Добавлено: 22.06.2025

Начало преображения Сибири

От Ермака до первого Сибирского архиерея

Новообретенная Россией земля Сибирская стремительно осваивалась нашим крещенным народом. Со славным походом Ермака в Сибирь был принесен русский православный дух, который стал укрепляться в этих местах, преображая их, превращая в истинную Русь Христову.

Сибирь не просто заселяли, делая это механически, искусственно и бездушно, как колонизировали, например, Америку. Сибирь преображали, превращали в процветающую часть России, дышащую Православием и Русским духом. Русские люди утверждались, укоренялись и жили полной жизнью во Христе на сибирских просторах.

Великое дело атамана Ермака мы зачастую рассматриваем с позиций сугубо военных, промышленных, экономических и вообще земных. Смотрим на этого выдающегося человека и его дела, глазами советских историков, утверждавших, что Ермак Тимофеевич был по сути своей наемником, выполнявшим волю «работодателей», крупных промышленников Строгановых, имевших свой экономический интерес на Урале и за его пределами. Однако мы порой забываем, что сам Ермак и его казаки были людьми глубоко верующими, искренне желавшими послужить Христу и России. Дореволюционный историк казачества Евграф Савельев в своем ценном труде «История казачества с древнейших времен до конца XVIII века» пишет, что казак Ермак Тимофеевич считал себя «борцом за православную веру, как и все казаки того времени, был всегда набожен, строг в соблюдении постов и обрядов веры. Строго наблюдая за нравственностью казаков и требуя от них целомудрия, Ермак перед каждой битвой или после победы всегда приказывал бывшим в его войске трем священникам и одному иеромонаху служить обедни и петь благодарственные молебны. Перед битвами его любимые слова были: «Когда Бог нам поможет, то одолеем врага»».

И если бы Ермак и его казаки не были людьми, верующими во Христа, людьми мужества и чести, то ни что не мешало бы славному атаману, разбившему остатки Орды за Уралом, самому объявить себя хозяином, князем Сибири. Но ведь Ермак Тимофеевич бьет челом Государю. Обращается нижайше к Царю Иоанну Васильевичу через своих послов и приносит ему в дар покоренное царство Сибирское. В конце XIX века этот исторический момент был изображен на полотне художника Станислава Романовича Растворовского. Масштабное полотно, написанное в 1884 году, называлось «Послы Ермака у Красного крыльца перед царем Иоанном Грозным». За эту картину Академическая комиссия присудила Растворовскому Большую золотую медаль и право пенсионерской поездки за границу.

Известно, что отправляясь за Урал, атаман Ермак взял с собой икону Святителя Николая Чудотворца. Источники сообщают, что еще перед началом похода в Сибирь в 1679 году атаман соорудил у реки Сылва часовню в честь Святителя Николая. В дальнейшем во всем своем пути Ермак имел походную часовню, в которой совершали богослужения шедшие вместе с войском атамана священники. Особо чтимой иконой там был образ Николы Чудотворца. С тех далеких пор Николая Угодника считают одним из главных покровителей Сибири и всего Востока Руси. Недаром в последующие века на сибирских и дальневосточных просторах выросло множество храмов, монастырей и даже сел и городов в честь любимого на Руси Угодника Божия. Николаевск-на-Амуре, Никольск-Уссурийский, деревни и села с названиями Николаевка, Никольское, Новониколаевка — посвящения святителю Николаю встречаются по сей день во множестве названий населенных пунктов восточных земель России. Даже столица Западной Сибири — Новосибирск — до революции именовалась Новониколаевск. В честь Русского Царя Николая Александровича Романова и в честь Великого Угодника Божия Николая Чудотворца, имя которого и носил наш Святой Царь Мученик, немало порадевший о Сибири.

Митрополит Нестор (Анисимов), просветитель Камчатки отмечал: «Первые пути в Сибирь для нашей православной государственности были в предшествии Св. Николая Чудотворца проторены самоотвержением благочестивых воинов и сопутствовавших им священнослужителей, имена которых, к сожалению, не сохранились в истории» (Историческая справка о православном просвещении в Сибири / [Камчат. миссионер иером. Нестор]. — Санкт-Петербург : Отеч. тип., [1910]. — 32 с.).

Еще Царь Иоанн Васильевич Грозный успел возложить духовное попечение о Сибирской земле на архиепископа Вологодского и Великопермского. С Вологды и Великого Устюга прибыли первые постоянные священники в земли новообретенной Сибири. Оттуда же, с Русского Севера, явились в Зауралье первые поселенцы — крестьяне и промышленники. Царская власть являла заботу о сибирских переселенцах, способствовала их укоренению. Владыка Нестор пишет: «Вслед за основанием городов Тюмени и Тобольска последовала царская грамота 3-го мая 1590 года, подтвержденная указом 1597 года, об устройстве быта переселившихся в Сибирь многих русских людей из Каргополя, Сольвычегодска, Устюга, Вятки и др.».

Стремительно прорастала Русь в Сибири. Всего несколько лет прошло с момента появления Ермака в Сибири, а уже возникает здесь первый русский город — Тюмень. Заложен город в 1586 году московскими воеводами Василием Сукиным и Иваном Мясным. Одновременно с закладкой города начинается строительство двух храмов — один в честь Рождества Божией Матери, другой — в честь Святителя Николая Чудотворца.

Вслед за Тюменью в 1587 году основывается русскими людьми во главе с воеводой Данилой Чулковым город Тобольск, который почти на два века становится столицей Сибири. Вместе с основанием города закладываются храмы. Сразу три церкви строились в новом граде — Троицкая, Вознесенская и Спасская. Об этом сообщается в различных источниках и, в частности, в трудах выдающегося исследователя протоиерея Александра Сулоцкого, который жил и служил в Тобольске в XIX веке и сделал много открытий в области истории Тобольска и Сибири.

Не стихийно и не безсистемно росли русские поселения в Сибири. Под рукой Русских царей, в русле мощной державной политики России Сибирь планомерно и последовательно созидалась на русский лад.

Изначально народ, прибывающий в Сибирь, селился преимущественно на большой территории, окружавшей первые города — Тобольск и Тюмень. С этой площадки русский люд перетекал дальше — на уже открытые и освоенные нашими первопроходцами земли к северо-востоку.

Какая сила двигала русским народом в покорении Сибири? Ведь всего за тридцать-сорок лет, прошедших с начала похода Ермака, на суровых сибирских просторах построено 13 городов и острогов. Помимо Тюмени и Тобольска возникли города: Пелым, Берёзов (1593), Сургут, Тара (1594), Нарым, Обдорск (1595), Кетск (1596), Верхотурье (1598), Туринский острог (1600), Мангазея (1600-1601). В 1601 году основывается город Томск, ставший крепкой опорой Руси в дальнейшем движении на восток. К первому десятилетию XVII века уже проложены и освоены надежные пути, по которым новые переселенцы пробирались в Сибирь. Главным образом шли «срединным путем» через Верхотурье. Были и более северные маршруты, использовался для военных, промышленных и миссионерских целей морской путь через Северный Ледовитый океан.

Строились и строились православные города в дикой Сибири. Строились не ради людской славы, а ради Христа и Славы Его. В молитвах своих Русь прославляла Бога на далеких и глухих зауральских просторах.

«Животворный свет христианства неудержимо разливался до Енисейска и Красноярска, оживляя русскую жизнь и разнося повсюду русский дух. В дни архиепископа Макария основан в 1631 году при впадении р. Куты в р. Лену Усть-Кутский острог, где в 1639 году была устроена первая соляная варница Ерофея Хабарова. А также заложен в том же году Братский острог против Падунского порога на р. Ангаре и, наконец, в 1632 г. покорены казаками якуты (cаxa) и заложен нынешний Якутск. Вce это водворение русского владычества в киргизско-якутском округе, бывшем уделом четвертого Чингисханова сына Тулая и его потомков, совершилось в предшествии Креста Христова, воодушевлявшего русских, героев к перенесению всяких трудностей», — пишет митрополит Нестор (Анисимов).

Всего лишь через двадцать лет после начала похода Ермака в Сибири появились первые монастыри. В Тобольске в 1601 году — монастырь в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, в Туринске в 1604 году — Покровский монастырь. Вскоре появляется Преображенский монастырь в Тюмени.

При первом Царе из Рода Романовых Михаиле Федоровиче в 1620 году учреждается первая епархия за Уралом — Сибирская. Центр епархии — в Тобольске.

Царь Михаил Федорович и его отец Патриарх Филарет писали тогда воеводе Тобольска: «И совершая свою пресвятую заповедь, которую Бог Слово изрек своими святыми устами — да проповедают во всех концах вселенной его святые заповеди и да просветят все концы земли крещением… да будет избран в нашу отчину, в Сибирское царство пастырь и учитель, дабы Божие слово и апостольское учение проповедовалось по всем городам».

Первым архиепископом Сибирским и Тобольским назначается владыка Киприан (Старорусенников), много потрудившийся впоследствии над просвещением сибирского люда, занимавшийся сохранением истории освоения Сибири русским народом.

Высокопреосвященнейший Киприан — личность выдающаяся и героическая. До поставления на Сибирскую кафедру был архимандритом и настоятелем Новгородского Спасского Хутынского монастыря. Во время его настоятельства шведы, пользуясь Великой Смутой на Руси, в 1611 году пытались отторгнуть Новгород от России. Отец Киприан вел переговоры со шведами. Во время переговоров был пленен и подвергнут зверским пыткам за то, что не соглашался на уступки супостату. Когда на Царский престол в Москве взошел Государь Михаил Романов, шведы отправили Киприана в Белокаменную, чтобы он походатайствовал о передаче Новгорода Швеции. Архимандрит Киприан, напротив, просил Царя и его отца Патриарха Филарета защитить Новогород и дать суровый отпор врагу.

Царь и Патриарх прониклись глубоким уважением и любовью к мужественному настоятелю Новгородского Хутынского монастыря. Назначение Киприана правящим архиереем на огромную Сибирскую епархию — это знак признания и почтения со стороны высшей церковной и государственной власти в России. Известен даже такой факт, что когда тобольский воевода Петр Иванович Годунов написал Царю об отсутствии у него нужных условий для постоянного размещения архиепископа Сибирского и Тобольского Киприана, от Царя пришло распоряжение переселить архиерея в роскошный дом воеводы. Этим распоряжением Государя подчеркивалось не только особое отношение к заслуженному архиерею, но и обозначалось, что правящий архиерей в Сибири имеет статус не ниже воеводы или в дальнейшем губернатора, а то и выше.

Владыка Киприан много сделал для обращения в Православие сибирских народов. Первый Сибирский архипастырь наладил духовную жизнь в новых землях, хорошо обустроил прежде существовавшие здесь монастыри, построил новые. Так, в Верхотурье владыка привел в должный порядок Николаевский мужской монастырь, перестроив его на новом месте. Здесь же открыл новую обитель — Покровский женский монастырь. Причем желающих принять монашество было довольно много.

Всего за короткий срок правления владыкой Киприаном было основано несколько монастырей. В 1621 году — Покровский монастырь в Верхотурье. В 1622 году там же перестроил Николаевский мужской монастырь. В 1623-м — Рождественский девичий в Енисейске. В 1624-м — мужской монастырь во имя Нерукотворенного Образа Спасителя и Пятницкий женский монастырь в городе Тара. Также было положено начало Невьянскому Богоявленскому монастырю при реке Нейве.

Владыка крепко заботился о нравственном состоянии своей паствы, расселившейся по обширной епархии. Вольные казаки, осевшие в Сибири, зачастую вели здесь непутевую, нехристианскую жизнь. Пьянство, воровство, бандитизм нередко наблюдались тогда в Сибири. Владыка Киприан успешно боролся с этим, сумев даже окончательно пресечь такое постыдное явление, как воровство и продажа женщин.

Большой заслугой Высокопреосвященнейшего Киприана стала забота о написании истории заселения Сибири, сохранении памяти о подвигах русских людей, осваивавших эти благодатные и суровые края. Владыка сумел разыскать и собрать уже постаревших товарищей легендарного атамана Ермака Тимофеевича. Расспрашивая их о грозных битвах и подвигах, он принялся за составление «Сибирской летописи». Беседы со старыми казаками, участниками славного похода Ермака позволили владыке составить Синодик Ермаковым казакам. По благословению архипастыря, ежегодно, в неделю Православия, в Тобольском Софийском соборе протодиакон возгласами вспоминал имена убитых ермаковых казаков с провозглашением им вечной памяти.

Уже с самого начала пути нашего народа за Урал, наших казаков-первопроходцев, самого атамана Ермака и его войска ясно просматривается крепкое единство церковной и государственной власти в сочетании с доброй народной волей, направленной на преображение Сибири, на ее превращение в прекрасный и процветающий край Святой Руси.

Особую заботу о православном миссионерстве в Сибири, об укоренении здесь русской культуры и русского духа являли Русские цари из Династии Романовых. Это мы видим уже с первых лет правления Государя Михаила Федоровича, видим на примере его отношения к Сибирскому архиерею, на том, с какой ревностью Царь подходит к делу православного просвещения Сибири и утверждения здесь Церкви Христовой.

Можно ли объяснить стремительность России в освоении новых земель лишь жаждой обогащения, или только экономическими, военными интересами России? Безусловно, фантастические природные богатства Сибири, ее выгодное географическое положение, открывающее выходы к двум океанам, к границам с азиатскими странами, к международным торговым путям — всё это представляло большой интерес для нашей Российской Державы и нашего смекалистого и трудолюбивого народа.

Даже невероятные возможности заготовки пушнины стали мощным стимулом к укреплению предприимчивых русских людей в Сибири. Пушнина — «мягкое золото» — существенно поправила состояние казны всего Русского Царства. Россия благодаря освоению Сибири в кратчайшие сроки стала доминировать на мировом рынке пушнины. Исторические источники показывают динамику развития пушного промысла в Зауралье. Так, сообщается, что в конце XVI века только из Мангазейского и Енисейского уездов вывезли около 1,5 тысяч шкурок соболей, а в 1629 году — уже 85 тысяч шкурок.

Масштабное развитие сельского хозяйства также дало сильный толчок к дальнейшему заселению и освоению сибирских земель. Оказалось, что вполне плодородные почвы Сибири, не смотря на лютые морозы зимой, позволяли собирать немалые урожаи, особенно в южных районах. Укреплялись земледельческие хозяйства. Ввиду затруднений поставок хлеба за Урал из европейской части России уже с начала XVII века Российское государство активно стимулирует хлеборобство за Уралом. Вообще, первые пашни, на которых стали выращивать зерно, появились еще в 1690-м году. Тогда по Указу Царя Федора Иоанновича за Урал с Севера из Сольвычегодска были направлены тридцать семей землепашцев, которые, как считается, положили начало хлеборобству в Сибири.

Уже к XVII веку из Сибири в европейскую часть России начались обильные поставки зерна и сливочного масла, так что к концу XIX века пришлось вводить специальный повышенный тариф на ввоз из Сибири этих продуктов, чтобы они не вытесняли на каких-нибудь московских, калужских или тамбовских рынках местные продукты.

Развивалось горно-металлургическое дело, ширилось строительство заводов. Появились солеваренные, винокуренные, медные, железоделательные заводы. Замечательная архитектура заводских зданий по сей день является культурным достоянием Сибири. Причем обязательно на территории каждого завода строили церковь.

Рыба, зверь, лес, недра — этими богатствами немало привлекала Сибирь людей деловых, смелых и решительных. Этими богатствами питалась и по сей день питается вся Россия. Несметные природные дары немало поспособствовали открытию русскими земли Сибирской. Царская власть умело и грамотно использовала все хозяйственные, экономические стимулы к переселению русского народа на просторы сибирские.

Но без Православия, без его созидающей, государствообразующей и культурообразующей силы не было бы у России никакой Сибири и ее великих даров. Православный дух немало двигал нашим народом, заселявшим сибирские просторы. Этот дух помогал обустраиваться и укореняться на новых местах, переносить тяжелейшие испытания и невзгоды, пробуждал осознание глубокого христианского смысла покорения сурового сибирского пространства.

В каждом остроге, каждом новом городе сразу же закладывалась часовня или церковь. Возносилась молитва Богу. Вместе с трудовым людом, военными и казаками шли в Сибирь священники, простые монахи, подвижники и молитвенники. Шли, чтобы на диких таежных просторах, среди отрогов Уральских гор и далеких сибирских хребтов, на каменистых берегах стремительных ледяных рек и чистых озер рождалась, цвела и благоухала наша дивная Родина — Русь Святая Православная.

Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
от 01.07.2025 Раздел: Июнь 2025 Просмотров: 253
Всего комментариев: 0
avatar