Добавлено: 23.05.2023

«Мы – русские. С нами Бог»

В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка народного художника России Василия Нестеренко

11 мая 2023 года в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» торжественно открылась выставка народного художника России Василия Нестеренко, исторического живописца и автора росписей Храма Христа Спасителя, Воскресенского храма — Главного храма Вооруженных сил России. В течение продолжительного времени Василий Нестеренко работал в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре. Художник известен своими мо-нументальными полотнами на темы русской истории и православной культуры. На выставке представлены произведения художника, выполненные за последние несколько десятилетий во всех жанрах живописи и графики. Работы Василия Нестеренко находятся во многих российских и зарубежных музейных собраниях.

Среди почетных гостей — участники специальной военной операции, которые проходят реабилитацию в Москве.

Василий Нестеренко стал первым художником, выставившим свои работы в «Манеже» в четвертый раз. За это достижение мастер попал в Книгу рекордов России. Триумфальная экспозиция объединила работы, написанные за несколько десятилетий. Основа выставки — монументальные исторические полотна, посвященные победам русского оружия и русского духа, объединенные в огромную серию «Наша слава — Русская держава!»

Название выставки «Мы — русские. С нами Бог». Как рассказал сам художник, это выражение полководца Александра Суворова как нельзя лучше отражает задумку проекта, его основой и стали исторические полотна, посвященные победам русского оружия и русского духа. Несколько залов отсылают к специальной операции в Сирии. Кроме того, посетители смогут увидеть сюжеты из главного храма Вооруженных сил и репродукции в натуральную величину икон из Храма Христа Спасителя. Художник принимал активное участие в росписи обоих соборов.

В беседе с главным редактором газеты «Русь Державная» Андреем Николаевичем Печерским Василий Нестеренко поделился размышлениями о своем творчестве:

«Если говорить о моем вкладе в духовную живопись, в церковную живопись, то довольно много мной сделано по разным направлениям, но три главных моих достижения, о которых я вспоминаю, это, конечно, Храм Христа Спасителя, это Пантелеимоновский храм на Афоне и Воскресенский храм — Главный храм Вооруженных сил России. И это три очень разных храма.

Начнем с того, что в Храме Христа Спасителя я делал живопись, то есть я восстанавливал утерянные произведения, где сохранял композицию предшественников, наполняя своими образами, в огромном размере.

Храм на Афоне — это полностью придуманная мной и коллегами моими работа, с кем я расписывал его. И там основные вещи были написаны мной лично — на стенах, на потолках, на куполе, на сводах. Если в Храме Христа Спасителя у меня была некая данность, необходимо было превратиться в человека XIX века, чтобы сделать это успешно, то на Афоне это был мой авторский проект. Я думал о развитии Афонского стиля. То есть вот афонский стиль, в котором написаны большинство икон Великомученика и Целителя Пантелеимона и Божией Матери «Скоропослушница» по всей России. Он сформировался к рубежу XIX–XX веков. Много работ этого направления в нашем монастыре находится, в ряде афонских скитов и по всей России. Нам хотелось, и мне в частности, этот стиль развивать. Я предложил монастырю, что надо вот так делать, а не как-то иначе, не в стиле Андрея Рублева, допустим. Это же разные стили. Нужно было определиться, что и как. Согласились, что да, уместно этот храм сделать в Афонском стиле.

Это был авторский проект, в котором все (орнаменты, росписи) подчинялось одной мысли. Конечно, люди помогали мне. Это была в соавторстве работа, потому что иначе невозможно такие большие храмы делать. И он по своему настроению монашеский, с одной стороны, с другой стороны, кто был на Старом Русике, знают, что там место, похожее на Россию. И у наших монахов, конечно, есть постоянная ностальгия, воспоминания о Родине, о России. И вот, попадая на Русик, ты понимаешь, что там отражена история Афона в той или иной степени, как это возможно было сделать. Светлый храм, где я говорил, что необходимо добиться ощущения тихой радости в росписи.

И вдруг военный храм. Весь из металла, храм бронзовый, пол чугунный, потолки стеклянные, купола похожие на шлем Александра Невского, все в золоте. Мозаики. То есть храм совершенно другой. Ничего общего ни с Храмом Христа Спасителя, ни с храмом на Афоне, ни с другими вещами, которые я делал для Церкви. Было интересно. Это была необыкновенно творческая работа. Я был главным художником по внутреннему убранству: росписям и мозаикам. Там были люди, которые скульптурами занимались, архитектор был и так далее.

И мне сразу пришлось решать две несовместимые задачи. Военные говорят: сражения нарисуй. Церковь говорит: никаких битв и никаких сражений. Как совместить две вещи. И вот в моем лице и Церковь, и военные получили человека, который более 20 лет работал и в исторической живописи, и расписывал храмы. Для меня и то, и другое направление близки. И я считаю, что мне удалось совместить две эти вещи, найти язык церковный для того, чтобы изобразить Великую Отечественную войну, все основные войны, которые были в истории России.

С другой стороны, я знаю, что нужно для того, чтобы это было сделано в традициях, чтобы не переступить через канон, а эти вещи соблюсти, совместить. В то же время хотелось, чтобы это был некий шаг вперед, развитие духовной живописи, потому что Церковь наша — это Церковь не мертвых, а живых. Так же точно и живопись, и музыка должна быть живая. Мы должны опираться на строжайший канон, но в пределах этого канона необходимо развиваться и идти вперед.

Храм, так же как и Храм Христа Спасителя, был дан для укрепления России. В конце 90-х, когда все рушилось, нам был дан Храм Христа Спасителя, чтобы мы, воссоздав его, вспомнили о величии России. А сейчас те события, которые происходят вокруг нас, вокруг нашей страны, они требуют консолидации народа вокруг Русской Православной Церкви, вокруг нашей армии, вокруг нашего руководства. Этот храм был тоже дан для укрепления нашего Отечества. Именно так я чувствовал и старался подходить к работе в нем».

Говоря об открывшейся в ЦВЗ «Манеж» выставке, Василий Нестеренко отметил: «Здесь около четверти работ новые. Многие ни разу не экспонировались, в том числе это касается работ по Специальной военной операции. Многие портреты не показывались ни разу. Очень много новых работ. Но при этом надо учитывать, что последние годы моей творческой деятельности прошли под знаком Вооруженных сил, поскольку я занимался Главным храмом Вооруженных сил России, всем живописным и мозаичным убранством. Это была невероятно интересная работа вместе с военными, вместе с военными строителями и с Министром обороны, который был главным вдохновителем этого храма».

По словам Нестеренко, эта выставка станет самой масштабной в его творчестве.

«Очень хочется, чтобы эта выставка была принята людьми. Художники не дадут мне солгать — когда ты показываешь свои работы (а четверть работ этой выставки никогда ранее не экспонировалась), ты чувствуешь себя беззащитным. Ты уже все сделал, а люди будут смотреть на результат. Независимо от национальностей, профессий, партий мы должны быть вместе. Мне это хочется показать своими работами, своим творчеством, чтобы оно скрепляло наш народ. Поэтому здесь так много истории: от Смутного времени до Великой Отечественной войны», — обратился к гостям выставки Василий Нестеренко.

Полотна живописца иллюстрируют события не только прошлого, но и настоящего: картина «Отстоим Севастополь!» стала одним из символов движения жителей Крыма к воссоединению с Россией, многофигурное полотно «Письмо недругам России» и триптих «Сирийская земля» рассказывают об актуальной ситуации в Сирии. Теме Великой Отечественной войны посвящены триптих «Эхо прошедшей войны», картины «Победители», «Оружие Победы» и другие произведения, а картины «Мы русские — с нами Бог!» и «Заступница Земли Русской» воскрешают в памяти события Первой Мировой войны.

На выставке представлены многочисленные сюжеты из Главного Храма Вооруженных Сил, картоны и репродукции в натуральную величину росписей и икон Храма Христа Спасителя и других храмов.

В своем выступлении на открытии выставки архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома подчеркнул:
«Священное Писание говорит нам: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Вот русская душа и наше государство, оно горячо и именуется Святой Русью. Или холодно, когда в годы лихолетья разрушались храмы и священнослужители в местах не столь отдаленных находились. Но здесь нет теплохладности, здесь нет двойного стандарта. В русском человеке есть только правда и истина, потому-то никакое государство не именуется Святым, только одно государство — Русь Святая. Потому-то так важно и так нужно знать нашу историю и не делать ошибок, ибо история ошибок не прощает. Сегодня вспоминаются слова завещания Александра III своему сыну Николаю II: «Помни, что у России нет друзей. Выслушивай всех, но принимай решение сам и прежде всего покровительствуй Церкви».

Сегодня, вглядываясь в полотна и в эти замечательные лица, видишь всю мощь и всю глубину русской души, потому что там, в русской душе находит Себе пристанище Бог. Потому-то «мы — русские и с нами Бог!». Христос Воскресе!»

Андрей Геннадьевич Назаров, Первый заместитель Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан зачитал приветственный адрес от братии Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря:
«Ваше Боголюбие, уважаемый Василий Игоревич! От лица братии Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря сердечно поздравляю Вас с открытием выставки «Мы — русские, с нами Бог». Это событие очень важно для нас — россиян: ради укрепления единства нашего народа, ради усиления чувства ответственности за Россию, ради любви к отечеству, ради нашей православной веры. Ваши картины наполнены духом подлинного патриотизма и любви к людям. В Ваших полотнах историчность сочетается с глубоко личными переживаниями. Ваши произведения заставляют нас думать, вспоминать, самоопределяться, не оставаться равнодушными. В них — народная память, поэтому наш народ обязательно должен их видеть и знать. Ваши картины — народное достояние, а Вы — народный художник, но не только по званию, а по призванию, поскольку пишете народ и для народа. Знаменательно еще то, что Ваша выставка открывается через два дня после всенародного празднования дня Победы в Великой Отечественной войне. Благодаря Вам наши подрастающие поколения могут «вживую» видеть и сопереживать тому, что происходило в те тяжелые времена. Дорогой Василий Игоревич, для нас Вы — истинный воин Христов, стоящий на страже Святой Руси, и мы уверены, что Бог с Вами. Остаемся Вашими молитвенниками. Игумен Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря священноархимандрит Евлогий».

Геннадий Андреевич Зюганов, Председатель ЦК КПРФ, в своем выступлении отметил:
«Дорогие друзья, уважаемые товарищи! Весьма знаменательно, что сразу после Дня Победы мы открываем эту удивительную выставку. С Василием Игоревичем меня судьба свела в грозные дни, когда мы освобождали Крым.

У меня отец дрался четыре месяца за Одессу, под Севастополем был смертельно ранен, но выжил. И мы, там вместе встретившись, договорились все сделать для того, чтобы освободить свою Державу от того нашествия, которое на нас снова обрушилось. Когда говорят о русских, для меня русский — это тот человек, который любит Россию и служит обязательно ей. Василий Игоревич не просто служит. Он передает дух, образ, величие нашей тысячелетней истории.

Не перестаю напоминать, что в мире более двухсот стран, но лишь десяток стран, которые имеют тысячелетнюю историю. Вы все можете гордиться: мы имеем такую уникальную историю. На одной руке можно перечислить страны, которые за свою историю создали все виды художественного и научно-технического творчества. Мы входим в их число. Мы в рамках СССР были самыми храбрыми, самыми сильными, самыми космическими и самыми уважаемыми на планете. И без этих традиций мы не в состоянии двигаться вперед. Но лишь две страны за свою историю за 500 лет не теряли суверенитета: мы и англичане. И только нам пришлось 700 с лишним лет с оружием в руках, с крестом защищать свою веру, правду, говорить на родном языке. Вот эти англосаксы сегодня нам бросили вызов. Если Гитлер приходил нас убивать, эти решили уничтожить русский мир как таковой: нашу историю, нашу культуру, наш язык, наши образы. Даже Пушкин не нравится.

Хочу поблагодарить Василия Игоревича за то, что он своим творчеством приподнял те духовные пласты, которые нас объединяют тысячелетней историей и дают нам возможность почувствовать вкус новой победы, своей независимости и достоинства. Я уважаю его творчество за то, что он нашел такие образы в виде «Непокоренного» или обаятельных женщин, где чувствуется душа, чувствуется наш неповторимый заряд, которым мы отличаемся в этом мире, одновременно не порушив за свою историю — а русские собрали под свои знамена сто девяносто народов и народностей — ни одной веры, ни одной культуры, ни одной традиции. Вот это проходит через все его творчество».

Высокую оценку работам художника Василия Нестеренко высказал Председатель партии «Справедливая Россия — за правду» Сергей Миронов:
«То, что представлено здесь, впечатляет, вдохновляет, потому что здесь не только история нашей Родины. Здесь боль и надежда. Это заслуженная награда внимания всех нас, тех, кто любит живопись, а самое главное, любит нашу историю и любит нашу прекрасную Родину Россию».

К выступающим присоединился депутат фракции «Справедливая Россия — за правду» Николай Бурляев:
«Я искренне поздравляю своего друга-соратника. Даже если бы осталось лишь то, что он расписал Храм Христа Спасителя, это уже безсмертие, потому что это будет жить, когда и нас всех не будет».

Выставка Василия Нестеренко, академика Российской академии художеств, Народного художника Российской Федерации, члена Союза художников России, продлится до 25 июня 2023 года.

от 21.11.2024 Раздел: Май 2023 Просмотров: 1559
Всего комментариев: 0
avatar