Добавлено: 31.07.2025

На восток. К торжеству Православия над всею Азией

Размах в освоении восточных просторов России не имеет подобных примеров в истории человечества. Слишком заметно, что не только человеческие воля и усилия действовали в этом великом деле, но воля и сила Божии. Господь помогал, открывал русскому народу великие пространства от Урала до Тихого океана.

Первые масштабные шаги наши первопроходцы и первопоселенцы совершали преимущественно вдоль северной границы Евразийского континента. Всего за несколько десятилетий были открыты и обжиты земли от берегов Енисея до Тихого океана.

В качестве иллюстрации приведем здесь небольшой отрывок из работы «Наше положение» знаменитого военного разведчика, генерала царской эпохи Алексея Ефимовича Вандама. Автор кратко обозревает начало освоения Сибири Россией и выход знаменитого первопроходца Василия Пояркова на Амур: «Напомним, прежде всего, что наши казаки перешли Урал в конце XVI столетия. В 1587 г. они основали Тобольск, в 1604 г. — Томск, в 1618 г. — Якутск и в 1638 г. — Охотск. Таким образом, первая линия нашего наступления к Тихому океану пошла по Крайнему Северу. При холодном климате и огромных расстояниях, расположенные вдоль этой линии селения терпели нужду во многом, особенно в хлебе, которого в Охотском крае нельзя было достать иногда на вес золота. Естественно поэтому, что, узнав от таежных тунгусов о существовании за Становыми горами никем не занятой страны, где люди пашут землю и разводят рогатый скот, наша вольница решила отыскать эту страну, поселить в ней русских хлебопашцев и снабжать хлебом Охотский край. Отправным местом разведок явился быстро развивавшийся благодаря звериным промыслам Якутск. Первая партия разведчиков, посланная из него в 1643 г., состояла из 100 казаков под начальством Пояркова. Поднявшись по Алдану, и пройдя более 400 верст по загроможденной дикими скалами пустыне, Поярков вышел к верховьям Зеи и по ней достиг величественного Амура. Обстоятельно разведав затем в течение двух навигаций бассейн этой реки от впадения в нее Зеи до Татарского пролива, казаки пошли из Амура в Охотское море и в 1646 г., полуживые от трудов и лишений, добрались до Якутска».

Эпоха первых царей из Дома Романовых ознаменована большими открытиями за Уралом. Собирание земель и народов под Царскую руку — так иногда характеризуют то героическое время. При Государях Михаиле Федоровиче, Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче сделаны важнейшие открытия, построены опорные города и поселения, проложены сухопутные дороги и морские пути, надолго определившие схему, рисунок расселения русского народа за Уралом. Семнадцатый век — эпоха, в которую Русь расширялась. В годы, когда активно осваивается Сибирь, русские поселяются на Кавказе. В середине XVII века под руку Православного Царя возвращается часть Киевской Руси — вспомним Богдана Хмельницкого и Переяславскую раду в 1654 году.

В освоении Сибири наиболее полно раскрывается характер и сила Русского Царства. Бурная героическая эпоха новых открытий, которая уже вряд ли когда-то повторится в истории нашей страны. За короткое по историческим меркам время Россия прошла всю Сибирь, ставя здесь новые города и поселения, храмы и монастыри.

Уже в первой половине XVII века появился русский город Якутск — крупный опорный пункт на северо-востоке, на пути к Океану. Основанием Якутска принято считать всё-таки не 1618-й год, как в работе процитированного нами генерала Вандама, а — 1632 год. Тогда служилым человеком Петром Бекетовым был заложен Ленский острог. Петр Бекетов — выдающийся человек, основатель нескольких сибирских городов, среди которых Якутск, Чита и Нерчинск. Роль этого царского слуги постепенно осознается потомками. Бекетову возводятся памятники, посвящаются поэтические произведения, научные биографические исследования. Благодаря стараниям этого знаменитого сотника значительная часть Восточной Сибири со своими местными племенами и народностями добровольно вошла в состав России. Якуты, эвенки, буряты — приняли русских, русскую культуру и веру и стали как бы младшими братьями большой православной семьи — России. Во многом это происходило благодаря дипломатическим талантам Петра Бекетова. Основанный им Якутск стал главной опорной точкой Восточной Сибири. Отсюда, из Якутска в дальнейшем выходили экспедиции русских первопроходцев к северо-востоку, к океанским берегам.

Примечательно, что за год до основания Якутска на реке Лене появился острог, названный Усть-Кут. Этот острог сыграл большую роль в освоении восточных просторов России и ее морских берегов. Однако об Усть-Куте и его основателях говорится в исторических работах гораздо меньше, чем о том же Якутске.

В районе будущего Усть-Кута русские первопроходцы оказались еще в 1620-х годах. В летописях сообщается, что казачий десятник Василий Бугор неподалеку от впадения реки Кута в Лену поставил в 1628 году зимовье. Через три года в эти места прибыл отряд под командованием атамана Ивана Галкина. Казаки в стороне от зимовья Василия Бугра нашли более подходящее место и построили острог, который и стали именовать в соответствии с географической особенностью поселения, устроенного рядом с устьем реки Кута. Усть-Кут быстро развивался и также как Якутск стал выполнять роль отправного этапа для походов русских первооткрывателей на Север, к берегам Тихого и Ледовитого океанов.

Известно, что знаменитый атаман исследователь Приамурья Ерофей Павлович Хабаров, пришедший с Русского Севера, из Устюжского уезда, основал в Усть-Куте солеварню, развил здесь промышленность, чем дал немалый импульс росту поселения.

Именно в Усть-Куте строились казачьи суда — дощаники, на которых по Лене казаки двигались на восток. Экспедиция Витуса Беринга тоже строила свои корабли в Усть-Куте. Даже в советское время в этом небольшом речном городке работал судостроительный завод — Осетровская судостроительная верфь, которая производила металлические суда для речного пароходства, созданного там же в Усть-Куте.

По оценкам ряда экспертов, в перспективе именно район Усть-Кута, а также берега Лены вплоть до Якутска могли бы стать главной опорной площадкой России в развитии наших северо-восточных земель. Есть версии, что именно в этих местах следовало бы создавать так называемую Восточную (Арктическую) столицу России. Третья столицы нашего государства наряду с Москвой и Санкт-Петербургом.

Знаменательным событием в пути Руси на восток стал выход русских людей к Тихому океану. В 1639 году отряд казаков во главе с Иваном Москвитиным совершил то, что навеки вошло в историю нашей Родины и героического освоения сибирских просторов. Казаки открыли побережье моря, названного впоследствии Охотским. Исследовали новую местность, занесли на карту…

О казаке Иване Москвитине известно не так много. Однако имя его знакомо каждому, кто интересуется историей нашего Отечества. Иван Москвитин был помощником атамана Дмитрия Епифановича Копылова. Копылов привел свой отряд из Томска в Якутск. В 1638 году Копылов узнал от какого-то эвенкийского шамана, что с реки Алдан есть выход к морскому побережью. В этом направлении, по пути, описанному эвенком, был отправлен отряд отважного казака Ивана Москвитина. Через суровую тайгу, стремительные реки пробирались казаки к Океану. Берега океана в тех местах скалистые, труднодоступные. Казаки добрались до заветной цели. Океан распахнул свои бескрайние синие просторы перед русскими первооткрывателями. Иван Москвитин с казаками на сделанных собственноручно кочах прошли вдоль морского побережья, исследуя его и восхищаясь необычными и прекрасными видами, зверями и птицами, удивляясь тому, как щедро одаривает Господь Россию новыми восхитительными землями и морями, преисполненными всяческих богатств.

Немало русских имен вписано в историю Руси, устремленной к океану. Вот лишь некоторые из них: Иван Москвитин, открывший выход в Океан; Семен Дежнев, открывший пролив между Аляской и Чукоткой; Владимир Атласов, исследовавший и присоединивший Камчатку; Василий Поярков, первый вышедший к низовьям Амура, открывший реку Зею, исследовавший бассейн Амура; Ерофей Хабаров, который совершил большой поход по Амуру и привел в русское подданство местные племена.

Среди первооткрывателей сибирских просторов от Урала до Тихого океана были в основном казаки. Замечательно охарактеризовал их генерал Алексей Ефимович Вандам в своей работе «Наше положение»: «Казаки — эти красивейшие своей отвагой из всех рыскавших по еще молодой тогда и просторной земле человеческих хищников, с крестом на шее и несколькими зарядами за пазухой устремляются к Охотскому морю, с него на Камчатку, с Камчатки на Курильские острова, с Курильских на Алеуты, с Алеутов на никому, кроме русских, неизвестный американский берег. Бесстрашно носясь на сколоченных из подручного материала судах по волнам вечно сердитого и вечно кутающегося в холодную мглу Великого океана, они выписывают на бесчисленных островах его, мысах, бухтах и вулканах целый календарь православных святых…».

Наша советская историческая наука сформировала сугубо атеистическое и материалистическое представление о том, как русские осваивали Сибирь. Эти представления бытуют по сей день в немалом количестве литературы, посвященной данной теме. Однако глупо выглядит историк, который не видит, что превращение Сибири в неотъемлемую часть России проходило в теснейшем взаимодействии церковной и государственной власти. Православное духовенство совершало свой подвиг вместе и наряду с казаками-первопроходцами, со всем нашим русским людом, пришедшим обживать дикие зауральские просторы.

Из европейской части России в Сибирь направлялись выдающиеся архиереи, каждый из которых совершил немало подвигов во славу Церкви и России на сибирской земле. По молитвам сибирских архиереев, священников и простых православных христиан Господь много чудес являл ради укрепления верующих людей в Сибири. Были явлены и новые чудотворные иконы, которые навсегда вошли в историю Русской Церкви и Православия и по сей день остаются особо чтимыми в нашем народе.

При третьем сибирском архиерее Владыке Нектарии стала известной Абалакская икона Божией Матери. Митрополит Нестор (Анисимов) пишет: «Tpeтий архиепископ Сибири Нектарий из игуменов Ниловой пустыни, предсказавший царю Михаилу рождение царевича Алексия и бывший восприемником царевича от купели, управлял сибирскою паствою в течение 4-х лет, с 4-го февраля 1636 года по 4-е января 1640 года, и скончался в 1666 году. В его время в Абалаке, отстоящем за 25 верст от Тобольска, было в 1636 году многократное явление Пречистой Богоматери одной благочестивой женщине Mарии, из чего православные поселенцы Сибири вынесли твердое убеждение, что их страна не лишена особенных явлений благодати Божией и принята Царицею Небесною под чудодейственное покровительство. В ознаменование такого события архиепископ Нектарий соорудил в Абалаке храм и поставил там написанную по его мысли икону Знамения Божией Матери с предстоящими Св. Николаем Чудотворцем и Преподобною Mаpиeю Египетскою. Эта икона доныне служит неистощимым источником чудес и почитается как главная святыня Абалакского монастыря. Владыка Нектарий лично в 1639 году освятил основание г. Ялуторовска на месте татарского городища Явлатура. Он оставил по себе замечательное «Сибирское Письмо», служащее драгоценным памятником о состоянии в его время церковного учения в Сибири, и проникнутое пророчеством о торжестве Православия над всею Азией».

Владыка Нектарий Тобольский был крестным отцом самого Царя Алексея Михайловича Романова! Многие ли знают об этом дивном архиерее, уже прославленном Русской Православной Церковью? Всего несколько лет провел Владыка в Сибири, но успел многое сделать для этой прекрасной земли. Был он здесь и просветителем, и большим поборником нравственности среди сибирского населения, крепко боролся с пьянством в Сибири и немалых успехов достиг в этом деле. Матерь Божия во всем помогала святителю Нектарию. Пробыв четыре года в Сибири, святитель был отправлен на покой и уехал в свою любимую Нило-Столобенскую пустынь, где заботился о духовном росте братии и благоустройстве обители. Когда он скончался, отпевали его в Чудовом монастыре в Москве. И сам Царь Алексей Михайлович шел за гробом святителя до окраины столицы. Погребли архиепископа Нектария в Нило-Столобенской пустыни.

Святителя Нектария по сей день считают небесным покровителем Сибири. А его «Сибирское письмо» с пророчеством о том, что Православие восторжествует над всей Азией дает нам великую надежду, что современное дело укрепления Церкви и русской государственности в Сибири и на Дальнем Востоке еще принесет свои чудесные плоды.

Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
от 02.08.2025 Раздел: Июль 2025 Просмотров: 99
Всего комментариев: 0
avatar