной степени ущербна. Во-первых, фундаментальной светской этики не существует в принципе. Если мы сравним светскую этику азиатского общества, в частности, Японии, как наиболее технологически развитой страны, и светскую этику европейских государств – они совершенно разные, потому что имеют разную религиозную основу. Светская этика на протяжении развития человечества, смены общественных парадигм тоже менялась, она не фундаментальна. Нет единого светского закона, по которому живет человечество. Светская этика – это дисциплина, которая может быть очень конъюнктурной, и боюсь, что меняться она будет не в соответствии с потребностями нашего общества, а в соответствии с представлениями об этих потребностях узкого круга людей, чего нельзя сказать об основах православной культуры.

Вспоминаю, как в начале 2000-х годов, когда я работал учителем в средней школе в Липецкой области (тогда о преподавании основ православной культуры даже речи не шло, а были лишь факультативы), Министерство образования разослало циркулярное письмо по всем школам, в котором приоритет был отдан воспитанию толерантной светской личности. Этот документ вызвал недопонимание учителей и, слава Богу, что молчаливое сопротивление снизу всем этим инструкциям тогда, в конце 1990-х – начале 2000-х не позволило ему реализоваться.
Человек должен быть активным, ему должно быть дорого то, на чем созидалось общество и семья. И совершенно беспочвенны опасения некоторых родителей, что из их детей воспитают монахов. Мы преподаем основы православной культуры для того, чтобы выросли люди, знающие свою историю, героев своего Отечества, знали, что определяло их поступки, что воспитало русское воинство – беспощадное к врагам Отечества и при этом милостивое к побежденным. В Советском Союзе, при всем его могуществе, при его социальной направленности, при воспитании человека (а фундамент был патриархальный) – почтение к старшим, устои общества начали размываться. Ведь именно в советские годы возникло представление, что главный в семье – это ребенок. Все вокруг него строится, и действительно он начинает верить, что он главный, и уважение, почтение к родителям уходит. А раз нет почтения, значит, нет и преемственности. То, что произошло в 1990-е годы – это просто обвал! Никаких авторитетов вообще не стало! И слава Богу, что сейчас мы имеем возможность говорить детям о православной культуре, о базисе, о почтении к старшим, основанном на Евангелии.

Для нашего общества фундамент – это православная вера, православная культура.

Вопрос выбора веры – вопрос каждого человека. Задача духовенства и педагогов – познакомить с нашей верой, помочь увидеть красоту Православия. Воспитание в вере с самого детства – это очень важно, и в этом смысле духовно-нравственный курс обучения, пусть он будет культурологическим – просто необходим, чтобы уже в детстве ребенок имел истинное представление о вере. Те же социальные сети – как там агрессивно действуют враги и стабильности общества, и враги Церкви, и враги Отечества, по всем законам клипового мышления, к которому нас так настойчиво приучают! Они ведут активное наступление против всего, что было для нас незыблемой основой.
Выбора у нас нет. Вопрос не в том, прихожанин у нас вырастет или светский человек. Это вопрос будущего страны. И я верю, что Господь нас помилует. У России прекрасное будущее, но мы не должны расслабляться. Мы должны быть Божиими соработниками – каждый на своем месте. Для меня, как епископа, это главная задача.

– Буквально перед приездом сюда я смотрел выступление Никиты Михалкова по телеканалу «Россия 24», где у него есть своя программа. Он как раз говорил о молодежи, о ее духовном состоянии. Он и его друзья задавали на улицах Москвы вопросы по нашей истории. Молодежь с хорошими, добрыми лицами, но, как оказывается, с совершенно примитивным мышлением, не знает самых элементарных основ нашей истории, нашего прошлого, наших героев. Это очень неприятно. Поскольку Вы работаете в сфере духовно-нравственного просвещения, как Вы считаете, есть ли надежда, что мы сможем общими усилиями поправить эту ситуацию?

– Ситуация в некотором отношении напоминает события столетней давности: «Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног!..» Все разрушим до основания, а потом будем строить заново! Но раньше это была политическая революция, а сейчас это воспитание циничного отношения к достижениям своих родителей. Это как раз отголосок того, что ребенка в семье поставили во главу. Хотя мы знаем, слово Божие нам говорит, что центр семьи – это муж и жена подобно Христу и Церкви. Это ответ на вопрос, кто старший в доме, кто основа? Кто старший в Церкви? Христос, все вокруг Него строится, все наше бытие. Здесь – то же самое.

Очень важно пробудить интерес к истории в молодых прихожанах. Обращение к Священному Писанию, к Священной истории, я убежден, неминуемо должно пробудить интерес к истории своей Отчизны. Также это возможно через участие в социальных акциях. Студенческая молодежь и в Воронеже, и у нас, в Борисоглебске, слава Богу есть, которая пока может и недостаточно активна религиозно, но отождествляет себя с Православием, охотно участвует в социальных акциях. Например, в благотворительной акции «Белый цветок», которая успешно и очень широко проводится в рамках Воронежской митрополии.

Я далек от скептического взгляда на сегодняшнюю ситуацию в том смысле, что у нас нет перспектив. Тяжелая ситуация? Да, тяжелая, но мы-то для чего в этой исторической перспективе?! Господь для чего нас призвал к своему служению?! Уж не для того, чтобы мы поднимали пораженчески руки и восклицали.

У преподобного Антония Великого (III-IV вв.) «Слово о воскресении мертвых и суете мира» начинается с описания современного ему общества. Мне оно очень нравится и сейчас я его процитирую: «В мире нет ничего твердого и постоянного, потому что нет ничего доброго. Дети презирают и оскорбляют родителей своих; родители боятся детей своих. Жены оставляют мужей своих, мужья не сохраняют супружеской верности к женам своим. Юноши вместе со стариками теряют рассудок; старики вместе с юношами предаются порочным забавам. Между друзьями нет верности, и между братьями – любви. Люди в разговорах показывают друг к другу любовь, но в сердце питают друг к другу ненависть. Везде видны коварство и злоба, везде господствует обман. Никто не думает о Боге, никто не представляет себе, что по смерти должен отдать Богу отчет в своей жизни. От забвения Бога умножается между нами зло».

Я зачитываю это разным людям, ничего не говоря об авторе, и спрашиваю: «Когда жил автор?» Некоторые отвечают, что в 1990-е, некоторые, что сейчас. Комментарии излишни. Святой Антоний поясняет, почему это происходит – потому что люди забывают Бога. Вот в чем причина. И дай Бог, чтобы это был не погреб, из которого не выбраться, а волна, на гребне которой Господь нас снова поднимет.

Сегодня вокруг я вижу молодых людей ищущих, вопрошающих. Некоторые даже в провокационном тоне, некоторые и со злом задают мне вопросы, чтобы убедить меня в том, что я заблуждаюсь. У меня есть аккаунты в социальных сетях. Понятно, что времени быть непосредственно модератором у меня нет. Вопросы, которые мне задают, сотрудники передают мне, я на них отвечаю. Там, в том числе есть и вопросы такой тональности: «Я хочу поверить – научите меня, убедите меня, мне не хватает решимости сделать правильный выбор...»

Поэтому я считаю, что все – в наших руках. У России большие перспективы. Я сам молодой и поэтому не могу не верить в молодежь! Никакого пораженчества – даже в мыслях – нельзя допускать! Пораженчество – это значит, уныние, это потеря веры в милосердие Божие, в милость Божию, в то, что Он сможет сложившееся кризисное состояние исправить – но через человека, через его труд, через приложение усилий. Только так.

Беседовал Андрей ПЕЧЕРСКИЙ
от 26.04.2024 Раздел: Сентябрь 2016 Просмотров: 1344
Всего комментариев: 0
avatar