Добавлено:

«На наших глазах происходит второе крещение Руси...»

С Николаем Ивановичем Державиным, референтом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, кандидатом богословия, бессменным комментатором телевизионных трансляций богослужений на Пасху и Рождество и просто замечательным человеком, мы знакомы уже больше десяти лет. Накануне празднования десятилетнего юбилея «Руси Державной» мы беседуем с ним. Беседуем не столько о газете, которой Николай Иванович помогает с первых дней ее существования, сколько о том, что сделано за это десятилетие нами, мирянами Русской Православной Церкви, о том, что мы можем и должны сделать в ближайшие годы…

- Николай Иванович, если помните, мы познакомились с Вами еще в начале 1992 года, когда я, занимаясь подготовкой специального выпуска газеты «Правда» «Храм Христа Спасителя», пришел к Вам за советом. И газета такая действительно вышла накануне Пасхи, а точнее, 22 апреля 1992 года. У многих моих коллег журналистов, не говоря уже о читателях «Правды», этот выпуск вызвал тогда смешанные чувства: от сильного удивления до полного неприятия. Но помните, прошло еще немного времени, и на наших глазах стало происходить реальное, осязаемое чудо – строительство Храма Христа Спасителя. Несмотря на оживленные дискуссии в ведущих российских газетах о том, зачем нужен новый Храм, несмотря на самые безумные проекты, что можно было бы еще построить на месте бассейна… Не прошло и пяти лет, как золотые купола Храма Христа Спасителя засияли в центре Москвы. И таких чудес за последнее десятилетие происходит немало. Возрождаются храмы и монастыри, они наполняются молодыми, ищущими познания истины людьми, восстанавливается в народе прерванная десятилетиями безбожия живая нить нашей православной традиции.

 - Действительно, последнее десятилетие, а если точнее, последние 14 лет, связанные с первосвятительским служением Святейшего Патриарха Алексия, весь этот период достоин удивления и благодарности промыслу Божию. Мы воочию убеждаемся, что Господь непрестанно заботится о Русской Православной Церкви, являя милости свои во всем многообразии. В связи с этим нельзя не вспомнить слова святителя Московского Филарета (Дроздова): «…Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Он содержит бытие тварей, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к благим последствиям…»
 К
азалось бы, столько Россия пережила за время атеистического пленения! Но зато столько людей засвидетельствовали своею кровью верность Христу и Церкви, когда уже казалось, что дни ее сочтены… Но это зло Господь воплотил во благо. И на наших глазах произошло и происходит сейчас второе крещение Руси. И видимым символом, знаком этого возрождения стало воссоздание Храма Христа Спасителя. Это чудо казалось нереальным. Даже люди церковные, сомневаясь, говорили: это невозможно - восстановить такой Храм. А Храм стоит, и золотые купола его, возвышающиеся над Москвой, убедительно свидетельствуют о том, что сила Божия в немощи совершается, что при нашем посильном участии, при нашем соборном общем делании можно сделать невозможное…
М
инувшие годы, конечно, были нелегкими для России, для ее народа, для Русской Православной Церкви. Многое приходилось делать впервые, заново. Почувствовав свободу, наша Церковь не только стала восстанавливать порушенные храмы и монастыри. Получили развитие социальное служение Церкви, благотворительность, взаимодействие Церкви и Армии, духовное образование и просвещение, нравственное воспитание людей. Весь этот комплекс проблем, который приходится решать Церкви, – дело трудное и ответственное. Во многом была прервана традиция. Был создан ряд синодальных отделов по основным направлениям, и с Божьей помощью дело продвигается. Но как говорит Святейший Патриарх, главное - не просто восстановить храмы в былом великолепии и красоте, главное - восстановить искалеченные атеистическим воспитанием души человеческие… За десятилетие безбожия образование в нашей стране стало не просто светским, но атеистическим. И даже в последние годы, когда в школе уже не преподают основ марксизма-ленинизма, образование, по сути, остается атеистическим, т.к. продолжается намеренное навязывание учащимся антирелигиозных идей и утверждение монополии материалистического взгляда на мир. Церковь считает такую «светскость» недопустимой.
 Человек свободен выбирать, какую религию ему исповедовать и исповедовать ли вообще, поэтому мы говорим не о преподавании в школах Закона Божьего, но о введении предмета «Основы православной культуры», поскольку для большей части Российской Федерации Православие является культурообразующей религией. К сожалению, пока решить этот вопрос не удается. Слишком большое сопротивление оказывают атеистически настроенные наши сограждане.
 В этом смысле задача средств массовой информации, особенно церковных, очень важна. Потому что без духовного просвещения, без знания своей истории, основ православной культуры, не говоря уже о серьезном воцерковлении, трудно надеяться, что следующие поколения, да и наши современники смогут получить правильные духовные ориентиры. А без этого жить сегодня уже невозможно.
 И
сколько бы мы ни говорили об экономическом возрождении России, о целях и задачах, которые стоят сейчас перед обществом, ясно одно – без духовного стержня, без духовно-нравственной основы невозможно надеяться на благодатные перемены в обществе.
 П
о сути дела, идет духовная борьба, и мы с Вами прекрасно видим, что в сознании современных людей совершаются большей частью негативные изменения. Благодаря сильнейшему воздействию СМИ происходит подмена нравственных и моральных ценностей. Жестокость и безнравственность – все, за что еще в недалеком прошлом человек подлежал уголовной ответственности, сейчас не только не вызывает публичного порицания общественности, но, напротив, активно пропагандируется и становится чуть ли не нормой поведения. При этом адепты современной новой морали ссылаются на так называемые права человека. Но при этом забывают, что права человека выдуманы не самим человеком, а дарованы нам Богом и Богом они определены. Нет в мире религий, призывающих людей к распутству и насилию. Мы обязаны препятствовать распространению культа жестокости и безнравственности и опираться в этом должны на исконные традиции нашего народа.
 Я хочу сказать о некоторых, на мой взгляд, самых больных проблемах нашего общества. Кое-какие из них мы должны решать путем принятия государственных законов. Но есть такие, которые эффективно можно решить, лишь апеллируя к законам внутреннего устроения человеческой души. К ним в первую очередь я бы отнес вопросы личной и семейной нравственности.

- Это действительно так. Если проанализировать ту многотысячную почту, которую получает наша газета, то становится очевидным – наш народ начинает просыпаться от летаргического сна, начинает задумываться о своих исторических корнях, начинает возвращаться к вере своих предков. К сожалению, «к вере отцов» только в редких случаях. И человек с изумлением открывает для себя Мир Божий. Многие не могут сдержать этого изумления и выражают это в восторженных письмах, не всегда выдержанных,что называется, «в стиле», но идущих от самого сердца. Особенно много писем от заключенных. Это люди, которые пострадали по своей вине, и Господь открывает им, может быть, скорее, чем другим, Истину…

- Мне кажется, вот еще что нужно понять: у Церкви и Государства действительно есть общие задачи. Еще в середине восьмидесятых годов наш будущий Патриарх писал М.С. Горбачеву: «…У Церкви и Государства есть общие задачи. Ибо исторически Русская Церковь всегда была со своим народом в радостях и испытаниях. Вопросы морали и нравственности, здоровья и культуры нации, семьи и воспитания требуют объединения усилий государства и Церкви, равноправного союза, а не подчинения одного другому…»
 Нужно возродить симфонию Государства и Церкви, мы должны тесно взаимодействовать. Возьмем семью, где есть отец, мать, дети, где постоянно проявляется забота о благе близких. Так и государство должно оберегать нашу Мать – Церковь, чтобы она могла духовно воспитывать своих чад, которые должны быть достойными гражданами земного Отечества.
 И
как это на первый взгляд не прозвучит слишком сурово, для некоторых наших граждан, для того, чтобы оздоровление нашего общества шло эффективно, нужно ввести духовную цензуру. В нынешних условиях это просто необходимо. Слишком уж далеко зашло. Надо добиваться, чтобы на государственных каналах была установлена цензура, регламентирующая и контролирующая время показа фильмов, в которых присутствуют сцены насилия и эротики, как это практикуется во всех цивилизованных странах. Более того, перед показом подобных фильмов должна появляться заставка, информирующая телезрителей о том, что несовершеннолетним этот фильм смотреть не рекомендуется.
 В
последнее время средства массовой информации и так называемая массовая культура нередко становятся орудиями нравственного растления, пропагандируя и воспевая сексуальную разнузданность и половые извращения. В предлагаемой печатной и видео-продукции, а также в Интернете общедоступной оказывается всевозможная порнография. Все это способствует подавлению и извращению духовно-нравственного начала и низводит человека до уровня животного. Мы осознаем, что в одночасье полностью искоренить эти явления невозможно, но нужно добиваться хотя бы запрещения массовой пропаганды и продажи подобных вещей лицам, не достигшим совершеннолетия.
 Тот же митрополит Филарет (Дроздов) говорил, что не может быть достойным гражданином Небесного отечества тот, кто недостойный гражданин Земного отечества. У нас – огромное поле совместных трудов. Нужно объединить усилия и вместе заботиться о настоящем и будущем нашей Державы.

- Совсем недавно на торжествах, посвященных 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского, мы с Вами были свидетелями, когда Святейший Патриарх, стоя в Сарове рядом с президентом России, говорил: «Мы сможем создать Святую Русь». В Дивеево Святейший обратился к народу со словами: «Мы вместе возвращаемся на свой исконный путь…». Это мне кажется глубоко символичным. И здесь, наверное, уместно будет вспомнить еще одни его слова, сказанные в 1992 году на освящении памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию: «…отныне во главе всех процессов в России должна стоять духовность…».

- Обязанность христианина принимать эти слова к действию, занимать активную жизненную позицию. Я в этом глубоко убежден. Принимать активное участие в созидании духа мира и согласия. Это наше общее призвание. Каждый христианин должен быть той малой частью закваски евангельской, о которой говорит Господь, она квасит все общество.
 И
сама наша личная жизнь должна свидетельствовать, что мы христиане. Наши дела и поступки. И, скажем, то дело, которым вы занимаетесь, издавая десять лет «Русь Державную» в невероятно сложных условиях. Но удивительным образом газета выходит и доходит до сознания и до сердца читателя. И я уверен, что «Русь Державная» создает атмосферу христианской терпимости, милосердного отношения к людям, воспитывает в людях способность сострадать и сопереживать, поддерживает человека в трудностях, разделяет с ним радость…
 Все евангельские заповеди, о которых мы слышим во время богослужений с церковных амвонов, должны выходить за церковную ограду с помощью средств массовой информации.
 С
егодня отношение к слову у людей подчас недоверчивое. Потому что многие слова стали использоваться, как заезженные штампы. О духовности сегодня кто уже и что только не говорит и что только не вкладывает в это понятие. Но есть в Евангелии слова: «…не всякому духу верьте…».
 Н
о наше слово должно быть, как сказано: «…слово со властью приправлено солью…». Господь говорит: «Вы свет миру и соль земли…». В чем это должно заключаться? В образе жизни, образе мыслей и конкретных делах. Не только в личных отношениях, но и хочу еще раз подчеркнуть – в активной жизненной позиции. Мы должны сами привносить в жизнь что-то доброе, заповеданное нам. То сокровище, которым мы обладаем, мы обязаны этим сокровищем делиться. Как сказал Господь: «…даром получили, даром отдавайте…». И только так, в единстве клира и мирян, в общем соборном делании – залог нашего общего успеха.
 М
не бы хотелось сердечно поздравить Вас как главного редактора, инициатора создания «Руси Державной», на плечи которого ложится основная тяжесть по изданию, привлечению авторов, а среди них многие – это гордость нашей страны. И она действительно сегодня – народная православная газета, каждый номер которой с нетерпением ждут читатели. Она мне близка не только по содержанию, но даже и по названию… Содержание газеты отвечает запросам времени, времени сложного, лукавого, противоречивого, но тем не менее времени надежд… И эти надежды мы должны оправдать своим личным посильным участием в общем соборном делании, которое нам заповедано. И я уверен, что с Божьей помощью по молитвам новомучеников и исповедников российских при благословении Святейшего Патриарха «Русь Державная» будет еще много лет исполнять свою особую миссию: просвещать, давать объективную информацию о жизни Русской Православной Церкви, помогать людям сориентироваться в нашем непростом бурном житейском море, давать людям возможность и способность отделять главное от второстепенного, помогать «людям осознать, что есть действительно единое на потребу...». И способность отделять временное от вечного, мнимое от подлинного и безошибочно выбирать приоритеты в жизни – это мне кажется одна из главных задач газеты «Русь Державная».

- Благодарю Вас за добрые слова. Хотелось бы затронуть еще один важный вопрос. Посмотрите, как за это десятилетие изменился народ наш. Такие слова, как «православие, вера, державность, патриотизм» - их совсем еще недавно старались не употреблять. Сегодня выросло целое поколение молодых, убежденных, глубоко верующих людей. Наверное, можно надеяться, что и во властных структурах изменится со временем это соотношение - и все большее число православных людей придет к управлению государством. Пока же они в меньшинстве и не могут существенно влиять на общественные и политические процессы.

- Я думаю, здесь духовной поддержкой им будут слова Спасителя: «Не бойся малое стадо». Пусть их не так много в органах власти, но «свет во тьме светит, и тьма не объяла его…». Это дает основание надеяться. Я думаю, каждый христианин призван к свидетельству того, что наша Церковь жива и действует… Несмотря на трудности, несмотря на поток всяких псевдорелигиозных объединений, несмотря на все зло и неправду, которые нас окружают. Господь создал Церковь, которую врата адовы не одолеют. И не нужно бояться трудностей. Нужно каждый день делать то, что должно. И Господь, видя искренность наших намерений, наши конкретные дела, будет помогать нам совершать эти, может быть, небольшие, но очень важные шаги.
 Вера без дел – мертва, сказано апостолом Иаковом. А ведь зачастую православные люди занимают позицию стороннего наблюдателя: Господь Сам все управит. Но именно от каждого из нас зависит, что будет сегодня, завтра. Я могу совершенно уверено сказать, что будущее России - во взаимодействии, способности консолидировать здоровые силы, противостоять злу, греху и неправде, в способности выработать иммунитет духовной защиты от всего, что на нас наваливается со всех сторон. И я думаю, мы можем противопоставить этой розни мира сего свою твердую веру, нелицемерную любовь и непоколебимую надежду.

 - Спасибо, Николай Иванович, за интересную и содержательную беседу. К сожалению, мы не смогли вместить в нее многие важные аспекты взаимодействия Церкви и Государства. Надеюсь на продолжение этого разговора и приглашаю принять в нем участие и наших уважаемых читателей.

Беседу вел Андрей Печерский

Назад

от 18.09.2020 Раздел: Октябрь 2003 Просмотров: 341
Всего комментариев: 0
avatar