Добавлено:

«На страже интересов государства и человека»

Из выступления заместителя Генерального прокурора РФ А.Г. Звягинцева на открытии XV Рождественских чтений

История российской государственности свидетельствует о том, что во времена потрясений и перемен, определявших выбор пути нашего Отечества, особую роль в этом процессе играли именно Русская Православная Церковь и Прокуратура, стоявшие на страже интересов государства и человека.

На протяжении нескольких исторических эпох Русская Православная Церковь и Прокуратура плодотворно сотрудничали в деле формирования такого мировоззрения, в котором объединялись правопослушание и следование «золотым правилам нравственности», заложенным в десяти заповедях Господних. Примечательно, что одним из постулатов, направлявших деятельность Прокуратуры, было высказывание знаменитого московского митрополита Филарета: «Низко преступление, а человек достоин сожаления».

Строгость и гуманность – вот те два краеугольных камня, тот фундамент, на которых строилась и держалась Российская Прокуратура.

Защита интересов каждого гражданина и всего государства – два основополагающих принципа, к которым стремились и стремятся поколения российских прокуроров.

Опора на эти основы, следование этим принципам, на мой взгляд, и сегодня должны объединять служителей Церкви и работников Прокуратуры в их усилиях...

Поэтому мы должны быть едины в стремлении взывать к «человеческому в человеке» и объединять свои усилия для восстановления и укрепления духовных и нравственных начал жизни...

В социологии есть такое понятие – аномия. Так называют время, когда в обществе происходит падение престижа права. Когда законы и общепринятые нормы перестают оказывать воздействие на поведение людей. Аномия возникает тогда, когда все больше и больше людей проникаются мыслью, что свои права они не могут реализовать правовыми способами. Когда окружающая реальность буквально побуждает к «двойной морали», вынуждает искать обходные пути для удовлетворения даже насущных нужд. В такие времена происходит переоценка всех ценностей и стереотипов поведения, жизнь общества перестает регулироваться правом, а само оно распадается на корпоративные группы, в которых действует своя мораль, складываются свои ценности. Разумеется, в такое время стремительно растет разгул, коррупция…

Недавно проводился социологический опрос, в ходе которого людям задавали вопрос: можно ли поступиться моралью ради того, чтобы разбогатеть? Среди пенсионеров только 21 процент согласился на то, чтобы их дети поступились моральными принципами ради того, чтобы стать богатыми. А 59 процентов убежденно ответили: пусть их дети будут бедными, но честными.

И совершено противоположная картина среди молодых. Только 28 процентов считают, что моральными принципами ради богатства жертвовать нельзя. А 54 процента готовы поступиться моралью и соображениями нравственными, если это потребуется для собственного обогащения.

Вдумаемся в эти цифры! За ними целые поколения, готовые на все ради того, чтобы нечестным путем выбиться в люди, войти во власть. Но в России, в бездуховные времена деньги и власть в обнимку с узилищем или смертью всегда ходили. Ведь между готовностью переступить через мораль и готовностью совершить преступление стоит очень маленький барьер. Одно неминуемо тянет за собой другое. Эта истина хорошо известна каждому правоведу. Право – это всегда минимум морали. Когда нормы нравственности не в состоянии справиться с ситуацией, начинает работать право. И чем ниже в обществе нравственный порог, тем выше правовой нигилизм, тем больше беззакония, тем сложнее законоприменение.

Право и мораль – это сообщающиеся сосуды. Поэтому, готовность к бесконечным моральным компромиссам – это та же эмоциональная и умственная ограниченность, некая тупость, которая очень часто становится предпосылкой жестоких насильственных преступлений.

И здесь хотелось бы сказать вот о чем. Не будем преуменьшать сложности нашего нынешнего состояния. Это всегда чревато. Ведь «нет человека, – сказано в Библии, – который не согрешит». Люди не идеальные существа, природа человека такова, что он, человек, без усилий усваивает эгоистические, а порой еще более низкие истины. Если эти представления берут верх, если им не противопоставлены иные, более высокие идеалы, общество погружается в насилие, безответственность, обман, серость. В нем воцаряются не только жестокость и хамство сильных, но и общая тоска, раздражение, постоянное ожидание худшего. Такое общество обречено на застой и хроническое гниение. Его будущее – это та самая темная банька с пауками по углам, которой пугал нас один из самых страшных героев Федора Михайловича Достоевского, небезызвестный вам Свидригайлов. Это общество – легкая добыча соседей и конкурентов. Вот почему во все века люди искали способы ограничения самых примитивных, только биологических мотивов поведения человека. Конечно, величайшим подспорьем для них были Божественные откровения, заповеди, данные нам свыше, перед которыми Закон на цыпочки встает. В этих истинах выражена мудрость и милость Господня, и нам надлежит следовать им, пытаясь в меру сил постичь их глубину и величие…

Русские мыслители всегда понимали это. Они не верили в силу и успешность внешних реформ без душевного и духовного совершенствования человека. «Если внутри смутно, нечисто, злобно, жадно, скверно, то не поможет никакая внешняя форма, никакой запрет, никакая угроза, никакое «избирательное право», – писал известный русский правовед, философ Иван Александрович Ильин. Выступающий передо мной уважаемый академик Никандров уже ссылался на авторитет Ивана Александровича. В своем выступлении я позволю себе еще не раз обратиться к наследию и мудрости этого мыслителя, прах которого с чужбины в Россию мне довелось переносить осенью 2005 года вместе с присутствующим здесь Министром культуры Александром Сергеевичем Соколовым.

И не только поэтому, а еще и потому, что я продолжаю изучать его огромнейшее наследие и писать о нем, ибо именно Ильин – провозвестник грядущей России, сформулировал, так называемые, «аксиомы правосознания», что напрямую относится к теме нашего заседания. Их три: чувство собственного достоинства; способность к самообязыванию и самоуправлению; взаимное уважение и доверие людей друг к другу…

«Народ изголодался по свободному порядку, по мирному труду, по собственности и национальной культуре. Не хороните его преждевременно! Придет исторический час, он восстанет из мнимого гроба и потребует назад свои права!» – пророчески замечал Ильин. И при этом подчеркивал: «России необходимо поколение прозревших и перевоспитавших себя правоведов, которые сумели бы начертать и осуществить программу верного социального воспитания – воспитания в массе нормального субъекта права». К великому сожалению, таких правоведов, разумом и верой исполненных, нашему Отечеству сейчас ох, как не хватает!..

Прошлое и сегодня порой прямой наводкой стреляет в день сегодняшний. Но надо ли нам, живущим сегодня, стрелять в прошлое? Скажу однозначно – нет! Из ошибок прошлого нужно делать только выводы, дабы не превратиться опять в манкуртов, не помнящих имени своего и родства. Не погрязнуть бы нам в междоусобицах и противостояниях, ибо при согласии и малые дела множатся, а при его отсутствии и большие гибнут. Это надо всем нам хорошо усвоить. Как и то, что уважаемая и немного хромоногая госпожа история, хотя всегда и косит в сторону власти, но она в то же время очень охотно пишет роковые письмена тем, кто с ней не считается.

Россия не раз начинала с чистого листа, не раз она видела политиков, которые, ублажая собственные амбиции, взваливали на свои слабые плечи непосильное бремя власти.

Сегодня ситуация иная. Господь, может быть, первый раз за долгое время улыбнулся России. У нас сильная власть, которую поддерживает народ. Мы можем открыто мыслить, воинствующий атеизм остался в прошлом, мы ясно знаем, что правовое воспитание может быть только воспитанием нравственно-правовым. И мы должны воспользоваться всеми этими благоприятными обстоятельствами. Для того, чтобы создать новое правосознание «дoлжно увидеть духовную свободу, как предметную цель права и государства… воспитать в русском человеке свободную личность с достойным характером и предметною волею». Так писал Ильин.

Думаю, что довольно химер, и коммунистических и рыночных, довольно обманов и самообманов. Мы знаем наши слабости, видим недостатки. И пока перевозчик Харон возит через Лету тысячи загубленных душ, мы, будучи в ответе перед потомками, обязаны действовать мудро и ответственно. За нами наши предки, чью веру мы не можем предать.

И как же не вспомнить здесь нашего современника, самобытного писателя и человека Василия Макаровича Шукшина, который с удивительной проникновенностью сыграл роль человека, нашедшего в себе силы продраться от тьмы к свету, возродил собственную душу, потянувшуюся из преступного смрада к добру и человечности. Помните, как он сказал? «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку. Помни это. Будь человеком».

Вот так и сказал он. Как просто. Но как верно.

от 25.11.2024 Раздел: Февраль 2007 Просмотров: 824
Всего комментариев: 0
avatar