С Николаем Ивановичем Державиным, референтом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, кандидатом богословия, бессменным комментатором телевизионных трансляций богослужений на Пасху и Рождество и просто замечательным человеком, мы знакомы уже больше десяти лет. Накануне празднования десятилетнего юбилея «Руси Державной» мы беседуем с ним. Беседуем не столько о газете, которой Николай Иванович помогает с первых дней ее существования, сколько о том, что сделано за это десятилетие нами, мирянами Русской Православной Церкви, о том, что мы можем и должны сделать в ближайшие годы…
- Николай Иванович, если помните, мы познакомились с Вами еще в начале 1992 года, когда я, занимаясь подготовкой специального выпуска газеты «Правда» «Храм Христа Спасителя», пришел к Вам за советом. И газета такая действительно вышла накануне Пасхи, а точнее, 22 апреля 1992 года. У многих моих коллег журналистов, не говоря уже о читателях «Правды», этот выпуск вызвал тогда смешанные чувства: от сильного удивления до полного неприятия. Но помните, прошло еще немного времени, и на наших глазах стало происходить реальное, осязаемое чудо – строительство Храма Христа Спасителя. Несмотря на оживленные дискуссии в ведущих российских газетах о том, зачем нужен новый Храм, несмотря на самые безумные проекты, что можно было бы еще построить на месте бассейна… Не прошло и пяти лет, как золотые купола Храма Христа Спасителя засияли в центре Москвы. И таких чудес за последнее десятилетие происходит немало. Возрождаются храмы и монастыри, они наполняются молодыми, ищущими познания истины людьми, восстанавливается в народе прерванная десятилетиями безбожия живая нить нашей православной традиции.
- Действительно, последнее десятилетие, а если точнее, последние 14 лет, связанные с первосвятительским служением Святейшего Патриарха Алексия, весь этот период достоин удивления и благодарности промыслу Божию. Мы воочию убеждаемся, что Господь непрестанно заботится о Русской Православной Церкви, являя милости свои во всем многообразии. В связи с этим нельзя не вспомнить слова святителя Московского Филарета (Дроздова): «…Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Он содержит бытие тварей, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к благим последствиям…»
Казалось бы, столько Россия пережила за время атеистического пленения! Но зато столько людей засвидетельствовали своею кровью верность Христу и Церкви, когда уже казалось, что дни ее сочтены… Но это зло Господь воплотил во благо. И на наших глазах произошло и происходит сейчас второе крещение Руси. И видимым символом, знаком этого возрождения стало воссоздание Храма Христа Спасителя. Это чудо казалось нереальным. Даже люди церковные, сомневаясь, говорили: это невозможно - восстановить такой Храм. А Храм стоит, и золотые купола его, возвышающиеся над Москвой, убедительно свидетельствуют о том, что сила Божия в немощи совершается, что при нашем посильном участии, при нашем соборном общем делании можно сделать невозможное…
Минувшие годы, конечно, были нелегкими для России, для ее народа, для Русской Православной Церкви. Многое приходилось делать впервые, заново. Почувствовав свободу, наша Церковь не только стала восстанавливать порушенные храмы и монастыри. Получили развитие социальное служение Церкви, благотворительность, взаимодействие Церкви и Армии, духовное образование и просвещение, нравственное воспитание людей. Весь этот комплекс проблем, который приходится решать Церкви, – дело трудное и ответственное. Во многом была прервана традиция. Был создан ряд синодальных отделов по основным направлениям, и с Божьей помощью дело продвигается. Но как говорит Святейший Патриарх, главное - не просто восстановить храмы в былом великолепии и красоте, главное - восстановить искалеченные атеистическим воспитанием души человеческие… За десятилетие безбожия образование в нашей стране стало не просто светским, но атеистическим. И даже в последние годы, когда в школе уже не преподают основ марксизма-ленинизма, образование, по сути, остается атеистическим, т.к. продолжается намеренное навязывание учащимся антирелигиозных идей и утверждение монополии материалистического взгляда на мир. Церковь считает такую «светскость» недопустимой.
Человек свободен выбирать, какую религию ему исповедовать и исповедовать ли вообще, поэтому мы говорим не о преподавании в школах Закона Божьего, но о введении предмета «Основы православной культуры», поскольку для большей части Российской Федерации Православие является культурообразующей религией. К сожалению, пока решить этот вопрос не удается. Слишком большое сопротивление оказывают атеистически настроенные наши сограждане.
В этом смысле задача средств массовой информации, особенно церковных, очень важна. Потому что без духовного просвещения, без знания своей истории, основ православной культуры, не говоря уже о серьезном воцерковлении, трудно надеяться, что следующие поколения, да и наши современники смогут получить правильные духовные ориентиры. А без этого жить сегодня уже невозможно.
И сколько бы мы ни говорили об экономическом возрождении России, о целях и задачах, которые стоят сейчас перед обществом, ясно одно – без духовного стержня, без духовно-нравственной основы невозможно надеяться на благодатные перемены в обществе.
По сути дела, идет духовная борьба, и мы с Вами прекрасно видим, что в сознании современных людей совершаются большей частью негативные изменения. Благодаря сильнейшему воздействию СМИ происходит подмена нравственных и моральных ценностей. Жестокость и безнравственность – все, за что еще в недалеком прошлом человек подлежал уголовной ответственности, сейчас не только не вызывает публичного порицания общественности, но, напротив, активно пропагандируется и становится чуть ли не нормой поведения. При этом адепты современной новой морали ссылаются на так называемые права человека. Но при этом забывают, что права человека выдуманы не самим человеком, а дарованы нам Богом и Богом они определены. Нет в мире религий, призывающих людей к распутству и насилию. Мы обязаны препятствовать распространению культа жестокости и безнравственности и опираться в этом должны на исконные традиции нашего народа.
Я хочу сказать о некоторых, на мой взгляд, самых больных проблемах нашего общества. Кое-какие из них мы должны решать путем принятия государственных законов. Но есть такие, которые эффективно можно решить, лишь апеллируя к законам внутреннего устроения человеческой души. К ним в первую очередь я бы отнес вопросы личной и семейной нравственности.
- Это действительно так. Если проанализировать ту многотысячную почту, которую получает наша газета, то становится очевидным – наш народ начинает просыпаться от летаргического сна, начинает задумываться о своих исторических корнях, начинает возвращаться к вере своих предков. К сожалению, «к вере отцов» только в редких случаях. И человек с изумлением открывает для себя Мир Божий. Многие не могут сдержать этого изумления и выражают это в восторженных письмах, не всегда выдержанных,что называется, «в стиле», но идущих от самого сердца. Особенно много писем от заключенных. Это люди, которые пострадали по своей вине, и Господь открывает им, может быть, скорее, чем другим, Истину…
- Мне кажется, вот еще что нужно понять: у Церкви и Государства действительно есть общие задачи. Еще в середине восьмидесятых годов наш будущий Патриарх писал М.С. Горбачеву: «…У Церкви и Государства есть общие задачи. Ибо исторически Русская Церковь всегда была со своим народом в радостях и испытаниях. Вопросы морали и нравственности, здоровья и культуры нации, семьи и воспитания требуют объединения усилий государства и Церкви, равноправного союза, а не подчинения одного другому…»
Нужно возродить симфонию Государства и Церкви, мы должны тесно взаимодействовать. Возьмем семью, где есть отец, мать, дети, где постоянно проявляется забота о благе близких. Так и государство должно оберегать нашу Мать – Церковь, чтобы она могла духовно воспитывать своих чад, которые должны быть достойными гражданами земного Отечества.
И как это на первый взгляд не прозвучит слишком сурово, для некоторых наших граждан, для того, чтобы оздоровление нашего общества шло эффективно, нужно ввести духовную цензуру. В нынешних условиях это просто необходимо. Слишком уж далеко зашло. Надо добиваться, чтобы на государственных каналах была установлена цензура, регламентирующая и контролирующая время показа фильмов, в которых присутствуют сцены насилия и эротики, как это практикуется во всех цивилизованных странах. Более того, перед показом подобных фильмов должна появляться заставка, информирующая телезрителей о том, что несовершеннолетним этот фильм смотреть не рекомендуется.
В последнее время средства массовой информации и так называемая массовая культура нередко становятся орудиями нравственного растления, пропагандируя и воспевая сексуальную разнузданность и половые извращения. В предлагаемой печатной и видео-продукции, а также в Интернете общедоступной оказывается всевозможная порнография. Все это способствует подавлению и извращению духовно-нравственного начала и низводит человека до уровня животного. Мы осознаем, что в одночасье полностью искоренить эти явления невозможно, но нужно добиваться хотя бы запрещения массовой пропаганды и продажи подобных вещей лицам, не достигшим совершеннолетия.
Тот же митрополит Филарет (Дроздов) говорил, что не может быть достойным гражданином Небесного отечества тот, кто недостойный гражданин Земного отечества. У нас – огромное поле совместных трудов. Нужно объединить усилия и вместе заботиться о настоящем и будущем нашей Державы.
- Совсем недавно на торжествах, посвященных 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского, мы с Вами были свидетелями, когда Святейший Патриарх, стоя в Сарове рядом с президентом России, говорил: «Мы сможем создать Святую Русь». В Дивеево Святейший обратился к народу со словами: «Мы вместе возвращаемся на свой исконный путь…». Это мне кажется глубоко символичным. И здесь, наверное, уместно будет вспомнить еще одни его слова, сказанные в 1992 году на освящении памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию: «…отныне во главе всех процессов в России должна стоять духовность…».
- Обязанность христианина принимать эти слова к действию, занимать активную жизненную позицию. Я в этом глубоко убежден. Принимать активное участие в созидании духа мира и согласия. Это наше общее призвание. Каждый христианин должен быть той малой частью закваски евангельской, о которой говорит Господь, она квасит все общество.
И сама наша личная жизнь должна свидетельствовать, что мы христиане. Наши дела и поступки. И, скажем, то дело, которым вы занимаетесь, издавая десять лет «Русь Державную» в невероятно сложных условиях. Но удивительным образом газета выходит и доходит до сознания и до сердца читателя. И я уверен, что «Русь Державная» создает атмосферу христианской терпимости, милосердного отношения к людям, воспитывает в людях способность сострадать и сопереживать, поддерживает человека в трудностях, разделяет с ним радость…
Все евангельские заповеди, о которых мы слышим во время богослужений с церковных амвонов, должны выходить за церковную ограду с помощью средств массовой информации.
Сегодня отношение к слову у людей подчас недоверчивое. Потому что многие слова стали использоваться, как заезженные штампы. О духовности сегодня кто уже и что только не говорит и что только не вкладывает в это понятие. Но есть в Евангелии слова: «…не всякому духу верьте…».
Но наше слово должно быть, как сказано: «…слово со властью приправлено солью…». Господь говорит: «Вы свет миру и соль земли…». В чем это должно заключаться? В образе жизни, образе мыслей и конкретных делах. Не только в личных отношениях, но и хочу еще раз подчеркнуть – в активной жизненной позиции. Мы должны сами привносить в жизнь что-то доброе, заповеданное нам. То сокровище, которым мы обладаем, мы обязаны этим сокровищем делиться. Как сказал Господь: «…даром получили, даром отдавайте…». И только так, в единстве клира и мирян, в общем соборном делании – залог нашего общего успеха.
Мне бы хотелось сердечно поздравить Вас как главного редактора, инициатора создания «Руси Державной», на плечи которого ложится основная тяжесть по изданию, привлечению авторов, а среди них многие – это гордость нашей страны. И она действительно сегодня – народная православная газета, каждый номер которой с нетерпением ждут читатели. Она мне близка не только по содержанию, но даже и по названию… Содержание газеты отвечает запросам времени, времени сложного, лукавого, противоречивого, но тем не менее времени надежд… И эти надежды мы должны оправдать своим личным посильным участием в общем соборном делании, которое нам заповедано. И я уверен, что с Божьей помощью по молитвам новомучеников и исповедников российских при благословении Святейшего Патриарха «Русь Державная» будет еще много лет исполнять свою особую миссию: просвещать, давать объективную информацию о жизни Русской Православной Церкви, помогать людям сориентироваться в нашем непростом бурном житейском море, давать людям возможность и способность отделять главное от второстепенного, помогать «людям осознать, что есть действительно единое на потребу...». И способность отделять временное от вечного, мнимое от подлинного и безошибочно выбирать приоритеты в жизни – это мне кажется одна из главных задач газеты «Русь Державная».
- Благодарю Вас за добрые слова. Хотелось бы затронуть еще один важный вопрос. Посмотрите, как за это десятилетие изменился народ наш. Такие слова, как «православие, вера, державность, патриотизм» - их совсем еще недавно старались не употреблять. Сегодня выросло целое поколение молодых, убежденных, глубоко верующих людей. Наверное, можно надеяться, что и во властных структурах изменится со временем это соотношение - и все большее число православных людей придет к управлению государством. Пока же они в меньшинстве и не могут существенно влиять на общественные и политические процессы.
- Я думаю, здесь духовной поддержкой им будут слова Спасителя: «Не бойся малое стадо». Пусть их не так много в органах власти, но «свет во тьме светит, и тьма не объяла его…». Это дает основание надеяться. Я думаю, каждый христианин призван к свидетельству того, что наша Церковь жива и действует… Несмотря на трудности, несмотря на поток всяких псевдорелигиозных объединений, несмотря на все зло и неправду, которые нас окружают. Господь создал Церковь, которую врата адовы не одолеют. И не нужно бояться трудностей. Нужно каждый день делать то, что должно. И Господь, видя искренность наших намерений, наши конкретные дела, будет помогать нам совершать эти, может быть, небольшие, но очень важные шаги.
Вера без дел – мертва, сказано апостолом Иаковом. А ведь зачастую православные люди занимают позицию стороннего наблюдателя: Господь Сам все управит. Но именно от каждого из нас зависит, что будет сегодня, завтра. Я могу совершенно уверено сказать, что будущее России - во взаимодействии, способности консолидировать здоровые силы, противостоять злу, греху и неправде, в способности выработать иммунитет духовной защиты от всего, что на нас наваливается со всех сторон. И я думаю, мы можем противопоставить этой розни мира сего свою твердую веру, нелицемерную любовь и непоколебимую надежду.
- Спасибо, Николай Иванович, за интересную и содержательную беседу. К сожалению, мы не смогли вместить в нее многие важные аспекты взаимодействия Церкви и Государства. Надеюсь на продолжение этого разговора и приглашаю принять в нем участие и наших уважаемых читателей.
Беседу вел Андрей Печерский