Добавлено:

На святой Воронежской земле

Беседа с митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием

— Ваше Высокопреосвященство! Я вспомнил сейчас начало служения Его Святейшества, а именно 24 мая 1992 года, когда в Россию после многолетнего перерыва был перенесен из Иерусалима от Гроба Господня Благодатный Огонь, и на освящении памятника равноапостольным Кириллу и Мефодию Святейший Патриарх произнес слова, которые запомнились мне на всю жизнь: «…во главе всех процессов в России должна стоять духовность…».
 Можно ли сказать, что наше Отечество двигается в этом направлении?
 
— Реализовывать это направление, внедрять в нашу жизнь очень трудно. Государство говорит, что это не его забота, хотя это прямая задача государства, без ущемления прав человека. Воспитать человека нравственного – это забота государства. Это – забота семьи. А семью у нас довели до невозможного состояния.
 И то обстоятельство, что президент страны пытается подчеркнуть значение семьи и говорит об увеличении народонаселения — нам, русским людям, должно быть стыдно.
 У нас никогда ранее вопрос о народонаселении не стоял. Мы не от бедности, не от темности рожали много детей, а сознательно. Радость была в людях. И когда люди гибли за свободу своего Отечества — была печаль, но не горькая, а светлая…Погибали за правое дело. В народе хорошо было известно понятие – «христолюбивое воинство». Все понимали, что человек погиб за жизнь многих людей, как угодник Божий.
 Война — конечно, дело безнравственное, но нравственный долг восполнять население страны достигался путем воспитания в Церкви. А общество было не богаче, чем в настоящее время. А если вспомним годы лихолетий: после революции, до войны, люди рождались, население восполнялось. Несмотря на страх потерять жизнь, умереть с голоду…
 Воронежский край – благодатный: приезжай и работай на самой плодородной земле. Но для многих вопрос сегодня стоит по-другому: не нужен хлеб, молоко, мясо… Людям нужны денежные знаки. И люди, к сожалению, работают только ради этих дензнаков.
 Крестьянин до революции не заботился о том, чтобы обладать каким-то благосостоянием. Он заботился о том, чтобы семья была обута, одета, сыта и чтобы был хомут хороший, как и другие сельскохозяйственные орудия. На это нужны были деньги. Он не стремился сдавать куда-то излишки, он питался со своего двора…
 Сейчас психология у людей совсем другая. Люди не живут с того, что они производят. Даже те, кто работает в сельском хозяйстве, стараются как можно выгоднее продать произведенную продукцию, побольше денег выручить. Я не утверждаю, что это плохо. Но сам подход людей изменился. И это страшно. В этом приобретении, в этом стяжании нет конца и края, это тот крючок, единожды попав на который, человеку все время кажется мало, здесь нет предела.
 Мне кажется, что нужно сделать переоценку наших ценностей и не стремиться сразу и все иметь. Чтобы был труд, достойный человека, и чтобы человеку хватало на все необходимое. Когда президент говорил о 250 тысячах рублей за второго ребенка, то эти деньги не будут отдаваться наличными, это будут какие-то инвестиции в жизненно важные проекты: покупка дома, квартиры и т.д.
 Может быть, я говорю вещи непопулярные. Но с психологией потребительства мы никуда не попадем. Абсолютно. Конечно, после того, что мы ничего не имели в советский период, многим хочется все получить и по возможности сразу.
 Возьмем западное общество. У них ведь потребности гораздо меньше, чем у нас, в России. Они имеют маленький автомобиль, и им достаточно. Нам нужно большой и желательно несколько. Они имеют жилище, и им достаточно. Нам нужен огромный особняк, который надо наполнить доверху всем, чем только можно.
 Если это мы будем делать смыслом жизни — мы будем опустошенными. Здесь нужно быть очень осторожным, чтобы нас не поглотило всеобщее беснование процессом приобретения.
 Все вопросы, которые мы сегодня обсуждаем, тесно взаимосвязаны. Это и попытка размыть единство России, и духовно-нравственное состояние человека. Вопросы очень тонкие, деликатные. Но об этом Церковь должна говорить.
 — Многоуважаемый Владыко. Несомненно, не случайно в последние годы возникла идея преподавания основ православной культуры, которая вначале встретила даже некоторое одобрение у власти, затем откровенное противодействие со стороны минобразования.
 А ведь, наверное, именно эти знания могут помочь молодежи вырваться из окружения рекламы общества потребления, понять, почувствовать себя гражданином, патриотом своей страны, у которой богатая и славная история, многовековые духовные традиции.
– Эта идея должна продвигаться. Мне кажется, у нас сегодня есть все, чтобы добиться ее воплощения. И она уже получает его. Может быть, не так, как хотелось. И, наверное, каждый сейчас понимает, что изучение основ православной (или мусульманской) культуры еще не делает человека верующим. Там не преподается Закон Божий, Катехизис. Не дается ключ к пониманию того, чем же жила Древняя Русь, Россия, до XVII века, и что человеку нужно взять в нашу жизнь.
 Нельзя начинать жизнь с чистого листа. Человечество живет только тем, что оно нарабатывает. Это прогресс духовный, прогресс экономический, прогресс политический. И без знания основ нельзя сразу же войти в какие-либо суперсовременные технологии. Свою историю, культуру, духовность надо знать и изучать. Христос – всегда Один и тот же. Евангелие неизменно. И нельзя Его трансформировать, подделывать, подобно авторам «Кода да Винчи», под нашу жизнь, под наши грехи. Это уже не духовность, а грех, который приведет к погибели людей, общества в целом.
 Не нужно быть ханжами, лицемерами, но опыт, который существует с древних времен, его нужно брать, им надо пользоваться. В советский период мы были лишены такой возможности. И это порой создавало комические ситуации для высокопоставленных людей, которые, работая, допустим, в МИДе, ехали в Грецию и не знали, что такое православие, какое оно оказывает влияние на общество. Они часто попадали впросак, как дремучие невежды. Таких примеров была масса. Даже скандалы были международные.
 И вместе с тем, кроме образования, это дает основы нравственного воспитания. Это дает возможность формировать личность человека. Он сможет пользоваться этими знаниями в своей жизни. Если его потянет в Церковь – он будет верующим человеком. Но он может быть и совершенно невоцерковленным человеком, но лояльно относиться к Вере. Он может быть и неверующим, но он будет твердо знать, что есть историческое и духовное наследие, которое должно уважаться, без которого невозможна жизнь человечества и отдельной личности.
 Можно позволить себе быть неверующим человеком. Но общество неверующих людей приведет нас в тупик. Есть масса примеров, что люди-безбожники творят в мире. Я отношу к ним таких людей, как нынешний президент США, который Христа называет уже уважаемым философом. Конгресс запретил ему в рождественском поздравлении упоминать имя Христа. И мы ясно видим, что это политика атеиста, который заводит в тупик мир и ставит вообще на грань само существование человечества. А пройдет еще немного времени. Тогда что?
 Нравственные основы человека, какое бы положение он ни занимал, делают его морально ответственным за свои поступки, за свою семью, за общество, за государство, за мир в целом. Без этого мы не обойдемся. Есть в мире силы, не заинтересованные в том, чтобы в России поднимался авторитет Церкви (что, кстати, для Запада является нормой), чтобы поднималось в России национальное самосознание народа, поднимался международный авторитет России в мире. Все это их пугает.
 И они, используя не забытую еще риторику атеистических времен, говорят, что нам нужно быть свободными от всех религиозных воззрений. Кто хочет изучать основы Православия – пусть идет в Церковь.
 Это ложная установка, которая тоже ведет к трагедии. Это необходимо ясно осознавать. Мне кажется, что господин Фурсенко должен это понимать. И если он переживает за судьбу своего народа, он должен первым ратовать за то, чтобы ввести в систему образования основы православной культуры. Это не оправославливание нашего общества, а получение нормального мировоззрения.
 Наши сограждане, которые исповедуют ислам, у себя в республиках не только основы духовности изучают, а изучают ислам, причем основательно. Получая, видимо какие-то льготы и обещание в будущем исламизировать Россию, они, к большому сожалению, открыто выступают против преподавания основ православной культуры в школах. Кому это мешает?
 Если ваш ребенок исповедует ислам, его всегда можно освободить от этих факультативных занятий. Но лично я бы изучал, а также попросил бы православных в Татарстане, в Башкирии, в других «исламских» республиках изучать основы ислама. Потому что, проживая в этих республиках, надо знать, что является идеалом и нравственной, духовной основой для этого общества, для этого народа.
 Мы видим, что сегодня у народа огромный интерес к изучению основ православной культуры и не нужно отталкивать его, надо идти навстречу.
 В Воронеже действуют курсы по подготовке преподавателей основ православной культуры которые пользуются огромным спросом. За пять лет мы обучили полторы тысячи преподавателей.
 – Как Вы бы охарактеризовали, Владыко, взаимоотношения Церкви и государства в нашей стране?
– У нашей Церкви отношения со светскими властями традиционно нормальные и конструктивные.
 Общество, несомненно, нуждается в Церкви. Это не слова пожелания, это реальность. Мне кажется, что государство не должно бояться пускать Церковь в общественную жизнь страны. Не только на столичном уровне, а повсеместно. У нас много общих проблем. Существует много вопросов, которые мы можем разрешить только сообща. Церковь имеет такой инструмент влияния на общество, который, может быть, государственные власти и не имеют. Нужно использовать это по-хорошему, по-доброму. И может быть, государство не видит те проблемы, которые видит Церковь. И здесь наш опыт просто незаменим.
 На примере Воронежской области я скажу Вам, что наши совместные программы по работе с детьми, с престарелыми людьми, с наркозависимыми, алкоголиками приносят большую пользу. Широко отмечается в области праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, проводятся различные конкурсы. Всего не перечислить. Для совместной созидательной работы у Церкви и государства очень много дел. И дай Бог, чтобы это взаимопроникновение, уважение и понимание продолжало расти.
 —Человек будущего, гражданин России – какой он, с Вашей точки зрения?

 – Мне кажется, что человек будущего обязательно должен быть человеком религиозным. Без этого невозможно. Какой традиционной религии он будет придерживаться, это его выбор, только бы не разных новых течений, протестантских и иных прочих, потому что все они ведут к развалу личности.
 Человек должен иметь широкое образование. Быть здоровым физически и психически. Чтобы у него был мир в душе, была крепкая семья. Чтобы дети воспитывались здоровыми членами общества. Чтобы человек понимал знамения времени, какие-то политические тенденции своего правительства, соседних государств, чтобы он был всесторонне готов к любому повороту судьбы.
 Я всегда был патриотом, и тот патриотический настрой, который существует в народе здесь, в Воронеже, он дорогого стоит. Этот опыт, я думаю, надо изучать. Потому что здесь так бережно относятся к культурному, духовному, историческому наследию, что где бы в последствии ни жил воронежец, его неумолимо тянет в родные места.
 Эта земля, на которой я живу сейчас, – она святая. Потому что многие поколения людей жили здесь в вере и благочестии и дали стране и миру великих мужей Церкви и государства, которые своей жизнью доказали верность Православию и верность евангельской истине. А сколько здесь новомучеников! Жить здесь и нести свое послушание —это великая честь для каждого человека.

Беседу вел Андрей Печерский

от 28.03.2024 Раздел: Июнь 2006 Просмотров: 520
Всего комментариев: 0
avatar